Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass_201.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Князевская основная общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседении МО Зам.директора по УВР директор МКОУ ООШ
______Мандрикова Л.А. Артамонова.Р И. Романова И.В.
Протокол №1 от 29.08.17. от 29.08.17. Приказ № 93 от 31.08.17 г.
Рабочая программа
по русскому языку
в 8 классе
на 2017-2018 учебный год.
Учитель: Артамонова Р. И.
первая категория
2017
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторами которой являются В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и другие.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Распределение часов по темам.
Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы».
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по русскому языку
К концу 8 класса учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Учащиеся должны уметь:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами словарей;
- оценивать уместность употребления слов;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы;
- распознавать части речи и их формы;
- применять орфографические правила;
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать предложения разных видов;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить синтаксический анализ простого предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
В VIII классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 КЛАССЕ
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, Е.И.Никитина, Л.Д.Чеснокова. М., «Дрофа», 2009 год
Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.С.Пичугова. М. ООО «Дрофа», 2014 год
Е.И.Никитина.Русский язык:Русская речь.8 класс.М.:Дрофа,2014год
№ п/п | Название раздела и тем. | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения материала | Подготовка к ОГЭ | Примечание |
1. | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. | 1. | |||
2-4. | Повторение изученного в 5-7 классах. | 3 | ЗАДАНИЕ 4.5.6.7 | ||
5. | Контрольный диктант с грамматическим заданием на повторение изученного в 5-7 классах. | 1. | |||
6-7 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. | 2 | Зад.8,11 | ||
8. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Виды синтаксической связи. | 1. | |||
9. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | 1. | Зад.7 | ||
10. | Р/р Текст как единица синтаксиса | 1. | Зад.7 | ||
12-13 | Р.р. Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи» | 2 | |||
14 | Способы подчинительной связи. | 1. | Зад.7 | ||
15 | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. | 1. | Зад.7 | ||
16. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | 1. | |||
17 | Р.р Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на лингвистическую тему | 1 | С 15.3. | ||
18. | Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения | 1. | |||
19 | Основные виды простого предложения. | 1. | |||
20 | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация. | 1. | |||
21. | Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте. | 1. | |||
22-23 | Р.р. Сжатое изложение по типу ГИА | 2 | Часть 1. | ||
24 | Повторим орфографию: орфограммы в корне | 1. | Зад.4,5,6 | ||
25. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 1. | Зад.8,11 | ||
26-28. | Сказуемое и его основные типы. | 3 | Зад.8,11 | ||
29-30 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||
31-32 | Контрольное сочинение на лингвистическую тему по типу ГИА | 2 | С 15.3 | ||
33-34. | Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения. | 2 | |||
35. | Приложение. | 1. | ЗАД.9 | ||
36. | Дополнение. | 1. | |||
37 | Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения | 2. | |||
38-39 | Контрольное сжатое изложение | 2 | |||
40 | Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения | 1 | |||
41 | Синтаксические функции инфинитива | 1 | |||
42 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельства с предлогом несмотря на | 1 | Зад.9 | ||
43. | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. | 1. | Зад.8,11 | ||
44. | Определённо – личные предложения. | 1. | |||
45 | Неопределённо-личные предложения. | 1. | |||
46. | Обобщённо – личные предложения. | 1. | |||
47-48 | Безличные предложения. | 2 | |||
49 | Р/р. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | 1. | |||
50 | Контрольное тестирование | 1 | |||
51. | Особенности строения полных и неполных предложений. | 1. | Зад.8,11 | ||
52 | Р/р. Риторический вопрос как средство выразительности | 1. | Зад.3 | ||
53. | Тире в неполном предложении | 1. | |||
54 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | 1. | |||
55 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | 1. | |||
56. | Р/р Разновидность рассуждения – сравнения. | 1. | |||
57 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | 1. | |||
58. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1. | |||
59. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1. | |||
60 | Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи. | 1. | Зад.3 | ||
61-62 | Р/Р. Подготовка и написание сжатого изложения | 2 | Часть 1 | ||
63. | Однородные и неоднородные определения. | 1. | |||
64 | Однородные и неоднородные определения | 1. | |||
65. | Однородные и неоднородные определения | 1. | |||
66 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». | 1. | . | ||
67-68 | Р\р. Рассуждение на литературную тему | 2 | С15.3 | ||
69. | Обособление второстепенных членов предложения. | 1. | ЗАД.9 | ||
70 | Обособление согласованных определений. | 1. | .Зад.9 | ||
71. | Обособление согласованных определений. | 1. | .Зад.9 | ||
72. | Обособление несогласованных определений. | 1. | |||
73 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. | 1. | |||
74 | Обособление приложений. | 1. | Зад.9 | ||
75 | Р/р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. | 1. | |||
76. | Обособление приложений. | 1. | Зад.9 | ||
77. | Обособление дополнений. | 1. | Зад.9 | ||
78 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | 1. | ЗАД.9 | ||
79. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | 1. | Зад.9 | ||
80. | Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | 1. | |||
81 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1. | |||
82 | Обобщение материала изученного по теме « Обособленные члены предложения». | 1. | Зад.9 | ||
83 | Р/р Киносценарий как композиционная форма сочинения. | 1. | |||
84-85 | Контрольное изложение | 2 | |||
86 | Обособление уточняющих членов предложения. | 1. | |||
87 | Р/р Психологический портрет. | 1. | |||
89 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. | 1. | Зад.9 | ||
90 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | 1. | Зад.10 | ||
91 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | 1. | Зад.10 | ||
92 | Предложения с вводными и вставными конструкциями. | 1. | Зад.10 | ||
93 | Обращение, его функции и способы выражения. | 1. | Зад.10 | ||
94 | Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте | 1. | Зад.10 | ||
95 | Обращение, его функции и способы выражения. | 1. | |||
96 | Особенности слов – предложений. | 1. | |||
97 | Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения»; «Вводные слова»; «Предложения с обращениями». | 1. | Зад.9,10 | ||
Повторим изученное в 8 классе. | 6 | ||||
98 | Словосочетание. | 1. | Зад.6,7 | ||
99 | Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. | 1. | Зад.8,11 | ||
100-101 | Контрольное сочинение на морально-этическую тему | 2 | |||
102 | Предложения с обособленными членами | 1. | |||
Итого: 102 часа | . | ||||
. | |||||
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение
Русский язык — родной язык (1ч). Повторение изученного в 5—7 классах (3 ч).
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе (3 ч)
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2 ч)
Словосочетание (3 ч)
Предложение (5 ч)
Простое предложение (13 ч)
Односоставные предложения (8 ч)
Полные и неполные предложения (2 ч)
Предложения с однородными членами (8 ч)
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9 ч)
Слова-предложения (1ч)
Повторение (12 ч)
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс/ под редакцией Н.А.Сениной – М., 2010.
Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
Львова С.И., Язык в речевом общении. – М., 1991.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004
Мультимедийные пособия.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 8 класс.
(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).
Г.Т.ЕгораеваТиповые тестовые задания.2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....