Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.
Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.
Но кто-то должен хранить священный огонь поэзии.
Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Ф.И. Тютчева. В его творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о бренности человеческого существования, суетности земной жизни и вечной природы. Это поэзия созерцания и размышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_aleksandrova1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1 -
Урок литературы в 10 классе (Александрова Е.В.)
« Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством поэта;
- определить место Ф.И.Тютчева в истории русской поэзии;
- осмыслить функции языковых средств;
- показать своеобразие его лирики, привлечь внимание учащихся к личности поэта.
Задачи:
- образовательные - познакомить учащихся с биографией Ф.И. Тютчева;
- развивающие - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического произведения;
- воспитательные - воспитывать на примере произведений Ф.И. Тютчева любовь
к родной природе.
Оборудование:
- фотография Ф.И.Тютчева;
- презентация по биографии и творчеству Ф.И. Тютчева;
- сборники стихотворений Ф.И. Тютчева;
- карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан»;
- аудиозаписи романсов «Я встретил вас, - и всё былое...» в исполнении Г. Отса и «Весенние воды» в исполнении М. Магомаева.
Ход урока:
1. Организационный момент ( психологический настрой).
2. Опережающее домашнее задание:
- составить краткую биографическую справку о поэте;
- прочитать стихотворения Ф.И.Тютчева;
- повторить виды лирики, художественные средства создания образа;
- некоторым учащимся выучить наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева.
3.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Сегодня наше занятие посвящено прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.
Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.
Но кто-то должен хранить священный огонь поэзии.
Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Ф.И. Тютчева. В его творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о бренности человеческого существования, суетности земной жизни и вечной природы. Это поэзия созерцания и размышления.
- 2 -
Обратим внимание на портрет Тютчева…(работа с портретом поэта):
« Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано
поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Толстой сказал: « Без него нельзя жить».
Доклад – сообщение ученика о жизненной и творческой судьбе Ф.И.Тютчева
(с показом слайдов).
Федор Иванович Тютчев родился в родовом имении Тютчевых, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда, 23 ноября1803 года.
Тютчевы принадлежали к старинному дворянскому роду.
Предком поэта был один из самых выдающихся героев Куликовской битвы – Захарий Тютчев.
Прадед поэта был офицером во времена Петра 1.
Дед по линии матери принадлежал к «боковой ветви» рода графа Льва Николаевича Толстого.
Отец его, Иван Николаевич, был помещиком.
Екатерина Львовна Тютчева – мать поэта,
«женщина замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с фантазией, развитой до болезненности».
Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу (у них было общее разве одно благодушие).
Зато он чрезвычайно походил на свою мать.
С признаками высших дарований с самых первых лет поэт сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Ребёнок, к счастью, был добросердечен.
Ему было почти 9 лет, когда настала гроза 1 8 1 2 года.
Сразу « после французов» родители поэта пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича.
- 3 -
В 1 8 1 8 году Тютчев поступил в Московский университет. После его окончания Тютчев поступил на дипломатическую службу и летом 1822 года прибыл в Германию, в русское посольство в Мюнхене. Именно здесь, в Германии он создал половину своих стихотворений. Он возвратился на родину только через 22 года.
Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следит за событиями в России. Свои размышления он обобщает в стихотворениях «Умом Россию не понять…», «Русской женщине», «Слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «Пошли, Господь свою отраду…».
Ученики читают стихотворения « Слёзы людские…» и «Эти бедные селенья…».
Беседа:
- Какая мысль объединяет эти два стихотворения?
- Определите мотив стихотворения. (Мотив – сочувствие страданиям людей.)
- Найдите слова, несущие этот мотив. (Эпитеты характеризуют отношение лирического героя к бедствиям, страданиям, горю: неистощимые, неисчислимые, бедные, скудная.)
Мюнхенский период – пора светских успехов и переживаний.
Жаркий поклонник женской красоты, поэт охотно посещал светское общество и пользовался там успехом.
К златокудрой Амалии Лерхенфельд обращены строки юношеских стихотворений «Я помню время золотое…» (1836) и «Я встретил вас, - и всё былое...», ставшее романсом. (Звучит романс.)
