Разработка урока повторения и обобщения темы "Прямая речь и диалог" в 5 классе, связанная с юбилеем Уолта Диснея
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Архив "Прямая речь и диалог" содержит технологчиескую карту, презентацию, нужные для работы презентации ауди- и виде- фрагменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_pryamaya_rech_i_dialog.docx | 49.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабунова Е.Е.
учитель русского языка ГБОУ школа 482 ,
г. Санкт-Петербург
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5-ом классе
на тему «Повторение. Прямая речь и Диалог»
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний по темам «Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при разных способах передачи речевого высказывания» | |
Авторы УМК | Учебно-методический комплекс по русскому языку УМК Т. А. Ладыженская, 5 кл., М., Просвещение, 2014 | |
Дидактическая цель урока: | Организовать деятельность учащихся по отработке навыков диалогической и монологической устной и письменной речи, отработка навыков оформления диалога и монолога на письме. | |
Задачи: |
Формирование личностных умений
| |
УУД (Планируемые результаты) | Регулятивные умения (Р): формулировать тему, проблему урока, цели, пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные умения (П): умение составлять диалоги на основе примера, уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные умения (К): соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | |
Оборудование | Компьютер, медиапроектор. | |
Образовательные ресурсы | 1. Рабочая программа, разработанная на основе учебно-методического комплекса по русскому языку УМК Т. А. Ладыженская, 5 кл., М., Просвещение, 2014 2. Авторская мультимедийная презентация. 3. Авторский раздаточный материал – карточки | |
Приемы и методы | Эвристическая фронтальная беседа, задания с учетом тематики урока «Прямая речь. Диалог», дискуссия, составление диалога и монологических фраз в парах и индивидуально, обсуждение, информационный поиск, элементы исследовательской деятельности. | |
Технологии, используемые на уроке: | Педагогические развивающие технологии:
| |
Межпредметная связь | География, История, Культура. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
1.Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
2. Повторение изученного материала | Воспроизведение в устной форме имеющихся у учеников знаний по теме «Прямая и косвенная речь», «Диалог» |
2.Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
3.Формулирование цели, проблемы, планирование деятельности | Обеспечение мотивации для принятия и формулировки обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
4. Введение нового тематического материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
5. Обобщение и закрепление имеющихся знаний | Научить составлять собственные диалоги на примере предложенного на тему урока, оформлять из на письме, используя знаки препинания, произносить устно, используя интонационные паузы. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
6.Физкультминутка (2 минуты) | Помочь ликвидировать признаки утомляемости. |
7. Продолжение работы по обобщению и закреплению знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
8.Рефлексия учебной деятельности (3 минуты) | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
9. Домашнее задание | Составить диалог на тему «Интервью с Уолтом Диснеем» |
Описание этапов урока (технологическая карта урока)
Этап урока | Цель | Содержание учеб. материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Формы и методы диагностики |
I. Этап мотивации (организационный момент) | Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Слайд 1 | Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на уроке. Поднимите руки, у кого сейчас хорошее настроение? Надеюсь, что оно станет еще лучшим и поднимется у тех, кто руки не поднял.» | Учащиеся приветствуют учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Регулятивные УУД: Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку | Фронтальная |
II. Повторение изученного материала | Провести орфографическую работу по закреплению основных орфограмм | Начинает диктовать словосочетания, дальше приглашает учеников присоединиться | Два ученика работают у доски, остальные готовят словосочетания для диктовки. Проверку осуществляют хорошо успевающие ученики | Познавательные УУД: применение имеющихся знаний в работе Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками | Индивидуальная работа Взаимопроверка | |
II. Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Учитель предлагает вспомнить, какие темы и правила изучали на предыдущем уроке. Организует опрос в форме «Не поднимай руки!» (методика «Холодный обзвон») | Дети отвечают, вспоминая, что они знают о прямой речи, словах автора и диалоге, полилоге. Определяют отличие прямой речи от косвенной по смыслу и оформлению в тексте. | Коммуникативные УУД Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные УУД формулирование учебной проблемы совместно с учителем Познавательные УУД Ориентирование в собственной системе знаний и осознание необходимость нового знания | Фронтальный опрос | |
III . Формулирование темы, целей, планирование деятельности | Обеспечение мотивации для принятия и формулировки обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Слайды 2-5 | Учитель предлагает ученикам сформулировать тему сегодняшнего урока на основе . Учитель, опираясь на ответы учащихся, сообщает, что сегодня мы не просто обобщим все изученное по теме «Прямая речь. Диалог», наш урок будет посвящен Мультипликации, так как недавно со дня рождения великого мультипликатора, создавшего огромное количество добрых анимационных картин, Уолта Диснея, исполнилось 115 лет. | Учащиеся самостоятельно на основе предыдущих ответов формулируют тему урока; определяют цели и задачи урока (закрепить сведения о построении и графическом оформлении прямой речи и диалога, уметь составлять диалоги) | Регулятивные УУД Определение и формулировка цели урока с помощью учителя. Коммуникативные УУД Оформление своих мыслей в устную форму. | Фронтальная |
