История изучения обособленных определений в отечественном языкознании
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
История изучения обособленных определений
в отечественном языкознании
В русской грамматике вопрос об определении, в том числе обособленном, имеет длительную историю изучения и различные решения.
Сложились два основных направления изучения второстепенных членов предложения: рассмотрение второстепенных членов по значению и по виду синтаксической связи с другими словами. В обоих случаях в качестве второстепенных членов выделяются определения, дополнения и обстоятельства. Но один и тот же член предложения при разных подходах классифицируется по-разному из-за разницы оснований.
Приведём пример. В словосочетании усадьба графаслово графаявляется определением, если оно рассматривается по значению или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову усадьба. Но это же слово будет считаться дополнением в случае, если определяющим учитывается характер синтаксической связи с существительным усадьба.
Формальное направление- классификация по характеру синтаксической связи, логического - классификация по значению.Начало логического направления в учении о второстепенных членах предложения положили в своих трудах А.Х.Востоков и Н.И.Греч (XIXвек). Ими вводятся термины «дополнение» и «определение». Особенность данного учения: в разряд определений включались также члены предложения, которые в современной грамматике считаются обстоятельствами.
Крупнейший отечественный лингвист А.А.Потебня видел основу для правильного понимания второстепенных членов предложения в синтезе их значения и синтаксического употребления. Он считал невозможным понять грамматическую структуру предложения без рассмотрения второстепенных членов предложения и частей речи, так как первое предполагает учёт синтаксического употребления, а второе – лексико-морфологические средства выражения. Так, определение, которое бывает и при глаголе (остался беден), и при существительном (бедный человек), относится ученым в состав сказуемого. В сочетании «такой добрый» слово «такой» выступает, с его точки зрения, как определение к определению. Таким образом, определение второстепенных членов предложения только по значению представлялось А.А.Потебне несостоятельным.
Другой известный отечественный лингвист Д.Н.Овсянико-Куликовский объединил логическую классификацию с формальной и ввёл понятие фиктивного определения «дом сестры». Существительное в косвенных падежах при глаголе или имени он определяет как дополнение.
А.М.Пешковский в первых двух изданиях своего труда «Русский синтаксис в научном освещении» сохраняет термины «определение», «дополнение» и «обстоятельство», но вкладывает в них формальное содержание. Так, определение он рассматривает как согласованное прилагательное, причастие или местоимение, дополнение – как управляемое существительное, а обстоятельство – как примыкающее наречие, деепричастие или инфинитив. При характеристике членов предложения им учитывается прежде всего тип подчинительной связи, поэтому в последующих изданиях своего труда Пешковский отказывается от терминов «определение», «дополнение», «обстоятельство» и говорит о членах предложения - управляемых, согласуемых и примыкающих. Фактически, таким образом, он определяет члены предложения, как пришедшие в движение части речи.
В процессе дальнейшего развития отечественной лингвистической науки была признананеразрывная связь грамматики с лексикой, поэтому однотипные в грамматическом отношении конструкции могут выполнять различные функции в предложениях, в разных контекстах. Например, словосочетания говорить с восхищением и говорить с отцом являются однотипными в грамматическом отношении (инфинитив + предлог + сущ. в Тв. п.), но имеют в своем составе слова, находящиеся в различных взаимоотношениях друг с другом, в связи с их лексическим значением. В результате и функции управляемых слов становятся различными (с отцом в словосочетании говорить с отцом – дополнение; с восхищением в словосочетании говорить с восхищением – обстоятельство).
Таким образом, до 1930-х годов был распространён формально-грамматический принцип выделения членов предложения: они определялись по форме, и было важно указать, к какой части речи слово относится. Впоследствии развилось логико-грамматическое направление, принимающее во внимание прежде всего смысловые отношения слов: главенствующим стало значение, а уже затем учитывалось то, к какой части речи относится слово.
В современной науке данный принцип квалификации членов предложения доминирует. Очевидно, что существующая классификация имеет в некоторой степени условный характер. При определении синтаксической функции слова в предложении обязательно следует брать в расчёт общее значение словосочетания, одним из компонентов которого данное слово является. Данная классификация допускает появление синкретичных членов предложения, т.е. учитывается наличие у слова сразу нескольких значений. Это значит, что в одном предложении одно и то же слово может иметь одновременно признаки определения и дополнения.
Для аналогии обратимся к «Русской грамматике» (1980, Н.Ю.Шведова (главный редактор), Н.Д.Арутюнова, А.В.Бондарко, Вал.Вас.Иванов, В.В.Лопатин, И.С.Улуханов, Ф.П.Филин). В ней определение трактуется как «второстепенный член предложения, относящийся к члену предложения – слову с предметным значением (существительному, местоименному существительному, количественному числительному, а также к любому субстантивированному слову) и характеризующий называемый этим словом предмет со стороны его качества, признака или свойства»[1].
Итак, на современном этапе обособленные определения рассматриваются в тесной связи с теорией текста. Например, М.П.Болотскаяименно в этом аспекте анализирует методы изучения обособленных определений в вузовской практике[2].К анализу обособленных определенийспециально обращаются и такие исследователи, как А.Б.Копелиович[3]. Различные точки зрения в истории изучения определения свидетельствуют о сложности и неоднозначности данного лингвистического явления.
[1]Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю, Шведова. – Т. 2. - М.: - Наука, 1980. – С.238.
[2] Болотская. М.П. Об истоках нормализации русского языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. - № 15 (19). - Пенза, 2010. - С. 14 – 17.
[3] Копелиович А.Б. Род и грамматика межсловных синтаксических связей. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К изучению обособленных определений и приложений
Материалы урока помогут освоить одну из самых сложных тем курса русского языка - обособление определений и приложеий, будут полезны и при подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. С презе...
Развитие речи при изучении обособленных определений
Как показывает школьная практика, ученики часто допускают ошибки, в том числе стилистические, при употреблении оборотов, неумело используют их в своей речи. Поэтому возникает необходимость при изучени...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и прил...
Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".
Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...
Методики ВОЗ при изучении темы "Обособленные определения и приложения"
Материал поможет при подготовке к ОГЭ, содержит алгоритм работы по методике, карточки и листы - информаторы, табло....
Изучение обособленных определений в школьной программе
Обособленные определения являются важной частью школьного курса изучения русского языка вследствие частотности их употребления в устной и письменной речи. Данное средство рассматривается в теме,...
Обособленные определения. Систематизация и обобщение изученного материала в 11 классе. Подготовка к экзамену.
Урок русского языка . Тема: "Обособленные определения. Систематизация и обобщение изученного материала в 11 классе. Подготовка к экзамену"....