РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
иЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ:
-ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА;
-ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ДУХОВНОЙ, НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА;
-УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЛИНГВИСТИКЕ КАК НАУКЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovyy_11_kl_rya.docx | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (Базовый уровень) 11 класс составлена учителем русского языка Грига И. И. на основании БУП и Примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004 №1312, с изменениями от 3.06.2011 за №1994; регионального ГУП и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом МО и НРБ от 03.09.2008 за №1168, с изменениями от 12.07.2011 за №1093.
Актуальность программы
Самое понятное слово в сочетании современный русский язык – слово русский. Этот язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной язык.
Русский язык – один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.
Изучение русского языка открывает перед учащимися широкие возможности для его разнообразного употребления, обеспечивает высокую степень коммуникативной и информативной ценности.
Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.
Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей.
Программа адресована ученикам 11 класса МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Цели и задачи
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
исторический комментарий к языковым явлениям;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; развивает способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Базовый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Краткая характеристика возраста детей
Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Школьники больше внимания уделяют внимания на задания поискового характера, выполнение и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий, наконец, использование различных технологий уроков.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование
своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Учебно-методический комплект
- Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11классы» (авторы Н.Г. Гольцова. И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина.-6-е издание.-М.:ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010.-96с.
Указание количества учебных часов
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с использованием учебно – методического комплекса авторов Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина.
Учебный объем курса составляет34 часа из расчета 1час в неделю.
Для проведения текущего и итогового контроля используются следующие формы: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения. Сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение по данному началу. Проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | ||
теоретических | практических | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | ||
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 5 | 3 | 2 | Анализ поэтического текста, изложение, тест, диктант | |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 2 | 1 | 1 | Лингвистический анализ текста, диктант | |
4 | Морфемика. Словообразование. | 2 | 1 | 1 | Диктант | |
5 | Морфология и орфография | 22 | 15 | 7 | Тест, диктант, Изложение, лингвистический анализ текста, диктант | |
6 | Повторение и обобщение пройденного | 2 | 1 | 1 | Контрольный диктант | |
Итого | 34 | 22 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Количество часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата | |
По плану | фактически | |||||
1 | Введение. Слово о русском языке (1ч.) | 1 | беседа | Составление плана | ||
2-6 | Лексика. Фразеология. Лексикография.( 5ч.) Слово и его значение | 5 | Работа с толковым словарем | Анализ текста | ||
7-8 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | Практическая работа | Разбор слова | ||
9-10 | Морфемика. Словообразование. | 2 | Анализ слова | Работа со словарём | ||
11-15 | Морфология и орфография | 22 | Морфемный анализ | Работа со словарём | ||
16-17 | Имя существительное как часть речи | 2 | Правописание имён существ. | Морфологический разбор | ||
18-19 | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Правописание имён прилагательных | Морфологический разбор | ||
20-21 | Имя числительное как часть речи | 2 | Лекция | Морфологический разбор | ||
22 | Местоимение как часть речи | 1 | Лекция | Морфологический разбор | ||
23 | Глагол как часть речи | 1 | Морфологический разбор | |||
24 | Причастие как глагольная форма | 1 | Лекция | Морфологический разбор | ||
25 | Деепричастие как глагольная форма | 1 | Беседа | Морфологический разбор | ||
26 | Наречие как часть речи | 1 | Беседа | Морфологический разбор | ||
27 | Слова категории состояния | 1 | Лекция | Морфологический разбор | ||
28 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи | 1 | Лекция | Морфологический разбор | ||
29 | Союз как служебная часть речи | 1 | Морфологический разбор | |||
