Понятие "компетенция" в науках психолого-педагогического цикла. Классификация компенсаций.
статья на тему

Все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Русский язык как учебный предмет имеет широкие возможности  для формирования компетенций школьников. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_kompetentsiya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «компетенция» в науках психолого-педагогического цикла. Классификация компетенций.

Впервые понятие «компетенция» в сфере образования появилось в Соединенных Штатах Америки в 70-х гг. прошлого столетия. В языкознании впервые термин был предложен Н. Хомским [Хомский 1992:47].

Понятие «компетенция» в российском образовании не является новым. В качестве термина оно стало употребляться в конце XX в. в педагогике, а также в области информационных и коммуникационных технологий.

В методиках преподавания иностранных языков этот термин используется давно и описан как со стороны структуры, так и содержания. Также установлены пути, методы и приемы  формирования  компетенций (Е.Д. Божович, И.Л. Бим, Е.А. Быстрова, Г.В. Клименко, В.Г. Костомаров, Н.М. Шанский, А.Н. Щукин и др.).

Включение этого понятия в методику обучения русскому языку как родному обосновано необходимостью теоретического обоснования целей и содержания обучения. В наши дни «компетенция» как понятие стало одним из ключевых в дидактике, что обусловлено его межпредметностью, особой метапредметной ролью и задачами обновления в образовании. Как считают специалисты: «в современных условиях язык компетенций более адекватен для оценки результатов образования» [Хуторской 2006].

Ученые отмечают, для того, чтобы раскрыть понятие «компетенция», надо разграничить его от синонимичного ему понятия «компетентность» [Хуторской 2003: 17]. О различии толкований этих терминов говорили давно, но и в наши дни не выработан единый взгляд на их толкование. Так, компетентность  владение определенными компетенциями. Ср.: Компетенция  необходимыекачества личности, взаимосвязанные между собой, «ориентированные на определенные предметы или процессы с целью эффективно действовать по отношению к ним»[Хуторской 2002].

В психологии И.А. Зимняя определяет компетенции как «внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [Зимняя 2006: 17].

В педагогикеИ.С. Сергеев, В.И. Блинов под компетентностью понимают:«…готовность к выполнению определённых функций»,  мобилизацию знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации…» [Сергеев, Блинов 2007:  23]. Е.О. Иванова считает: «…Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности … т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» [Иванова 2007]. В образовании под компетенцией понимают «заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью  уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [Хуторской 2006].

Компетентность требует необходимо  минимальный опыт применениякомпетенции. Это требование учитывается при разработке и создании учебников,  моделировании учебного процесса для того,  чтобы  иметь четкое представление о том, какие знания, умения, навыки, способы действия  нужно применять школьнику и в связи с какими школьными предметами.

В документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» отмечается, что компетентность, помимо когнитивной и операционно-технологической предполагает и мотивационную, и этическую, и социальную,  и поведенческую составляющие» [Стратегия модернизации содержания общего образования 2001:18]. Из вышесказанного следует, что компетентность обусловлена личными качествами учащегося, которые делят на группы:

– когнитивные или познавательные качества, которые предполагают умение находить причину непонимания явления, вопроса и др.;

– креативные или творческие качества,которые предполагают творческое мышление, способность иметь своего мнения и др.;

– оргдеятельностные качества, которые предполагают способность к обучению и рефлексии;

– коммуникативные качества, которые предполагают способность к эффективной коммуникации;

– мировоззренческие качества, которые предполагают способность к самопознанию [Стратегия модернизации содержания общего образования 2001 11–12].

Таким образом, в основе понятия «компетентность» положены разные основания: «психологические новообразования» [Зимняя 1991], «отчуждённые требования» [Шишов, Агапов 2005], «совокупность качеств личности» [Маркова 1974], «готовность действовать» [Сергеева 2010], «сплав знаний, умений, навыков и личностных особенностей школьника» [Иванов 2007].  В то же время большинство исследователей указывает на присутствие в его содержании умений, опыта и личностных качеств, из чего следует, что знания и умения учащихся обусловлены видом компетенции.

В научной литературе понятие «компетенция» отличается отпонятия «образовательная компетенция»: Образовательные компетенции соотносятся с видами деятельности, включенными в состав общеобразовательной сферы и учебного предмета, отражают предметно-деятельностный характер образования и обеспечивают реализацию поставленных целей [Быстрова 2003: 14].

