урок литературы "Родина и природа в творчестве Н.И.Сурковой"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Палёная Елена Валерьевна

Урок литературы в 6 классе в разделе "Приода в поэзии XX века". Урок посвящён творчеству поэта, уроженки с. Куропатино, Сурковой Надежды Ивановны. Урок имеет краеведческую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературы 6 класс фгос69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. 6 класс

Тема: Родина и природа в творчестве Н.И.Сурковой.

Цели:

  1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н.И.Сурковой.
  2. Отрабатывать навыки анализа поэтического текста.
  3. Развивать умение информационной грамотности.
  4. Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе родного края, гордость за свою «малую» родину.

Ход урока

  1. Мотивация урока.
  1. Выразительное чтение стихотворения:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое -

Это всё моё, родное!

Это родина моя -

Всех люблю на свете я!

  1. Беседа:

- Выделите в стихотворении ключевые слова (семья, родное, родина, люблю).

- Из выбранных слов определите самое главное (РОДИНА).

- О чём будем говорить на уроке? (о РОДИНЕ).

- А что для вас РОДИНА? (Россия, дом, село, семья).

- О нашей родине – России написано много прекрасных произведений. Самые мелодичные из них положены на музыку. Таким является стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина». Послушайте песню на это стихотворение  (прослушивание песни в исполнении А.Михайлова).

- Каким чувством наполнено и стихотворение, и песня на эти стихи?

-  Какие приметы родины вспоминаются поэту?

(Ивы, река, соловьи, церковь, школа, избы).

Тихая моя родина (Н. Рубцов)

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

II. Формулирование темы и целей урока.

1. Беседа:

- Как вы думаете, о нашем селе, кто-нибудь мог бы так написать? А писал?  (Возможно, дети вспомнят поэта-земляка Н.И.Суркову)

- Насколько хорошо вы знакомы с творчеством и жизнью Надежды Ивановны?

- Итак, давай попробуем определить тему нашего урока, учитывая всё выше сказанное. Мы будем говорить о…. Родине, родной природе в творчестве Н.И.Сурковой.

(м\м: Запись темы урока: Образ родины в творчестве Надежды Ивановны Сурковой).

- Каковы будут цели нашего урока?

(м\м: 1) Познакомиться с основными этапами жизни Н.И.Сурковой. 2) Познакомиться со  стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае. 3) Закрепить умение анализировать поэтические произведения. 4) Научиться проявлять творческие способности.

III. Работа по теме урока.

  1. Изучение биографических данных о Н. И. Сурковой. (Групповая работа).

- Знакомиться с жизнью Н.И.Сурковой вы будете по материалам, которые лежат на ваших партах. Каждая группа изучит свою информацию с тем, чтобы рассказать о ней всему классу. После знакомства и представления выступлений, вы должны будете ответить на несколько вопросов. Вопросы есть в ваших материалах. Будьте внимательны.

1-я группа:

  • Родилась Надежда Ивановна в городе Благовещенске.  Своё детство и юность провела в селе Куропатино Тамбовского района.  Уже в детстве Надя отличалась своей целеустремлённостью и трудолюбием. В семье росло четверо детей: Валентина, Надежда,  Александр и Наталья. Все росли послушными, дружными, работящими. В школе Надежда Ивановна училась хорошо, была очень активной, здесь же впервые проявилась способность к  рисованию.
  • Здесь, в Куропатино, Надежда закончила школу, отсюда поехала поступать в  Благовещенское училище искусств – художественно-графическое отделение. После окончания училища преподавала черчение и рисование в школе села Екатеринославка.  Работала художником-оформителем.
  • Обучаясь в художественно-графическом училище города Благовещенска, Надежда Ивановна Суркова впервые начала писать портреты, и самый первый свой портрет она подарила родителям.  Судьба щедро одарила её светлую душу, вдохнув в неё две своих удивительных стихии – живописи и словотворчества.

(м\м –портрет Н.И.Сурковой, её дома, родителей).

Вопросы к группе: Почему Н.И.Суркову можно считать нашей землячкой? Что вам показался самым интересным из прочитанного?

2-я группа:

  • Надежда Ивановна Суркова окончила Благовещенское педагогическое  училище искусств, Московский народный университет искусств. Написала более тысячи масляных работ, ряд икон для православных храмов Амурской области.
  • Печаталась в газетах Амурской области и хабаровского края: «Эхо», «Суворовский натиск», «Амурский маяк», альманахе «Живое облако». Является автором ряда сборников стихотворений.
  • Будучи человеком творческим и активным, Надежда Ивановна постоянно участвовала в литературных конкурсах, проводимых амурскими средствами массовой информации. Писала на различные темы.  Некоторые конкурсы Надежда Ивановна выигрывала, награждалась ценными подарками и благодарностями.

