«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.
1. Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.
2. Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.
3. Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 411.5 КБ |
презентация | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Поэтический образ птицы в народном творчестве»
Тип урока: Бинарный урок факультативного курса народной культуры (по программе «Народная культура» автор Амосова О.Б.) и ИЗО
( программа Неменского Б.М.) 5 класс.
Цели и задачи: Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.
- Обучать самостоятельному изображению сказочной птицы на основе переработки реальной формы в декоративную.
- Воспитывать у детей чувство духовной близости с родной природой, бережного отношения к ней.
- Развивать эстетические чувства детей через инсценировку русской народной сказки, игру и хоровод; совершенствовать приемы кистевой росписи при изображении птиц в хохломском народном промысле.
Зрительный ряд: Образцы и репродукции искусства Хохломы с изображением птиц. Учебные таблицы для практической работы учащихся.
Музыкальный ряд: аудиозапись А.Барков «Голоса весеннего леса», русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»
Литературный ряд: русская народная сказка «Суд птиц», старинный сказ «Птицы на море»
Оборудование: гуашь, кисти, заготовки для выполнения росписи.
Ход урока.
Вступительное слово.
Учитель НК (народной культуры): Слетелись в нашу горницу чудо-птицы!
Расселись на золотых ветках, сверкают огненным оперением,
Клюют красну ягоду!
Учитель ИЗО: Чудо-птица, Жар птица нашла своё отражение в искусстве
Хохломских мастеров.
(Обзор представленных изделий хохломских мастеров - панно, скобкарь, репродукции)
- Обратите внимание, ребята, в каком месте композиции находится изображение птицы? (в центре, в окружении растительного орнамента)
- Тем самым художники Хохломы хотели подчеркнуть важность и значимость птицы в гармоничном сочетании с окружающей природой.
- Посмотрите на окраску птиц! Какие цветовые оттенки преобладают?
Ответы учащихся: Желтый, оранжевый, красный -теплые тона.
Учитель ИЗО: За что любят птиц народные мастера и уделяют такое большое внимание их изображению в своих росписях?
Ответы учащихся: За красоту оперения, за звонкие трели, за высоту полёта.
Учитель ИЗО: А какая птица пылает огненным жаром, отличается золотым оперением?
Ответы учащихся: Жар-птица!
Учитель НК: Этим удивительным Жар-птицам мы и посвящаем наш необычный урок народной культуры и ИЗО.
Звучат в аудиозаписи голоса птиц весеннего леса.
Учитель НК: (на фоне аудиозаписи) Слетелись птицы и наполнили апрельский лес и дол своим многоголосным пением. И не случайно. Ведь месяц апрель в народном календаре – птичий месяц. А почему он так назван?
Ответы учащихся: Апрель - месяц возвращения перелётных птиц на родину.
Учитель НК: Какие птицы прилетают в апреле?
Ответы учащихся: Трясогузки, журавли, гуси, овсянки, чибисы.
Учитель НК: Какой день апреля в народном календаре связан с образом птиц?
Ответы учащихся: Благовещение. Отпущение птиц на волю.
Учитель НК: Что делают птицы, прилетев на Русь?
Ответы учащихся: Вьют гнёзда, откладывают яйца.
Учитель НК: А вот как об этом рассказывается в русской народной сказке «Суд птиц».
Инсценировка русской народной сказки «Суд птиц»
Учитель НК: В сказках, песнях народ давал звания птицам. Кем был в сказке Орел? (судьёй)
Воробей? (послом)
Учитель НК: Послушайте старинный сказ и обратите внимание как чётко называли наши предки птиц за их службу, за их характерные особенности.
Звучит старинный сказ «Птицы на море»
Учитель НК: Теперь вы, ребята, знаете кто из птиц за морем больший, кто из птиц за морем меньший, какая птица на море в работе, какая птица на море в прекрасе.
А какая птица пылает огненным жаром, восхищает взор золотым опереньем? (Жар-птица)
Учитель НК: Ведь не зря на Руси считалось поймать Жар-птицу – значит поймать своё счастье.
Учитель ИЗО: «Говорят будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-
умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.
Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.
Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела
золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.
Это, конечно, легенда, сказка. Начала золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масленая плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить».
- А теперь посмотрите, ребята, на эти произведения мастеров Хохломы.
