Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему "Вводные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Егошина Надежда Альбертовна

Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи молодому учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры выпускника школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 630

Приморского района г. Санкт - Петербурга

Открытый урок

 по русскому языку в 10-м классе на тему:

"Вводные слова и знаки препинания при них»

Егошина Надежда Альбертовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург,

2018

     Открытый урок по русскому языку для обучающихся 10 класса на тему: «Вводные слова и знаки препинания при них» адресован учителю- словеснику и ставит целью оказание практической помощи молодому учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры выпускника школы.

Задачи урока:

Обучающая: Актуализировать   материала о вводных словах, закрепить изученное,  отработать  умения отличать вводные слова от членов предложения, проконтролировать степень усвоения знаний с помощь тестового материала.

Развивающая: Развивать речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы. Совершенствовать навыки решения тестового материала , пунктуационную грамотность учащихся.

 Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к языку. Формировать мировоззрение и творческие способности учащихся.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, поисковая, индивидуальная, самостоятельная .

Метод приемы : работа с электронным заданием (тестирование), беседа по вопросам

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  

I. Организационный момент

Начало урока:- приветствие,

Надеюсь, что вы, как и я, ждали этого урока …Не только потому, что сегодня первый день весны, не только потому, что этот урок у нас с гостями, но и как (в очередной раз ) возможность что-то вспомнить, что-то повторить, и  возможность узнать что-то новое.

II. Проверка домашнего задания.

Предлагаю вам проверить домашнее задание, во время чего некоторые ученики выполнят задания у доски:

1) вставить буквы или раскрыть скобки:

К сож..лению

Коне(...) но

( не) сомне(Н,НН)о

(По)моему

(Во)первых

(В) третьих

Пре..положим

Чес..но говоря

2. Расставить знаки препинания в предложении, графически объяснив постановку знаков препинания, подчеркнув однородные члены предложения и указав союзы при них:

   Известный советский учёный  Д.С. Лихачёв в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодёжи.

    В это время на экране проверка расстановки знаков препинания:

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и говорить жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

   Наш язык- это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко, можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной "закомплексованности".

    Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь , запоминая , замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо. Наша речь- важнейшая часть не только  нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает". (Д. С. Лихачёв)

1ый абзац:        сильный и здоровый, уравновешенный

         Не будет  говорить, не будет ругаться и употреблять

2 ой абзац:         сразу и легко

         Степень интеллигентности, степень уравновешенности, степень закомплексованности

3 ий абзац:        хорошей, спокойной, интеллигентной

          Долго и внимательно

          Прислушиваясь, запоминая, замечая, читая  и изучая

          Не только поведения, но и личности, души, ума, способности

Обращаемся к доске:  Проверяем постановку знаков препинания в предложении.

Написание слов проверяем.

    Попробуйте, используя данные слова, оценить ответы учеников.

- какую функцию выполняли эти слова в вашем ответе?

( роль вводных слов)

- какую тему будем сегодня повторять? ( вводные слова ) 

III. Запишем тему в тетрадь

Это материал вам уже знаком с 8 ого класса, попробуем повторить и систематизировать наши знания о вводных словах и пунктуации при них.

  Запишите тему урока.

-Что вы помните о вводных словах?

(Не являются членами предложения, выделяются запятыми, относятся к группам)

Предлагаю вам сейчас вспомнить, какие смысловые группы вводных слов выделяют, какие слова к ним относятся?

Значения вводных слов

Примеры

1. Слова, выражающие чувства (сожаление, радость, удивление и т. д.)

к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости

2. Слова, выражающие оценку реальности (возможность, невозможность, уверенность, предположение)

конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное

3. Слова, указывающие на источник сообщения

говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению

4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно 

5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (цель — внушить собеседнику определенные отношения к сообщаемому)

видишь ли, простите, допустим, предположим

6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли

словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится

7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении

по крайней мере, самое большее

9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится

бывало, по обычаю, по обыкновению

Группы выполняют задание, заполняя таблицу.

-Зачитаем таблицу.

-Существует сложность в определении некоторых вводных слов.

Предлагаю вам задание: в предложенной вам таблице посередине написаны слова, заполните таблицу примерами, иллюстрирующими  разные случаи употребления одного и того же слова.

Примеры

ВВОДНОЕ СЛОВО, выделяется запятыми

   СЛОВО

Не является ВВОДНЫМ СЛОВОМ

Примеры

Стоит в середине или в конце простого предложения

ОДНАКО

Если можно заменить на НО, независимо от позиции, является союзом

Если заканчивает перечисление или дает оценку фактам с точки зрения говорящего (=и ещё)

НАКОНЕЦ

(= под конец, после всего, в результате всего)

(=следовательно, стало быть)

ЗНАЧИТ

(=означает)

(=самое главное)

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

Преимущественно, в основном

Примеры

ВВОДНОЕ СЛОВО, выделяется запятыми

   СЛОВО

Не является ВВОДНЫМ СЛОВОМ

Примеры

Погода, ОДНАКО, улучшилась.

Стоит в середине или в конце простого предложения

ОДНАКО

Если можно заменить на НО, независимо от позиции, является союзом

ОДНАКО погода улучшилась.

Артист рассказывал смешные истории, пел песни, и, НАКОНЕЦ, играл на скрипке.

