"Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины". Методическая разработка.
методическая разработка по теме
В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы: пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины, разработка занятия по лепке, разработка занятия по росписи готового изделия. Методическая разработка сопровождается презентацией (Приложение 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Яранского района Кировской области
612260 Кировская область, город Яранск, улица Свободы, 27а,
Телефон (83367) 2-15-75 E-mail: svoboda27@bk.ru
Областной заочный конкурс методических материалов
по дополнительному эколого-биологическому образованию детей.
Номинация: «Методическое обеспечение прикладной деятельности»
Природа и творчество.
Пробуждение творчества
на учебных занятиях
по лепке из глины.
Автор: Лутошкина Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Дома детского творчества
Яранского района Кировской области.
Яранск, 2013 г.
Аннотация
В данной разработке представлены материалы для проведения учебных занятий по лепке с использованием методов и приемов пробуждения творчества и раскрываются такие вопросы:
- Природа и творчество. Пробуждение творчества на учебных занятиях по лепке из глины.
- Разработка занятия по лепке
- Разработка занятия по росписи готового изделия
Разработки занятий могут быть использованы педагогами детских объединений дополнительного образования для программ по лепке из природного материала – глины.
Данная методическая разработка сопровождается презентацией. (Приложение 1)
Пояснительная записка
«Дети должны жить в мире творчества!»
Василий Сухомлинский
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Уроки лепки для детей — это любимые занятия, один из видов отражения ребенком действительности в виде фигур собственного изготовления. Ну а то, что лепка тренирует моторику, пространственное восприятие — это знают все.
В детском объединении «Художественная лепка» дети учатся работать с природным материалом – глиной, а также другими пластичными материалами: пластилин, солёное тесто и даже бумага. Ребенок сможет сам открыть для себя любимые материалы для творчества и их возможности. Научится пользоваться стеками.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В творческой деятельности ребенка можно выделять три основных этапа:
- возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
- процесс создания изображения
- анализ результатов
Цель данной разработки: показать использование методов и приемов пробуждения творчества у начинающих мастеров на занятиях по лепке.
В основу методической разработки были положены мысли педагога Василия Александровича Сухомлинского:
- «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество –
такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свой духовные силы».
- «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
- « Музыка - это язык чувств»
- «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Содержательная часть
Музыка – воображение –
фантазия – сказка – творчество –
такова дорожка, идя по которой,
ребенок развивает свой духовные силы».
В. А. Сухомлинский
Работая с детьми, сделала вывод, что пробудить творчество у маленьких мастеров можно через природу, используя разные методы и приемы: словесные - чтение стихов, сказок под музыку; виртуальная экскурсия, экскурсия в уголок природы. (Приложение 2) «…А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать" – слова В.А. Сухомлинского.
Мы сходили в березовую рощу и сквер – это был осенний солнечный день! Рассмотрели листву на разных деревьях и набрали красивых листочков. Вспомнили и рассказали стихи, строчки из стихов, осенние сказки и рассказы. Попытались сочинить красивые фразы, предложения и даже стихи о золотой осени. Учились видеть необычное в обычном – это очень важно для развития творческих способностей. После экскурсии перенесли свои образы в деятельность: вылепили сувенир из глины, а на следующем занятии, через неделю, когда изделие высохло и прошло обжиг, расписали его. В данной разработке – экскурсия в осенний солнечный день, поэтому мы использовали краски осени. Важно отметить, что нужно придать декоративность изделию и придумать его назначение. Работы получились у всех разные, особенные, отличные от других – это значит, что каждый ребенок проявил свое творчество. И в этом нам помогла матушка природа! (Приложение 3)
Сейчас разрабатываю и другие занятия с использованием описанных методов и приемов. Это может быть любое время года, птицы, растения, животные и др.
Слушая музыку, стихи, рассказы, сказки, наблюдая красоту природы, в воображении ребенка рисуются образы, работает фантазия - получается сказочная, загадочная творческая работа! (Приложение 4)
Разработка занятия по лепке
На занятиях используются методы: наглядный, словесный, метод обсуждения, практический.
Тема: «Осенние фантазии» Лепка
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в процессе обучения приёмам художественной лепки осенних листьев.
Задачи Обучающие:
- ознакомить с приемами лепки осенних листьев, выделяя главное;
- формировать навыки работы с глиной.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- воображение;
- художественное мышление;
- творческую активности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- бережное отношение к природе;
- эстетический вкус;
- умение работать в коллективе.
Оборудование:
для педагога - подкладной лист, глина, губка, газета или бумага;
для детей – настоящие осенние листья, глина для лепки, влажная тряпочка, стеки, подкладной лист на стол, баночки для воды, влажные салфетки для рук.
