Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Харитонова Наталья Сергеевна

Цели урока:

Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.

Воспитательные: воспитание  интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.

Новизна представленной работы:

Сингапурский метод преподавания дает возможность вовлечь обучающихся в необычный процесс освоения знаний. Каждый участник осознает свою значимость, становится более организованным, ответственным, внимательным, самостоятельным. В скооперированной, заботливой команде у каждого школьника формируется чувство защищенности, доброжелательная атмосфера побуждает каждого к активному участию, проявляются индивидуальные способности, развиваются творческие способности и критическое мышление.

Степень апробации работы – на Международном уровне. 19.11.13 г. Харитоновой Н.С. был дан Открытый урок русского языка в рамках  программы  «Профессиональное развитие  и методический коучинг учителей Республики Татарстан», приказ МО и Н РТ   № 4122/13 от 07.11.2013г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)

Аннотация

Цели урока:

Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.

Воспитательные: воспитание  интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.

Новизна представленной работы:

Сингапурский метод преподавания дает возможность вовлечь обучающихся в необычный процесс освоения знаний. Каждый участник осознает свою значимость, становится более организованным, ответственным, внимательным, самостоятельным. В скооперированной, заботливой команде у каждого школьника формируется чувство защищенности, доброжелательная атмосфера побуждает каждого к активному участию, проявляются индивидуальные способности, развиваются творческие способности и критическое мышление.

Степень апробации работы – на Международном уровне. 19.11.13 г. Харитоновой Н.С. был дан Открытый урок русского языка в рамках  программы  «Профессиональное развитие  и методический коучинг учителей Республики Татарстан», приказ МО и Н РТ   № 4122/13 от 07.11.2013г.  

Методическая разработка урока русского языка  по теме «Комплексное повторение орфографии»   в 11 классе

(с применением сингапурской методики)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок применения теоретических  знаний и  практических  умений

Цели:

Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.

Воспитательные: воспитание  интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебный материал: эвристическая беседа, сотрудничество в паре, группе;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Средства обучения:

1.Учебник «Русский язык.10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011

2. Презентация

3. Карточки

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационная часть урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

-Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Партнёры по плечу, дайте друг другу «пять»! Партнёры по лицу,  дайте друг другу «пять»!

-У нас сегодня необычный урок и начать его мне хочется словами Дьёрдя Пойа, венгерского  математика: «…если хотите  научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите  научиться решать задачи, то решайте их…» 

- А теперь продолжите мою фразу: «… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то…» Подумайте над моей фразой и продолжите её. Запишите эту фразу на листочке.

Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга

Обучащиеся на листочках записывают продолжение фразы

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

2. Актуализация знаний

3.

Целеполагание и мотивация

Актуализация опорных знаний об орфограмме

Обеспечение мотивации учения обуч-ся, принятие ими целей урока.

- А теперь достаньте Клок баддис. С кем вы встречаетесь в 9 часов? Встаньте, задвиньте стулья и найдите своего партнёра. Дайте ему «пять». Теперь проведём таймд-пэа-шэа. Обсуждаем написанную вами фразу в паре. У каждого по 30 секунд. Первым начинает  тот участник,  у которого светлее волосы.

Рефлексия: - Кто хочет поделиться?

- Что сказал ваш партнёр?

- Спасибо всем, прошу садиться на свои места.

Вопросы для фронтального опроса:

- Что такое орфограмма?

- Какие типы орфограмм вы знаете? (буквенные/ слитные-раздельные-дефисные написания)
- Для чего нам нужно знать орфограммы? 

- Какие буквенные орфограммы встречаются в КИМах ЕГЭ? (А13 – А17)

- Как вы думаете, какая  тема и цель сегодняшнего урока?

- Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Работа в парах

Ответы учащихся


Ответы учащихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Обобщение и систематизация знаний

Установление правильности и осознанности имеющихся знаний.

Выявление пробелов в изученном материале, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Включение слов с разными орфограммами в работу по развитию речи

- А сейчас мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по буквенным орфограммам, а для этого мы будем заполнять таблицу Модель Фрейер. Работу нашу мы построим так: 

Задание 1 группе: Заполнить таблицу «Правописание НН в прилаг. и причаст.» (А 13)

Задание 2 группе: Заполнить таблицу «Правописание безударных  проверяемых гласных в корне» (А 14)

Задание 3 группе: Заполнить таблицу «Правописание приставок, разд. Ъ и Ь зн.» (А 15)

Задание 4 группе: Заполнить таблицу «Правописание букв: И, А, Я в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий 2 спр.» (А 16)

Задание 5 группе: Заполнить таблицу «Правописание суффиксов прилаг., глаголов, наречий» (А 17)

-Учебная задача группам: Рассмотреть «Орфограмму» с разных сторон и  записать её:

1) обязательные характеристики

2)  необязательные характеристики

3) примеры

4) противоположные примеры

- Сначала каждый из вас будет заполнять таблицу Модель Фрейер самостоятельно. На это вам даётся 3 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер)

- А сейчас проведём Континиус раунд робин в следующем порядке по часовой стрелке: участник №1 начинает проговаривать обязательные характеристики своей орфограммы, затем участник №2 (3, 4) проговорит обязательные характеристики орфограммы и т.д. Таким образом, у вас пройдёт 4 раунда, т.е. 4 круга продолжительного обсуждения ваших записей. На это вам даётся 2 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер)

- А теперь, опираясь на ваши индивидуальные модели Фрейер, нужно из них отобрать самое важное и составить командную модель Фрейер. На это вам даётся 3 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер)

- А теперь каждая команда будет презентовать свою командную модель Фрейер.