Здесь вы видите различную утварь: чашки, солонки, поставцы, супницу, ложки. Все эти предметы украшены прекрасной росписью, своеобразной и неповторимой. Это – растительный орнамент. Из чего он состоит?
Ответы учащихся: состоит из изображения трав, листьев, ягод, цветов.
Учитель ИЗО: Часто художники вводили в роспись и декоративных рыб, насекомых и птиц.
Но основной элемент хохломской росписи – это «травка» (травный узор), к нему присоединяются все остальные изображения.
Главные виды росписи – «поверх фона» и «под фон» основаны на противоположных приёмах использования золотого фона (показ плаката)
-Какие основные краски используют в данной росписи?
Ответы учащихся: золотая, черная, красная.
Учитель ИЗО: Давайте и мы превратимся в мастеров-живописцев и выполним изображение Жар птицы в стиле хохломской росписи.
(По учебной таблице учитель объясняет последовательность выполнения практической работы)
- На первом этапе выполняем рисунок травного орнамента черной гуашью по желтому фону.
- Затем приступаем к изображению птицы красной краской, передаём общую форму.
- И в конце работы завершаем роспись, изображая детали: ягоды, веточки и листочки, рисуем у птицы глаза, клюв, хохолок, крылья и хвост, используя красную и черную краски, характерные для хохломской росписи.
(После объяснения последовательности выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся. Затем дети приступают к индивидуальной практической работе. Особое внимание обращается на то, как дети применяют основные формы работы кистью, тонким концом кисти и всей её поверхностью. В конце работы учитель проводит анализ 2-3х рисунков, указывая на достоинства в работе, и не забывая о недостатках).
Учитель ИЗО: Покажите, ребята, какие у вас получились птицы?
Я благодарю всех вас за добросовестную работу и желаю дальнейших успехов в изучении народного декоративно-прикладного искусства.
Учитель НК: А сейчас со своими Жар-птицами сядьте поближе, поднимите их повыше!
- А не хотите ли поиграть в игру с птичкой-невеличкой?
Игра «Ай-да, птица! Что за птица?»
Учитель НК: Прилетели к нам все пташечки и позвали нас в хоровод. Саша, заводи!
Русская народная песня «Прилетели к нам все пташечки»
Учитель НК: Ребята, что нового вы узнали на уроке и что особенно запомнилось?
Учитель ИЗО: Да, к нам сегодня хохломские Жар-птицы прилетали,
В травном узоре порхали, красну ягоду клевали.
Учитель НК: С нами в игру играли, сказкой забавляли,
В хоровод песней зазывали!
Учитель Изо: Прозвенит сейчас звонок,
И окончится урок…
Учитель ИЗО:А мы желаем, чтобы каждый из вас Жар-птицу поймал,
И счастье свое не потерял (не растерял)!
Литература:
1. Русская народная живопись. Жегалова С.К. М.,Просвещение.1984
2.Хрестоматия к программе «Преображение». Владимир.1994
4. От зимы до осени. Фольклорный праздник в школе. Составитель Г.Науменко.М.,1979
5.Золотая хохлома. Лыкова И.А.,Карапуз,2009
6.Золотая хохлома. Емельянова Т.М. «ИнтерБук».2001
7. Веселое слово ХОХЛОМА. Яхнин Л.Л. М.,1987
8. Ресурсы интернет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»
Цели: Расширить представления учащихся о русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...
Русское народное творчество на уроках русского языка
Русская матрешка. Хохлома. Гжель.Дымковская и Каргопольская игрушка. Жостовские подносы. Что может быть красивее! Наша задача - помочь детям увидеть эту красоту, вызвать желание гордиться русскими уме...
Использование устного народного творчества на уроках башкирского языка и литературы
Башкирский народ очёнь большое значение придавал воспитанию и развитию одарённой личности и по мере своего развития, большое значение отводит умственному, эстетическому, трудовому, нравственному, семе...
Конспект с презентацией бинарного урока по курсу русский язык и обж по ФГОС с использованием РНС
Урок интересен по содержанию. Много загадок. Материал по ОБЖ "Пожар" изучают в игровой форме. По русскому языку повторяют тему "Синтаксис". Все ответы проверяются по образцам презентации - анимации. У...
Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"
Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"...
Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...