РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Грига Ирина Иннокентьевна

иЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ:

-ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА;

-ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНОЙ, НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА;

-УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЛИНГВИСТИКЕ КАК НАУКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovyy_11_kl_rya.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по курсу «Русский язык» (Базовый уровень)  11 класс составлена учителем русского языка  Грига И. И.  на основании БУП и Примерных учебных планов для ОУ РФ,  реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004 №1312, с изменениями от 3.06.2011 за №1994; регионального ГУП и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих  программы общего образования, утвержденных приказом МО и НРБ от 03.09.2008 за №1168, с изменениями от 12.07.2011 за №1093.

Актуальность программы

   Самое понятное слово в сочетании современный русский язык – слово русский. Этот язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной язык.

  Русский язык – один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.

  Изучение русского языка открывает перед учащимися широкие возможности для его разнообразного употребления, обеспечивает высокую степень коммуникативной и информативной ценности.

  Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.

   Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей.

  Программа адресована ученикам 11  класса МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».

Цели и задачи

     Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

 углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической  системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

исторический комментарий к языковым явлениям;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общая характеристика учебного предмета

    Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках  русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память  и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.

    Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств  в  разнообразных условиях общения.

  Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; развивает  способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Базовый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

  Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Краткая характеристика возраста детей

  Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются  профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы  мировоззрения. Школьники  больше внимания уделяют внимания на задания поискового характера, выполнение  и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий, наконец, использование различных технологий уроков.

  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование

своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Учебно-методический комплект

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Гольцова Н.Г.,  Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11классы» (авторы Н.Г. Гольцова. И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина.-6-е издание.-М.:ООО  ТИД «Русское слово-РС», 2010.-96с.

Указание количества учебных часов

    Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с использованием учебно – методического комплекса авторов Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина.

 Учебный объем курса составляет34 часа из расчета 1час в неделю.

   Для проведения текущего и итогового контроля используются следующие формы: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения. Сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение по данному началу.  Проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.

Учебный план

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Введение

1

1

-

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

3

2

Анализ поэтического текста, изложение, тест, диктант

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

1

1

Лингвистический анализ текста, диктант

4

Морфемика. Словообразование.

2

1

1

Диктант

5

Морфология и орфография

22

15

7

Тест, диктант, Изложение, лингвистический анализ текста, диктант

6

Повторение и обобщение пройденного

2

1

1

Контрольный диктант

Итого

34

22

12

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

фактически

1

Введение. Слово о русском языке (1ч.)

1

беседа

Составление плана

2-6  

Лексика. Фразеология. Лексикография.( 5ч.) Слово и его значение

5

Работа с толковым словарем

Анализ текста

7-8

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

Практическая работа

Разбор слова

9-10

Морфемика. Словообразование.

2

Анализ слова

Работа со словарём

11-15

Морфология и орфография

22

Морфемный анализ

Работа со словарём

16-17

Имя существительное как часть речи

2

Правописание имён существ.

Морфологический разбор

18-19

Имя прилагательное как часть речи

2

Правописание имён прилагательных

Морфологический разбор

20-21

Имя числительное как часть речи

2

Лекция

Морфологический разбор

22

Местоимение как часть речи

1

Лекция

Морфологический разбор

23

Глагол как часть речи

1

Морфологический разбор

24

Причастие как глагольная форма

1

Лекция

Морфологический разбор

25

Деепричастие как глагольная форма

1

Беседа

Морфологический разбор

26

Наречие как часть речи

1

Беседа

Морфологический разбор

27

Слова категории состояния

1

Лекция

Морфологический разбор

28

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

1

Лекция

Морфологический разбор

29

Союз как служебная часть речи

1

Морфологический разбор

30-31

Частицы

2

Морфологический разбор

32

Междометие как особый разряд слов

1

Морфологический разбор

33-34

Повторение и обобщение

2

Проверочный диктант

Итого

34 часа

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем курса

Количество часов для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Форма занятий

1

Введение. Слово о русском языке

1

Язык как знаковая система и общественное явление

лекция

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

5

 Лексическое значение слова. Тропы.  Общеупотребительные слова – основа лексической системы современного русского языка. Фразеологизмы. Источники фразеологии.

