Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);
Форма работы: урок-практикум с использованием лингафонного кабинета Joy Class
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Методы компрессии текста» в 8 классе.
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей№10» г. Советска Калининградской области
Кочулина Татьяна Викторовна
Форма работы: урок-практикум с использованием лингафонного кабинета Joy Class
Цель:
- сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);
- сформировать умение выделять главное и второстепенное.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)
- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;
- выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;
- овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);
- уметь извлекать информацию из текста;
Регулятивные:
- уметь определять цель своего обучения;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества
Коммуникативные:
- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения
Личностные результаты:
- формировать интерес к закреплению нового;
- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;
- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Ход урока.
Эпиграф урока
Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М. Горький
I.Актуализация прежних знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика
1 Прочитайте тексты, сопоставьте их. Давайте найдем отличия.
Выполняя данное задание, учащиеся приходят к выводу, что текст 1-го варианта подробный, а текст 2-го варианта сжатый.
2. Повторение приемов сжатия.
На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста.
- Что значит сжато пересказать текст? (изложить его кратко, ЛАКОНИЧНО, сжато, самое главное)
Слово сжатое от глагола сжать (= сократить, уменьшить в объеме).
- А что значит лаконично? Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения? ( Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно).
-Каким образом можно сжать текст? (за счет того, что исключим из текста детали (подробности), или обобщим отдельные факты, действия, или упростим предложения, фрагменты)
3) Далее учащимся предлагается назвать приемы, с помощью которых достигается сжатие текста.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо ИСКЛЮЧИТЬ подробности и детали, ОБОБЩИТЬ конкретные, единичные детали и УПРОСТИТЬ синтаксические конструкции.
(ИСКЛЮЧАЮ, ОБОБЩАЮ, УПРОЩАЮ) Необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений
1I. Работа в группах/ Практические упражнения в сжатии текста
Попробуем применить эти знания на практике. Каждая группа получает одинаковые задания: небольшие тексты, к каждому из которых есть свои задания, выполняя их необходимо использовать один из приемов сжатия текста
- Работа в группах. Учащиеся должны составить сжатый текст и озвучить его.
Каждая группа представляет свой текст (по выбору учителя). При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали в каждом абзаце.
1
Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».
Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
К основным языковым приемам исключения относятся:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.
Пример. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… = Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности.
= Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.( Исключение повторов)
2 Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».
Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.
К основным языковым приемам упрощения относятся:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Пример. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
= В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
=Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. ( Замена сложного предложения простым)
3
Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
К основным языковым приемам обобщения относятся:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Пример. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)
Проверка вслух, обмен мнениями.
III Работа в лингафонном кабинете Joyclass.
4. Сжатие прослушанного текста.
Ученики работают в лаборатории, прослушивают запись, в тетрадях записывают, остальные работают с карточками, потом меняются видами работ. Запись предложений делает заранее учитель, у учеников только тетради для записи.
В группе 12 учеников: 6 учеников садятся выполнять задания на карточках, другие работают с аудио файлом и записывают в тетрадь. В приложении 2 текст, который заранее записан учителем. дети надевают наушники и прослушивают текст, потом сжимают и записывают.
Приложение 2
Прослушайте фрагменты из текстов. Используя различные приемы сжатия, сократите их, сохраняя при этом наиболее значимую информацию. Запишите ответ.
1) Рисунки первобытного человека представляют собой не только художественную ценность: они помогают археологам воссоздать далекую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени, позволяют судить флоре и фауне, о климате Земли, об образе жизни наших предков.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2) На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Ученый много путешествовал по разным странам Востока, там он и познакомился с достижениями восточной математики. Математика стала основой его представлений о законах, которые управляют мировым порядком.
____________________________________________________________
____________________________________________________________3) Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории – на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в ее рамки, и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии. Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими. Они – настоящие созидатели.
____________________________________________________________
___________________________________________________
4) Происхождение астрологии теряется в туманной древности, ей не менее нескольких тысяч лет. Она возникла в ту далекую эпоху, когда человек еще не понимал, какие законы управляют жизнью природы. Небесные тела казались тогда людям богами, могущественными духами или по меньшей мере символами неких божественных сил, управляющих по своей прихотливой воле жизнью и смертью человека.
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них первоначально было однозначным. Затем у слова колено наряду с основным появилось новое значение – «отдельная часть чего-либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого» (колено дымовой трубы). Слово ухо в современном русском языке также неоднозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъема или вешания.
____________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Ответы
Возможные варианты сжатия отрывков:
1.Рисунки первобытного человека помогают воссоздать историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.
2.На учение Пифагора большое влияние оказала философия и религия Востока. Во время путешествий учёный познакомился с достижениями математики, которая стала основой его представлений о мировых законах.
3.Работники делятся на три категории – на тех, кто уже своей профессии, кто входит в её рамки и тех, кто шире своей профессии. Эти последние являются созидателями.
4.Происходение астрологии уходит в древность. Она возникла в эпоху, когда человек не понимал, какие законы управляют жизнью природы.
5.Слова называют явления действительности, которая постоянно меняется. В многозначных словах одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Первоначально слова «колено» и «ухо» были однозначными, затем у них появились новые значения.
5. Самостоятельная работа.
Остальные учащиеся в это время проводят работу на карточках самостоятельно.
Учащимся предлагается прочитать предложения, фрагменты текстов и письменно выполнить задания к ним.
- Сжать фрагмент текста способом исключения повторов и записать его.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
(Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.)
- Сжать фрагмент текста способом исключения уточняющих, поясняющих, вводных конструкций и записать его.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди которым все ясно, – безнадежные люди.
(Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым все ясно, - безнадежные люди)
- Сжать фрагмент текста, используя прием исключения однородных членов предложения при обобщающем слове, и записать его.
Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
(Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
- Сжать предложение, используя замену однородных членов обобщающим словом (понятием). Записать его.
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)
- Сжать фрагмент текста, используя замену части предложения местоимением с обобщающим значением, и записать.
Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могли еще дать ответы на тревожные вопросы, которые связаны с будущим страны.
(Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но никто не мог еще дать ответы на тревожные вопросы, связанные с будущим страны.)
- Сжать предложение способом замены придаточного предложения причастным оборотом. Записать.
Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
(Автомобили, снабженные электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.)
- Сжать текст способом замены придаточного предложения деепричастным оборотом. Записать.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
(Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.)
- Сжать предложение способом замены придаточного предложения несогласованным определением. Записать.
Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
(Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.)
- Сжать текст путем замены сложного предложения простым. Записать
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.)
Проверка: ученики меняются видами работы. Проверка вслух
IV. Поведение итога урока. Рефлексия.
Вернемся к эпиграфу урока «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». М. Горький
-Как понимаете слова М. Горького?
- Что значит сжато пересказать текст?
V.Домашнее задание.
Учить приемы сжатия текста, работать на карточках. Приложение 4.
Приложение 1
1
Работа со статьёй «Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения».
Исключение – способ сжатия текста, где исключается второстепенная информация: подробности, детали, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т. п.. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
К основным языковым приемам исключения относятся:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов;
• исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений, поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.
Пример. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова… = Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном (Исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Работа со статьёй «Приём упрощения при написании сжатого изложения».
Упрощение – это способ сжатия текста, при котором большие по объему предложения упрощаются до простых предложений путем сокращения второстепенной информации, повтора мысли. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. В основе этого способа лежит упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому её можно упростить.
К основным языковым приемам упрощения относятся:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Пример. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.
= В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (Слияние нескольких предложений в одно.)
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3
Работа со статьёй «Приём обобщения при написании сжатого изложения».
Обобщение – способ сжатия текста, при котором обобщается однородная информация. Другими словами, при обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
К основным языковым приемам обобщения относятся:
- замена однородных членов обобщающим словом;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Пример. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. (Замена однородных членов обобщающим словом).
Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Упражнения на исключение.
Задание 1
1. Прочитайте текст.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)
Выделите второстепенную информацию. Сожмите текст, применяя исключение.
2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
3. Прочитайте текст.
Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова)
Сократите текст вдвое.
4. Прочитайте текст.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)
Сократите текст Д. С. Лихачёва.
5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.
Исключите второстепенную информацию предложения.
6. Прочитайте текст.
Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых)
Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?
Упражнения на обобщение.
Задание 1.
1.Прочитайте текст.
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)
Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?
2. Прочитайте текст.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)
Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)
Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)
Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)
Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.
Упражнения на упрощение.
Задание 1.
1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)
2. Прочитайте текст.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!
Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)
Сократить текст вдвое.
3. Прочитайте текст.
Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.
Изложите содержание текста простым предложением.
4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)
Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .
5. Прочитайте текст.
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)
Запишите два простых предложения.
Приложение 3
Работа на карточках самостоятельно
Учащимся предлагается прочитать предложения, фрагменты текстов и письменно выполнить задания к ним.
1. Сжать фрагмент текста способом исключения уточняющих, поясняющих, вводных конструкций и записать его.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди которым все ясно, – безнадежные люди.
2. Сжать фрагмент текста, используя прием исключения однородных членов предложения при обобщающем слове, и записать его.
Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности..
4.Сжать предложение способом замены придаточного предложения причастным оборотом. Записать.
Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
5. Сжать текст способом замены придаточного предложения деепричастным оборотом. Записать.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
6. Сжать предложение способом замены придаточного предложения несогласованным определением. Записать.
Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
7. Сжать текст путем замены сложного предложения простым. Записать
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
Работа на карточках самостоятельно
Учащимся предлагается прочитать предложения, фрагменты текстов и письменно выполнить задания к ним.
1. Сжать фрагмент текста способом исключения уточняющих, поясняющих, вводных конструкций и записать его.
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди которым все ясно, – безнадежные люди.
2. Сжать фрагмент текста, используя прием исключения однородных членов предложения при обобщающем слове, и записать его.
Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности..
4.Сжать предложение способом замены придаточного предложения причастным оборотом. Записать.
Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.
5. Сжать текст способом замены придаточного предложения деепричастным оборотом. Записать.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
6. Сжать предложение способом замены придаточного предложения несогласованным определением. Записать.
Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
7. Сжать текст путем замены сложного предложения простым. Записать
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
Приложение 4
Домашнее задание.
Прочитайте текст. Сжато передайте основное содержание текста.
История человеческого общества тесно связана с процессами, которые позволяют людям накапливать и передавать информацию от поколения к поколению. Информация может быть понятной всем, если используется язык, известный всем людям. Поэтому человечество искало пути эффективной обработки информации, в результате чего были созданы специальные технические устройства, наиболее универсальным из которых является компьютер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"
Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе
Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)
Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
Цели урока: Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...