урок литературы "Родина и природа в творчестве Н.И.Сурковой"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе в разделе "Приода в поэзии XX века". Урок посвящён творчеству поэта, уроженки с. Куропатино, Сурковой Надежды Ивановны. Урок имеет краеведческую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы 6 класс фгос | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. 6 класс
Тема: Родина и природа в творчестве Н.И.Сурковой.
Цели:
- Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н.И.Сурковой.
- Отрабатывать навыки анализа поэтического текста.
- Развивать умение информационной грамотности.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе родного края, гордость за свою «малую» родину.
Ход урока
- Мотивация урока.
- Выразительное чтение стихотворения:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое -
Это всё моё, родное!
Это родина моя -
Всех люблю на свете я!
- Беседа:
- Выделите в стихотворении ключевые слова (семья, родное, родина, люблю).
- Из выбранных слов определите самое главное (РОДИНА).
- О чём будем говорить на уроке? (о РОДИНЕ).
- А что для вас РОДИНА? (Россия, дом, село, семья).
- О нашей родине – России написано много прекрасных произведений. Самые мелодичные из них положены на музыку. Таким является стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина». Послушайте песню на это стихотворение (прослушивание песни в исполнении А.Михайлова).
- Каким чувством наполнено и стихотворение, и песня на эти стихи?
- Какие приметы родины вспоминаются поэту?
(Ивы, река, соловьи, церковь, школа, избы).
Тихая моя родина (Н. Рубцов)
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
II. Формулирование темы и целей урока.
1. Беседа:
- Как вы думаете, о нашем селе, кто-нибудь мог бы так написать? А писал? (Возможно, дети вспомнят поэта-земляка Н.И.Суркову)
- Насколько хорошо вы знакомы с творчеством и жизнью Надежды Ивановны?
- Итак, давай попробуем определить тему нашего урока, учитывая всё выше сказанное. Мы будем говорить о…. Родине, родной природе в творчестве Н.И.Сурковой.
(м\м: Запись темы урока: Образ родины в творчестве Надежды Ивановны Сурковой).
- Каковы будут цели нашего урока?
(м\м: 1) Познакомиться с основными этапами жизни Н.И.Сурковой. 2) Познакомиться со стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае. 3) Закрепить умение анализировать поэтические произведения. 4) Научиться проявлять творческие способности.
III. Работа по теме урока.
- Изучение биографических данных о Н. И. Сурковой. (Групповая работа).
- Знакомиться с жизнью Н.И.Сурковой вы будете по материалам, которые лежат на ваших партах. Каждая группа изучит свою информацию с тем, чтобы рассказать о ней всему классу. После знакомства и представления выступлений, вы должны будете ответить на несколько вопросов. Вопросы есть в ваших материалах. Будьте внимательны.
1-я группа:
- Родилась Надежда Ивановна в городе Благовещенске. Своё детство и юность провела в селе Куропатино Тамбовского района. Уже в детстве Надя отличалась своей целеустремлённостью и трудолюбием. В семье росло четверо детей: Валентина, Надежда, Александр и Наталья. Все росли послушными, дружными, работящими. В школе Надежда Ивановна училась хорошо, была очень активной, здесь же впервые проявилась способность к рисованию.
- Здесь, в Куропатино, Надежда закончила школу, отсюда поехала поступать в Благовещенское училище искусств – художественно-графическое отделение. После окончания училища преподавала черчение и рисование в школе села Екатеринославка. Работала художником-оформителем.
- Обучаясь в художественно-графическом училище города Благовещенска, Надежда Ивановна Суркова впервые начала писать портреты, и самый первый свой портрет она подарила родителям. Судьба щедро одарила её светлую душу, вдохнув в неё две своих удивительных стихии – живописи и словотворчества.
(м\м –портрет Н.И.Сурковой, её дома, родителей).
Вопросы к группе: Почему Н.И.Суркову можно считать нашей землячкой? Что вам показался самым интересным из прочитанного?
2-я группа:
- Надежда Ивановна Суркова окончила Благовещенское педагогическое училище искусств, Московский народный университет искусств. Написала более тысячи масляных работ, ряд икон для православных храмов Амурской области.
- Печаталась в газетах Амурской области и хабаровского края: «Эхо», «Суворовский натиск», «Амурский маяк», альманахе «Живое облако». Является автором ряда сборников стихотворений.
- Будучи человеком творческим и активным, Надежда Ивановна постоянно участвовала в литературных конкурсах, проводимых амурскими средствами массовой информации. Писала на различные темы. Некоторые конкурсы Надежда Ивановна выигрывала, награждалась ценными подарками и благодарностями.
(м\м: Фото газетных публикаций; сборники стихотворений Сурковой, статьи из газет, её художественных работ).
Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать человеком творческим и активным? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?
3-я группа:
- Писать стихи Надежда Ивановна начала уже, будучи зрелым человеком. Первый сборник стихотворений «В сад зелёный уже не заглянешь» вышел в свет в 2004 году. Он был издан редакцией Тамбовской районной газеты «Амурский маяк» и посвящён родному краю: (фото села, полей, рощи…).
- Сейчас у надежды Ивановны Сурковой опубликовано уже несколько сборников стихотворений: «Живёт во мне любовь», «Узор судьбы», «Бездорожье». В предисловии к одному из них член Союза российских писателей Николай Морозов написал: «Надежда Ивановна, Ваша дорожка в поэзию протоптана. Вы цените слово, знаете его вес, ощущаете цвет. Это не каждому дано.»
- Одна из основных тем творчества Надежды Ивановны и как поэта, и как живописца – природа родного края, в разных временах года, в разных красках и настроениях:
(м\м: фото картин природы; слова Н.Морозова о поэте).
Вопросы группе: Сколько сборников стихотворений написала Н.И.Суркова? Что это за сборники? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?
4-я группа:
- У Надежды Ивановны прекрасная семья: любящий муж, две замечательные дочери – Анна и Наталья. И это – самая большая ценность в её жизни. Сегодня Надежда Ивановна Суркова проживает в городе Хабаровске. Хабаровск – это город её творческой зрелости: здесь она активно пишет, издаёт свои поэтические сборники, пишет прекрасные полотна.
- Надежда Ивановна уже на пенсии, но неугомонность её души и творческий опыт не позволяют ей сидеть дома. Её часто приглашают для оформления сборников молодых поэтов, сборников детских стихов. Она – счастливый человек. Ей есть, на что посмотреть оглянувшись. Ей есть, куда стремиться.
(м\м: фото дочери Наташи; фото книг).
Вопросы группе: Почему Н.И.Суркову можно назвать счастливым человеком? Что из прочитанного вам показалось самым интересным?
- Промежуточная рефлексия.
- Какую цель урока мы реализовали? (1-ю – Познакомиться с жизнью Сурковой).
- Каковы следующие цели? (Познакомиться со стихотворениями Н.И.Сурковой о родном крае. Учиться анализировать поэтические произведения.)
IV. Исследование поэтических текстов Н.И.Сурковой. (групповая работа).
- Сейчас вы должны выбрать для выразительного чтения и анализа стихотворение из ряда предложенных. Как будем выбирать?
(у меня в руках слова-коды: «лето», «осень», «зима», «весна»; школьники подходят и берут их). При анализе стихотворения придерживайтесь плана. Для иллюстрации стихотворения ребята выбирают картину Н.И.Сурковой).
1-я группа: «Лето».
Жду с нетерпением лета
Я жду с нетерпением лета.
Оно придёт, как всегда:
Прихватит с собой много света
И выдворит все холода.
Но лето всегда быстротечно,
И ночи его коротки.
Ах, если бы, если бы вечно
Слышать шептанье реки,
Эхо кукушки над лугом
Или вечерней порой
Ласточку видеть по кругу
В погоне за мелкой мошкой.
Поехать в родную б деревню,
Увидеть там море цветов,
Послушать бы шёпот деревьев,
Обнять бы своих старичков!
План анализа: 1) тема стихотворения; настроение стихотворения; 2) обрисуйте характер героя стихотворения; 3) идея, главная мысль стихотворения; 4) какие средства выразительности раскрывают главную мысль стихотворения; 5) какие приметы природы родных мест вы увидели в стихотворении.
Тема стихотворения – лето. Лето в стихотворении оживляется олицетворениями «прихватит с собой много света и выдворит все холода». Тихое течение местных рек подчёркивается метафорой «шептанье реки»: реки не бурно текут в нашем районе, а как будто шепчут. Героиня стихотворения очень наблюдательна: она любуется погоней ласточек за мелкой мошкой, с удовольствием слушает «эхо кукушки над лугом», довольно распространённой птицы в местных рощах. Метафора «море цветов» снова подчёркивает разноцветье лугов родного края. Ожидание лета связано с ожиданием встречи с родным домом, родителями: «обнять бы своих старичков». Основная мысль отражена в названии стихотворения «Я жду с нетерпением лета». Автор любит и ждёт замечательную летнюю пору.
2-я группа:
Осень
Неба синь от края и до каря.
Бахрома, что золото, горит –
Это осень к нам пришла цветная,
Чудеса свои она творит.
Расплескала охру по деревьям,
Раскидала под ноги ковры,
Расписала золотом деревни,
Алым цветом вышила дворы:
То рябина ветви опустила,
Гроздья ягод – глаз не отвести!
