Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.
Новизна представленной работы:
Сингапурский метод преподавания дает возможность вовлечь обучающихся в необычный процесс освоения знаний. Каждый участник осознает свою значимость, становится более организованным, ответственным, внимательным, самостоятельным. В скооперированной, заботливой команде у каждого школьника формируется чувство защищенности, доброжелательная атмосфера побуждает каждого к активному участию, проявляются индивидуальные способности, развиваются творческие способности и критическое мышление.
Степень апробации работы – на Международном уровне. 19.11.13 г. Харитоновой Н.С. был дан Открытый урок русского языка в рамках программы «Профессиональное развитие и методический коучинг учителей Республики Татарстан», приказ МО и Н РТ № 4122/13 от 07.11.2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_haritonovoy_n.s.11kl.docx | 30.04 КБ |
prezentatsiya_k_ur.russk_.yaz_._kompl.povt_.orf_.ppt | 636.5 КБ |
prilozhenie_k_met.razr_._haritonovoy.rar | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)
Аннотация
Цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.
Новизна представленной работы:
Сингапурский метод преподавания дает возможность вовлечь обучающихся в необычный процесс освоения знаний. Каждый участник осознает свою значимость, становится более организованным, ответственным, внимательным, самостоятельным. В скооперированной, заботливой команде у каждого школьника формируется чувство защищенности, доброжелательная атмосфера побуждает каждого к активному участию, проявляются индивидуальные способности, развиваются творческие способности и критическое мышление.
Степень апробации работы – на Международном уровне. 19.11.13 г. Харитоновой Н.С. был дан Открытый урок русского языка в рамках программы «Профессиональное развитие и методический коучинг учителей Республики Татарстан», приказ МО и Н РТ № 4122/13 от 07.11.2013г.
Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе
(с применением сингапурской методики)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок применения теоретических знаний и практических умений
Цели:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, творческих способностей, связной письменной и устной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, навыков работы в паре и группе.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
По степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебный материал: эвристическая беседа, сотрудничество в паре, группе;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Средства обучения:
1.Учебник «Русский язык.10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011
2. Презентация
3. Карточки
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||
1. Организационная часть урока | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся. -Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Партнёры по плечу, дайте друг другу «пять»! Партнёры по лицу, дайте друг другу «пять»! -У нас сегодня необычный урок и начать его мне хочется словами Дьёрдя Пойа, венгерского математика: «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…» - А теперь продолжите мою фразу: «… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то…» Подумайте над моей фразой и продолжите её. Запишите эту фразу на листочке. | Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга Обучащиеся на листочках записывают продолжение фразы | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. | ||||||
2. Актуализация знаний 3. Целеполагание и мотивация | Актуализация опорных знаний об орфограмме Обеспечение мотивации учения обуч-ся, принятие ими целей урока. | - А теперь достаньте Клок баддис. С кем вы встречаетесь в 9 часов? Встаньте, задвиньте стулья и найдите своего партнёра. Дайте ему «пять». Теперь проведём таймд-пэа-шэа. Обсуждаем написанную вами фразу в паре. У каждого по 30 секунд. Первым начинает тот участник, у которого светлее волосы. Рефлексия: - Кто хочет поделиться? - Что сказал ваш партнёр? - Спасибо всем, прошу садиться на свои места. Вопросы для фронтального опроса: - Что такое орфограмма? - Какие типы орфограмм вы знаете? (буквенные/ слитные-раздельные-дефисные написания) - Какие буквенные орфограммы встречаются в КИМах ЕГЭ? (А13 – А17) - Как вы думаете, какая тема и цель сегодняшнего урока? - Откроем тетради, запишем число и тему урока. | Работа в парах Ответы учащихся
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||
4. Обобщение и систематизация знаний | Установление правильности и осознанности имеющихся знаний. Выявление пробелов в изученном материале, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы. Включение слов с разными орфограммами в работу по развитию речи | - А сейчас мы с вами обобщим и систематизируем наши знания по буквенным орфограммам, а для этого мы будем заполнять таблицу Модель Фрейер. Работу нашу мы построим так: Задание 1 группе: Заполнить таблицу «Правописание НН в прилаг. и причаст.» (А 13) Задание 2 группе: Заполнить таблицу «Правописание безударных проверяемых гласных в корне» (А 14) Задание 3 группе: Заполнить таблицу «Правописание приставок, разд. Ъ и Ь зн.» (А 15) Задание 4 группе: Заполнить таблицу «Правописание букв: И, А, Я в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий 2 спр.» (А 16) Задание 5 группе: Заполнить таблицу «Правописание суффиксов прилаг., глаголов, наречий» (А 17) -Учебная задача группам: Рассмотреть «Орфограмму» с разных сторон и записать её:
- Сначала каждый из вас будет заполнять таблицу Модель Фрейер самостоятельно. На это вам даётся 3 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер) - А сейчас проведём Континиус раунд робин в следующем порядке по часовой стрелке: участник №1 начинает проговаривать обязательные характеристики своей орфограммы, затем участник №2 (3, 4) проговорит обязательные характеристики орфограммы и т.д. Таким образом, у вас пройдёт 4 раунда, т.е. 4 круга продолжительного обсуждения ваших записей. На это вам даётся 2 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер) - А теперь, опираясь на ваши индивидуальные модели Фрейер, нужно из них отобрать самое важное и составить командную модель Фрейер. На это вам даётся 3 минуты. Итак, всё понятно? Время пошло. (вкл. таймер) - А теперь каждая команда будет презентовать свою командную модель Фрейер. - Молодцы! Всем спасибо. - Итак, мы с вами повторили буквенные орфограммы (перечислить их или показать слайд с наименованием данных орфограмм). А сейчас проведём работу по развитию речи: составим предложения со словами из разных орфограмм (А13-А17). А для этого сначала проведём Джот тотс (мысли на столе), затем - тик-тэк-тоу (3*3), а потом континиус раунд робин (продолжительное обсуждение по кругу). Джот тотс: (2 мин) 1)Придумайте 4 слова с пропущенными орфограммами: А13-А17 и запишите их на отдельные листочки. 2) Громко проговорите каждое слово для членов команды и положите листочки со словами на центр стола лицевой стороной вверх. Получилось 16 карточек. Ученик№3, возьмите все 16 карточек, перемешайте, уберите 7 карточек, отложите их в сторону. Тик-тэк-тоу: (3 мин) 1) Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3*3. 2) Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали). Континиус раунд робин: (2 мин) Обсуждение написанных предложений: сначала 1 (2,3,4) участник читает 1 предложение, затем 1 (2,3,4) участник читает 2 предложение и т.д. по часовой стрелке по очереди 3 круга. Рефлексия: - А теперь выберите из своей команды самое интересное (оригинальное) предложение. Прочитайте его. - Молодцы! | индивидуальная работа уч-ся (3 мин) обсуждение в командах (2 минуты) работа в командах: заполнение таблицы (3 мин) презентация командной модели (2 мин) индивидуальная творческая работа уч-ся (3 мин) обсуждение в команде (2 мин) анализ творческих работ уч-ся | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. | ||||||
5. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление пробелов в знаниях и способах действий, установление причин пробелов. | Самостоятельная работа: тестовые задания (по вариантам) – (см. приложение: карточки с 4 вариантами тестовых заданий по орфограммам (А13 – А17) - А сейчас вы выполните самостоятельную работу по вариантам. Подпишите свои листочки, внимательно прочитайте задания и выполняйте их на этих же листочках. На выполнение самостоятельной работы вам даётся 5 минут. - Ученик №1 соберёт тестовые задания и сдаст учителю. | индивидуальная самостоятельная работа уч-ся (5 мин) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | ||||||
6. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения дом. задания. | Заполнить таблицу Модель Фрейер по теме «Слитные-раздельные написания слов разных частей речи» (А18, А19) 1в: орфограмма «Слитные написания» 2в: орфограмма «Раздельные написания» | Учащиеся записывают домашнее задание | |||||||
7. Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - А теперь проделаем структуру Билетик на выход. Для этого вам необходимо заполнить билетик, ответив на следующие вопросы:
- Возьмите лист бумаги, подпишите его и ответьте на 3 вопроса. Обратите внимание, отвечая на 1-й вопрос, укажите 3 важных момента, на 2-й – 2, на 3-й – 1. Записали? Молодцы. Спасибо. - Следующий урок я начну с ответов на ваши вопросы. - Всем спасибо за урок! До свидания. | Уч-ся письменно отвечают на вопросы
| Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
Приложение: 1. Карточки с 4 вариантами тестовых заданий по орфограммам.
2. Модель Фрейер (раздаточный материал).
3. Презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое орфограмма?
Какие типы орфограмм вы знаете?
Для чего нам нужно знать орфограммы?
Какие буквенные орфограммы встречаются в КИМах ЕГЭ по русскому языку?
Буквенные орфограммы в КИМах ЕГЭ по русскому языку «Правописание Н-НН в суффиксах прилаг., причаст., наречий» (А 13) «Правописание безударных проверяемых (непроверяемых, чередующихся) гласных в корне» (А 14) «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ, приставок на З и С, непроверяемых приставок, букв Ы-И после приставок на согл., разд. Ъ и Ь» (А 15) «Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий 1 и 2 спр.» (А 16) «Правописание суффиксов разных частей речи» (А 17)
Девятнадцатое ноября. Классная работа. Комплексное повторение орфографии. (Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)
Учебная задача: Заполнить таблицу «Орфограмма « …» 1) обязательные характеристики орфограммы «…» 2) необязательные характеристики орфограммы «…» 3) примеры орфограммы «…» 4) противоположные примеры орфограммы «…»
Домашнее задание Заполнить таблицу Модель Фрейер по теме «Слитные-раздельные написания слов разных частей речи» (А18, А19) 1в: орфограмма «Слитные написания» 2в: орфограмма «Раздельные написания»
Билетик на выход 1) 3 самых важных момента, которые я сегодня узнал(а)? 1) 3 2) Какие 2 задания по орфограммам (А13 – А17) я смогу выполнить без затруднений? 2) 2 3) Какое задание вызвало у меня затруднение? 3) 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....