30-31 | Частицы | 2 | Морфологический разбор | |||
32 | Междометие как особый разряд слов | 1 | Морфологический разбор | |||
33-34 | Повторение и обобщение | 2 | Проверочный диктант | |||
Итого | 34 часа |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов для изучения | Содержание учебной темы | |
Основные изучаемые вопросы | Форма занятий | |||
1 | Введение. Слово о русском языке | 1 | Язык как знаковая система и общественное явление | лекция |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография | 5 | Лексическое значение слова. Тропы. Общеупотребительные слова – основа лексической системы современного русского языка. Фразеологизмы. Источники фразеологии. | Изложение, анализ текста, диктант |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | Звуки и буквы. Характер графики русского языка. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. | тест |
4 | Морфемика. Словообразование. | 2 | Состав слова. Процесс образования новых слов в русском языке. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Русская орфография. | Лигвистический анализ текста диктант, |
5 | Морфология и орфография | 22 | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Причастие как глагольная форма. Деепричастие как глагольная форма. Наречие как часть речи. Служебные части речи. | Изложение с творческим заданием, диктант, лингвистический анализ текста, тест |
6 | Повторение и обобщение пройденного | 2 | Повторение и обобщение пройденного | |
Итого: | 34 |
Требования к уровню
подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке,
роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
- аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
- говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
• знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения;
• осознавать национальное своеобразие русского языка;
• вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
3.Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
- Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
- Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
Приложение
Контрольно - измерительные материалы
I. Напишите изложение с творческим заданием «Впечатление детства», дополнив предложенный в учебнике текст личными впечатлениями (упр.405); или напишите сочинение – миниатюру-рассуждение на тему « Родина и родина» с опорой на материалы текста упражнения 405 и личные впечатления, подразумевая под понятием родина «малую родину», под понятием Родина - государство.
Высокие понятия любви к родине и любви к матери составляют основу народной этики, народного этического чутья. Связь этих понятий находим в пословицах и поговорках: Родина – мать, умей за нее постоять; Родная сторона – мать, чужая – мачеха и т.д.
Примеров в русской литературе не счесть, и все они свидетельствуют об одном: глубина и сила характеров, истоки исторического оптимизма заложены в сохраненном поколениями стремлении к истине, добру, справедливости. Нравственные идеалы народа отражены в его языке: не случайно же слова правда, праведник, правдоискатель, справедливость одного корня.
Задание. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов, в случае затруднений обратитесь к толковому словарю. Напишите сочинение – миниатюру, темой которого явилось бы объяснение одного из слов. Определите главную мысль своей работы, подберите примеры из отечественной литературы или истории. Приходилось ли вам встречаться с названными понятиями в своей жизни?
Готовимся к ЕГЭ
1.Прокомментируйте каждое звено в следующей логической цепочке:
- народ- творец истории;
-история России - источник ментального оптимизма, веры в будущее;
-Россия, родная земля – живая, животворящая сила, питающая народ, каждого человека;
-язык – отражение и сохранение нравственных идеалов народа.
2. Какие произведения, посвященные теме родины, вы помните из курса литературы? ( М.Ю. Лермонтов «Родина», А.А.Блок «Родина»)
Что вам представляется особенно значимым в них?
3. Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство страны – ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить, именно мы с вами – настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки…
Готовимся к ЕГЭ
- Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
- Расставьте и объясните знаки препинания в следующих предложениях:
1.И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный соловей.
2. И Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
3. Было очень хорошо, что музыка все время только и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.
4. высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся и легко поплыл в сторону.
(К.Г. Паустовский)
Проверочный диктант за год (упр.356)
Цель урока: проверка знаний учащихся.
Грамматическое задание по тексту:
1. Фонетический разбор.
Своей, таятся
2. Морфемный разбор.
Причудливо, песчаников
3.Словообразовательный разбор.
Причудливо, песчаников
4.Морфологический разбор.
Местность, (по) бесконечным (лабиринтам)
5.Синтаксический разбор предложений.
Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов.
В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом.
Проверочный диктант
Пестрые горы поразили меня своей запыленностью. Мягкими, как бы подернутыми дымкой, были цвета горных пород: малиновый, охристо-серый, грязно-зеленый, буро-шоколадный, красно-серый и серовато-белый. Причудливо сочетались низкие конусы и выровненные площадки перечисленных цветов, испещренные пятнами черных камней и черно-зеленых кустов гобийского миндаля. Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов. В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом. При виде этой картины легкая тревога омрачила мне радость возвращения. Пески явно наступали на весь район наших работ в Южной Гоби.
Равнина в засуху была совершенно мертвой. Ни единой травинки не было на красновато-желтой глине, покрытой серым щебнем. Ветер поднимал столбы рыжей в закатном солнце пыли.
Здесь, в Гоби, как нигде, чувствуешь, насколько насыщена земля памятью своего прошлого. В самых верхних ее слоях – орудия, черепки сосудов и другие предметы человеческого обихода. Глубже – стволы древних растений, кости вымерших животных. А еще ниже, в пока недоступной нам глубине, таятся древние химические элементы – огарки звездного вещества…
Бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая из-под тяжелых пластов песчаников, глин и конгломератов остатки жизни прошлого, мы все глубже проникали в великую книгу геологической летописи.
(181 слово) ( По И.А. Ефремову.)
Тест
А1. Буква Б пишется в слове
1) зажгательный танец
3) встибюль
5) постлить
2) разуверять соседа
4) в унсон
А2. Ь знак пишется в слове
1) кинос_ёмка
3) сдает_ся
5) настеж_
2) весма
4) уничтож_
A3. Буква О пишется в слове
1) истощнный
3) малышвая группа
2) ножнка
4) прожвывать
А4. Согласная буква пропущена в слове
1) драма
3) двухкасетный
5) кал_ория
2) беследный
4) лесный отзыв
А5. Буква Е пишется в слове
1) выкорчвать пни 2) пуговчка
3) пр_з^спевающий 4) прнижение
5) пр_амбула
А6. Буква Е пишется во всех словах ряда
1) плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_
2) нуждаться в контроле вылечиться от ми1рен_
3) в исподнм белье; о кошачьи повадке
4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_
5) услышшь шум; придержм
А7. А(Я) пишется в слове
1) выглядщий 2) полщий
3) услышнный 4) трепещщий
5) почув
А8. -НН- пишется в слове
1) перевязаый 2) безветрео
3) коваый 4) правлеая рукопись
5) пустыик
А9. -НН- пишется в предложении
1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было
сосредоточео.
2) Она никогда ни с кем не говорила откровео, но все невольно
чувствовали в ней присутствие глубокого вн)Гфеннего мира.
3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морожеые
кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке.
4) Узнав, какое дело доверео ему, Алешка обвел нас взглядом.
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1) (не)задачливый; (не)крупные, но сладкие
2) (не)ряшливый; (не)достает искренности
3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм
4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною
5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески
All. НИ пишется в предложении
1) Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и
придирчивости свойственны всему женскому полу.
2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные
туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_
оглядьшайся, никого сзади не заметишь
3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания
своих преобразований!
4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.
А12. Пишется НЕ
1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить
старые строгие шахматы.
2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый
терпеливый и строгий учитель.
3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не
лезут.
4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.
А13. Дефис ставится
1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых
3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый
5) кое(в)чем
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть.
2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной
рельефностью напоминающий макет.
3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _
поспешностью и неопределенностью.
4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1) Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать
ему всё, что накопилось в душе!
2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх
убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов.
3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за
выступ стены.
4) Разведчики доставали для раненых сливки и сметану, яйца_ и
даже бел?^""
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь
парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.
2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться
опрятно и по моде.
3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не
только искусства, но и социальной психологии.
4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не
упасть.
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Сброшенный пласт снега с крыши уже и есть снежная лавина в её
элементарном виде.
2) Сыщик сломя голову бросился к пролётке.
3) Миновав рощу колесница помчалась в город.
4) Отсюда с небольшой возвышенности деревня казалась чистой и
уютной.
