Методическая разработка урока русского языка по теме "Причастие как часть речи".7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Уяснить морфологические признаки и синтаксическую роль причастия;

усвоить этапы применения правила;

сформировать навыки нормированного написания и употребления причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

по теме "Причастие как часть речи" (применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

        Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения; содействовать развитию самостоятельного, творческого, критического мышления, умению анализировать, работать в парах.

        Задачи учебного занятия:

        1. Уяснить морфологические признаки и синтаксическую роль причастия; усвоить этапы применения правила; сформировать навыки нормированного написания и употребления причастий.

        2.    Формировать  у обучающихся следующие УУД:

        а)  Познавательные:

– уметь отличать  причастия от прилагательных и глаголов;

– уметь определять причастие в предложении и тексте;

– уметь определять синтаксическую функцию причастий;

– уметь выделять основную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение;

– уметь активно воспринимать учебный материал.

        бКоммуникативные:

– уметь  слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

– владеть  всеми видами речевой деятельности.

        вРегулятивные:

– уметь  ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации.

        г) Личностные:

– положительно относиться  к учению, к познавательной деятельности;

– желание приобрести  новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

– желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

– стремление осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

        Прогнозируемые результаты:

        Предметные: усвоить  основы научных знаний о  языке.

        Метапредметные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи, сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции; обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка (орфографических, лексических);  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания,  формировать интерес и уважения к родному языку.

       Личностные: формировать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; уметь  выражать ясно свои мысли (устно и письменно), уверенно и корректно относиться к окружающим; уметь аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения  одноклассников.

       Тип урока: урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала.

       Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

       Приемы и методы:   «Мозговой штурм», стратегия «Инсерт», кластер, выборочное письмо, взаимопроверка по карточкам.

       Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

       Используемое оборудование:  карточки, мультимедийный проектор.

       

Структура урока по технологии критического мышления:

  1. Стадия вызова.
  2. Осмысление нового материала.
  3. Стадия размышления.

        Ход урока

        I. Оргмомент. Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

        Учитель: 

– Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Приступим к нашему новому исследованию.

        II. Стадия вызова. Изучение новой темы. Прием «Мозговой штурм». Фронтальная работа.

        Цель: мониторинг понимания новой темы.

На доске написаны два словосочетания:

Желтеющая нива - жёлтый лист.

        Учитель:

– Прочтите словосочетания и  выделите в них корень.

– Какие это слова? (однокоренные).

– Какой частью речи является слово жёлтый?

– Перечислите все морфологические признаки этого прилагательного.

– Что обозначает прилагательное как часть речи?

– Сравните слова жёлтый и желтеющий. Какие признаки они обозначают?

– Что обозначает слово  желтеющий как часть речи?

– Что общего вы находите между словами жёлтый и желтеющий? (вопрос, род, число, падеж, окончание)

– Какой частью речи является слово желтеющий?

– Итак, вы убедились,  что слово желтеющий  вам незнакомо. Это новая часть речи – причастие. Что же необыкновенного  в этой части речи?  

– Сформулируйте цель нашего урока.

        Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

        Учитель:

– М.В. Ломоносов писал: «Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (мультимедийный проектор).

– Как вы понимаете эти слова?

     Высказывания учащихся.

    III. Осмысление нового материала.

    1.Индивидуальная работа. Стратегия «Инсерт». Анализ теоретического материала.

    Цель: выявление понимания читаемого текста и его критический анализ.

        Перед началом урока разложить на парты учащихся  таблицу стратегии «Чтение с пометками Инсерт».

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно,

Непонятно,

Нужно разобраться

        Учитель:

– Прочитайте выделенное правило из учебника .

– Заполните таблицу «Чтение с пометками Инсерт».

        Учащиеся читают и заполняют таблицу.

        Учитель:

– Какие затруднения у вас возникли по ходу чтения?

– Что вы отметили в графе «? Интересно, непонятно, нужно разобраться»?

