Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сорокина Наталья Викторовна

Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме:

« Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Цели:

Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений проводить классификацию прилагательных по раздельному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщённые выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбку подарим и нашим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу

Удачи желаю я вам.

2.Актуализация знаний.

- Какую большую тему мы сейчас изучаем?

- А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим. Соберём аппликацию. Перед вами лежит лист бумаги. На нем нарисован кораблик. Вы должны ответить правильно на вопрос и приклеить части рисунка.

Вопросы:

1. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

2. Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)

3. Род, число, падеж - постоянный признак прилагательного?

4. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (сказуемое, определение)

5. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)

6. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения и полную и краткую формы?

Итак, ребята, у нас с вами получился вот такой весёленький кораблик, кораблик мечты. На нём мы сегодня поплывём по стране знаний. У нашего кораблика паруса алого цвета. Как вам уже известно, алый цвет – символ мечты. А сейчас напишите свою мечту, которая бы относилась к теме нашего урока. Чего бы вы хотели достичь? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? К какому итогу вы хотели бы прийти? И, без сомнения, как знаменитая Ассоль, дождётесь исполнения своей мечты.

3. Формулировка темы урока, задач урока учащимися.

- Ребята, возьмите в руки карточки, которые лежат на парте. Прочитайте текст.

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольнаясветло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистаясладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»

- Сергей Тимофеевич Аксаков –  известный писатель. Помните его сказку?

- Все ли слова в этом тексте вам понятны?

- Строевые – высокие, годные для постройки деревья.

Дерев – деревьев.

Трепетнолистная - от слова трепет - колебание, дрожание.

- О чём идёт речь в тексте?(о деревьях, о лесе, о природе)

- Как нужно относиться к природе? Что нужно делать для охраны природы?

Лес – наше главное богатство, и мы должны охранять и беречь его. Вы знаете, что нельзя разводить костёр в лесу, разорять птичьи гнёзда, оставлять за собой мусор, ломать ветки деревьев. Охрана природы начинается с самого малого. Мы должны быть друзьями леса. Известный русский писатель М.М.Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину.» Пусть эти замечательные слова будут девизом для каждого из нас.

- Слова какой части речи выделены?

- В этом тексте очень много прилагательных. Что отличает выделенных прилагательных от невыделенных? ( они сложные)

(На доску прикрепляю лист)

- Почему вы так считаете?(состоят из двух корней: разнородные, белоствольная, светло-зелёная)

- Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные? (Одни сложные прилагательные пишутся слитно, другие – через дефис.)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

- Запишем в тетради число и тему урока!!!!

- Знаете ли вы условия написания сложных прилагательных?

- Нет.

- Какова же цель урока, как вы думаете?(Научиться/уметь правильно писать сложные прилагательные, знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь обосновывать выбор слитного и дефисного написания. )

- Итак, отправимся на своих корабликах в интересное путешествие в мир знаний.

4. Формирование знаний.

На отдельных листах – наглядный материал!!!!

1.

ярко-белый

чёрно-красный

Ярко-белый, чёрно-красный

- Что обозначают эти прилагательные? (Цвет, оттенки цветов)

- Приведите свои примеры, сделайте вывод (светло-зелёный, бледно-голубой, бело-розовый). Вывод:

Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.

- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.

2.

- Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Что у вас получилось? (Машинный и тракторный, музыкальный и литературный – равноправные слова) (русско-английский, фруктово-ягодный) Сделайте вывод.

Сложные имена прилагательные, образованные путём сложения

равноправных слов, между которыми можно вставить союз И

 пишутся через дефис.

- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.

3.

юго-восточный

санкт-петербургский

Подумайте, от каких частей речи образованы эти слова? Как они писались? Сделайте вывод.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.

4.

Белый-белый пароход

хитрый-хитрый взгляд

- Какое значение имеет слово в результате повтора? (усилительное значение – усиление признака) Как будем писать?

Сложные прилагательные, образованные путём повтора одного и того же слова, пишутся через дефис.

5.

Широкоэкранный фильм кисломолочный продукт

- Замените сложные прилагательные словосочетаниями. Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно.

Слитно пишутся сложные имена прилагательные, образованные от словосочетаний.

- Таким образом, сделаем выводы, прочитаем правило в учебнике.

Пишутся через дефис:

Жёлто-синий (цвет).

Юго-восточный (юго-восток). Нью-Йоркский (Нью-Йорк).