Изложение, анализ текста, диктант

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

Звуки и буквы. Характер графики русского языка. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.

тест

4

Морфемика. Словообразование.

2

Состав слова. Процесс образования новых слов в русском языке. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Русская орфография.

Лигвистический анализ текста диктант,

5

Морфология и орфография

22

 Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Причастие как глагольная форма. Деепричастие как глагольная форма. Наречие как часть речи. Служебные

части речи.

Изложение с творческим заданием, диктант, лингвистический анализ текста, тест

6

Повторение и обобщение пройденного

2

Повторение и обобщение пройденного

Итого:

34

Требования к уровню

подготовки  учащихся,  обучающихся по данной программе

      В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке,

роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь:

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,  допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения

языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • аудирование и чтение

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

  • говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области  гуманитарных наук;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

• знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения;

• осознавать национальное своеобразие русского языка;

• вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

     2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

3.Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

  1. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  3. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  6. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
  7. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  8. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  9. Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
  10. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  11. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  13. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  14. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  15. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  16. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
  17. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  18. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  19. Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.

Приложение

Контрольно - измерительные материалы

    I.     Напишите изложение с творческим заданием «Впечатление детства», дополнив предложенный в учебнике текст личными впечатлениями (упр.405); или напишите сочинение – миниатюру-рассуждение на тему « Родина и родина» с опорой на материалы текста упражнения 405  и личные впечатления, подразумевая под понятием родина «малую родину», под понятием Родина - государство.

       Высокие понятия любви к родине и любви к матери составляют основу народной этики, народного этического чутья. Связь этих понятий находим в пословицах и поговорках: Родина – мать, умей за нее постоять; Родная сторона – мать, чужая – мачеха и т.д.

      Примеров в русской литературе не счесть, и все они свидетельствуют об одном: глубина и сила характеров, истоки исторического оптимизма заложены в сохраненном поколениями стремлении к истине, добру, справедливости. Нравственные идеалы народа отражены в его языке: не случайно же слова правда, праведник, правдоискатель, справедливость одного корня.

      Задание. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов, в случае затруднений обратитесь к толковому словарю. Напишите сочинение – миниатюру, темой которого явилось бы объяснение одного из слов. Определите главную мысль своей работы, подберите примеры из отечественной литературы или истории. Приходилось ли вам встречаться с названными понятиями в своей жизни?

Готовимся к ЕГЭ

 1.Прокомментируйте каждое звено в следующей логической цепочке:

- народ- творец истории;

-история России - источник ментального оптимизма, веры в будущее;

-Россия, родная земля – живая, животворящая сила, питающая народ, каждого человека;

-язык – отражение и сохранение нравственных идеалов народа.

2. Какие произведения, посвященные теме родины, вы помните из курса литературы? ( М.Ю. Лермонтов «Родина», А.А.Блок «Родина»)

Что вам представляется особенно значимым в них?

3. Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство страны – ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить, именно мы с вами – настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки…

Готовимся к ЕГЭ

  1. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
  2. Расставьте и объясните знаки препинания в следующих предложениях:

1.И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный соловей.

2. И Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

3. Было очень хорошо, что музыка все время только и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.

4. высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся и легко поплыл в сторону.

(К.Г. Паустовский)

Проверочный диктант за год (упр.356)

      Цель урока: проверка знаний учащихся.

       Грамматическое задание по тексту:

     1. Фонетический разбор.

Своей, таятся

        2. Морфемный разбор.

        Причудливо, песчаников

                 3.Словообразовательный разбор.

  Причудливо, песчаников

4.Морфологический разбор.

     Местность, (по) бесконечным (лабиринтам)

5.Синтаксический разбор предложений.

     Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов.

     В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом.

Проверочный диктант

              Пестрые горы поразили меня своей запыленностью. Мягкими, как бы подернутыми дымкой, были цвета горных пород:  малиновый, охристо-серый, грязно-зеленый, буро-шоколадный, красно-серый и серовато-белый. Причудливо сочетались низкие конусы и выровненные площадки перечисленных цветов, испещренные пятнами черных камней и черно-зеленых кустов гобийского миндаля. Пыль и песок покрывали  всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов. В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом. При виде этой картины легкая тревога омрачила мне радость возвращения.  Пески явно наступали на весь район наших работ в Южной Гоби.

          Равнина  в засуху была совершенно  мертвой. Ни единой травинки не было на красновато-желтой глине, покрытой серым щебнем. Ветер поднимал столбы рыжей в закатном солнце пыли.

         Здесь,  в Гоби, как нигде, чувствуешь, насколько насыщена земля памятью своего прошлого. В самых верхних ее слоях – орудия, черепки сосудов и другие предметы человеческого обихода. Глубже – стволы древних растений, кости вымерших животных. А еще ниже, в пока недоступной нам глубине, таятся древние химические элементы – огарки звездного вещества…

        Бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая  из-под тяжелых пластов песчаников, глин и конгломератов остатки жизни прошлого, мы все глубже проникали в великую книгу геологической летописи.

(181 слово)                                                                                                      ( По И.А. Ефремову.)

 

Тест

А1. Буква Б пишется в слове

1) зажгательный танец

3) встибюль

5) постлить

2) разуверять соседа

4) в унсон

А2. Ь знак пишется в слове

1) кинос_ёмка

3) сдает_ся

5) настеж_

2) весма

4) уничтож_

A3. Буква О пишется в слове

1) истощнный

3) малышвая группа

2) ножнка

4) прожвывать

А4. Согласная буква пропущена в слове

1) драма

3) двухкасетный

5) кал_ория

2) беследный

4) лесный отзыв

А5. Буква Е пишется в слове

1) выкорчвать пни 2) пуговчка

3) пр_з^спевающий 4) прнижение

5) пр_амбула

А6. Буква Е пишется во всех словах ряда

1) плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_

2) нуждаться в контроле вылечиться от ми1рен_

3) в исподнм белье; о кошачьи повадке

4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_

5) услышшь шум; придержм

А7. А(Я) пишется в слове

1) выглядщий 2) полщий

3) услышнный 4) трепещщий

5) почув

А8. -НН- пишется в слове

1) перевязаый 2) безветрео

3) коваый 4) правлеая рукопись

5) пустыик

А9. -НН- пишется в предложении

1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было

сосредоточео.

2) Она никогда ни с кем не говорила откровео, но все невольно

чувствовали в ней присутствие глубокого вн)Гфеннего мира.

3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морожеые

кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке.

4) Узнав, какое дело доверео ему, Алешка обвел нас взглядом.

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)задачливый; (не)крупные, но сладкие

2) (не)ряшливый; (не)достает искренности

3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм

4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною

5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески

All. НИ пишется в предложении

1) Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и

придирчивости свойственны всему женскому полу.

2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные

туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_

оглядьшайся, никого сзади не заметишь

3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания

своих преобразований!

4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.

А12. Пишется НЕ

1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить

старые строгие шахматы.

2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый

терпеливый и строгий учитель.

3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не

лезут.

4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.

А13. Дефис ставится

1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых

3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый

5) кое(в)чем

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть.

2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной

рельефностью напоминающий макет.

3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _

поспешностью и неопределенностью.

4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать

ему всё, что накопилось в душе!

2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх

убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов.

3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за

выступ стены.

4) Разведчики доставали для раненых сливки и сметану, яйца_ и

даже бел?^""

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь

парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.

2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться

опрятно и по моде.

3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не

только искусства, но и социальной психологии.

4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не

упасть.

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Сброшенный пласт снега с крыши уже и есть снежная лавина в её

элементарном виде.

2) Сыщик сломя голову бросился к пролётке.

