Изучение обособленных определений в школьной программе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Обособленные определения являются важной частью школьного курса изучения русского языка вследствие  частотности их употребления в устной и письменной речи. Данное средство рассматривается в теме, касающейся обособленных второстепенных членов предложения в программе 8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение обособленных определений в школьной программе

Обособленные определения являются важной частью школьного курса изучения русского языка вследствие  частотности их употребления в устной и письменной речи. Данное средство рассматривается в теме, касающейся обособленных второстепенных членов предложения в программе 8 класса. Обратимся к учебнику М.Т.Баранова и др., широко используемому в российских школах[1].

Учебный план отводит на изучение обособленных членов предложения  в целом 20 ч (18 + 2). Даннойтемой завершается изучение второстепенных членов предложения. В ней содержится обобщающий материал и происходит  своеобразный переход от простого, простого осложнённого к сложному предложению. Центральным вопросом становится пунктуационное выделение членов предложения в случае  их обособления.

Итак, обособление - это специфическое явление синтаксиса, которое связано с интонационными особенностями речи и выражаетдополнительные значения второстепенных членов предложения. Следовательно, при изучении темы со школьниками необходимо обращать особое внимание на интонирование предложений с обособленными членами, на выделение обособленных членов интонационно, на развитие их правильного восприятия.

Обособлениемв школьной программе называется интонационное,  смысловое и пунктуационное выделение второстепенного члена предложения. Важно объяснять ученикам, почему обособляются одни второстепенные члены предложения ине обособляются другие. Например, обстоятельства, выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами, и согласованные определения в конкретных позициях обособляются, а дополнения, как правило, нет. Это зависитот того, насколько тот или другой второстепенный член предложения близок по значению к сказуемому. Например, согласованные определения близки к именному сказуемому, они называют признак предмета. Ср.:Солнечный и тёплыйдень радовал обывателей. День былсолнечный и тёплый.В первом предложении прилагательные– согласованные определения, они стоят перед определяемым словом. Во втором эти прилагательные включаются в состав именного сказуемого. Сказуемое обычно стоит после подлежащего. Определение,если займёт место сказуемого, то есть будет стоять после определяемого слова, может приблизиться к немупо смыслу:День,||радовал обывателей.Такое определение выделяется интонационно, а на письмеобозначается запятыми. Ученики должны уяснить, что это и есть обособление.

Таким образом, степень сходства второстепенных членов со сказуемым, является прежде всего причиной их обособления. Точнее, причина обособления– это появление у члена предложения добавочного значения.

Отмечается два основных значения, ведущие к обособлению члена предложения:

1)степень близости к сказуемому (добавочное значение полупредикативности);

2)добавочное значение уточнения.

Например, в предложенииНебо, затянутое облаками, было тёмным обособлено согласованное распространенное определение. Оно стоит после определяемого слова и близко по значению и месту в предложении к сказуемому, то есть полупредикативно. Его можно заменить сказуемым:Небо было затянуто облаками и сумрачно.

В предложенииВетер гнал листья, сбивая их в кучиобособлено обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом. Деепричастие близко по значению к сказуемому, то есть полупредикативно. Его можно заменить глаголом-сказуемым:Ветер гнал листья и сбивал их в кучи.Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, называют второстепенными сказуемыми.

Добавочное значение уточнения также служит причиной обособления. Оно выражается в одноименных членах предложения, когда второй из двух членов предложения имеет более конкретное значение, уточняя значение первого. Чаще всего уточняющее значение встречается в обстоятельствах. Например в предложенииЗдесь, вдали от города, было ясно и суходва обстоятельства места, из них второе более конкретно по значению и имеет добавочное уточняющее значение. Это добавочное значение и является причиной обособления второго обстоятельства. Уточняющее значение могут иметь и другие члены предложения, например определения:Площадка покрытазелёным, подходящим для кортов, настилом. На окраине стоял небольшой, в два этажа, дом.

Добавочное значение обособленных членов предложения проявляется при определенных условиях. Такими условиями являются место в предложении и распространенность члена предложения. Распространенные определения, приложения и обстоятельства обособляются чаще, чем нераспространенные. Одиночные и распространенные определения обособляются, если стоят после определяемого слова, и обычно не обособляются, если стоят перед определяемым словом.

В учебнике основное внимание уделено именно условиям обособления.Изложение сведений об обособленных членах предложения начинается с материала об обособлении определений и приложений (§29), так как именно определения как второстепенный член предложения характеризуются близостью к сказуемому. Именно в этом члене предложения наиболее ярко выражены причины и условия обособления. Степень близости определения к сказуемому усиливается, если определение распространенное и стоит после определяемого слова. Правила обособления определений и приложений включают три пункта (см. с.134). Первое правило касается всех видов определений, относящихся к личному местоимению. Личное местоимение как часть речи не распространяется прилагательным и не способно образовать словосочетание (не существует словосочетаний типаумный он, талантливые они).В составе предложения любые определения, относящиеся к личному местоимению, максимально близки к сказуемому и всегда обособляются. Следующие правила касаются согласованных определений, которые обособляются: 1)если они стоят после определяемого слова (как бы занимая место сказуемого):Февральская метель,||,замела землю; 2)если отделены от него другими словами:Февральская метельзамела землю,||.||,замела землю февральская метель; 3)если выражают добавочное обстоятельственное значение:||,ребенок засмеялся.

Упражнения на правила обособления определений начинаются с выделения причастных оборотов,известного ученикам (упр.296)и наблюдений над интонацией, сопровождающей обособление (упр.298, 299). Последнее важно, так как обучает правильному чтению.