5) Стайка ребятишек не взятых на пашню из-за малолетства играла в
сыщиков-разбойников.
А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
1) Консул Доронин_ несомненно_ видел, что с его помощником
происходит нечто из ряда вон выходящее, но с расспросами не
лез.
2) Четыре горизонтальные палки, возвышаясь над ступенями
лестницы_ приблизительно_ на метр, образовали нечто вроде
перил.
3) Погоня_ впрочем_ продолжалась недолго.
4) Несомненно_ следующее: его меланхолический вид прикрывает в
нём много порочных наклонностей.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов.
2) Художники передали создателям новых серий старые эскизы,
поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях.
3) Надоели все эти особняки с безупречными интерьерами,
роскошной техникой и стопкой комиксов, как новым суррогатом
культуры!
4) Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали
мимо прибрежных скал.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Вот видишь теперь, что когда мы здоровы духом, то тогда здорово
и наше тело.
2) У хлеба и дома свои собственные, стародавние имена, от которых
пошли другие слова, и что изменится, если кто-то знает, откуда
они взялись?
3) Эта постройка едва прослужила полвека, и всё потому, что не
было у неё одного хозяина, что каждый кто жил, только прятался в
ней от холода и дождя.
4) Никто из нас не знает, ни что это за устройство, ни каково его
действие.
10
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
1) Когда я встал, ближний от меня охотник вдруг удивился: так ты,
мол, Володя, здесь?
2) «Да и как его прогонишь? - сказал доктор. - прогнать человека
легко только на словах...»
3) Белинский называет «Евгения Онегина» «гениальным
национально-русским произведением», пишет о его значении:
«Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание
новой русской поэзии, новой русской литературе».
4) Мне сообщили, что: «Дом, которым управлял их отец, продан», -
и старик переехал на Выборгскую.
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
И, представьте себе (1) очень могло случиться, что Мольеру
пришлось бы, (2) все-таки, (3) покинуть замок, а Кормье остался
бы, (4) потому что прелесть спектакля оценили все, (5) за
исключением одной госпожи Кальвимон.
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове
1) жа'люзи 2) премиро'ванный
3) де'фисное (написание) 4) жда'ла
5) диспансе'р
А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении
1) Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в
этот вуз.
2) За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека
приходится более сорока квадратных метров жилой площади.
3) Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече
тренер уделял психологическому настрою футболистов.
4) Обоз с аксессуарами еще не прибьш, и солдаты бьши одеты
кое-как.
5) Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не
устраивает и требовал предоставить ему другой.
II
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в
предложении
1) Коренной москвич, он столько мог рассказать о староарбатских
переулках, о каждом доме на Бульварном кольце.
2) Эта встреча вызвала во мне двойное чувство: с одной стороны, я
гордился, что видел Толстого, с другой - мне не понравилось, что
беседа его со мной несколько напоминала экзамен.
3) Отрывистые, хотя и великолепно отрежиссированные эпизоды
фильма не сливаются в неразрывное единство, не образуют
цельного представления.
4) Окуджава называл себя жильцом Арбата, любил его и много песен
посвятил этой улице.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
1) масштабное авторалли
2) жажда к знаниям
3) страдает нетребовательным вкусом
4) располагаться в отдалении
А27. Речевая ошибка допущена в предложении
1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
2) Из образа Луки можно понять, что он непростой человек и на его
создание ушло много времени.
3) Эта книга задумана как повесть для юношества.
А28. Определите стиль приведенного ниже текста:
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся
серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил,
гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала
текучая воздушная струя, ковьшь молитвенно клонился, и на седой
его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная
выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на
обуглено-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье
солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело;
просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями.
Терпкий воздух был густ, ветер сух, полыней; земля, напитанная все
той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
1) публицистический
2) художественный
3) разговорный, с элементами художественного
4) научный, с элементами художественного
Список литературы (основной и дополнительной)
- Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
- Мне нравится (1)