Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 9 классе по теме

«Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель: обобщить и систематизировать материал о глаголе как части речи;    закрепить орфографический навык обучающихся в правописании глаголов; содействовать подготовке ОГЭ, развить творческие способности подростков,  умение анализировать полученный материал и применять его на практике; воспитать в обучающихся духовно-нравственные качества.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, распечатка тестов, толковые словари, презентация в программе PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Задание:  Списать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить их лексическое значение. (слайды 3,4)

       Граммофон, деликатес, иван-да-марья, компостировать, иммигрантский, грейпфрут, дуршлаг, эссенция, меч-рыба, импресарио, компрометировать, конфетти, недооценить, расческа, транскрипция, транскрибировать, целлофан, либретто, дирижабль, конферансье, мансарда.

 (  При определении лексического значения слов использовать словари

  • Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
  • Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.

При толковании слов конферансье, мансарда использовать аудиословарь Интернет-портала ГРАМОТА.РУ «Русский устный» http://www.gramota.ru/slovari/radiosafonova/#Г )

3. Повторение и систематизация изученного

Задание: 1)Подчеркнуть в словарной работе глаголы, назвать их               морфологические признаки.

                           2)Чтение стихотворения  Анатолия Чепурова «Давайте поклоняться доброте» (слайд 5)

«Давайте поклоняться доброте…»

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унёс  когда-то.

И лучевой строкой в моем труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

«Давайте поклоняться доброте…»

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- Что хотел сказать автор своим произведением?

 - Чему учит вас это стихотворение?

                       3) Выписать глаголы, определить морфологические признаки глаголов.

Делается вывод, называются постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.

4. Самостоятельная работа.

Задание:  Произвести морфологический разбор глагола (каждый ученик работает по карточке)

5.  Повторение темы «Личные окончания глаголов»

        Задание:  Записать словосочетания, определить спряжение, выделить окончания глаголов. (слайды 6,7)

        Едете в поезде, борются с вредителями, никогда не обидишь малыша, чуть дремлется, пробираешься по равнине, сеют рожь, варите суп, пишешь в тетради, определяешь спряжение, видишь свои недостатки, ругаешь лентяя.

Вывод:    1.Чтобы правильно написать личное окончание глагола, нужно определить спряжение.  (слайды 8,9)       

                 

6. Индивидуальная работа. 

Задание: Образуйте от данных глаголов формы 3л.ед. и мн.числа настоящего или будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте окончание.  (слайды 10, 11)       

            Гнать, гонять, выгружать, выгрузить, заправить, заправлять, ответить, отвечать, проверить, проверять, обидеть, обижать, бросить.

7. Повторение темы «Правописание  глаголов в форме 2 л. ед.ч., мн.ч. повелительного и изъявительного наклонения».

Задание:  Записать предложения. Объяснить написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркнуть одной чертой, в изъявительном - двумя. (слайды 12-14)

  1. Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 2 )Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 3)Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4)  Выруч..те меня и на этот раз. Если выруч..те, я буду вам премного обязан.

                          2л. мн.ч. повелительного и изъявительного наклонения

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

1 спряжение

                         

2 спряжение  

Всегда  ите

1 спряжение   -ете

2 спряжение  - ите

8. Повторение темы « -Тся и -ться в глаголах»

Задание:  Записать предложения. На какую орфограмму подобраны загадки? Объяснить правописание глаголов.

        Три братца пошли в воду купаться. Двое купаются, а один на берегу валяется. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. Сложится- клин, развернется - блин.

9. Обобщение и систематизация изученного материала. Тест. (слайды15,16)

1)  Какие  глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

а) намажете

б) намажьте

в) скажите

г) скажете

д) продаёте

е) продайте

2) В каком слове пропущена буква И?
а) Насильно мил не буд..шь.
б) От правды не спряч..шься.

в) Кто поздно встает, тот дня не вид..т.

г) Правда глаза кол..т.

3) В каком слове пропущена буква Е?
а) Как вы это терп…те?

б) Крикн…те погромче!

в) Умолкн…те хоть на минутку!

г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.

4) В каких глаголах пишется ь?

а) отреж…те.

б) беспокоиш…ся

в) не удержит…ся

г) не эконом…те

5) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
а) Стукн..те мне в окно, если выйд..те прогуляться.
б) Выпиш..те все глаголы, когда законч..те читать упражнение.
в) Когда вымет..те мусор, вынес..те его.
г) Если выпиш..те газеты на дом, привыкн..те их регулярно читать.

 10. Подведение итогов урока: (слайд 17)

- Что сегодня мы повторили?

- Что нового для себя узнали?

Домашнее задание: индивидуальные карточки с заданиями по теме «Правописание глагола»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Урок русского языка в 5 классе по теме Неопределенная форма глагола (с элементами повторения правил дорожного движения)

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. Позволяет учащимся не только получить и закрепить материал по русскому языку, но и в увлекательной форме повторить правила дорожного движения для велосипедис...

Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"

урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение"

Презентация у уроку русского языка в 9 классе про теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение изученного в 5-9 классах"...