Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Вводные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Постоялко Людмила Михайловна

Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме "Вводные слова и знаки препинания при них". В конспекте дан разнообразный интересный материал, разные формы устной и письменной работы с детьми, материал подготовки к ГИА в 9 классе по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova_urok2.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему:

«Вводные слова и знаки препинания при них»

Учитель: Постоялко Людмила Михайловна.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели урока:

  • закрепить знания о вводных словах и постановке знаков препинания при них;
  • формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;
  • совершенствовать пунктуационные навыки учащихся;
  • отрабатывать навыки нахождения вводных слов в отрывках текста в формате ОГЭ;
  • воспитывать речевую культуру учащихся.

Технологии: исследовательские, игровые технологии.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • презентация;
  • нетбуки на каждого ученика;
  • компьютер, проектор.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3. Определение темы и цели урока.

4. Первичное закрепление.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Ход урока

  1. Оргмомент:

- Добрый день, ребята! «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».Н.В.Гоголь. В правдивости этого высказывания мы с вами убеждаемся каждый наш урок русского языка и сегодняшний не исключение…Откроем тетради, запишем ДАТУ и КЛАССНАЯ РАБОТА.

Проверка теоретических сведений

Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, рассказажите о вводных словах.

(Вводные слова – это специальные слова и словосочетания, которые:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) они не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;

3) не являются членами предложения;

4) выделяются в устной речи интонацией, а на письме запятыми).

3. Проверка домашней работы. Приложение 1

  • Замените стилистически нейтральным синонимом разговорное слово «неказистая» - (некрасивая, непривлекательная)
  • Найдите устаревшие слова и определите их лексическое значение.

Сюртук – двубортный длиннополый мужской пиджак в талию

Шлафрок – домашний халат

Таратайка – повозка

  • Какие вводные слова использованы в тексте?

( по выражению одного автора, по его мнению - источник сообщения; естественно, разумеется - выражают уверенность автора в сообщении )

  • Дайте характеристику предложению, данному для синтаксического разбора:

Она, по его мнению, подобна ржавчине, разъедающей волю и здоровье.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распрост., осложнено вводным словом и причастным оборотом).

4. Словарный диктант.

Определите, вводные слова каких групп вошли в диктант, поставьте не запятую, а точку с запятой там, где кончаются слова одной группы и начинаются слова другой группы:

Конечно, бесспорно, несомненно, кажется, вероятно, очевидно, по - видимому, подлинно, полагаю, должно быть; по - моему, по - вашему, по вашему мнению, по преданию, по словам старожилов; поверьте, видите ли, извините, пожалуйста.

(В словарном диктанте употреблены вводные слова трёх групп: вводные слова, выражающие различную степень уверенности, источник сообщения, обращения к собеседнику).

  • Слова каких частей речи используются в роли вводных слов?

(В роли вводных слов используются наречия, имена существительные, глаголы).

  • Каким правилам правописания подчиняются вводные слова?

(Они подчиняются тем же правилам).

  1. Определение темы и цели урока:
  • 1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.
  • К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.

-Какие слова есть и в первом и во втором предложении? Определим чем они являются и какие по структуре эти предложения?

Исходя из этого определите тему сегодняшнего урока.

Вводные слова, знаки препинания при них. Отличие вводных слов от других.

Запишите тему урока в тетрадь.

- А теперь давайте попробуем определить, какова же цель нашего урока? Для этого ответим на вопросы: Учимся ЧЕМУ? Развиваем ЧТО? Воспитываем в себе ЧТО?

(ответы учащихся)

  1. Первичное закрепление: 

1.«Грамматический конструктор»

- Посмотрите на эту пару предложений, расставьте в них пропущенные знаки препинания, сравните одинаковые слова и их роли в предложении.

1) К вечеру однако ветер утих.

2) Весь день бушевал ветер однако к вечеру утих.

(работа учащихся)

- Весьма важно уметь отличать вводные слова от других частей речи, так как это влияет на что, ребята? (ответы учащихся)

- Правильно, на постановку знаков препинания в предложении, на правильном определении структуры предложения. Посмотрите еще раз на данные предложения. Они разные по структуре?

