Урок русского языка в 5 классе "Буквы о-ё в корне слова после шипящих и ц"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Знакомство с орфограммой "Буквы о-ё в корне слова после шипящих и ц".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Буквы о-ё в корне слова после шипящих и ц" | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим корни с чередованием! Распределите слова в два столбика Р… сти , р… стительность , зар .. сла , р… стения , р..сточек , взр … стить , зар … сли , подр …стать, выр … сла , отр … сль , р…сток, Р… стислав , прил …гать, пол… жение , прил … гательное , сл … жение , водор … сли , прил … жение , распол … гаются .
Проверяем! 0 Зар о сла - 2 Р о сточек - искл Зар о сли Выр о сла Р о сток - искл Р о стислав- искл Пол о жение - 2 Сл о жение Водор о сли- 2 Прил о жение - 2 А Р а сти Р а стительность Р а стения Взр а стить - 2 Подр а стать Отр а сль - искл Прил а гать Прил а гательное Распол а гаются - 2
Синтаксический разбор предложения Я добрался до пихтовой зар … сли и распол … жился на крохотной полянке . -4
В чем особенность шипящих звуков?
Исследование!!! Прочитайте слова. В каких случаях после шипящих в корнях под ударением пишут о, а в каких – ё? Ж ё рдочка – ж е рдь Ш ё лк – ш е лковистый Щ ё ки – щ е ка Ш ё пот – ш е птать Ш о рох, анч о ус Ш о в, ш о у Ш о ссе, Борж о ми Ж о нглер, ш о рох
Анчоус –мелкая морская рыбка Шоу – представление Боржоми – город в Грузии Сделайте вывод, сформулируйте правило. Сравните с правилом в учебнике.
ПОСЛЕ БУКВ Ж, Ш, Ч, Щ В КОРНЯХ СЛОВ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ Ё , ЕСЛИ М ОЖНО ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО ИЛИ ФОРМУ СЛОВА С БУКВОЙ Е . ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПИШЕТСЯ 0 , ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ ПОДОБРАТЬ СЛОВО С БУКВОЙ Е . Составьте предложение с однородными членами, используя названия цветов и их цвет
Где корень? Где орфограмма? Можно ли изменить звук о ? Если можно – пишем ё , Если нельзя – пишем – о . Алгоритм
Распределительный диктант: 1 столбик-Ё, 2столбик-О . Щ .. ки , ш..в , щ.. лочь , ш.. рох , щ.. лка , щ.. тка , ч.. лка , ч.. рный , крыж..вник , прич .. ска , ч.. рточка , пч .. лы , выч .. ркивать , расч ..т, ч.. рствый , обж .. ра , ж.. лтый , тяж.. лый , ш..пот , пш .. нка , ш.. рстка , ш.. лк , чащ..ба .
Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, объясните написание букв О, Ё после шипящих. ДОРОГОЕ (КОЛЬЦО) – БЕЛЫЙ (ЦВЕТ) – СВЕЖИЙ (ХЛЕБ) – ЛЕГКАЯ (НОША) – МЯГКАЯ (КРОВАТЬ) -
Диктант по памяти Ш о рох, ш о ковый, трущ о ба, Ж о м, изж о га и чащ о ба, Ш о в, крыж о вник и обж о ра, Ш о рты, ч о порный и ш о ры, Ш о колад, ш о ссе, ш о фер – вот и весь набор! СЛОВАРЬ Жом – пресс для выжимания Чопорный – очень строгий в соблюдении приличий Шоры – прикрепленные к уздечке наглазники, не позволяющие лошади смотреть по сторонам
Кроссворд 1 2 4 3 5 7 6 8 9 11 10 О О О О О О О О О О О 1. Место соединения сшитых кусков. 2. Глухой звук, шуршание. 3. Наездник на скачках. 4. Водитель автомобиля. 5. Мощёная щебнем или асфальтированная дорога. 6. Мастер по изготовлению ременной упряжи. 7. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. 8. Презрительное название ненасытного человека. 9. Цирковой артист. 10. Накидка на голову. 11. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета.
Проверь себя! 1. Шов 2. Шорох 3. Жокей 4. Шофёр 5. Шоссе 6. Шорник 7. Обжора 8. Шомпол 9. Жонглёр 10. Капюшон 11. Крыжовник
Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры . Все были шокированы происшедшим.
Восстановите юмористический рассказ, вставляя нужные слова. По ….. мчалась машина. В кабине сидел ……. , а в кузове тряслись …………………. , …………. , ………… , ………. и ………. . Каждый был занят своим делом. ……… ел ………… , ………… ……………. ……………. , нанизывая его на ………… . ……….. .. …………….. договаривались о новых ……….. для лошади. ………….. …………. молчал, надвинув на глаза …………. . Настроение у всех было ……………… . Будто ехали они на веселое …………. . Вдруг послышался ………… . Это лопнул ………. …… ………. ………………. . Все были ……………… происшедшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».
Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I. Обучающие цели. 1. Систематизировать знания о правописани...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"
Урок соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....