IV. Введение нового тематического материала | Познавательная: Знакомство с биографией Уолта Диснея | Слайды 6-12 | Предоставляет слово ученице, заранее подготовившей краткую биографическую справку, ставит цель перед остальным классом: выбрать интересный факт из устного сообщения и записать его со словами автора в тетрадь. Проводит устную викторину: Герои Диснея | Слушают выступление одноклассницы, задают вопросы (если есть), оформляют один интересный факт в виде прямой речи. Устная викторина: Герои Диснея | Коммуникативные УУД: слушать и понимать других Метапредметные УУД: умение выделять главную информацию | Индивидуальная работа |
V. Обобщение и закрепление имеющихся знаний | Закрепить оформление диалогов и прямой речи на письме, составление собственных диалогов | Слайд 7 Слайды 14-16 | Предлагает обсудить с учениками высказывания Диснея и записать понравившееся в виде прямой речи или косвенной. Предлагает осуществить взаимопроверку, в парах. Предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Холодное сердце» и определить тип речи, доказать. Предлагает правильно расставить знаки препинания в парах на карточках. | Ученики объясняют, как они понимают фразы и записывают фразу в виде прямой речи или косвенной. Пример. Дисней говорил, что взрослые-всего лишь выросшие дети. Дисней как-то сказал: «Диснейленд будет жить всегда» Объсняют знаки препинания друг другу. Определяют, что это диалог, так как разговор трех лиц в виде вопросов-ответов. Расставляют на карточках знаки препинания и сравнивают с правильной расстановкой на слайде. | Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие с партнером. Познавательные УУД Добывать новые знания с помощью различных источников: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные УУД: определяет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамили самостоятельно) необходимые действия. | Фронтальный опрос Работа в парах |
VII. Физкульт минутка(2 мин.) | Помочь ликвидировать первые признаки утомляемости. | Слайд 17 | Учитель вызывает подготовленного ученика вести разминку под песню из мультфильма «Король Лев» | Ученики повторяют действия за одноклассником. | Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, осознание значения ЗОЖ. | Групповая работа |
VIII . Прдолжение работы по обобщению и закреплению знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Слайд 18 Слайд 19-20 | Задание 1: Выбрать персонажей и составить на отдельном листе между ними диалог на одну из тем: «Герои Диснея в современном мире», «Новый мультфильм» Задание 2: Учитель предлагает в парах озвучить сцену из мультфильма «Король Лев» | Ученики по одному из каждой группы читают свои диалоги и сдают учителю на проверку листы с работами. Ученики составляют диалоги в тетрадях в парах и несколько ребят озвучивают персонажей своими фразами во время показа видеоролика. | Познавательные УУД Ориентирование в собственной системе знаний и осознание необходимость нового знания Коммуникативные УУД строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах. | Групповая работа Работа в парах |
IX.Обобщение и итоги | Подвести итоги занятию, обобщить работу | Слайд 21-26 | Учитель предлагает сначала обобщить материал по теме «Прямая речь. Диалог», а потом высказаться на тему «Чему учат герои мультфильмов Уолта Диснея» | Ученики выделяют несколько самых важных моментов в теме урока: 1) Различие между прямой и косвенной речью 2) Умение ставить знаки препинания в диалоге и прямой речи 3) Использование этикетных слов при составлении диалога Ученики говорят, что мультфильмы учат верной дружбе, доброте, целеустремленности и т.д. | Личностные УУД: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные УУД: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные УУД: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные УУД : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственные мысли. | Фронтальный опрос |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Слайд 27-28 | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке и поднять облачко: грустное или улыбающееся. Несколько учеников вслух объясняют свой выбор. | Ученики выбирают одно из облачков | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Разработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы | Фронтальный опрос Самоанализ Самооценка Саморефлексия |
X. Домашнее задание (3 мин.). | Практическое применение знаний, полученных в процессе урочной деятельности. | Слайд 28 | Диктует Д.З.: написать диалог с Уолтом Диснея в виде интервью | Ученики записывают Д.З. | Личностные УУД: интерес к изучению языка. Регулятивные УУД: принимает и сохраняет учебную задачу. Коммуникативные УУД: задаёт вопросы |
Приложение 1
Вопросы для рубрики «Холодный обзвон»
1. Что такое прямая речь?
2.Чем прямая речь отличается от косвенной?
3.Что такое диалог?
4.Что изучает Пунктуация?
5.Какие знаки препинания мы используем при прямой речи?
6. Какие знаки препинания мы используем при диалоге?
7. Что такое слова автора?
Приложение 2
Карточки для расстановки знаков препинания в диалоге
Здравствуйте, Я –Олаф! Люблю жаркие объятия
Я Анна.
А что это у вас за осел такой странный?
Это Свен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс
ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА " 11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»
урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет: ...
Урок повторения и обобщения по теме "Лексика" 5 класс
Презентация позволит в игровой повторить основные понятия по теме "Лексика"....
презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс
Презентация к уроку "Повторение и обобщение по теме "Причастие" 7 класс...
Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"
Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...