Тема | Этимология – наука о происхождении слов. |
Цель | Познакомить с этимологией как с наукой. |
Задачи | - Систематизировать накопленные учащимися знания по теме “Словообразование ”.
- Повысить орфографическую зоркость учащихся при изучении словарных слов с использованием этимологического анализа.
- Совершенствовать умение поиска необходимой информации в толковом, этимологическом и словообразовательном словаре, в Интернете.
- Развивать умения и навыки распознавания, анализа, классификации языковых фактов.
- Пополнить лексический запас учащихся.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
|
Формируемые УУД | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка. Познавательные: извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; переработка информации для получения необходимого результата; преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; Понимание других позиции (взглядов, интересов). |
Основные понятия | Словообразование, этимология, этимологическая справка, лексическое значение, словарная статья |
Ресурсы
| Компьютер, интерактивная доска, доска, этимологические словари, словообразовательные словари, учебники, доступ в Интернет, листки самооценки, дидактический материал. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Проверяют готовность к уроку. | Подумайте, что каждому из вас может понадобиться на уроке и приготовьте всё необходимое. На уроке вы должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу. (Слайд 1) | (Р)Мобилизация своих усилий и энергии для достижения цели. (Л)Развитие мотивов учебной деятельности
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | На средней части доски написано число, классная работа.
Задаёт вопросы, даёт задание.
Показывает предложение. Даёт задание. | Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: - Словообразование. - Это раздел лингвистики, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. - Зная состав слова и способ его образования, мы можем применять орфографические правила русского языка. Мы проверили теорию, а вот как вы справитесь с практической частью, мы сейчас посмотрим.
Записывают в тетради число, классная работа.
Два ученика записывают цепочки на разных крыльях доски, не видя друг друга, остальные учащиеся работают в тетрадях.
Выполняют словообразовательный разбор. Подбирают однокоренные слова. | - Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? - Что изучает данный раздел? - Как можно использовать знания, полученные при изучении данного раздела? - Какие способы словообразования вам известны? Назовите их и приведите примеры.
КОЗ (выдается карточка) - Что помогло вам выполнить задание? (умение выделять морфемы, находить однокоренные слова) - Произведите взаимопроверку. Оцените друг друга. (слайд2) Сделайте отметку в листах самоконтроля. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока. - Перед вами предложение (слайд 3) На территории столичного Кремля находится Большой Кремлевский дворец, который был построен в девятнадцатом веке группой русских архитекторов под руководством Константина Андреевича Тона. - Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов «столичного» и «дворец». - Подберите к ним однокоренные слова.
| (К) Умение слушать и вступать в диалог. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. (П) Анализ собственных знаний. Отнесение объектов к известным понятиям. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде. (Р) Оценивание - осознание качествавыполнения задания. |
III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы и цели урока. | Задаёт вопросы.
Фиксирует гипотезы учащихся.
| Отвечают на вопросы учителя. Возможные затруднения: *определение состава слов; *словообразовательный анализ слов. Предполагаемые ответы: - В слове столичный корень стол- или столич-. - В слове дворец корень двор- или дворец. Предполагаемые ответы: - Безударная гласная в корне (проверяемая и непроверяемая).
Предполагаемые ответы: - Словообразовательный словарь.
Осуществляют поиск необходимой информации в словообразовательном словаре. Предполагаемые ответы: - Мы считали, что слово столичный произошло от слова стол, а слово дворец – от слова двор
Делают выводы: - Чтобы правильно выделить морфемы в слове необходимо знать значение слова. - Зная происхождение слова, можно проверять написание слов с непроверяемыми орфограммами. - Правописание слов столичный и дворец можно проверить с помощью слов стол и двор. Знакомятся с информацией на слайде Формулируют тему урока: - Происхождение слов. Этимология (слайд 6) Формулируют цель урока: - Познакомится с определением этимология.
- Узнать о происхождении некоторых слов.
- Научиться пользоваться этимологическим словарем.
- Пополнить лексический запас слов.