В педагогике содержание понятия «образовательная компетенция» раскрывается через его структурные компоненты:

наименование;

тип в иерархии;

объекты действительности, в отношении  которых вводится компетенция;

социально-практическая и личнаязначимость (зачем нужна в обществе, для чего надо школьнику надо быть компетентным);

знания,умения и навыки, соотнесенные с кругом реальных объектов;

способы деятельности учащихся;

–необходимо минимальный опыт деятельности учащегося в области конкретной компетенции;

контрольно-оценочные материалы для определенияуровня сформированности компетентности ученика [Богданова 2007: 15].

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.

Образовательная компетенция это сумма взаимосвязанных знаний, умений, навыков и деятельностного опыта учащегося, необходимая для осуществлениясоциально-значимой, личностной продуктивной деятельности по отношению к объектам действительности [Лебедев 2004: 13].

Основой классификации образовательных компетенций являются:

– цели общего образования;

структурное представление социального и личного опыта;

виды деятельности ученика.

Образовательные компетенциипредставляют трехуровневую иерархию:

1.Ключевые компетенции.

2. Общепредметные компетенции.

3. Предметные компетенции [Лебедев 2004:15].

Ключевые компетенции соотносятся с общепредметным (метапредметным) содержанием образования; общепредметные – только с определенным кругом школьных предметов; предметные компетенции – только с одним конкретным предметом. Как видно, ключевые компетенции в образовании уточняются на уровне общепредметных и предметных компетенций для каждой ступени обучения.Ключевые компетенции универсальны, могут использоваться  в разных ситуациях, формируются на каждом предмете и должны быть у каждого обучаемого[Иванов 2007: 14].

Ключевые компетенции – «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [Иванов 2007: 8]. Данный тип компетенций – это универсальные средства, способы, методы, приёмы, необходимые для того, чтобы достичь значимых для человека целей. Таким образом, ключевые компетенции имеют«надпрофессиональный» и «надпредметный» характер и представляют собой основу любой деятельности человекаи способ социализации каждого члена общества.

Таким образом, ключевые компетенции характеризуются рядом существенных, основных для них признаков:

– универсальные ментальные средства, способы, методы, приемыдля достижения человеком основных для него целей;

– в большей или меньшей степени ими обязан овладеть каждый человек;

– они помогают при проблемных ситуациях иметь результат, решать проблему;

–определяются потребителями образовательных услуг и зависят от того, какие ценности в определенное время в конкретном обществе;

–приобретаются и реализуются  в ходе ценностной для члена общества деятельности.

Ключевыми компетенциями являются:

 ценностно-смысловые компетенции;

– общекультурные компетенции;

– учебно-познавательные компетенции;

– информационные;

– коммуникативные компетенции;

– социально-трудовые компетенции;

– компетенции личностного самосовершенствования [Зимняя 2006]. 

Первый вид компетенциинаправлен на обеспечение механизма самоопределения обучаемого в учебной деятельности и требует:

 умений формулировать собственные ценностные ориентиры в разных сферах учебной и не учебной деятельности;

–владения способами самоопределения в ситуациях выбора;

уметь самообразовываться на основе общепринятых норм и требований [Зимняя 2006:25].

Общекультурные компетенциипредполагают знание и опыт в сфере культуры; культурное познание и осмысление мира.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся реализуется посредством учебно-познавательных компетенций. Последние направлены на формирование навыков к самостоятельному обучению, умений определять цели деятельности и ее планировать, описывать ее результаты и формулировать выводы, демонстрировать свои результаты,решать учебно-познавательные задачи, уметь действовать в нестандартных ситуациях, владеть способами самооценки.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях и др.

Владение информационными компетенциями учащихся предполагает формирование навыков владения современными средствами информации и информационными технологиями, умение искать, отбирать и анализировать, сохранять информацию.

Коммуникативные компетенции учащихся предполагают владение всеми видами речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и формирование умений моделировать связный текст в устной и письменной форме, в том числе на иностранном языке, представлять его публично; формирования навыков:

–эффективной диалогической речи: (полемика, дискуссия);

–групповой, командной работы;

– эффективного общения в социуме разных культур и др. [Соколова, Рябинина 1999: 9]

Владение экономической грамотностью, реализация социальной активности личности, умение профессионально и социально самоопределяться в изменяющихся условиях современного общества, владение культурой трудовых и гражданских взаимоотношений предполагают формирование социально-трудовых компетенции.

