Методическая разработка урока русского языка по теме "Причастие как часть речи".7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Уяснить морфологические признаки и синтаксическую роль причастия;
усвоить этапы применения правила;
сформировать навыки нормированного написания и употребления причастий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
по теме "Причастие как часть речи" (применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения; содействовать развитию самостоятельного, творческого, критического мышления, умению анализировать, работать в парах.
Задачи учебного занятия:
1. Уяснить морфологические признаки и синтаксическую роль причастия; усвоить этапы применения правила; сформировать навыки нормированного написания и употребления причастий.
2. Формировать у обучающихся следующие УУД:
а) Познавательные:
– уметь отличать причастия от прилагательных и глаголов;
– уметь определять причастие в предложении и тексте;
– уметь определять синтаксическую функцию причастий;
– уметь выделять основную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение;
– уметь активно воспринимать учебный материал.
б) Коммуникативные:
– уметь слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
– владеть всеми видами речевой деятельности.
в) Регулятивные:
– уметь ставить себе конкретную цель, прогнозировать возможные ситуации.
г) Личностные:
– положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;
– желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
– желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
– стремление осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: усвоить основы научных знаний о языке.
Метапредметные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи, сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции; обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка (орфографических, лексических); развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания, формировать интерес и уважения к родному языку.
Личностные: формировать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; уметь выражать ясно свои мысли (устно и письменно), уверенно и корректно относиться к окружающим; уметь аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения одноклассников.
Тип урока: урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы и методы: «Мозговой штурм», стратегия «Инсерт», кластер, выборочное письмо, взаимопроверка по карточкам.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Используемое оборудование: карточки, мультимедийный проектор.
Структура урока по технологии критического мышления:
- Стадия вызова.
- Осмысление нового материала.
- Стадия размышления.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
Учитель:
– Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Приступим к нашему новому исследованию.
II. Стадия вызова. Изучение новой темы. Прием «Мозговой штурм». Фронтальная работа.
Цель: мониторинг понимания новой темы.
На доске написаны два словосочетания:
Желтеющая нива - жёлтый лист.
Учитель:
– Прочтите словосочетания и выделите в них корень.
– Какие это слова? (однокоренные).
– Какой частью речи является слово жёлтый?
– Перечислите все морфологические признаки этого прилагательного.
– Что обозначает прилагательное как часть речи?
– Сравните слова жёлтый и желтеющий. Какие признаки они обозначают?
– Что обозначает слово желтеющий как часть речи?
– Что общего вы находите между словами жёлтый и желтеющий? (вопрос, род, число, падеж, окончание)
– Какой частью речи является слово желтеющий?
– Итак, вы убедились, что слово желтеющий вам незнакомо. Это новая часть речи – причастие. Что же необыкновенного в этой части речи?
– Сформулируйте цель нашего урока.
Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют цель урока.
Учитель:
– М.В. Ломоносов писал: «Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (мультимедийный проектор).
– Как вы понимаете эти слова?
Высказывания учащихся.
III. Осмысление нового материала.
1.Индивидуальная работа. Стратегия «Инсерт». Анализ теоретического материала.
Цель: выявление понимания читаемого текста и его критический анализ.
Перед началом урока разложить на парты учащихся таблицу стратегии «Чтение с пометками Инсерт».
V | + | - | ? |
Я это знал | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно, Непонятно, Нужно разобраться |
Учитель:
– Прочитайте выделенное правило из учебника .
– Заполните таблицу «Чтение с пометками Инсерт».
Учащиеся читают и заполняют таблицу.
Учитель:
– Какие затруднения у вас возникли по ходу чтения?
– Что вы отметили в графе «? Интересно, непонятно, нужно разобраться»?
Опрос учащихся.
2. Парная работа. Распределительный диктант.
Цель: выявление общих признаков причастия и прилагательного.
Учитель:
– Прочитайте предложения. Предложения заранее лежат у учащихся на партах.
1. Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. .
2. Мальчик воображал себя астрономом, открывшим новую звезду.
3. Каменные лестницы около дворца освещены зарей.
4. Материнский гнев, что тающий снег.
5. Весенний лес полон радостного птичьего щебетания.
– Поработайте в парах. Выпишите в первый столбик причастия вместе с существительными, выделив главное слово; во второй столбик выпишите прилагательные с существительными; определить синтаксическую роль выписанных прилагательных и причастий. Найдите общие признаки у причастий и прилагательных.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель:
–Какие общие признаки вы выявили у причастий и прилагательных? Аргументируйте свой ответ.
Опрос учащихся.
– Сделайте вывод об общих признаках причастий и прилагательных.
Вывод учащихся: причастия отвечают на такие же вопросы, что и прилагательные: какой? какая? какое? какие?; как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам; в предложениях обычно бывают определениями, реже -сказуемыми (мультимедийный проектор).
3.Индивидуальная работа. Выборочное письмо.
Цель: выявление общих признаков причастия и глагола.
Учитель:
– Прочитайте пословицы. Тексты заранее лежат у учащихся на партах.
1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2. Листья, кружащиеся в воздухе, падают на землю.
3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5. Битая посуда два века живёт.
– Выпишите причастия. Определите, от какого глагола они образованы. Определите вид, время причастий по вопросам «Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Что сделанной?»
Учащиеся выполняют задание.
Учитель:
– Какие признаки объединяют причастие и глагол? Перечислите их. Сделайте вывод об общих признаках причастия и глагола.
Опрос учащихся.
Вывод учащихся: причастия, как и глагол, имеют совершенный или несовершенный вид, настоящее или прошедшее время, возвратность (мультимедийный проектор).
4. Работа с текстом. Взаимопроверка.
Цель: мониторинг осмысления изученной темы.
На партах у учащихся лежат карточки с заданием. На обратной стороне карточки написана фамилия одноклассника, с которым он сидит, сроки проверки.
Учитель:
– Возьмите карточки. Выполните задание.
Задание: Спишите четверостишие из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Найдите причастия, указав, от каких глаголов они образованы, вид и время. Определите род, число, падеж причастий.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берёз.
Учащиеся выполняют задание и оценивают работу партнера по карточке.
Критерии оценивания:
За правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?.
IV. Рефлексия. Выставление оценок.
– Какую цель мы ставили при изучении темы «Причастие как часть речи»? Достигнута ли она нами?
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».
Двое учащихся выходят к доске и предлагают свои варианты кластеров.
Анализ кластера (мультимедийный проектор).
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что удалось, а что не удалось на уроке? Заполните оценочные листы.
Ф. И. Отметьте только те утверждения, которые полностью соответствуют вашему мнению. 1.Я пытался спланировать слои действия перед выполнением задания. 2.На уроке я открыл для себя что-то новое. 3.Мне понадобились дополнительные знания для выполнения определенных заданий. 4.Я выполнил задание нестандартным способом. 5.Я выполнил все задания, предложенные учителем. 6.Мне было легко работать на уроке. |
V. Домашнее задание по выбору учащихся:
1. Выписать из произведений 5 предложений с причастиями.
2. Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры (для всех учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс
Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...
Сценарий урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" . 5 класс.
Материал можно использовать для открытого урока на тему "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе....