Конспект урока "Суффиксы -чик, -щик".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по УМК Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_-chik_-shchik.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Учитель Галюго Ирина Михайловна

Тема: Суффиксы -чик и –щик.

Цели: развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.

устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;

обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.

Орфографический тренинг.

Соб..рать, ул..жить,  ф..нарь, изл..гать,  к..снулся, сл..жение,

- С какой морфемй мы работали, выполняя это задание?

- А как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня?

Давайте выполним задание, и может быть оно поможет нам определить тему урока.

Записать первые буквы записанных слов.

- Какое слово у вас получилось?

- Посмотрите, ребята, внимательно, а правильно ли мы записали слово? Чего не хватает?

Итак,  над какой темой мы будем работать?

Правильно. Это тема суффиксы. А с какими суффиксами мы познакомимся, мы увидим в в материале для наблюдения на странице 104.

Обращение к материалу для наблюдений — с. 104.

II.  Углубление понятия о значении суффиксов, многозначности морфем, их синонимичности и омонимичности.

Упражнение 232.

Делаем вывод о том, что суффикс может быть омонимичен (звучание одинаковое, значение разное); синонимичен (-чик и -щик).

Орфографическое правило на с. 105.

III.  Развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила — различия суффиксов -чик и -щик.

Упражнение 233.

Образуем и записываем слова с помощью суффиксов -чик/-щик:

1)  Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик); 2) солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик); 3) рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик); 4) тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик); 5) работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик); 6) лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание (подписчик); 7) рабочий, работающий посменно с другим (сменщик).

Выбор написания / отсутствия мягкого знака перед суффиксами.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,        

( Руки разводим в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!        

( Наклоны вперед)

IV.  Развитие умений читать текст художественного произведения.

Выразительное чтение

Учащийся читает текст:

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.

(по К. Паустовскому)

определите тему текста (источники русского языка).

- выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -чик- и –щик- и выделите в них орфограмму.

V.  Рефлексия.

  • Учитель: Чему научились на уроке?
  • Что было непонятно?
  • Что понравилось?
  • С каким настроением уходите с урока?

Домашнее задание.

Упражнения 235, 238.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...