Элективный курс "Стилистика. Культура речи."
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv._kurs._stilistika._kultura_rechi.dokument_microsoft_office_word_3.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов. Занятия проводятся по 0,5 часам в неделю.
Цель элективного курса- формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, обобщить и систематизировать сведения по стилистике, на основе этого обобщения дать понятие о стилистике как о разделе лингвистической науки, указать ее место в системе других разделов науки о языке, расширить и систематизировать представления учащихся о функциональных стилях литературного языка и стиле художественной литературы.
Задачи элективного курса:
-дать учащимся представление о стилях речи;
-совершенствовать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь учащихся;
-развивать творческие способности школьников.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:
-качества хорошей речи как показателя интеллектуального духовного богатства говорящего и пишущего человека;
-орфографические, орфоэпические, лексические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского языка и требования к их соблюдению;
-правила речевого этикета;
-законы построения текста;
-разные словари и справочники и уметь ими пользоваться.
В результате проводимых занятий учащиеся должны уметь:
-строить свою устную и письменную речь в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными и стилистическими нормами современного языка;
-строить беседу и составлять вопросы для интервьюера;
-применять в жизненных ситуациях правила речевого общения.
Содержание элективного курса.
Понятие о стилистических ресурсах языка.-1ч.
Книжные стили. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Основные признаки стилей.
Художественный стиль. Основные признаки стиля .Разговорный стиль.-16ч, из них на сочинения-6ч., на тестирование-1ч..
Литература
1. Н.А.Андрамонова, Н.Н.Фаттахова. Русская речь. 9кл. Казань, изд. Магариф 2008.
2. Т.О. Скиргайло. Элективный курс «Культура речи» ж. «Магариф» 7.2007.
3. ж. «Русский язык и литература для школьников» №5 -8. 2008.
4.А.Б. Малюшкин . Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.
9 класс. Москва 2008.
5.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло «Деловое письмо». Казань 2005.
6.Т.О.Скиргайло «Сочинение-интервью». Элективный курс развития речи.Вербум-М Москва 2006.
7. «Год молодежи, спорта и здорового образа жизни в преп. рус. яз и лит.» Казань 2009
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемый результат | Срок проведения | |
1 | Понятие о стилистических ресурсах языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по текстам | Устные ответы на вопросы по теме | Уметь распознавать стилистические ресурсы языка | План | Факт |
2 | Книжные стили. Научный стиль. | 1 | Урок совершенствования зун | Анализ текстов | Работа со словарем, над различными текстами | Уметь определять по терминам стили речи | ||
3 | Подготовка к написанию сочинения – рассуждения «Зачем нужны запятые» | 1 | Урок развития речи | Составление плана к написанию соч.-рассужд. | Подготовка к соч.-рассуждению «Зачем нужны запятые» | Умение объяснять в предложениях функции запятых | ||
4 | Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужны запятые» | 1 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение | Написание соч.- рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение, отбирать необходимый фактический материал | ||
5 | Официально-деловой стиль | 1 | Урок совершенствования зун | Анализ текстов | Работа со словарем, написание автобиографии по данной схеме | Знать оссбен-ности стилей речи, сферу употребления, умение состав-лять тексты разных типов речи | ||
6 | Характеристика | 1 | Урок совершенствования зун | Групповая работа | Составление характеристики по данной схеме | Уметь составлять характеристики | ||
7 | Публицистиче- ский стиль. | 1 | Урок совершенствования зун | Анализ текстов | Самостоятельная работа над текстами публицистического стиля | Знать оссбен-ности публиц. стиля, сферу употребления, умение составлять тексты разных типов речи | ||
8 | Репортаж | 1 | Урок развития речи | Составление вопросов для репортажа | Подготовка материала для школьной газеты на тему «Репортаж о спортивном соревновании» | Уметь составлять репортаж | ||
9 | Интервью на основе текста. | 1 | Урок развития речи | Работа по тексту. Составление вопросов для интервью. | Составление интервью на основе текста в группах. | Уметь составлять интервью | ||
10 | Проблемный очерк. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по текстам | Анализ текстов, ответы на вопросы | Умение определять проблемы в текстах | ||
11 | Подготовка к написанию сочи-нения – рассужд. «За что я люблю и ува-жаю своих друзей» | 1 | Урок развития речи | Составление плана к написанию соч.-рассуждения | Написание сочинения-рассуждения «За что я люблю и уважаю своих друзей» | Уметь созда-вать текст рассуждения | ||
12 | Написание сочинения-рассуждения. «За что я люблю и уважаю своих друзей» | 1 | Урок развития речи | Прослушивание черновых вариантов сочинений | Сочинение-рассуж-дение «За что ялюблю и уважаю своих друзей» | Уметь отбирать необходимый фактический материал,соблюдать нормы построения текста | ||
13 | Художественный стиль. |
1 | Урок совершенствования зун | Анализ текстов худож. стиля | Используя прочитан-ные стихотворения Тютчева, отрывки из рассказа «Бежин луг», рассказать об отличительных признаках худож-ственного стиля речи | Знать особен-ности худож.. стиля, сферу употребления, умение составлять тексты разных типов речи | ||
14 | Разговорный стиль. Отличительные признаки стиля. | 1 | Урок совершенствования зун | Анализ текстов разговорного стиля | Устные ответы на вопросы групповое составление диалога с Хлестаковым | Знать особен-ности разго-ворного стиля | ||
15 | Подготовка к напи-санию сочинения-размышления «Умную речь хорошо и слушать» | 1 | Урок развития речи | Составление плана к сочинению | Ответы на вопросы, подбор фактических материалов | Знать особен-ности написания сочинения-размышления | ||
16 | Написание сочинения-размышления «Умную речь хорошо и слушать» | 1 | Урок развития речи | Прослушивание черновых вариантов сочинений, предупреждение ошибок | Сочинение-размыш-ление . | Уметь свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста | ||
17 | Тестирование по теме «Стилистика. Культура речи» | 1 | Урок-зачёт | Самостоятельная работа по тестовым заданиям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»
Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов...
Элективный курс "Культура речи", 7 класс
Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...
Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...
Элективный курс "Культура речи"
Программа элективного курса для 8-9 классов...
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...