    Опрос учащихся.

   2. Парная работа.  Распределительный диктант.

    Цель: выявление общих признаков причастия и прилагательного.

        Учитель:

– Прочитайте  предложения. Предложения заранее лежат у учащихся на партах.

1. Неожиданно  футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку.  .

2. Мальчик воображал себя астрономом, открывшим новую звезду.

3. Каменные лестницы около дворца освещены зарей.

4. Материнский гнев, что тающий снег.

5. Весенний лес полон радостного птичьего щебетания.

– Поработайте в парах. Выпишите в  первый столбик причастия вместе с существительными, выделив главное слово;  во второй столбик выпишите прилагательные с существительными; определить синтаксическую роль выписанных прилагательных и причастий.  Найдите общие признаки у причастий и прилагательных.

        Учащиеся выполняют задание.

   Учитель:

–Какие общие признаки вы выявили у причастий и прилагательных? Аргументируйте свой ответ.

   Опрос  учащихся.

– Сделайте вывод об общих признаках причастий и прилагательных.

   Вывод учащихся: причастия отвечают на такие же   вопросы, что и прилагательные: какой? какая? какое? какие?; как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам; в предложениях обычно бывают определениями, реже -сказуемыми (мультимедийный проектор).

  3.Индивидуальная работа. Выборочное письмо.

  Цель: выявление общих признаков причастия и глагола.

   Учитель:

– Прочитайте пословицы. Тексты заранее лежат у учащихся на партах.
1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2. Листья, кружащиеся в воздухе, падают на землю.                                            

 3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5.  Битая посуда два века живёт.

– Выпишите причастия. Определите, от какого глагола они образованы. Определите вид, время причастий по вопросам «Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Что сделанной?»
        Учащиеся выполняют задание.

   Учитель:

– Какие признаки объединяют причастие и глагол? Перечислите их. Сделайте вывод об общих признаках причастия и глагола.

   Опрос  учащихся.

  Вывод учащихся: причастия, как и глагол, имеют совершенный или несовершенный вид, настоящее или прошедшее время, возвратность (мультимедийный проектор).

  4. Работа с текстом. Взаимопроверка.

  Цель: мониторинг осмысления изученной темы.

        На партах у учащихся лежат карточки с заданием. На обратной стороне карточки написана фамилия одноклассника, с которым он  сидит,  сроки проверки.

  Учитель:

– Возьмите карточки. Выполните задание.

   Задание: Спишите четверостишие из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Найдите причастия, указав, от каких глаголов они образованы, вид и время. Определите  род, число, падеж причастий.

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берёз.

 Учащиеся выполняют задание и оценивают работу партнера по карточке.        

 Критерии оценивания:

За правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. 

  IV. Рефлексия. Выставление оценок.

        – Какую цель мы ставили при изучении темы «Причастие как часть речи»? Достигнута ли она нами?

        Для закрепления изученного материала учащимся предлагается  составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».

        Двое учащихся  выходят к доске и предлагают свои варианты кластеров.

        Анализ кластера (мультимедийный проектор).

Picture background

        

– Как вы оцениваете  свою работу на уроке? Что удалось, а что не удалось на уроке? Заполните оценочные листы.

Ф. И.

Отметьте только те утверждения, которые полностью соответствуют вашему мнению.

1.Я пытался спланировать слои действия перед выполнением задания.

2.На уроке я открыл для себя что-то новое.

3.Мне понадобились дополнительные знания для выполнения определенных заданий.

4.Я выполнил задание нестандартным способом.

5.Я выполнил все задания, предложенные учителем.

6.Мне было легко работать на уроке.

        

V. Домашнее задание по выбору учащихся:

        1. Выписать из произведений 5 предложений с причастиями.

        2. Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры (для всех учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...

Сценарий урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" . 5 класс.

Материал можно использовать для открытого урока на тему "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе....