К изучению обособленных определений и приложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Материалы урока помогут освоить одну из самых сложных тем курса русского языка - обособление определений и приложеий, будут полезны и при подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. С презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_izucheniyu_obosobl._opredeleniy.doc | 41 КБ |
obosoblenie_opredeleniy_i_prilozheniy.ppt | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс. Тема урока: « Обособление определений и приложений »
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
- Углубить понятия « Обособление и условия обособления определений и приложений».
- Развивать навык видеть в предложении и в тексте обособленные определения и приложения, умение соблюдать пунктуацию, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи.
- Продолжать подготовку обучающихся к выполнению заданий ГИА по русскому языку.
- Воспитывать культуру речи обучающихся.
Форма урока: урок – практикум.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучении: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Средства обучения: тетрадь, классная доска, тесты, отрывок из художественного произведения, слайды с заданиями и ответами.
Технология реализации: технология формирования учебных задач.
Ход урока
1 Организация обучающихся на урок.
- Приветствие.
- Вспомните, к изучению какой темы мы с вами приступили.
- Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте. Красная - у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить. Зелёная - кто уверен в своих знаниях и хотел бы в этом убедиться.
2 Оформление темы урока в тетради. (слайд).
3 Целеполагание и мотивация.
- Сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы поставим сегодня на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи?
- Для чего необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи?
II Актуализация знаний.
1 Работа с тестами по вариантам. ( Полные ответы на вопросы теста должны составить связный текст)
III Практикум.
1 Объяснительный диктант. Объяснить условия обособления определений и приложений.
Немыслима Россия без снегов, голубовато меж берёз сквозящих.
Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
2 Запишите предложения, вставив вместо многоточия обособленные определения, выраженные одиночными прилагательными. ( слайд )
3 Работа с текстом.
- выразительное чтение;
- найти предложение, в котором заключается основная мысль текста;
- озаглавить текст с учётом основной мысли;
- словарно – орфографическая работа.
- Работа в парах по вариантам. Тест. Записать номер предложения. ( слайд )
- Синтаксический разбор последнего предложения текста.
Итак, какова роль обособленных определений и приложений в тексте?
4 Но обособленные определения и приложения могут употребляться и в научной речи, главным образом как приём сокращения. ( слайд )
Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочёт вы устраняете, заменяя два предложения одним.
IV Итоги урока.
- Достиг ли урок цели?
Оцените свой результат усвоения знаний по теме. Красная - у кого ещё остались затруднения. Зелёная - у кого прибавилось знаний по изучаемой теме.
- Над чем ещё нужно работать?
- Оценки за урок.
- Домашнее задание ( слайд )
Спасибо!
Приложения
1 вариант
Заполните пропуски, восстановив связный текст.
Выделение второстепенных членов … называется …
Языковым средством обособления служит …
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются …
Обособленные члены вносят в предложение … окраску.
2 вариант
Продолжите предложения одним из трёх вариантов.
1.Обособленными называются
а)члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос;
б)члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
в)все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
2.Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся
а)перед определением;
б)в любом месте предложения;
в)после местоимения.
3)Определения и приложения обособляются, когда находятся
а)перед определяемым словом;
б)в любом месте;;
в)после определяемого слова.
(1)Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала предо мной свои диковинные картины.
(2)Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3)Снег скрипел и пел, визжа под полозьями…(4)Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. (5)По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (7)И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая и скрытная.
(8)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.
( по Н. Заболоцкому)
1.Прочитайте текст выразительно.
2.Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
3.Озаглавьте текст.
4.Объясните орфограммы в выделенных словах.
1 вариант
Укажите номер предложения.
1.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2.Среди предложений 6 – 8 найдите предложение с обособленными одиночными определениями.
3.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению.
(1)Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала предо мной свои диковинные картины.
(2)Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3)Снег скрипел и пел, визжа под полозьями…(4)Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. (5)По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (6)Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (7)И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая и скрытная.
(8)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.
( по Н. Заболоцкому)
1.Прочитайте текст выразительно.
2.Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
3.Озаглавьте текст.
4.Объясните орфограммы в выделенных словах.
2 вариант
Укажите номер предложения.
1.Среди предложений 3 – 5 найдите предложение с обособленными одиночными согласованными определениями.
2.Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с обособленным приложением.
3.Среди предложений 4 – 8 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обособленные определения и приложения
конспект урока русского языка...
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
Объяснение лингвистической сущности обособления, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и прил...
Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.
Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....
Методики ВОЗ при изучении темы "Обособленные определения и приложения"
Материал поможет при подготовке к ОГЭ, содержит алгоритм работы по методике, карточки и листы - информаторы, табло....
Методическая разработка по русскому языку для 2 курсов на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения"
Повторение пройденного материала: опрос, упражнения, самостоятельная работа....