Горько-солёный (горький и солёный).

Белый-белый (повтор).

Пишутся слитно:

Правобережный (правый берег).

6. Закрепление.

1) Комментированное письмо –упражнение 380.

Дополнительное задание: составить 2 предложения со сложными прилагательными.

7. Физминутка.

- А теперь проведём физминутку, не простую, а филологическую, в пользу изучения темы урока. Я буду называть прилагательные. Услышали сложное прилагательное, пишущееся слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное не сложное, ходьба на месте.

- Зимний, серо-коричневый, белокаменная, лёгкий, янтарно-жёлтый, добродушные, утренний, дальневосточный, длинная-длинная, книжный, северо-западный, летописный, солнечные, садово-огородный, пятилетняя.

8. Устная творческая работа.

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причём прилагательное должно быть сложным. (Выделите корни, подчеркните орфограмму).

Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.

  1. Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
  2. Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
  3. Очень интересная книга (интересная-интересная книга)
  4. Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)

5. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)

6. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)

7. Культура Древней Руси (древнерусская культура)

8. Его глубоко уважают (глубокоуважаемый)

9. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)

10. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)

11. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)

12. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)

- Молодцы!

9. Итоги урока.

Тест

1. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (северо)восточный

□ 2) (кисло)сладкий

□ 3) (ярко)зелёный

□ 4) (древне)русский

2. Какое прилагательное пишется через дефис?

□ 1) (стале)литейный

□ 2) (тёмно)синий

□ 3) (лево)бережный

□ 4) (нефте)наливной

3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?

□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный

□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской

□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный

□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный

4. В каком слове допущена ошибка?

□ 1) научно-фантастический

□ 2) голубо-глазый

□ 3) прошлогодняя

□ 4) средневековый

5. Какое прилагательное лишнее по написанию?

□ 1) (корабле)строительный

□ 2) (судо)ходный

□ 3) (физико)математический

□ 4) (нефте)перерабатывающий

- Теперь сами себя проверьте, правильно ли вы сделали.

(ответы на слайде)

- Кто выполнил тест без ошибок?

- Какие условия написания сложных прилагательных были для вас трудными?

10. Домашнее задание

  • Выполнить упр.383, выучить правило (параграф 66).

11. Рефлексия.

- А сейчас оценим свою работу. Мы сегодня неплохо поработали. Кто был сегодня активным? …. Выставление оценок.

- Я хочу, чтобы вы ещё раз взяли в руки кораблики. Сбылись ли ваши мечты? Чему вы научились? Какие новые знания для себя открыли?

Я желаю, чтобы маленький кораблик стал вашим талисманом и чтобы и в будущем все ваши мечты сбылись. Спасибо за урок!

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольнаясветло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистаясладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольнаясветло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистаясладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольнаясветло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистаясладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа. Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем, трепетнолистная осина бывает красива и заметна осенью.» С.Т.Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»

Тест

1. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (северо)восточный

□ 2) (кисло)сладкий

□ 3) (ярко)зелёный

□ 4) (древне)русский

2. Какое прилагательное пишется через дефис?

□ 1) (стале)литейный

□ 2) (тёмно)синий

□ 3) (лево)бережный

□ 4) (нефте)наливной

3. В каком ряду прилагательные пишутся неодинаково?

□ 1) (бело)снежный, (железно)дорожный

□ 2) (хлопчато)бумажный, (фабрично)заводской

□ 3) (разно)сторонний, (добро)душный

□ 4) (санитарно)гигиенические, (сельско)хозяйственный

4. В каком слове допущена ошибка?

□ 1) научно-фантастический

□ 2) голубо-глазый

□ 3) прошлогодняя

□ 4) средневековый

5. Какое прилагательное лишнее по написанию?

□ 1) (корабле)строительный

□ 2) (судо)ходный

□ 3) (физико)математический

□ 4) (нефте)перерабатывающий

Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.

1. Бумага, чувствительная к свету

2. Культура Древней Руси

3. Ветер с северо-запада

4. Словарь русский и французский

5. Секция шахматная и шашечная

6. Лимоны жёлтые и янтарные

7. Паруса разного цвета

9. Девочка с голубыми глазами

10. Праздник, общий для народа

11. Очень интересная книга

12. Требования санитарные и гигиенические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

На уроке использую метод активного обучения, который позволяет в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ученик учится учиться: самостоятельно приобретать новые знания, работать...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...