3) Миновав рощу колесница помчалась в город.

4) Отсюда с небольшой возвышенности деревня казалась чистой и

уютной.

5) Стайка ребятишек не взятых на пашню из-за малолетства играла в

сыщиков-разбойников.

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Консул Доронин_ несомненно_ видел, что с его помощником

происходит нечто из ряда вон выходящее, но с расспросами не

лез.

2) Четыре горизонтальные палки, возвышаясь над ступенями

лестницы_ приблизительно_ на метр, образовали нечто вроде

перил.

3) Погоня_ впрочем_ продолжалась недолго.

4) Несомненно_ следующее: его меланхолический вид прикрывает в

нём много порочных наклонностей.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов.

2) Художники передали создателям новых серий старые эскизы,

поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях.

3) Надоели все эти особняки с безупречными интерьерами,

роскошной техникой и стопкой комиксов, как новым суррогатом

культуры!

4) Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали

мимо прибрежных скал.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Вот видишь теперь, что когда мы здоровы духом, то тогда здорово

и наше тело.

2) У хлеба и дома свои собственные, стародавние имена, от которых

пошли другие слова, и что изменится, если кто-то знает, откуда

они взялись?

3) Эта постройка едва прослужила полвека, и всё потому, что не

было у неё одного хозяина, что каждый кто жил, только прятался в

ней от холода и дождя.

4) Никто из нас не знает, ни что это за устройство, ни каково его

действие.

10

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Когда я встал, ближний от меня охотник вдруг удивился: так ты,

мол, Володя, здесь?

2) «Да и как его прогонишь? - сказал доктор. - прогнать человека

легко только на словах...»

3) Белинский называет «Евгения Онегина» «гениальным

национально-русским произведением», пишет о его значении:

«Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание

новой русской поэзии, новой русской литературе».

4) Мне сообщили, что: «Дом, которым управлял их отец, продан», -

и старик переехал на Выборгскую.

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

И, представьте себе (1) очень могло случиться, что Мольеру

пришлось бы, (2) все-таки, (3) покинуть замок, а Кормье остался

бы, (4) потому что прелесть спектакля оценили все, (5) за

исключением одной госпожи Кальвимон.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) жа'люзи 2) премиро'ванный

3) де'фисное (написание) 4) жда'ла

5) диспансе'р

А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении

1) Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в

этот вуз.

2) За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека

приходится более сорока квадратных метров жилой площади.

3) Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече

тренер уделял психологическому настрою футболистов.

4) Обоз с аксессуарами еще не прибьш, и солдаты бьши одеты

кое-как.

5) Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не

устраивает и требовал предоставить ему другой.

II

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в

предложении

1) Коренной москвич, он столько мог рассказать о староарбатских

переулках, о каждом доме на Бульварном кольце.

2) Эта встреча вызвала во мне двойное чувство: с одной стороны, я

гордился, что видел Толстого, с другой - мне не понравилось, что

беседа его со мной несколько напоминала экзамен.

3) Отрывистые, хотя и великолепно отрежиссированные эпизоды

фильма не сливаются в неразрывное единство, не образуют

цельного представления.

4) Окуджава называл себя жильцом Арбата, любил его и много песен

посвятил этой улице.

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) масштабное авторалли

2) жажда к знаниям

3) страдает нетребовательным вкусом

4) располагаться в отдалении

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

2) Из образа Луки можно понять, что он непростой человек и на его

создание ушло много времени.

3) Эта книга задумана как повесть для юношества.

А28. Определите стиль приведенного ниже текста:

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся

серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил,

гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала

текучая воздушная струя, ковьшь молитвенно клонился, и на седой

его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная

выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на

обуглено-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье

солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело;

просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями.

Терпкий воздух был густ, ветер сух, полыней; земля, напитанная все

той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.

1) публицистический

2) художественный

3) разговорный, с элементами художественного

4) научный, с элементами художественного

Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  3. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  6. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  8. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  11. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой  аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
  12. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....