(м\м: Фото газетных публикаций; сборники стихотворений Сурковой, статьи из газет, её художественных работ).

Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать человеком творческим и активным? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

3-я группа:

  • Писать стихи Надежда Ивановна начала уже,  будучи зрелым человеком. Первый сборник стихотворений «В сад зелёный уже не заглянешь» вышел в свет в 2004 году. Он был издан редакцией Тамбовской районной газеты «Амурский маяк» и посвящён родному краю: (фото села, полей, рощи…).
  • Сейчас у надежды Ивановны Сурковой опубликовано уже несколько сборников стихотворений: «Живёт во мне любовь», «Узор судьбы», «Бездорожье». В предисловии к одному из них член Союза российских писателей Николай Морозов написал: «Надежда Ивановна, Ваша дорожка в поэзию протоптана. Вы цените слово, знаете его вес, ощущаете цвет. Это не каждому дано.»  
  • Одна из основных тем творчества Надежды Ивановны и как поэта, и как живописца – природа родного края, в разных временах года, в разных красках и настроениях:

(м\м: фото картин природы; слова Н.Морозова о поэте).

Вопросы группе: Сколько сборников стихотворений написала Н.И.Суркова? Что это за сборники? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

4-я группа:

  • У Надежды Ивановны прекрасная семья: любящий муж, две замечательные дочери – Анна и Наталья. И это – самая большая ценность в её жизни. Сегодня Надежда Ивановна Суркова проживает в городе Хабаровске. Хабаровск – это город её творческой зрелости: здесь она активно пишет, издаёт свои поэтические сборники, пишет прекрасные полотна.
  • Надежда Ивановна уже на пенсии, но неугомонность её души  и творческий опыт не позволяют ей сидеть дома. Её часто приглашают для оформления  сборников молодых поэтов, сборников детских стихов. Она – счастливый человек. Ей есть, на что посмотреть оглянувшись. Ей есть, куда стремиться.

(м\м: фото дочери Наташи;  фото книг).

Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать счастливым человеком? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?

  1. Промежуточная рефлексия.

- Какую цель урока мы реализовали? (1-ю – Познакомиться с жизнью Сурковой).

- Каковы следующие цели?  (Познакомиться со  стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае.  Учиться  анализировать поэтические произведения.)

IV. Исследование поэтических текстов Н.И.Сурковой. (групповая работа).

- Сейчас вы должны выбрать для выразительного чтения и анализа стихотворение из ряда предложенных. Как будем выбирать?

(у меня в руках слова-коды: «лето», «осень», «зима», «весна»; школьники подходят и берут их). При анализе стихотворения придерживайтесь плана. Для иллюстрации стихотворения ребята выбирают картину Н.И.Сурковой).

1-я группа: «Лето».

Жду с нетерпением лета

Я жду с нетерпением лета.

Оно придёт, как всегда:

Прихватит с собой много света

И выдворит все холода.

Но лето всегда быстротечно,

И ночи его коротки.

Ах, если бы, если бы вечно

Слышать шептанье реки,

Эхо кукушки над лугом

Или вечерней порой

Ласточку видеть по кругу

В погоне за мелкой мошкой.

Поехать в родную б деревню,

Увидеть там море цветов,

Послушать бы шёпот деревьев,

Обнять бы своих старичков!

 План анализа: 1) тема стихотворения;  настроение стихотворения; 2) обрисуйте характер героя стихотворения; 3) идея, главная мысль стихотворения; 4) какие средства выразительности раскрывают главную мысль стихотворения; 5) какие приметы природы родных мест вы увидели в стихотворении.

Тема стихотворения – лето. Лето в стихотворении оживляется олицетворениями «прихватит с собой много света и выдворит все холода». Тихое течение местных рек подчёркивается метафорой «шептанье реки»: реки не бурно текут в нашем районе, а как будто шепчут. Героиня стихотворения очень наблюдательна: она любуется погоней ласточек за мелкой мошкой, с удовольствием слушает «эхо кукушки над лугом», довольно распространённой птицы в местных рощах. Метафора «море цветов» снова подчёркивает разноцветье лугов родного края. Ожидание лета связано с ожиданием встречи с родным домом, родителями: «обнять бы своих старичков». Основная мысль отражена в названии стихотворения «Я жду с нетерпением лета». Автор любит и ждёт замечательную летнюю пору.

2-я группа:

Осень

Неба синь от края и до каря.

Бахрома, что золото, горит –

Это осень к нам пришла цветная,

Чудеса свои она творит.

Расплескала охру по деревьям,

Раскидала под ноги ковры,

Расписала золотом  деревни,

Алым цветом вышила дворы:

То рябина ветви опустила,

Гроздья ягод – глаз не отвести!