(ответы учащихся)

- Приступим к лингвистической игре «Грамматический конструктор». Из слов, записанных вразброс, составьте три предложения с вводными словами, расставьте знаки препинания:                 
1.Всё, в сравнении, познается, говорят.
2.В, он, лес, не, ходил, никогда, однако.   Синтаксич. разбор предл.
3.К, подходила, берегу, казалось, лодка.

- Теперь переделайте эти предложения так, чтобы вводные слова превратились в другие части речи. Зачитайте получившиеся предложения.
2.«Выборочный диктант»
Выпишите в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводными словами. Расставьте знаки препинания.

1.Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. 2.Мы кажется многого (не) предусмотрели. 3.Окно должно быть открыто всю ночь. 4.Окно должно быть забыли закрыть на ночь. 5.Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? 6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. 7.Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. 8.Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.

(письменная работа в тетрадях и у доски)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- А вот эти слова, как вы считаете, являются вводными?

Будто, как будто, едва ли, вряд ли, всё-таки, почти, якобы, даже, именно, только.

Например: Вряд ли зима будет снежная. Сегодня именно меня спросят на уроке.

- Действительно, эти слова не являются вводными. Перед нами частицы и наречия. Поэтому запятыми они тоже не должны выделяться. Запишите их, пожалуйста, в столбик и обведите в рамочку и выучите к следующему уроку.

Работа в группах

Группа № 1

1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.

К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.

2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.

Я верно решил все задачи в контрольной работе.

3. Удостоверение действительно до конца года.

Я действительно этого не знал.

4. Эта книга кажется мне интересной.

Путешественники кажется сбились с дороги.

5. Вчера я должно быть слегка простудился.

Восстановление домов должно быть закончено до холодов.

Группа № 2

6. Вы ему поверьте в последний раз.

Поверьте я не хотел этого делать.

7. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Правда он скоро понял свою ошибку.

8. К счастью река на всём протяжении достаточно глубока.

Поезд мчит меня к счастью.

9. Естественно я не согласился с этим предложением.

Всё выглядело естественно.

10 . Разумеется он справится с порученным делом.

Это само собою разумеется.

Группа № 3

11. Он кажется обиделся на меня.

Он кажется сегодня грустным.

12. Я всё сделал (по) вашему указанию.

Сколько (по) вашему продержится мороз?

13. Я может быть зайду к вам вечером.

Это не может быть правдой.

14. Послушайте как вам не стыдно.

Послушайте меня внимательно.

15. Она ведёт себя очень естественно.

Он естественно своей вины не признаёт.

Таблица №1. Наконец: вводное слово или член предложения.

Слово «наконец» является вводным, если оно указывает на связь мыслей ( употребляется в значении « и ещё» ). Например: Можно, наконец, использовать площадку для игр.

Если слово «наконец» имеет значение «под конец», «после всего», «в результате всего», оно не является вводным, а является членом предложения - обстоятельством. Проверить роль слова «наконец» часто можно путём добавления к нему частицы -то: к вводному слову частица не добавляется. Например: Наконец приехал.

Таблица №2. Однако: вводное слово или союз.

Слово «однако», стоящее в середине или в конце предложения, является обычно вводным:

Он, однако, заблуждается; Он заблуждается, однако.

Слово «однако» в начале предложения имеет обычно значение противительного союза «но», вводным словом не является и запятыми не выделяется.

Однако никто не заметил моего отсутствия.

Тема не новая, однако интересная.

Раздаточный материал №2 (по группам) Приложение 4

1. В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется запятыми?

1) Очертания гор становились всё бледнее и наконец совсем

растаяли.

2) Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний.

3) Поезд медленно двигался вдоль платформы и наконец 

остановился.

4) Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был

объявлен день премьеры.

2. В каком предложении слово однако является вводным и выделяется запятыми? Запятые в предложениях не проставлены.

1) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя

однако это так.

2) Письмо написано корявым почерком однако без ошибок.

3) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и

не пошёл.

4) Работа над проектом идёт однако до конца ещё далеко.

8. Работа над изменением структуры предложения (Раздаточный материал №3). Приложение 5

  • Определите вид данного предложения:

Академик Д.С. Лихачёв считал, что «память – это основа нравственности».

  • Переделайте это сложноподчинённое предложение в простое с вводным словом, указывающим на источник сообщения.

По мнению академика Д.С. Лихачёва, «память – это основа нравственности.

