Интеллектуальная игра "Устное народное творчество"
методическая разработка по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Устное народное творчество»
Фольклор – кладовая, из которой нужно брать
для сегодняшнего дня. ( М.А.Светлов)
Цели:
*развивать познавательный интерес учеников и привлечь их к внимательному чтению художественного слова;
* воспитывать навык взаимодействия в группе.
Описание игры. Класс делится на две команды: «Добры молодцы и Красны девицы» и «Скоморохи» произвольной численности, которые по очереди отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ход игры.
1.Вступительное слово учителя.
Истоки нашей литературы, нашего национального самосознания кроются в устном народном творчестве. Знать фольклор – значит понимать свой народ. А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В нашей игре, посвящённой фольклору, мы покажем знания, накопленные за время изучения устного народного творчества. Слово «Фольклор» английского происхождения, обозначает народную мудрость, народное знание.
2. Разминка «Фольклорные жанры»
1)Древние песнопения о славных подвигах богатырей, исполняющиеся нараспев под звон гуслей. (Былина)
2)Поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления. Сделанное с целью испытания сообразительности человека. (Загадка)
3)Краткое мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, которое является всегда законченным предложением, суждением. (Пословица)
4)Произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях. (Народная сказка)
5) Поэтическая автобиография народа, это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. (Предание)
6)Часть суждения, яркое, меткое народное выражение. (Поговорка)
3.Конкурс «Малые жанры фольклора».
- Ребята, произведения устного народного творчества, созданные на протяжении многих веков, заключают в себе кладезь народной мудрости. «Золотыми зёрнами народной речи» называют пословицы. Пословицы и поговорки с детских лет учили, наставляли, приобщали к неписаным законам народной жизни. Что это за законы? Чему учит фольклор? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
1)Продолжи пословицы:
-Кончил дело… (гуляй смело)
- Что посеешь… ( то и пожнёшь)
- Не зная броду… (не суйся в воду)
- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда)
- После драки… (кулаками не машут)
- Глаза боятся …. (а руки делают)
- Ученье – свет … (а неученье – тьма)
- Любишь кататься… (люби и саночки возить)
- Один ум хорошо… (а два лучше)
2) Составь пословицы.
Команды получают карточки с разрезанными надвое пословицами. Задача команд – составить пословицы, определить их тематику, прокомментировать значение.
Корень учения горек, | да плод его сладок |
Кто хочет много знать, | тому надо много спать |
Не на пользу книги читать, | коли только вершки в них хватать |
Не стыдно не знать, | стыдно не учиться |
С книгой жить – | век не тужить |
Учёный водит, | а неучёный следом ходит |
Учись доброму – | Худое на ум не пойдёт |
Не выучит школа, | выучит охота |
День сегодняшний – | ученик вчерашний |
Тема пословиц – о пользе наук и знаний.
Заработанный ломоть лучше | краденого каравая |
Ищи себе там прибыли, | где нет другому гибели |
За чужим погонишься, | своё потеряешь |
Гол, да не вор, | беден, да честен |
Других не суди, | на себя погляди |
Береги платье снову, | а честь смолоду |
За правое дело | стой смело |
Где честь, | там и правда |
Тем труднее дело, | тем выше честь |
Тема пословиц – честь и бесчестье
Дерево смотри в плодах, | а человека в делах |
Не место красит человека, | а человек место |
По одёжке встречают – | по уму провожают |
Смелые глаза – | молодцу краса |
Не хвались серебром, | а хвались добром |
Не бранись ни с кем, | так хорош будешь всем |
Кто скуп и жаден | тот к дружбе не ладен |
Кто хвалится, | тот с горы свалится |
На ласковое слово не кидайся, | на грубое не обижайся |
Тема пословиц – душевные качества человека.
Слово не воробей – | вылетит не поймаешь |
От одного лишнего слова | да навек ссора |
В умной беседе ума наберёшься, | а в глупой свой растеряешь |
Коротко да ясно – | оттого и прекрасно |
Глупым словам – | глупое ухо |
Петь хорошо вместе, | а говорить порознь |
Слушай больше, | а говори меньше |
То же слово, | да не так бы молвить |
Не пройми копьём, | а пройми языком |
Тема пословиц – слово, беседа.
- Мы убедились, что пословицы дают широкое представление о жизни народа, о морали, быте, труде, они учат любить окружающих нас людей и родину, быть духовно богатыми людьми. Значение пословиц в нашей жизни велико.
4.Коллективная игра «Найди словечко»
На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Задача игроков – вставить пропущенные слова.
Добра пословица не в …, а прямо в … (бровь, глаз)
Поговорка - …, пословица - … (цветочек, ягодка)
Пословица … молвится. (недаром)
Красна изба …, речь … (пирогами, пословицей)
Пословица … не сломится (никогда)
….. речь не пословица. (глупая)
5.Подберите пословицу, которая подходит к данной ситуации.
Каждая команда получает карточку.
1)Ребята обсуждают план работы на месяц. Один из учеников всё время выкрикивает: «Я хочу! Я могу! Можно мне!...Я буду!» Когда взялись дружно за дело, не участвовал в нём только наш выскочка. О нём все сказали:
(Не бросай слова на ветер. Красно поле пшеном, а беседа умом.)
