Психолого-педагогическая классификация
методическая разработка по психологии
Психолого-педагогическая классификация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая классификация. Реализация подхода от частного к общему
1. Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
возникла в результате критического анализа клинической классификафии с точки зрения применимости ее в пед. процессе, коим является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нар. развития речи.
Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом) для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей - такой подход требовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.
нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы:
1.нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи фонетические нарушения)
- ффн - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разл. реч. расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- общее недоразвитие речи - различные сложные реч. расстройства, при которым нарушено формирование всех компонентов реч. системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Фонетические нарушения (фн) - нарушения звукопроизношения в качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонем образования.
- недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития в зависимости от степени сформированности реч. средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
2. нарушения в применении средств общения: заикание, кот. рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
возможен и комбинированный дефект, при заикание кот. сочетается с общим недоразвитием речи.
2. Реализация подхода от общего к частному. Виды речевых нарушений
Опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды реч. нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм реч. нар., поэтому основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия реч. нар. С обусловливающим их материальным субстратом.
Она основывается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с эти патогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о реч. нарушении. так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.
В данной классификации ведущая роль отводится псих-лингвистическим критериям:
- нарушения устной речи
- нарушения фонационного оформления высказывания (дислалия - стойкое нар. произношения одного или неск. звуков речи при норм. слухе и сохранной иннервации арт. аппарата), (ринолалия - нар. звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное наличием анатомо-физиол. дефектов в строении арт. аппарата), (дизартрия - нар. произносит. стороны речи, обуслов. недостаточностью иннервации артикуляц. аппарата). (брадилалия/тахилалия - патологически замедленный/ускоренный темп речи), (заикание - нар. темпо-ритмической организации речи, обусловленная судорожным состоянием реч. аппарата). (дисфония/афония - расстройство фонации голосообразования)
- нарушение семантического оформления высказывания (алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие орган. поражения реч. зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка), (афазия - полный или частичный распад речи, обусловленный поражением реч. зон коры гол мозга)
- наруш. письм. речи (дисграфия - частичное нар. письма, обусловленное нар. или несформированностью высш. псих. функций, выраж. в стойких специфич. ошибках на письме), (дислексия - стойкое нар. процессов чтения, обусловленное нар. высш. псих. функций, выраж. в стойких специф. ошибках при чтении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Понятие "компетенция" в науках психолого-педагогического цикла. Классификация компенсаций.
Все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Русский язык как учебный предмет...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...
Психолого-педагогическая классификация учащихся
Психолого-педагогическая классификация учащихся...
Дистанционная психолого-педагогическая диагностика обследуемых от 5 до 18 лет - разработка комплекта диагностических материалов для дистанционной психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
комплект материалов (презентаций) для проведения психолого-педагогической диагностик обследуемых 5-18 лет в дистанционной форме по возрастам, классам, четвертям, уровням образования...
Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ
приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...