- Молодцы! Всем спасибо.

- Итак, мы с вами повторили буквенные орфограммы (перечислить их или показать слайд с наименованием данных орфограмм). А сейчас проведём работу по развитию речи: составим предложения со словами из разных орфограмм (А13-А17). А для этого сначала проведём Джот тотс (мысли на столе), затем - тик-тэк-тоу (3*3), а потом   континиус  раунд робин  (продолжительное обсуждение по кругу).

 Джот тотс: (2 мин) 1)Придумайте 4 слова с пропущенными орфограммами: А13-А17 и запишите их на отдельные листочки.

2) Громко проговорите каждое слово для членов команды и положите листочки со словами на центр стола лицевой стороной вверх. Получилось 16 карточек. Ученик№3, возьмите все 16 карточек, перемешайте, уберите 7 карточек, отложите их в сторону.

Тик-тэк-тоу: (3 мин) 1) Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3*3.

2) Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Континиус  раунд робин: (2 мин) Обсуждение написанных предложений: сначала  1 (2,3,4) участник читает 1 предложение, затем 1 (2,3,4) участник читает 2 предложение и т.д. по часовой стрелке по очереди 3 круга.

Рефлексия: 

- А теперь выберите из своей команды самое интересное (оригинальное) предложение. Прочитайте его.

- Молодцы!

индивидуальная работа уч-ся (3 мин)

обсуждение в командах  (2 минуты)

работа в командах: заполнение  таблицы (3 мин)

презентация командной модели

(2 мин)

индивидуальная творческая работа уч-ся (3 мин)

обсуждение в команде (2 мин)

анализ творческих работ уч-ся

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

5. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление пробелов в знаниях и способах действий, установление причин пробелов.

Самостоятельная работа:

тестовые задания (по вариантам) –

(см. приложение:  карточки с 4 вариантами тестовых заданий по орфограммам (А13 – А17)

- А сейчас вы выполните самостоятельную работу по вариантам. Подпишите свои листочки, внимательно прочитайте задания и выполняйте их на этих же листочках. На выполнение самостоятельной работы вам даётся 5 минут.

- Ученик №1 соберёт тестовые задания и сдаст учителю.

индивидуальная самостоятельная работа уч-ся (5 мин)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

6. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения дом. задания.

Заполнить таблицу Модель Фрейер по теме «Слитные-раздельные написания слов разных частей речи» (А18, А19)

1в: орфограмма «Слитные написания»

2в: орфограмма «Раздельные написания»

Учащиеся записывают домашнее задание

7. Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- А теперь проделаем структуру Билетик на выход. Для этого вам необходимо заполнить билетик, ответив на следующие вопросы:

1) 3 самых важных момента, которые я сегодня узнал(а)?

2) Какие 2 задания  по орфограммам (А13 – А17) я смогу выполнить без затруднений?

3) А какое задание вызвало у меня затруднение?

 - Возьмите лист бумаги, подпишите его и ответьте на 3 вопроса. Обратите внимание, отвечая на 1-й вопрос, укажите 3 важных момента, на 2-й – 2, на 3-й – 1.

Записали?  Молодцы. Спасибо.

- Следующий урок я начну с ответов на ваши вопросы.

- Всем спасибо за урок! До свидания.

Уч-ся письменно отвечают на вопросы

3

-

-

-

2

-

-

1

-

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Приложение:  1. Карточки с 4 вариантами тестовых заданий по орфограммам.

2. Модель Фрейер (раздаточный материал).

3. Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д.Пойа: «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…» Продолжите фразу: «… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то…»

Слайд 2

Что такое орфограмма?

Слайд 3

Какие типы орфограмм вы знаете?

Слайд 4

Для чего нам нужно знать орфограммы?

Слайд 5

Какие буквенные орфограммы встречаются в КИМах ЕГЭ по русскому языку?

Слайд 6

Буквенные орфограммы в КИМах ЕГЭ по русскому языку «Правописание Н-НН в суффиксах прилаг., причаст., наречий» (А 13) «Правописание безударных проверяемых (непроверяемых, чередующихся) гласных в корне» (А 14) «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ, приставок на З и С, непроверяемых приставок, букв Ы-И после приставок на согл., разд. Ъ и Ь» (А 15) «Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий 1 и 2 спр.» (А 16) «Правописание суффиксов разных частей речи» (А 17)

Слайд 7

Девятнадцатое ноября. Классная работа. Комплексное повторение орфографии. (Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)

Слайд 8

Учебная задача: Заполнить таблицу «Орфограмма « …» 1) обязательные характеристики орфограммы «…» 2) необязательные характеристики орфограммы «…» 3) примеры орфограммы «…» 4) противоположные примеры орфограммы «…»

Слайд 9

Домашнее задание Заполнить таблицу Модель Фрейер по теме «Слитные-раздельные написания слов разных частей речи» (А18, А19) 1в: орфограмма «Слитные написания» 2в: орфограмма «Раздельные написания»

Слайд 10

Билетик на выход 1) 3 самых важных момента, которые я сегодня узнал(а)? 1) 3 2) Какие 2 задания по орфограммам (А13 – А17) я смогу выполнить без затруднений? 2) 2 3) Какое задание вызвало у меня затруднение? 3) 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....