Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Тишечко Галина Викторовна

Внеклассное чтение. Урок-концерт

Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Внеклассное чтение. Урок-концерт

Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Цели:

обучающая – систематизировать изученное о лирических произведениях;

развивающая – развивать навыки выразительного чтения;

воспитательная – прививать интерес и любовь к родному краю.

 Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.

 Оборудование урока: записи популярной классической музыки(«Времена года» Чайковского), записи голосов природы; репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова; портреты В.А.Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, И.А.Бунина и др.., проектор, экран.

Ход урока:

  1. Организационный момент(звучит музыкальный фрагмент «Времена года» Чайковского)
  2. Вступительное слово учителя

 Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии, музыки, живописи, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту.

 Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Неброскую трогательную русскую природу многие поэты предпочитали экзотическим краскам южных стран. Смена времён года всегда напоминала о цикличности жизни, о бренности человеческого существования и в то же время о вечности возрождения. Свобода, гармония, чистота, несуетность, присуще природе – идеалы, которые воплощали в своём творчестве русские поэты.

 Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но неотъемлемой частью её души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землёй, с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной. Чувство родной земли неотделимо от восприятия природы, от бережливого и рачительного пользования её дарами.

  В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А. Жуковский. Лучшие образцы пейзажной лирики русских поэтов 19 века прозвучат сегодня на нашем уроке-концерте. Прослушаем и попробуем понять, как не яркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

III. Концерт:

Слайд первый

Ведущий: В стихотворении воплощена мысль поэта о важности, значительности пограничных моментов в жизни природы и в жизни человека «Цветы последние», так же как «разлуки час», запоминаются острее. А.С. Пушкин «Цветы последние»

Ведущий: От начала до конца стихотворения нарастает чувство грусти, одиночества,, неотвратимости конца. Лаконично написанные картины осени сменяют друг друга. Сначала это движение, затем стремление к покою, наконец, замирание природы. Пейзаж наполнен красками: сначала яркими, потом тёмными, лексика окрашена печальными, тревожными нотами М.Ю. Лермонтов «Осень». Это стихотворение прочтёт (Ф.И. учащегося)

Ведущий: Это стихотворение перекликается с пушкинским «Цветы последние милей…»Картины увядания передают настроение грусти, тихого восхищения, неизбежной боли ухода. Светло окрашенная лексика сочетается со словами, выражающими печаль, тревогу, не уют, страх. Поэт и в увядании чувствует «прелесть». Настроение «умильной» печали, переданной образом конца года – осени, усиливается образом соответствующего ей конца дня – вечера. Природа крайне редко предстаёт у Тютчева просто как пейзаж. Как фон. Она всегда является «действующим лицом», она всегда одушевлена.  А сейчас вы услышите его стихотворение в прочтении(учащийся)Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».

Слайд второй

Ведущий: Осень хрупкое время года, когда вся природа легко уязвима перед холодом зимы. Весна- пора пробуждения. Совершенен «вечный строй» природы. А.А.Фет сопоставляет состояние пробуждающей природы, с состоянием молодости. А сейчас прозвучит его стихотворение «Первый ландыш» (учащийся)

Слайд третий

Ведущий Наиболее ярко в пейзажной лирике проявляет себя А.Н. Майков. По настроению это стихотворение близко к фетовскому «Первый ландыш», но интонация этого стихотворения другая: вместо восторженных восклицаний .-удивлённое восхищение, переданное с помощью многоточий. В этом вы сами сейчас убедитесь, прослушав его стихотворение «Поле зыблется цветами»(Ф.И.учащегося)

Слайд четвёртый

IV. Региональный компонент:

Не только поэтов XIX  века вдохновляла родная природа. Природа нашего края настолько живописна и неповторима, что не могла оставить равнодушными и алтайских поэтов.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед нами прекрасный солнечный мир. Всё чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире.

Слайд пятый

А сейчас прозвучит стихотворение алтайского поэта Владислава Козодоева  «Реки детства» (Ф.И. учащегося)

Слайд шестой

Насколько природа может быть поучительной, вы узнаете, прослушав в исполнении (учащийся) стихотворение Ивана Мордвина «Я доброте учился у природы»

Слайд седьмой

Михаил Яснов в своём стихотворении показывает, что природа способна успокаивать, умиротворять и даже усыплять. Сейчас прозвучит его стихотворение «Колыбельная со светлячком»

Слайд восьмой

А сейчас прозвучат стихотворения поэтов нашего Павловского района «Туман осенний»

Слайд девятый

Стихотворение «Снегопад»

Слайд десятый

Слайд одиннадцатый

«Снег опять сегодня падал»

Слайд двенадцатый

В роще берёзовой

Майские росы,

Трава молодая

Как шёлк, зелена.

Капает сок,

Словно девичьи слёзы.

Радуйся, мир,

Наступила весна!

Слайд тринадцатый

V. Итог урока.

Спасибо за внимание!

Презентация прилагается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - зачёт в 8 классе по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, и Н.В.Гоголя

Цели урока:  * Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеоб...

Урок внеклассного чтения 6 класс" Поэзия прозы"

Разработка урока внеклассного чтения, посвящённого юбилею М.М. Пришвина, содержит материалы, позволяющие расскрыть мастерство писателя, познакомить учащихся с примерами пейзажа в живописи, музыке, лит...

Кроссворды по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Кроссворд – игра, являющаяся наиболее сложной формой буквенно- фигурных игр. Кроссворды вызывают обмен литературно – читательским опытом между играющими и закрепляют литературные ассоциации. Так...

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина"

Цель: знакомство с творчеством поэта, расширение кругозора учащихсяСоздаются две команды (по 8-10 человек в каждой).Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда подбирает себе название: стро...

Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (6 класс)

Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова для обучающихся 6 класса состоит из заданий на знание биографий писателей, мсодержания произведений. Предусмотрено одно зад...

Природа в творчестве А. С. Пушкина

Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, которая показывает, какой мир, но и что чувствует сам поэт, когда пишет свои произведения...