Ею осень щедро окропила,
А потом взялась дворы мести!
Тема стихотворения – осень родного края. Здесь всё, что есть в природе нашего края ранней осенью: бескрайнее синее небо, яркость осенних красок – сравнение «бахрома, что золото горит», эпитет «осень цветная»; красота осенней рябины – олицетворение «рябина ветви опустила». Осень предстаёт перед нами великой труженицей красоты: - «расплескала охру по деревьям, раскидала под ноги ковры, расписала золотом деревни, алым цветом вышила дворы», «щедро окропила», «взялась дворы мести». Так поэтически выразительно и художественно метко нарисовать время года может только талантливый человек.
3-я группа:
Ноябрь
Не говорим друг другу «здравствуй»,
В глаза не смотрим по утрам…
А мир вокруг такой прекрасный:
Сияет всюду белизна,
Дороги, крыши обновились,
Кусты, деревья в серебре.
Заборы все преобразились:
Одели шапки в ноябре.
Зима хозяйкой полновластной
Уже стучится в нашу дверь,
Напоминая ежечасно:
«Тепло храните вы теперь!»
Ну что вам стоит сказать «Здравствуй!,
Друг другу нежность подарить?
Ведь мир вокруг такой прекрасный,
Ведь это счастье – рядом быть!
В стихотворении равнодушию людей противопоставлена чуткая красота природы. Эпитет «мир прекрасный», метафоры «белизна сияет», «дороги, крыши обновились», олицетворение «заборы одели шапки», «зима стучится в нашу дверь». Героиня обращается к читателям с пожеланием быть внимательными, чуткими друг к другу – ведь этому учит нас природа.
4-я группа:
Весна бушует в сердце
Опять весна бушует в сердце,
Свои мне весточки несёт.
Я распахну для счастья дверцу,
Ладони протяну вперёд.
Навстречу солнечному свету,
Навстречу утренней заре.
Как рада я весне и лету,
Как рада снегу в декабре!
Пусть нелегка, но жизнь – прекрасна!
Стремлюсь вперёд в её волнах.
Порой грущу совсем напрасно,
То счастья свет, то мрак и страх…
И пусть весна бушует в сердце,
Мне украшая день и ночь!
Я распахну для счастья дверцу,
И пусть уйдут невзгоды прочь!
Стихотворение наполнено светом и оптимизмом, что подчёркивается метафорами «весна бушует в сердце», «дверца счастья», «волны жизни», «свет счастья», риторическим восклицанием «как рада я…!»
2.Подведение итогов этапа.
- Какой же видит природу нашего края героиня стихотворений Н.И.Сурковой, и какой увидели её вы? Сравните с тем, какой видится родина герою стихотворения Рубцова.
( природа нашего края очень красива: тихие реки, много цветов, красок; природа помогает людям понять, как прекрасна жизнь).
VI. Рефлексия.
1. Беседа:
- Вернёмся к целям урока. Все ли цели реализованы?
- Какая не реализована? Её вы будете реализовывать дома.
2. Творческое домашнее задание.
- Вы хотите попробовать описать наше село, показать, как оно красиво?
- Назовите самые красивые места нашего села. (берёзовая роща, река Аргузиха, озёра, луга).
2. Я предлагаю вам, используя всё богатство средств языка, попробовать описать природу нашего края.
3. Обратная связь:
- Продолжите предложения: (м\м)
- Теперь я знаю……
- Теперь я понимаю……
- Дома я попробую….
3.Исполнение песни – эмоциональное окончание урока.
- Есть и про наше село песня. Давайте споём её вместе.
(под гитару поём вместе с учениками песню «О Куропатино»)
- Я живу на земле щедрой,
Где в лугах шелестят ветры,
Где в полях поднимается соя –
Это наше село родное.
Здесь и солнышко светит жарче,
И на сердце светлей и ярче,
Здесь живут работящие люди,
Что родное село любят.
Припев: (2 раза)
Куропатино наше, нет роднее и краше,
Я люблю тебя сильно, уголочек Росии.
- Здесь несёт свои воды тихо
В Амур-батюшку Аргузиха.
Над озёрами светлые своды,
Как улыбка родной природы.
Журавли летят в небе клином,
Провожая курлыканьем длинным
Здесь смеются счастливые дети
В самом лучшем селе на свете.
Припев: 2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...
Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"
Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...
Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"
Цели:Обучающая: кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к творчеству русских художников чере...
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...
"Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины". Методическая разработка.
В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы: пробуждение творчества на уче...
Классный час "Природа всегда нова..." (русская природа в творчестве П.И. Чайковского и И.И. Шишкина)
Классный час знакомит учащихся с творчеством великих деятелей русской культуры Петра Чайковского и Ивана Шишкина, которых по праву можно назвать певцами родной природы....