Избранные вопросы русского языка
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Грига Ирина Иннокентьевна

Элективный курс по русскому языку для учащихся 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по элективному курсу «Избранные вопросы русского языка»  11 класс составлена Грига И.И. на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (автор Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин). - М.: ООО « ТИД «Русское слово- РС», 2010.

Актуальность программы

   Самое понятное слово в сочетании современный русский язык – слово русский. Этот язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной язык.

  Русский язык – один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.

  Изучение русского языка открывает перед учащимися широкие возможности для его разнообразного употребления, обеспечивает высокую степень коммуникативной и информативной ценности.

  Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.

   Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей.

  Программа адресована ученикам 11  класса МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа». 

Цели и задачи

Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Задачи:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

  • готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

 углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической  системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

исторический комментарий к языковым явлениям;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Общая характеристика учебного предмета

    Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках  русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память  и воображение.

  Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

 Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.  

  Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; развивает  способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Базовый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

  Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с

употреблением в речи того или иного языкового явления.

Краткая характеристика возраста детей

  Учебно- профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17-18 лет. У них развиваются  профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы  мировоззрения. Школьники  больше внимания уделяют внимания на задания поискового характера, выполнение  и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий, наконец, использование различных технологий уроков.

  Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Указание количества учебных часов

    Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с использованием  учебно- методического комплекса авторов Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. Учебный объем курса составляет 34 часа из расчета 1 час в неделю.

   Для проведения текущего и итогового контроля используются следующие формы: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения. Сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение по данному началу.  Проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами.

Учебно-методический комплект

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Учебный план

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретических

практических

1

Орфоэпия

2

1

1

2

Лексика и фразеология

5

3

2

Контрольная работа (диктант)

3

Словообразование

4

1

3

Тест, тренировочные упражнения

4

Морфология

6

4

2

Разбор слов

5

Орфография

14

8

6

Диктант, сочинение-рассуждение

6

Синтаксис

12

8

4

Разбор слов, тест, тренировочные упражнения

7

Пунктуация

12

8

4

Тренировочные упражнения

8

Речь. Текст

13

7

6

Сочинение

9

Итого

68

40

28

Календарно-тематическое планирование

Тема  раздела, урока

К-во часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Практическая работа

Упражнения, работа со словарем

2.

Лексическое значение слова.

1

лекция

Анализ слов

3.

Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Лексическое значение слова.

1

Тренировочные упражнения

Примеры фразеологизмов из текстов, изучаемых на уроках литературы

4.

Стили и функциональные типы речи.

1

лекция

Анализ текста

5.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Практическая работа

Анализ текста

6.

Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Выполнение тестовых заданий

7.

Переносное значение слова, тропы.

1

Тренировочные упражнения

8.

Практическая работа. Выразительность русской речи.

1

 Анализ средств выразительности в тексте.

9.

Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.

10.

Образование слов, способы словообразования.

1

Лекция, тренировочные упражнения

11.

Словообразование и орфография.

1

лекция

12.

Тест  «Правописание корней, приставок, суффиксов»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16.

13.

Разноаспектный анализ текста

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология».

14.

Практическая работа. Информационная обработка текста.

1

анализ средств выразительности в тексте.

15.

Морфологический анализ слова.

1

лекция

анализ слов различных частей речи.

16.

Морфологические нормы.

1

Лекция, тренировочные упражнения

17.

Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».

1

Тест, включающий задания типа А 3,6-10.

18.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

лекция

19.

Морфология и орфография.

1

лекция

Тренировочные упражнения

20.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме

21.

22.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

2

Выполнение упражнений, тестовых заданий

23.

Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

1

Выполнение заданий типа А12.

24.

Практическая работа. Средства выразительности русской речи.

1

Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.

25.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

26.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.

27.

Тест  «Правописание НЕ с разными частями речи»

1

Выполнение тестовых заданий по типу А 17

28.

Частицы НЕ и НИ.

1

Выполнение упражнений, тестовых заданий.

29.

Практическая работа 

« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».

1

Анализ текстов различных стилей и жанров.

30.

Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».

1

Выполнение тестовых заданий.

31.

Правописание служебных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

32.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

1

Выполнение тестовых заданий по теме.

33.

Разноаспектный анализ текста.

1

Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».

34.

Контрольная работа.

1

Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11

35

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

1

лекция

Выполнение упражнений типа В.

