«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»
методическая разработка по русскому языку по теме
Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Конструкт содержит описание основных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz_tekstov_po_russkomu_yazyku.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурченкова Ирина Александровна (240-238-194)
«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»
Приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) не только начального, но и основного общего образования, где отмечается, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)». Поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения на каждом уроке учащиеся овладели определенными универсальными учебными действиями. Это позволит им самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и приобретать в процессе учения определенные компетентности. Четкое выделение универсальных учебных действий позволит учителю уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретного учебного предмета. На уроках русского языка развитие универсальных учебных действий происходит при работе с языковыми фактами и явлениями.
Лингвистический анализ учебно-научных текстов в части А ЕГЭ по русскому языку (задания А7-А12) предполагает формирование следующих основных умений, проверяемых на итоговой аттестации (см.кодификатор ЕГЭ):
- Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
- Использовать основные виды чтения в процессе работы с текстом.
- Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
- Владеть основными приёмами информационной переработки текста.
- Осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
В таблице представлена система работа над лингвистическим анализом текста. Предложенные формы работы можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Задание ЕГЭ | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | Формы работы, используемые при изучении содержания | Универсальные учебные действия (УУД) |
А7 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. |
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
А8 | Средства связи предложений в тексте. |
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата |
А9 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата |
А10 | Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. | см. формы к предыдущему заданию
| Познавательные:
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные:
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование( почему именно это предложение выписали?) |
А11 | Части речи. |
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата |
А12 | Лексическое значение слова. |
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...
Лингвистический тренажёр. Выполнение задания типа В8 на ЕГЭ по русскому языку «Анализ средств выразительности»
Данный лингвистический тренажёр поможет оценить уровень сформированности у старшеклассников умения оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения...
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Работа с текстом на основе заданий части В ЕГЭ по русскому языку
Данную работу с текстом (6 вариантов по 12 заданий в каждом + ответы) можно предложить в начале урока для быстрой проверки и своевременной корректировки знаний учащихся 10 - 11 кл. ...
Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).
Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....
«Комплексный анализ текста». Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому...
Комплексный анализ текста (подготовка к ОГЭ по русскому языку)
Материал представляет собой конспект урока, презентацию и раздаточный материал, используемый для урока повторения в начале 9 классаи и включающий в себя элементы работы по подготовки к ОГЭ....