Конспект урока "Суффиксы -чик, -щик".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Учитель Галюго Ирина Михайловна
Тема: Суффиксы -чик и –щик.
Цели: развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.
устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.
Орфографический тренинг.
Соб..рать, ул..жить, ф..нарь, изл..гать, к..снулся, сл..жение,
- С какой морфемй мы работали, выполняя это задание?
- А как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня?
Давайте выполним задание, и может быть оно поможет нам определить тему урока.
Записать первые буквы записанных слов.
- Какое слово у вас получилось?
- Посмотрите, ребята, внимательно, а правильно ли мы записали слово? Чего не хватает?
Итак, над какой темой мы будем работать?
Правильно. Это тема суффиксы. А с какими суффиксами мы познакомимся, мы увидим в в материале для наблюдения на странице 104.
Обращение к материалу для наблюдений — с. 104.
II. Углубление понятия о значении суффиксов, многозначности морфем, их синонимичности и омонимичности.
Упражнение 232.
Делаем вывод о том, что суффикс может быть омонимичен (звучание одинаковое, значение разное); синонимичен (-чик и -щик).
Орфографическое правило на с. 105.
III. Развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила — различия суффиксов -чик и -щик.
Упражнение 233.
Образуем и записываем слова с помощью суффиксов -чик/-щик:
1) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик); 2) солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик); 3) рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик); 4) тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик); 5) работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик); 6) лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание (подписчик); 7) рабочий, работающий посменно с другим (сменщик).
Выбор написания / отсутствия мягкого знака перед суффиксами.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
( Руки разводим в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
( Наклоны вперед)
IV. Развитие умений читать текст художественного произведения.
Выразительное чтение
Учащийся читает текст:
Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.
Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.
(по К. Паустовскому)
- определите тему текста (источники русского языка).
- выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -чик- и –щик- и выделите в них орфограмму.
V. Рефлексия.
- Учитель: Чему научились на уроке?
- Что было непонятно?
- Что понравилось?
- С каким настроением уходите с урока?
Домашнее задание.
Упражнения 235, 238.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...