Если заканчивает перечисление или дает оценку фактам с точки зрения говорящего (=и ещё)

НАКОНЕЦ

(= под конец, после всего, в результате всего)

Больной велел принести таз с горячей водой и НАКОНЕЦ встал с постели.

Стало жарко, ЗНАЧИТ, в доме затопили печь.

(=следовательно, стало быть)

ЗНАЧИТ

(=означает)

Правильное решение задачи ЗНАЧИТ умение применять необходимые формулы.

Статью нужно исправить и, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, дополнить свежим материалом.

(=самое главное)

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

Преимущественно, в основном

Мне нравится в нем ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ его искренность.

- Итак, давайте подведем промежуточный итог:

-Какие слова называют вводными?

(слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чем говорит)

- Связаны ли вводные слова грамматически с членами предложения? Являются ли они членами предложения?

(нет)

- Как определить вводные слова в тексте предложения?

1. к вводным словам нельзя задать вопрос от других слов

2.нельзя определить грамматическую связь с другими членами предложения

3.Можно заменить другим вводным словом, близким по значению

- При помощи чего в устной и письменной речи выделяются вводные слова?

Интонационно, запятыми

IV. Предлагаю вам немного потренироваться( физкультминутка):

На слайде будут предложения, если есть вводные слова, вы встаёте, если нет , остаётесь сидеть на месте.

1. К счастью по причине неудачной охоты наши кони не были измучены.
(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

2.Человек говорят ко всему привыкает.(Б.Полевой)

3. Тёмное небо над освещённой улицей  казалось чёрным тяжёлым пологом.(И.Бунин)

4. Правда в огне не горит и в огне не тонет.(пословица)

5.Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.(К.Паустовский)

6.Поезд мчит меня к счастью.(К.Паустовский)

V. Работа с текстом.

  Вы , наверное, обратили внимание, что и предложение  для разбора, и домашнее задание были связаны с именем Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

    Что о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве вы узнали из домашнего упражнения 182?

                          (ответ по вариантам)

   VI. Если вы помните, то в январе я предложила вам участвовать в международном  конкурсе творческих работ старшеклассников «ИДЕИ Д.С.ЛИХАЧЕВА И СОВРЕМЕННОСТЬ».

Цель этого конкурса: направить вас, старшеклассников, к более глубокому изучению творческого наследия выдающегося гуманиста ХХ века Д. С. Лихачёва  и интеграции его идей в современную жизнь.

   Давайте послушаем  Татьяну, которая наверняка расширит наше представление о личности Дмитрия Сергеевича Лихачева.

                            (сообщение ученицы)

    Хочется добавить, что Научное и литературное наследие, оставленное нам этим выдающимся человеком, – это примерно сотня книг и тысяча статей, написанных им в ходе долгой и плодотворной деятельности. Многие его работы переведены на иностранные языки и издаются за рубежом. И практически каждая его книга, каждая статья – это ненавязчивый урок мудрого наставника – Учителя с большой буквы, как его называли еще при жизни.

    VII. Обратимся к тексту домашнего задания:

Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста .
      1. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
      2.Как научиться хорошей речи?

      3.Употребление жаргонных слов.

      4.Проблема богатства и бедности речи человека.

      5. Как проявляется интеллигентность в речи человека?

- Докажите, что остальные формулировки соответствуют данному тексту.

-Выберите ту формулировку, которая, на ваш взгляд, больше подходит к данному тексту, и прокомментируйте её.

- Что значит прокомментировать?

Комментарий- это пояснительные  замечания , рассуждения по поводу выделенной проблемы.

А помогут  вам в рассуждении …(вводные слова)

(выполнение творческой работы)

Выборочное прослушивание нескольких работ.

   VIII.  Задание 17 в ЕГЭ звучит так…

- Предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий по тиру ЕГЭ (учащиеся отмечают верный ответ в тетради) :

Задание 1.

 17.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

Задание 2.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Задание 3.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

Задание 4.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

Задание 5.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

-Давайте проверим:

1) 3 4
2) 3 4
3) 1 2 3 4
4) 1 2 3 4
5) 1 2

В соответствии с результатами получаем дифференцированное

Домашнее задание:
0 ошибок- составить задание в формате ЕГЭ
1-2 ошибки – индивидуальное задание
3-4 ошибки- выполнить задание в упр.367

Спасибо за урок!            

Приложение. Домашнее задание для второй группы:

1. Выделите вводное слово:

Высота пугала, сковывала движения, но к высоте, оказывается, можно быстро привыкнуть. Скоро я убедился, что на скалах есть удобные карнизы и площадки, по которым передвигаться без помощи веревки гораздо удобнее. (Вурдов Н.)

2. За день, конечно, все устали, ползая по скалам, но что там усталость, если так удачно прошёл первый рабочий день! (Вурдов Н.)

3. Был разгар полярного лета. Солнце не сходило с неба, и мы бы, наверное, перепутали день с ночью, если бы не огромные, с несколькими крышками карманные часы бригадира. (Вурдов Н.)

4. Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей. (Иванов А.)

5. Катеру, видимо, приходилось трудновато: он натужно тарахтел, сердито покрикивал, но продолжал упрямо идти на воду.(Сидоров В.)

6. Я думал о Григории, о красивом и сильном человеке, о его несчастливо сложившейся судьбе. Вероятно, о том же думали и Костя, и Гриша. (Коковин Е.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...