Были в жизни Тютчева встречи и с другими женщинами, любившими его и любимыми им.
С Элеонорой Петерсон, вдовой русского дипломата, он обвенчался в 1 8 2 6 году и прожил с ней 12 лет до её преждевременной кончины. Тютчев тяжело пережил потерю жены, поседел за одну ночь. Остались дочери Анна, Дарья, Екатерина. Свою любовь к жене он выразил в стихах, написанных к десятой годовщине её смерти:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, -
Как ночью на небе звезда.
После смерти Элеоноры в 1 8 3 8 году Тютчев женился вновь.
Его избранницей стала вдова немецкого барона - Эрнестина Дернберг.
Отношения их были близки к идеальным. Свидетельство тому – дошедшие до нас строки:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
- 4 -
И вот последняя любовь…
Тютчеву было около 50-ти лет, когда его настигла любовь к 24-летней выпускнице Смольного института, Елене Александровне Денисьевой. Натура пылкая, живая, Елена глубоко и самоотверженно полюбила поэта. Он ответил ей длительной, страстной привязанностью. В глазах высшего петербургского общества их отношения (за 14 лет у них родилось трое детей) были вызывающими. Причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. От неё отрёкся отец, тётка была вынуждена оставить Смольный, на детях лежало клеймо «незаконности». Тютчев же сохранял привязанность к «законной» семье. Всё это ускорило ход болезни Елены (чахотка) и смерть в августе 1864 года.
Пережитая поэтом драма запечатлелась в «денисьевском» цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе.
Чтение и анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»:
- Что воспевает поэт?
- Какое убеждение поэта выражено в стихотворении?
- Какими художественными средствами изображает он «цветущий мир природы?
- Как в стихотворении выражена любовь к Денисьевой
- Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть более высокое, чем праздник?
В процессе анализа определяются олицетворения, олицетворяющие метафоры («поют деревья, блещут воды» и др.), с помощью которых изображается «цветущий мир природы, воспеваемый поэтом. Но оказывается, что улыбка одного человека перевешивает весь этот мир, поскольку
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
Учитель.
Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична. В ней выражены два состояния: её и его. При этом её чувство сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Он, породивший такую любовь, не способен подняться до её высоты и силы.
Ученики читают стихотворения « О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…» и определяют характер любви, которую переживают герои. В большинстве ответов говорится о погубленной и трагичной любви.
Учитель.
«Денисьевский цикл» потрясает искренностью и глубиной переживаний. Оцените полное драматизма исповедальное стихотворение Тютчева «Последняя любовь».
- 5 -
Ученик читает стихотворение «Последняя любовь».
Учитель.
- Как изображена любовь лирического героя?
И вот последняя любовь…
Тютчеву было около 50-ти лет, когда его настигла любовь к 24-летней выпускнице Смольного института, Елене Александровне Денисьевой. Натура пылкая, живая, Елена глубоко и самоотверженно полюбила поэта. Он ответил ей длительной, страстной привязанностью. В глазах высшего петербургского общества их отношения (за 14 лет у них родилось трое детей) были вызывающими. Причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. От неё отрёкся отец, тётка была вынуждена оставить Смольный, на детях лежало клеймо «незаконности». Тютчев же сохранял привязанность к «законной» семье. Всё это ускорило ход болезни Елены (чахотка) и смерть в августе 1864 года.
Пережитая поэтом драма запечатлелась в «денисьевском» цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе.
Чтение и анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»:
- Что воспевает поэт?
- Какое убеждение поэта выражено в стихотворении?
- Какими художественными средствами изображает он «цветущий мир природы?
- Как в стихотворении выражена любовь к Денисьевой
- Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть более высокое, чем праздник?
В процессе анализа определяются олицетворения, олицетворяющие метафоры («поют деревья, блещут воды» и др.), с помощью которых изображается «цветущий мир природы, воспеваемый поэтом. Но оказывается, что улыбка одного человека перевешивает весь этот мир, поскольку
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
Учитель.
Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична. В ней выражены два состояния: её и его. При этом её чувство сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Он, породивший такую любовь, не способен подняться до её высоты и силы.
Ученики читают стихотворения « О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…» и определяют характер любви, которую переживают герои. В большинстве ответов говорится о погубленной и трагичной любви.
Ученик читает стихотворение «Последняя любовь».
Учитель.
- Как изображена любовь лирического героя?
- 6 -
Ученики делают обобщение.
Любовь Тютчев воспринимает возвышенно, вне быта, и трагически. Любовь не только радость, но и «поединок роковой» и безнадёжность.
4. Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
Викторина:
1. О каком стихотворении Н.А. Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч?»
(Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».) Звучит романс.
2. Какое стихотворение о зиме написано 31 декабря?
( Ученики вспоминают стихотворение «Чародейкою Зимою»).
3. В каком стихотворении Ф.И.Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?
( Ученики вспоминают стихотворение « Зима недаром злится»).
4. О каком стихотворении Тютчева говорится в следующем высказывании:
« Мы дивимся тому и восхищаемся тем, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго за границей, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу-труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть»?
( Ученики вспоминают стихотворение «Есть в осени первоначальной»).
5. Ф.И.Тютчев – певец природы. Многообразные проявления жизни
природы в его лирике.
Учитель.
Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чём своеобразие лирики Ф.И.Тютчева? Тютчев стремится уловить душу природы, понять и объяснить во всех её проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями в жизни природы. Это связано с тем, что Тютчев – поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способность вечно обновляться:
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки не было у ней.
- 7 -
Поэт считает, что высшей силой, перед которой может преклоняться человек, является природа с её первозданной, всепоглощающей стихией бытия, которую поэт называет «хаосом» или «бездной».
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…».
Беседа:
- Что вы представляете, читая эти стихи?
- От кого защищает поэт романтическое понимание природы?
- C помощью каких образов Тютчев выражает своё понимание природы?
- Какие символические образы угадываются в стихотворении?
(Обращается внимание на то, что природа у Тютчева не «слепок», она живёт, дышит.)
Учитель.
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе, велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого добивается?
Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Именно отсюда – глубокая убеждённость в том, что они открываются только непосредственно чувству или созерцанию. Это нашло отражение в стихотворении «Фонтан». Заглянем в творческую лабораторию поэта.
Творческая работа учащихся.
Перед чтением стихотворения ученикам предлагается обратить внимание на то, как поэт изображает струю фонтана (водомёт, как символ человеческой мысли, так же рвущейся в небо и так же неизбежно свергающейся «в брызгах с высоты»), какие ассоциации и чувства вызывает в нём увиденное.
Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор.
- « Смотри, как облаком…»(живым)
- «…дым …»(влажный)
- « …высоты…»(заветной)
- «…пылью …»(огнецветной).
Учитель.
Для поэта Ф.И.Тютчева сущность мира – столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что она остается таинственной и
загадочной. Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой излюбленный прием « образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно, иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает,
одно неприметно переходит в другое.
- 8 -
.
Заключение.
Настоящее признание Ф.И.Тютчева как великого поэта началось лишь в двадцатом столетии. Хочется верить, что сегодняшний разговор о поэзии Ф.И.Тютчева позовет человека с утонченной душой к сборнику его стихов, и он найдет в нем строки, созвучные своему настроению.
6. Подведение итогов урока.
- С каким замечательным поэтом второй половины XIX века мы
познакомились на уроке?
- В чем своеобразие лирики Ф.И.Тютчева?
7. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно стихотворение Ф.И.Тютчева (по выбору учащегося) и
сделать его анализ (с планом анализа поэтического текста ребята знакомы).
8. Рефлексия.
Закончите фразы:
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня задумался…
- Меня удивило…
- Я сделал вывод…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Открытый урок в 8 классе "Роль испарения и конденсации в природе, в жизни человека и животных"
Урок с использование проектно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит презентацию....
Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина
Данный материал представляет собой развернутый конспект урока биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...