Компетенции личностного самосовершенствования  предполагают саморазвитие всех сторон личности учащегося, формирование необходимых в современном мире человеку качеств, психологической устойчивости и этики поведения.

Ключевые компетенции объединяет  их социальная и личностная значимость и практическая ценность для обучаемого.

Общепредметные компетенции составляют знание о научной картине мира во взаимосвязи с другими формами ее представления (художественной, языковой и др.). Общепредметные компетенции ориентированы на все школьные предметы, образовательные области, и должны интегрировать их в общее целостное содержание. Компоненты общепредметного содержания составляют основу в системе общего образования.

Таким образом, общепредметное содержание общего образования «является обязательным компонентом образовательного стандарта, имеющим воплощение в каждой из его функциональных компонентов: в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ» и в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» [[Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2015:109].]. Оно является «необходимым и достаточным» для понимания и освоения школьниками окружающего их мира как единого и целостного. Главными компонентами общепредметного образования являются ключевые образовательные объекты, так как они фокусируют в себе единство познаваемого учениками мира.

Ключевые и общепредметные компетенции реализуются в содержании предметной компетенции и проявляются в предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной видах деятельности каждого ученика. Так, общепредметными компетенциями в школьном курсе русского языка являются способности использовать разнообразные лингвистические понятия, факты для решения задачи, требующей комплексного подхода и понимания обобщенных знаний,   методов, способов из других  учебных предметов.

Предметные компетенции в образовании считают «комплекс способностей предметной направленности, проявляемых обучающимся в процессе обучения по предмету». Предметные компетенцииявляются частными по отношению к ключевым и общепредметным компетенциям, формируются только в границах конкретного учебного предмета.

В Федеральном компоненте государственного общего образования по русскому языку обозначены три основные задачи школьного курса русского языка. Это формирование следующих видов компетенций:

– языковой,

– лингвистической,

– коммуникативной,

–культуроведческой [Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2015:127].

Языковая компетенция направлена на освоение школьниками системных знаний о языке и речи, формирование и совершенствование умений, соотнесенных с четырьмя основными видами деятельности: говорения, слушания, чтения и письма, обучение школьников нормам литературного языка, формирование умения использовать его языковые и образно-выразительные средства языка и речи [Быстрова 2003: 10].

Лингвистическая компетенция направлена на освоение сведений о языке, о его развитии, изменениях, роли и общественных функциях.

Коммуникативная компетенция предполагает формирование способности учащегося в области эффективной коммуникации. Основным умением, которое формируется в рамках данной компетенции, умение это умение создавать и воспринимать текст. Это предполагает освоение  таких понятий, как стили и типы речи, формирование умений и навыков анализа текста.

Ученые признают, что понятие коммуникативной компетенции шире и многообразнее. Оно включает в себя и владение системными знаниями о языке, различными способами взаимодействия с людьми, умения работать в группе и в коллективе в целом черезспособность овладеть различными социальными ролями.

Формирование культуроведческой компетенции предполагает освоение школьниками знаний о языке и культуре этноса, их взаимосвязи, овладение русским речевым этикетом.

Таким образом, все виды компетенций формируютсяна всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Несомненно, русский язык как учебный предмет имеет широкие возможности  для формирования компетенций школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...

Цикл занятий по психолого-педагогическому сопровождению кадет в период подготовки к экзамену

Актуальность психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ - трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ - 9 как форма экзамена появились ...

Межрегиональный интерактивный семинар "Создание оптимальных социальных и психолого - педагогических условий, как повышение возможности инклюзии детей с кохлеарными имплантами" Комитет образования и науки Курской области

Дифференцированные образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами с учётом возраста и новых возможностей слухоречевого развития.   http://schig52.mskobr.ru/conditions/korrekcionnaya...

«Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на уроках гуманитарного цикла».

laquo;Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с РАС на уроках гуманитарного цикла»....

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация...

Психолого-педагогическая классификация учащихся

Психолого-педагогическая классификация учащихся...