2)Пошла Маша в школу, да вернулась с дороги: тетрадку забыла. Начала дома выполнять задание, а в дневнике оно не записано. Пришлось к подруге идти. А мама сказала:
(Дурная голова ногам покою не даёт. Чужим умом жить – добра не нажить. Тише едешь – дальше будешь)
6. Конкурс «Загадка»
-Народная пословица гласит: «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается». Именно поэтому жанр загадки в русском фольклоре особенно разнообразен. При помощи загадок учили мудрости, с их помощью и испытывали человеческую мудрость. Загадывание и разгадывание загадок было своего рода единоборством, состязанием.
В построении загадок русский народ проявил большую изобретательность.
Определите основные типы загадок
Типы загадок | Примеры |
Загадки - вопросы | Что растёт без коренья? |
Загадки - задачи | Летела стая гусей, навстречу им один гусь: - Здравствуйте, - говорит, - сто гусей! - Нет, нас не сто гусей. Кабы было ещё столько, да полстолько, да четверть столько, да ты гусь, так нас было бы сто. Сколько гусей летело? |
Загадки - иносказания | Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. |
Загадки - описания | Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь |
Определите художественные средства в загадках.
Художественные средства | Примеры |
Антитеза | Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, кода работу начинать. |
Олицетворение | Стоит мальчик, кривя пальчик. |
Гипербола | Конь бежит, земля дрожит. |
Эпитет | Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. |
Метафора | Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. |
Сравнение | Бел, как снег, в чести у всех. |
Загадки для команд.
1.Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит. (палка)
2.Красная девица по небу ходит. (солнце)
3.Четыре брата друг за другом бегут, никак не догонят. (колёса)
4.Хожу в пышной шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)
5.Через речку лёг, пробежать помог.
6.Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернётся, дом отопрётся. (ключ)
7.Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
8.Горшок умён, семь дырок в нём. (голова)
9.За тёмными лесами двое лебедей плясали. (серьги)
10.Что на свете слаще всего? (сон)
11 Ел да устал, спал да намаялся. (лень)
12.Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный, в этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Аквариум и рыбки)
13.Белая морковка зимой растёт.
Выросло, повыросло, из бороды повылезло,
Солнышко стало, ничего не стало.
Что растёт вверх ногами?
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
14.Висит сито, не руками свито. (Паутина)
15.Кто на себе дом носит? (Черепаха,улитка)
16. Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. (Солнце)
17. Ты, да я, да мы с тобой, много ли нас? (Двое)
18. Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал. Без тела, а живёт, без языка – кричит. (Эхо)
7.Конкурс «Сказка»
- «Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далёкое прошлое. Но это не так! И в компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерно народной жизни. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.
Лучшие свойства русского языка: меткость, краткость, точность, образность – нашли в сказках яркое воплощение. А.С.Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, чтобы видеть красоту нашего языка».
Следующий конкурс посвящён волшебной сказке.
1)Из каких сказок эти чудеса?
1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красавицей. («Царевна – лягушка»)
2. Вдруг серый волк ударился о сыру землю и стал конём златогривым. («Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке»
3. Вдруг прилетают 12 голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Морской царь и Василиса Премудрая»)
4. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым рукавом –поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна – лягушка»)
5.Спрыснул отец дочку живой водой – ожила Алёнушка. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)
6. Скинула кафтанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила её по спине. «Плыви, - говорит, - белой уточкой». И поплыла княгиня белой уточкой. («Белая уточка»)
2) Чей портрет и из какой сказки этот герой?
1. Обмыли слуги Иванушку, одели в царское платье, причесали – и стал он таким молодцем, что отец и братья глядят – и глазам своим не верят. (Сивка-Бурка)
2. Ванюшка перекрестился – бултых в смолу! Как в молоко нырнул – белее стал, а водой обмылся –стал добрый молодец: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Конёк-горбунок»)
3) «Потерялась иллюстрация»
Учитель показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым они нарисованы.
4) Волшебные предметы.
- В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы – помощники. Назовите, кто ими пользовался и в какой сказке?
- стрела («Царевна-лягушка»; куколка («Василиса Прекрасная»); перо жар-птицы («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»); игла и яйцо («Царевна-лягушка»); кольцо («Волшебное кольцо»); гребень («Финист-ясный сокол»).
5) Блиц – турнир.
1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (репу)
2. Какие птицы помогали Бабе-яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди)
3. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (Печку)
4.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (утро вечера мудренее)
5. Что обычно произносит Баба-яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гостьи? (Фу-фу, русским духом пахнет)
6. Назовите магическое число в русских сказках. (Три)
7. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (Волчий хвост)
8. Где живее сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)
9.Какие реки текут в сказках? (Молочные)
10. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой)
11. Какие волшебные слова произносил Емеля? (По щучьему веленью, по моему хотенью)
8. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...
Тест по чтению "Устное народное творчество" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями
Тест по чтению "Устное народное творчество" для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...