План занятия
- Подготовка рабочего места
- Организационное начало занятия (начинаем с порядка на парте)
- Беседа. На прошлом занятии мы ходили на экскурсию в уголок природы, это был осенний солнечный день. Какие изменения произошли в природе? «Что вам особенно запомнилось? «Почему листья падают?»
- Постановка цели (лепим осенние листочки - сувениры из глины!)
- Что нужно для работы с глиной? Подкладной лист, глина, сырая тряпочка или губка, вода, стек!
- Восприятие натуры. Анализ модели (рассматривание образцов – листья, которые дети принесли с экскурсии)
- Практическая работа.
Последовательность лепки:
- изучение внешнего строения избранного для лепки объекта;
- определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональное деление, на части;
- лепка: шарик - блиночек (раскатывание)
- вырезание формы листьев из блиночка с помощью стека;
- обработка края с помощью воды
- работаем стеками: оформление жилок;
- радость творчества: «Что можно украсить такими листьями?», « Для чего их применить, чтобы порадовать друзей и близких?» (ищем назначение изделию – это может быть кулон, магнит, подставка под горячее и т.д.) Дети проявляют творчество в оформлении своих работ, каждый пытается сделать по-своему.
- протираем руки влажной салфеткой
- Рефлексия «Дерево творчества» (на большом листе бумаги нарисовано дерево: если вам было интересно на занятии - приклейте желтый листочек, если скучно и не интересно - коричневый )
- Домашнее задание (подготовить краски для следующего занятия)
Разработка занятия по росписи готового изделия.
Тема: «Осенние фантазии» Роспись изделия.
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в процессе обучения приёмам художественной росписи.
Задачи. Обучающие:
- ознакомить с приемами работы в цвете, выделяя главное, существенное;
- формировать навыки работы кистью.
Развивающие:
- развивать воображение;
- творческие способности;
- художественное мышление;
- аккуратность в работе.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- бережное отношение к природе;
- эстетический вкус;
- умение работать в коллективе.
Оборудование:
для детей - краски, кисти №1,2 нейлон, подкладной лист на стол, баночки для воды, влажные салфетки для рук.
План занятия
- Подготовка рабочего места
- Организационное начало занятия (занятие начинаем с порядка на парте)
- Беседа. «Краски осени?»
- Что нужно для работы в цвете? Подкладной лист, краски, кисти, вода!
- Постановка цели (Расписываем осенние листочки!)
- Видео-экскурсия. Пробуждение творческой мысли. (Приложение 2)
- Практическая работа. Последовательность:
- Переносим свои образы в деятельность «Осень раскрасила листья!»
- Декоративность в работе (что-то особенное отличное от настоящего!)
Радость творчества: « украшаем листья декоративной росписью». Дети проявляют творчество в оформлении своих работ, каждый пытается сделать по-своему, используя краски осени
- протираем руки влажной салфеткой
- Рефлексия (Мини-выставка, записи в книге отзывов и предложений: что понравилось, что удалось, над чем нужно еще поработать).
- Уборка рабочего места.
Таким образом, чтобы дети выполняли творческие работы, а не копировали увиденное, готовое, необходимо использовать красоту природы. Учить детей видеть необычное в обычном, понимать прекрасное. Как сказал великий педагог В.А. Сухомлинский: «Творчеству нужно учить!» И в этом нам помогут: музыка, стихи, сказки, картины природы, реальная живая природа. Развивая воображение на занятиях по лепке, дети выполняют интересные работы, проявляя творчество. Природа может разбудить творческую мысль маленького мастера!
Список используемой и рекомендуемой литературы
- Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами малой скульптуры (индивидуальный подход).: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. – М., 1998.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Роспедагенство, 1998.
- Федоров Г., Послушная глина. Основы художественного ремесла. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 1997
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
- Ссылки
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421
- http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htm
- www.EPWR.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по лепке из глины на тему: "Маме посвящается!"
Данное занятие предназначено для организации совместной творческой деятельности учащихся и их мам (бабушек) в рамках учебных занятий....

Разработка занятия кружка «Лепка из глины», тема: «Каменная книга средневековья»
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-17 лет на кружке «Лепка из глины»Тема: «Каменная книга средневековья»...

Е.В. Калугина_Учебное занятие в структуре дополнительного образования. Методическое пособие.
В методическом пособии содержится информация, которая направлена на систематизацию знаний по основным аспектам организации учебных занятий в структуре дополнительного образо...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»
Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка Подставки для яйца»
Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка Подставки для яйца»...