Остальные упражнения ориентированы на те или другие правила или содержат материал, который охватывает все основные правила.

Упр.300, 302, 303, 305, 308 включают правила обособления согласованных распространенных определений и приложений, основное внимание в них уделяется месту определения при его обособлении и распространенности.

В упр. 300 содержится сопоставление обособленных и необособленных определений, то есть закрепление правил обязательного обособления этого члена предложения.В 301 упр. сопоставляются обстоятельства со значением причины(От волнения он не сразу нашёл правильный ответ) и синонимичные им определения(Взволнованный, он не сразу нашёл правильный ответ). Обязательность обособления определений в этом упражнении объясняется и отнесенностью их к личному местоимению.

Сходство согласованного определения и приложения со сказуемым показано в упр.302-304. Это сходство доказывается преобразованием сказуемых, выраженных прилагательным или существительным в именительном падеже, в обособленные определения и распространенные приложения(Ветер был теплый и ласковый.Ветер,||,дул прямо в лицо. В театре ставили «Ревизора». «Ревизор» - бессмертная комедия Н.В.Гоголя.В театре ставили «Ревизора»,||).

В упр.305 приведены примеры на обособление однородных определений. Однородные определения в этом случае обычно бывают нераспространенными и стоят после определяемого слова. Обособление обязательно, если перед определяемым словом есть еще определение(Солнечный день,||, радовал прохожих).

Правила образования причастий и обязательное обособление причастных оборотов, если они стоят после определяемого слова, учащиеся повторяют в упр.307. Все основные правила обособления определений отражает упр.308 и является в этом смысле обобщающим.

Таким образом, основным материалом для изучения являются правила обособления согласованных определений и приложений, которые, как правило, распространены другими словами. Более того, в учебнике представлены и случаи обособления несогласованных определений. Важно иметь в виду, что обособление несогласованных определений - явление редкое и чаще всего авторское. Вучебнике приводятся лишь наиболее убедительные случаи обособления несогласованных определений, когда несогласованное определение стоит в однородном ряду с определениями согласованными и обособленными и когда несогласованное определение зависит от имени собственного или личного местоимения. Например: 

Наконец, наступило наше северное лето,||.

Челкаш,||, был похож на оборванца.

У несогласованных определений может быть и добавочное значение причины (см. в последнем  примере).

Упр.309 посвящено закреплению навыка обособления несогласованных определений.В него включены предложения с обособленными несогласованными определениями, относящиеся к личному местоимению(Сегодня она, в новом голубом платье, была особенно молода),от имени собственного(Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки)или стоят в ряду с обособленными согласованными определениями(Погода, солнечная, ясная, без ветра, радовала прохожих).

Поскольку основная задача изучения обособленных членов – создание навыков грамотного письма, большинство упражнений в разделе предлагается выполнять письменно (например, упр.298-301, 303, 305, 307, 310, 311, 312).

Специально выделен особенно сложный для учащихся материал (см. примечание, с.140). Впримечании говорится о приложениях, выраженных оборотом с союзомкак.В 8 классе учащиеся уже знают основные случаи употребления сравнительного оборота с этим союзом: сравнительный оборот может являться сказуемым(Небо как черная тушь)или обстоятельством(Небо черное, как тушь). Следовательно, начиная изучать материал по приложению, выраженному оборотом с союзомкак,необходимо учитывать возможность их смешения на практике. Поэтому необходимо обратить внимание учащихся на отсутствие сравнительного значения у приложений, выраженных оборотом с союзомкак.

Упр.317-321 включают обобщающий материал по разным случаям употребления обособленных и необособленных определений и приложений.

После изучения темы «Обособленные определения и приложения» целесообразно провести проверочную работу для проверки и закрепления сформировавшихся навыков. Для этого можно использовать, в частности,  упр.308, где даются примеры обособления определений, в которых чаще всего встречаются ошибки на письме: 1)определения, относящиеся к личным местоимениям; 2)определения со значением причины;3)определения, отделенные от определяемого слова другими словами. Рекомендуется также проведение контрольной работы с использованием индивидуальных карточек либо вариантов. Можно также использовать тестовую форму заданий, сочетая её с другими видами работ. Полезно также применять на уроках записи выразительного чтения текстов с обособленными определениями, чтобы ученики лучше усваивали связь интонации с пунктуацией. Подчеркнём, что крайне желателен анализ учителем допущенных учениками ошибок для закрепления навыков обособленных определений и приложений.


[1]Русскийязык. Учебник. 8 класс /  Авторы:  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. -  М.: Вако,  2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К изучению обособленных определений и приложений

Материалы урока помогут освоить одну из самых сложных тем курса русского языка - обособление определений и приложеий, будут полезны и при подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. С презе...

Развитие речи при изучении обособленных определений

Как показывает школьная практика, ученики часто допускают ошибки, в том числе стилистические, при употреблении оборотов, неумело используют их в своей речи. Поэтому возникает необходимость при изучени...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и прил...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

Методики ВОЗ при изучении темы "Обособленные определения и приложения"

Материал поможет при подготовке к ОГЭ, содержит алгоритм работы по методике, карточки и листы - информаторы, табло....

История изучения обособленных определений в отечественном языкознании

На современном этапе обособленные определения рассматриваются в тесной связи с теорией текста. В этом аспекте анализируются методы изучения обособленных определений в практике .  Различные точки ...

Обособленные определения. Систематизация и обобщение изученного материала в 11 классе. Подготовка к экзамену.

Урок русского языка . Тема: "Обособленные определения. Систематизация и обобщение изученного материала в 11 классе. Подготовка к экзамену"....