Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Внеклассное чтение. Урок-концерт
Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Внеклассное чтение. Урок-концерт
Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
Цели:
обучающая – систематизировать изученное о лирических произведениях;
развивающая – развивать навыки выразительного чтения;
воспитательная – прививать интерес и любовь к родному краю.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование урока: записи популярной классической музыки(«Времена года» Чайковского), записи голосов природы; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова; портреты В.А.Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, И.А.Бунина и др.., проектор, экран.
Ход урока:
- Организационный момент(звучит музыкальный фрагмент «Времена года» Чайковского)
- Вступительное слово учителя
Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту.
Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Неброскую трогательную русскую природу многие поэты предпочитали экзотическим краскам южных стран. Смена времён года всегда напоминала о цикличности жизни, о бренности человеческого существования и в то же время о вечности возрождения. Свобода, гармония, чистота, несуетность, присуще природе – идеалы, которые воплощали в своём творчестве русские поэты.
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но неотъемлемой частью её души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землёй, с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной. Чувство родной земли неотделимо от восприятия природы, от бережливого и рачительного пользования её дарами.
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А. Жуковский. Лучшие образцы пейзажной лирики русских поэтов 19 века прозвучат сегодня на нашем уроке-концерте. Прослушаем и попробуем понять, как не яркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.
III. Концерт:
Слайд первый
Ведущий: В стихотворении воплощена мысль поэта о важности, значительности пограничных моментов в жизни природы и в жизни человека «Цветы последние», так же как «разлуки час», запоминаются острее. А.С. Пушкин «Цветы последние»
Ведущий: От начала до конца стихотворения нарастает чувство грусти, одиночества,, неотвратимости конца. Лаконично написанные картины осени сменяют друг друга. Сначала это движение, затем стремление к покою, наконец, замирание природы. Пейзаж наполнен красками: сначала яркими, потом тёмными, лексика окрашена печальными, тревожными нотами М.Ю. Лермонтов «Осень». Это стихотворение прочтёт (Ф.И. учащегося)
Ведущий: Это стихотворение перекликается с пушкинским «Цветы последние милей…»Картины увядания передают настроение грусти, тихого восхищения, неизбежной боли ухода. Светло окрашенная лексика сочетается со словами, выражающими печаль, тревогу, не уют, страх. Поэт и в увядании чувствует «прелесть». Настроение «умильной» печали, переданной образом конца года – осени, усиливается образом соответствующего ей конца дня – вечера. Природа крайне редко предстаёт у Тютчева просто как пейзаж. Как фон. Она всегда является «действующим лицом», она всегда одушевлена. А сейчас вы услышите его стихотворение в прочтении(учащийся)Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».
Слайд второй
Ведущий: Осень хрупкое время года, когда вся природа легко уязвима перед холодом зимы. Весна- пора пробуждения. Совершенен «вечный строй» природы. А.А.Фет сопоставляет состояние пробуждающей природы, с состоянием молодости. А сейчас прозвучит его стихотворение «Первый ландыш» (учащийся)
Слайд третий
Ведущий Наиболее ярко в пейзажной лирике проявляет себя А.Н. Майков. По настроению это стихотворение близко к фетовскому «Первый ландыш», но интонация этого стихотворения другая: вместо восторженных восклицаний .-удивлённое восхищение, переданное с помощью многоточий. В этом вы сами сейчас убедитесь, прослушав его стихотворение «Поле зыблется цветами»(Ф.И.учащегося)
Слайд четвёртый
IV. Региональный компонент:
Не только поэтов XIX века вдохновляла родная природа. Природа нашего края настолько живописна и неповторима, что не могла оставить равнодушными и алтайских поэтов.
Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед нами прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире.
Слайд пятый
А сейчас прозвучит стихотворение алтайского поэта Владислава Козодоева «Реки детства» (Ф.И. учащегося)
Слайд шестой
Насколько природа может быть поучительной, вы узнаете, прослушав в исполнении (учащийся) стихотворение Ивана Мордвина «Я доброте учился у природы»
Слайд седьмой
Михаил Яснов в своём стихотворении показывает, что природа способна успокаивать, умиротворять и даже усыплять. Сейчас прозвучит его стихотворение «Колыбельная со светлячком»
Слайд восьмой
А сейчас прозвучат стихотворения поэтов нашего Павловского района «Туман осенний»
Слайд девятый
Стихотворение «Снегопад»
Слайд десятый
Слайд одиннадцатый
«Снег опять сегодня падал»
Слайд двенадцатый
В роще берёзовой
Майские росы,
Трава молодая
Как шёлк, зелена.
Капает сок,
Словно девичьи слёзы.
Радуйся, мир,
Наступила весна!
Слайд тринадцатый
V. Итог урока.
Спасибо за внимание!
Презентация прилагается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя
Цели урока: * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...
Урок внеклассного чтения 6 класс" Поэзия прозы"
Разработка урока внеклассного чтения, посвящённого юбилею М.М. Пришвина, содержит материалы, позволяющие расскрыть мастерство писателя, познакомить учащихся с примерами пейзажа в живописи, музыке, лит...
Кроссворды по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова
Кроссворд – игра, являющаяся наиболее сложной формой буквенно- фигурных игр. Кроссворды вызывают обмен литературно – читательским опытом между играющими и закрепляют литературные ассоциации. Так...
Презентация "Природа в творчестве А.С. Пушкина"
Для учащихся 5 - 9 классов....
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина"
Цель: знакомство с творчеством поэта, расширение кругозора учащихсяСоздаются две команды (по 8-10 человек в каждой).Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда подбирает себе название: стро...
Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (6 класс)
Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова для обучающихся 6 класса состоит из заданий на знание биографий писателей, мсодержания произведений. Предусмотрено одно зад...
Природа в творчестве А. С. Пушкина
Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, которая показывает, какой мир, но и что чувствует сам поэт, когда пишет свои произведения...