Ею осень щедро окропила,

А потом взялась дворы мести!

Тема стихотворения – осень родного края. Здесь всё, что есть в природе нашего края ранней осенью: бескрайнее синее небо, яркость осенних красок – сравнение «бахрома, что золото горит», эпитет «осень цветная»; красота осенней рябины – олицетворение «рябина ветви опустила». Осень предстаёт перед нами великой труженицей красоты:   - «расплескала охру по деревьям, раскидала под ноги ковры, расписала золотом деревни, алым цветом вышила дворы», «щедро окропила», «взялась дворы мести». Так поэтически выразительно и художественно метко нарисовать время года может только талантливый человек.

3-я группа:

Ноябрь

Не говорим друг другу «здравствуй»,

В глаза не смотрим по утрам…

А мир вокруг такой прекрасный:

Сияет всюду белизна,

Дороги, крыши обновились,

Кусты, деревья в серебре.

Заборы все преобразились:

Одели шапки в ноябре.

Зима хозяйкой полновластной

Уже стучится в нашу дверь,

Напоминая ежечасно:

«Тепло храните вы теперь!»

Ну что вам стоит сказать «Здравствуй!,

Друг другу нежность подарить?

Ведь мир вокруг такой прекрасный,

Ведь это счастье – рядом быть!

В стихотворении равнодушию людей противопоставлена чуткая красота природы. Эпитет «мир прекрасный», метафоры «белизна сияет», «дороги, крыши обновились», олицетворение «заборы одели шапки», «зима стучится в нашу дверь». Героиня обращается к читателям с пожеланием быть внимательными, чуткими друг к другу – ведь этому учит нас природа.

4-я группа:

Весна бушует в сердце

Опять весна бушует в сердце,

Свои мне весточки несёт.

Я распахну для счастья дверцу,

Ладони протяну вперёд.

Навстречу солнечному свету,

Навстречу утренней заре.

Как рада я весне и лету,

Как рада снегу в декабре!

Пусть нелегка, но жизнь – прекрасна!

Стремлюсь вперёд в её волнах.

Порой грущу совсем напрасно,

То счастья свет, то мрак и страх…

И пусть весна бушует в сердце,

Мне украшая день и ночь!

Я распахну для счастья дверцу,

И пусть уйдут невзгоды прочь!

Стихотворение наполнено светом и оптимизмом, что подчёркивается метафорами «весна бушует в сердце», «дверца счастья», «волны жизни», «свет счастья», риторическим восклицанием «как рада я…!»

2.Подведение итогов этапа.

- Какой же видит природу нашего края героиня стихотворений Н.И.Сурковой,  и какой увидели её вы? Сравните с тем, какой видится родина герою стихотворения Рубцова.

( природа нашего края очень красива: тихие реки, много цветов, красок; природа помогает людям понять, как прекрасна жизнь).

VI. Рефлексия.

1. Беседа:

- Вернёмся к целям урока. Все ли цели реализованы?

- Какая не реализована? Её вы будете реализовывать дома.

2. Творческое домашнее задание.

- Вы хотите попробовать описать наше село, показать, как оно красиво?

- Назовите самые красивые места нашего села. (берёзовая роща, река Аргузиха, озёра, луга).

2. Я предлагаю вам, используя всё богатство средств языка, попробовать описать природу нашего края.

3. Обратная связь:

- Продолжите предложения: (м\м)

-  Теперь я знаю……

- Теперь я понимаю……

- Дома я попробую….

3.Исполнение песни – эмоциональное окончание урока.

- Есть и про наше село песня. Давайте споём её вместе.

(под гитару поём вместе с учениками песню «О Куропатино»)

  1. Я живу на земле щедрой,

Где в лугах шелестят ветры,

Где в полях поднимается соя –

Это наше село родное.

Здесь и солнышко светит жарче,

 И на сердце светлей и ярче,

Здесь живут работящие люди,

Что родное село любят.

Припев: (2 раза)

Куропатино наше, нет роднее и краше,

Я люблю тебя сильно, уголочек Росии.

  1. Здесь несёт свои воды тихо

В Амур-батюшку Аргузиха.

Над озёрами светлые своды,

Как улыбка родной природы.

Журавли летят в небе клином,

Провожая курлыканьем длинным

Здесь смеются счастливые дети

В самом лучшем селе на свете.

Припев: 2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...

"Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины". Методическая разработка.

В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы: пробуждение творчества на уче...

Классный час "Природа всегда нова..." (русская природа в творчестве П.И. Чайковского и И.И. Шишкина)

Классный час знакомит учащихся с творчеством великих деятелей русской культуры Петра Чайковского и Ивана Шишкина, которых по праву можно назвать певцами родной природы....