Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
методическая разработка
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла
Виды работ с текстом
Работа с текстом до чтения
- Вступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).
- Работа с заголовком (прогнозирование).
- Работа с иллюстрацией.
- Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).
- Работа с непонятными словами и выражениями.
- Чтение текста учителем, проверка восприятия.
Работа с текстом во время чтения
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
- Чтение, ответы на вопросы учителя.
- Чтение, выделение непонятных слов.
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.
Работа с текстом после чтения
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
- Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).
- Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
- Конкурсное чтение стихотворений.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
- Работа над характеристикой персонажей.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Нахождение в тексте выводов.
- Осмысление замысла и главной мысли произведения.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г. учитель иностранного языкаШевченко С.А. учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...
Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями
В комплексном подходе к ребенку с ограниченными возможностями невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени. От их состояния во многом зависит усп...
Методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми
Данный материал содержит методические рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми...
Методические рекомендации педагогу по работе со слабоуспевающими учениками
Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками...
Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла
Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект ...
Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации
Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации...
Доклад "Дисплей-текст на уроках гуманитарного цикла"
Всероссийская конференция «ТЕКСТ И КОНТЕКСТ: КЛАССИКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ» Именно так звучала тема знакового события для учителей-словесников, организованная МГУ им. М.В. Ломоносова и ...