(слайд 7) В качестве минутки отдыха предлагаю вам посмотреть сценку…
-Помогает определить значение слов, правильно писать слова | Постановка проблемы: - Все ли задания были выполнены правильно? - Сделайте отметки в листах самоконтроля. - Что вызвало затруднения? Почему? - Назовите корень в слове столичный. - Назовите корень в слове дворец. Поиск решения проблемной ситуации: - Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации? - Проверьте себя по словообразовательному словарю. - Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах? (Слайд 4)
- Какие сведения нам необходимы, для того чтобы правильно выделить морфемы в корне? - Назовите орфограммы в разбираемых словах. Можно ли их проверить? (слайд 5) - Сформулируйте тему, над которой мы будем работать сегодня на уроке. - Как называется наука, которая изучает происхождение слов? - Сформулируйте цели урока. (слайд 7)
Ребята посмотрели сценку, вопрос: - Ребята, почему хвастун оказался в такой нелепой ситуации? Как Петя проучил его? - Для чего все-таки нам нужно знать происхождение слов?
| (Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера. (П)Постановка и формулировка проблемы. Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимых словарей. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез. Самостоятельный поиск учебной проблемы. Формулировка темы и цели урока. (К) Умение слушать и вступать в диалог. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. (Л) Любознательность при получении знаний. Формирование интереса к изучению родного языка. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: Познакомить с этимологией как наукой. | Задаёт вопросы. Даёт задания. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Записывают тему урока. Работают с учебником, изучают теоретический материал, записывают определение.
Делают отметки в листах самоконтроля. Предполагаемый ответ: - Этимологический словарь.
Знакомятся с этимологическим словарём. Составляют план словарной статьи (устно). |
- Запишите тему урока в тетрадь. - Откройте учебник на стр. 100 и прочитайте теоретический материал. Сформулируйте определение, что такое этимология. - Сравните свои записи и запись на слайде. (Слайд 8) - Сделайте отметки в листах самоконтроля. - Как, по вашему мнению, называется словарь, в котором рассказывается о происхождении слова? - Познакомьтесь с таким словарём. Расскажите, как построена словарная статья. (слайд 9)
| (П) Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Представление информации в форме плана. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём.
| Даёт задания. Раздаёт карточки. Консультирует учащихся. Ваша цель: Научиться отбирать нужную информацию | Выполняют задание учителя, заполняют таблицы в карточках. Читают текст упражнения №177 на стр. 100-101. Заполняют таблички в карточках.
Подбирают и записывают проверочные слова: Колесо – кОло Лопата – лОп
Предполагаемый ответ: - К этимологическому словарю.
Делают отметки в листах самооценки.
| Пользуясь материалами учебника и текстом упражнения №177 на стр.100-101 , заполните таблицу в карточках: (слайд 10) Работайте в паре, используйте словари. Слово | Лексическое значение | Этимологическая справка | Колесо |
|
| Лопата |
|
|
- Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень. - Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения? - К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения? - Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь. Произведите самопроверку (слайд 11) - Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах самооценки.
| (П) Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря. Представление информации в форме таблицы. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении новых понятий, умение работать с этимологическим словарём, самоконтроль усвоения знаний.
| Даёт задание. | Решают тест. Проверяют себя, сравнивая с эталоном, оценивают себя. С целью проверить свои знания по теме: «Этимология», выполните задания теста. |
- Произведите самопроверку (Слайд 12)
| (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют собственную деятельность на уроке, делают выводы.
Значение слов Излучинск, Окуневка, Вах
Ответы: Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; Я: это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать.
| - Мы говорили, что тема очень интересная и познавательная, я предлагаю Вам познакомиться с некоторыми заимствованными корнями … (слйд 13-14) - Составьте с любыми словами 3 предложения. -Скажите, а кто знает о происхождении названия нашего поселка, рек, которые протекают возле него? (слайд 15) ВЫВОД: Зачем же нужно знать о происхождении слов?
| (П) Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде. (К) Умение слушать и вступать в диалог. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Задаёт вопросы. | Работают с листами самооценки. | - А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки. - Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Доволен ты своим результатом или нет и почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
| (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Понимание причины своего неуспеха и умение находить способы выхода из этой ситуации. |
IX. Д/з. | Задаёт домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневники, а при необходимости в тетради. | 1. Параграф 34, упражнения № 178 и №179 на стр. 102. 2*. Темы для проектов (по желанию, на выбор): - Этимология как наука.
- Этимология на службе у орфографии.
- Этимологические словари.
- Этимология и фразеология.
- Этимология слов моей «малой Родины»
(слайд 16-17)
| (Р) выбор темы проекта с помощью учителя.
|