К изучению обособленных определений и приложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Материалы урока помогут освоить одну из самых сложных тем курса русского языка - обособление определений и приложеий, будут полезны и при подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. С презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс.  Тема урока: « Обособление определений и приложений »

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

  1. Углубить понятия « Обособление и условия обособления определений и приложений».
  2. Развивать навык видеть в предложении и в тексте обособленные определения и приложения, умение соблюдать пунктуацию, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи.
  3. Продолжать подготовку обучающихся к выполнению заданий ГИА по русскому языку.
  4. Воспитывать культуру речи обучающихся.

Форма урока:  урок – практикум.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучении: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения:  тетрадь, классная доска, тесты, отрывок из художественного произведения, слайды с заданиями и ответами.

Технология реализации:  технология формирования учебных задач.

Ход  урока

1 Организация обучающихся на урок.

- Приветствие.

- Вспомните, к изучению какой темы мы с вами приступили.

- Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте.  Красная  -  у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить. Зелёная  -  кто уверен в своих знаниях и хотел бы в этом убедиться.

2 Оформление темы урока в тетради. (слайд).

3 Целеполагание и мотивация.

- Сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы поставим сегодня на уроке.  Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи?

- Для чего необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи?

II Актуализация  знаний.

1 Работа с тестами по вариантам. ( Полные ответы на вопросы теста должны составить связный текст)

III  Практикум.

1 Объяснительный диктант. Объяснить условия обособления определений и приложений.

Немыслима Россия без снегов, голубовато меж берёз сквозящих.

Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.

2 Запишите предложения, вставив вместо многоточия обособленные определения, выраженные одиночными прилагательными. ( слайд )

3 Работа с текстом.

- выразительное чтение;

- найти предложение, в котором заключается основная мысль текста;

- озаглавить текст с учётом основной мысли;

- словарно – орфографическая работа.

- Работа в парах по вариантам. Тест. Записать номер предложения. ( слайд )

- Синтаксический разбор последнего предложения текста.

Итак, какова роль обособленных определений и приложений в тексте?

4 Но обособленные определения и приложения могут употребляться и в научной речи, главным образом как приём сокращения. ( слайд )

Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочёт вы устраняете, заменяя два предложения одним.

IV Итоги урока.

- Достиг ли урок цели?

Оцените свой результат усвоения знаний по теме.  Красная  - у кого ещё остались затруднения.  Зелёная  - у кого прибавилось знаний по изучаемой теме.

- Над чем  ещё нужно работать?

- Оценки за урок.

- Домашнее задание ( слайд )

Спасибо!

 

Приложения

1 вариант

Заполните пропуски, восстановив связный текст.

Выделение второстепенных членов … называется …

Языковым средством обособления служит …

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются …

Обособленные члены вносят в предложение … окраску.

 

2 вариант

Продолжите предложения одним из трёх вариантов.

1.Обособленными называются

а)члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос;

б)члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

в)все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2.Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

а)перед определением;

б)в любом месте предложения;

в)после местоимения.

3)Определения и приложения обособляются, когда находятся

а)перед определяемым словом;

б)в любом месте;;

в)после определяемого слова.

 

   (1)Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала предо мной свои диковинные картины.

   (2)Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3)Снег скрипел и пел, визжа под полозьями…(4)Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. (5)По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (7)И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая и скрытная.

   (8)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.

                                                                                                                 ( по Н. Заболоцкому)

1.Прочитайте текст выразительно.

2.Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.

3.Озаглавьте текст.

4.Объясните орфограммы в выделенных словах.

1 вариант

Укажите номер предложения.

1.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2.Среди предложений 6 – 8 найдите предложение с обособленными одиночными определениями.

3.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению.

 

   (1)Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала предо мной свои диковинные картины.

   (2)Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3)Снег скрипел и пел, визжа под полозьями…(4)Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. (5)По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (6)Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (7)И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая и скрытная.

   (8)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.

                                                                                                                 ( по Н. Заболоцкому)

1.Прочитайте текст выразительно.

2.Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.

3.Озаглавьте текст.

4.Объясните орфограммы в выделенных словах.

2 вариант

Укажите номер предложения.

1.Среди предложений 3 – 5 найдите предложение с обособленными одиночными согласованными определениями.

2.Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с обособленным приложением.

3.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обособленные определения и приложения

конспект урока русского языка...

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Объяснение  лингвистической сущности обособления,  правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и прил...

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....

Методики ВОЗ при изучении темы "Обособленные определения и приложения"

Материал поможет при подготовке к ОГЭ, содержит алгоритм работы по методике, карточки и листы - информаторы, табло....