Подготовка к ОГЭ

- Вводные слова встречаются и в тестовой части ОГЭ по русскому языку, а именно в задании №10. И вот как оно выглядит:

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Гоша накидывает ей на плечи курточку, (1)остаётся в одной

майке, (2)и кожа на его руках покрывается пупырышками.

– Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

– Ага. Вот, (3)смотри, (4)транзистор.

– А матери привёз чего-нибудь? Духи, (5) например? Принеси

посмотреть.

– Но как же я... Вера, (6) мне же... Ну, (7) неудобно...

- А вы нашли уже эти цифры? Правильно, и записывать их нужно по порядку и без пробелов и запятых.

- А если расставить в нашем эпиграфе урока цифры на запятых, найдёте ли вы в нем вводное слово?

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, (1) то и подарок; всё зернисто, (2) крупно, (3) как сам жемчуг, (4) и, (5) право, (6) иное название еще драгоценнее самой вещи». Н.В.Гоголь.

- Хорошо, значит, закрепим полученный опыт на практике…(работа учащихся на нетбуках или листах)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 вариант: Разработать словарный диктант по теме "Вводные слова".
2 вариант: Выполнить упражнение № 374.

  1. Рефлексия:

Закончите предложения.
 

1.Урок мне понравился (не понравился) , потому что …

2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке, потому что …

Приложение 1

 Распределите устно данные вводные слова в 4 столбика:

Эмоции говорящего

Источник информации

Связь с предыдущим

Порядок мыслей

По преданию, к огорчению, напротив,  по моему мнению, таким образом, разумеется, во-первых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, во-вторых,  по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям.

Распределите устно данные вводные слова в 4 столбика:

Эмоции говорящего

Источник информации

Связь с предыдущим

Порядок мыслей

По преданию, к огорчению, напротив,  по моему мнению, таким образом, разумеется, во-первых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, во-вторых,  по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям.

Распределите устно данные вводные слова в 4 столбика:

Эмоции говорящего

Источник информации

Связь с предыдущим

Порядок мыслей

По преданию, к огорчению, напротив,  по моему мнению, таким образом, разумеется, во-первых, пожалуй, бесспорно, итак, однако, прежде всего, во-вторых,  по моим наблюдениям, по взглядам такого-то, с одной стороны, с другой стороны, по сообщениям печати, по сведениям.

Приложение 2

1.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-

ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот

вечер Оля. – А она обиделась... И на что?! Академик живописи

рисует гораздо лучше, (2)чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь

его работы. Значит,(3) ты с ним знакома. Художник – это его

творчество». А она вернула мою папку с рисунками.

Ответ____________________

2.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую (-ые) при вводном слове.

Когда мне было лет шесть,(1) наверное,(2) или шесть с

половиной,(3) я совершенно не знал,(4) кем же я в конце концов буду

на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого

художника, (5)который рисует на уличном асфальте белые полоски

для мчащихся машин.

Ответ____________________

3.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Портрет Катри,(1) её живые,(2) горящие глаза,(3) притихший

двойник портрета, (4)Иоська,(5) и сам несчастный,(6) уединившийся

здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. Ноги её

как будто приросли к порогу, (7)и, (8)не зная, (9)что ей делать,(10)

она жалостно попросила:

– Сыграйте,(11) Яков Ильич.

Иоська, (12)конечно, (13) с готовностью подал отцу скрипку.

Ответ_____________________

4.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

На следующий день, (1)после того как я смазал по физиономии

Костика,(2) отец сказал:

– Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый

какой,(5)а! Ниже на две головы, (6)а пошёл в наступление,

(7)решился! Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

Вот до чего доводит любовь!

Ответ________________________

5.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более

громко, (1)чем собственными достоинствами, (2)именно потому,

(3)что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности

меня обвинить не могли.

– Ты продолжаешь жить чужой жизнью,(4) восторгаешься не

своими успехами, (5) – констатировала мама.

– Это,(6) по-твоему, (7)плохо? – удивилась я.

Ответ_______________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".

Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

11 класс. ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Знаки препинания в ССП и в ПП с ОЧП

Задание 15. Знаки препинания в ССП и ПП с ОЧП.1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний....

Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему "Вводные слова и знаки препинания при них"

Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи моло...