36

Практическая работа «типы подчинительной связи в словосочетаниях»

1

Тренировочные упражнения

37

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

1

Работа с микротекстом, выполнение заданий А6-А12

38

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

1

лекция

39

Нормы литературного языка

1

Практическая работа

Выполнение упражнений типа А1,2,3,4,5,28; правка текста

40

Двусоставные и односоставные предложения

1

лекция

Тестовые упражнения

41

Осложненное простое предложение

1

Практическая работа

Выполнение тестовых заданий

42

Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение»

1

Тест

43

Разноаспектный анализ текста

1

Выполнение заданий

44

Предложение с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотами. Синтаксическая синонимия.

1

Практические задания

Построение предложений

45

Сложное предложение. Строение ССП иСПП.

1

Анализ предложений

Выполнение заданий по типу А20-27

46

Текси. Основные признаки текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение

1

Распознавание типов речи

47

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления

1

Выполнение тестовых заданий

48

Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров

1

Анализ текста (прозаического и поэтического)

49

Разноаспектный анализ текста

1

Практическая работа

Выполнение заданий по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы»

50

Практическая работа

1

Анализ текстов

51

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы»

1

Выполнение заданий типа А20-28, В1-8

52

Пунктуация в простом и сложном предложениях

1

Тренировочные упражнения

53

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение)

1

Выполнение упражнений

54

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Выполнение упражнений

55

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Тренировочные упражнения

56

Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении»

1

Выполнение тестовых заданий типа А19-27

57

Анализ текста

1

Беседа

Выполнение заданий по теме «Синтаксис»

58

Развитие речи

1

Создание собственного текста на основе исходного

Определение проблем исходного текста

59

Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами связи)

1

Тренировочные упражнения

60

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

лекция

61

Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении»

1

Тест

62

Анализ текста

1

Формулировка проблем текста

63

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста.

1

Комментирование проблем исходного текста

64

Анализ текста

1

Аргументация собственного мнения по проблеме текста

65

Практическая работа

1

практикум

Творческая работа по исходному тексту

66

Контрольная работа

1

практикум

Выполнение заданий части А и Б

67-68

Повторение

2

Повторение и обобщение изученного

Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы

Итого:

68

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем курса

Количество часов

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Форма занятий

1

Орфоэпия

2

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

2

Лексика и фразеология

5

Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.

Контрольная работа (диктант)

3

Словообразование

4

Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.

Тест, тренировочные упражнения

4

Морфология

6

Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Разбор слов

5

Орфография

14

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

Диктант, сочинение-рассуждение

6

Синтаксис

12

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.

Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.

Разбор слов, тест, тренировочные упражнения

7

Пунктуация

12

Условия постановки запятой в ССП, СПП. Закрепление навыков пунктуационного разбора предложения.

8

Речь. Текст.

13

Язык и речь. Культура речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка. Анализ текста. Типы речи.

Итого

68

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка;  нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
  • анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.

  На изучение предмета «Избранные вопросы русского языка» в 11 классе отводится 68часа.

                                                                                                                                                 

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  2. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  4. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  7. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
  8. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.
  9. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений/ В.А. Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  10. Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
  11. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  12. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  14. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  15. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  16. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  17. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.

Контрольно-измерительные материалы

Тест

А1. Буква Е пишется в слове

1) внегрет

3) переб_рать вещи

5) блснуть

2) слпить глаза

4) оргинальный

А2. Ь знак пишется в слове

1) с волчим аппетитом

3) витяз_

5) финиш_

2) отсрочка

4) конюнктура

A3. Буква О пишется в слове

1) обж_ра 2) тушный

3) крючк 4) причска

А4. Согласная буква пропущена в слове

1) сверсник 2) дилема

3) кавалерия 4) кристальный

5) расчет

А5. Буква Б пишется в слове

1) вспыльчвый

3) вышка

5) пртенциозный

2) пргорюниться

4) камень прткновения

17

А6. Буква Е пишется во всех словах ряда

1) нуждаться в присмотр; думать о пополнени_ запаса

2) все деревья в ине_; произрастать в лесостеп_

3) прибывшго поезда; в ближнм доме

4) найти ошибку в рукопис_; в ночном ла_ собак

5) она мле_т от умиления; вы зна_те игру

А7. А(Я) пишется в слове

1) ма_лся 2) стел_щийся

3) расхваствшийся 4) продолжнный

5) гре_щий

А8. -НН- пишется в слове

1) обосноваый 2) промышлеик

3) тяжелоранеый боец 4) петушиый

5) погружеый

А9. -НН- пишется в предложении

1) На ней была старая шерстяная кофточка с вязаыми маленькими

пуговичками.

2) В классе Наталья Петровна говорила путао, побаивалась

учеников, сама подсказывала ответы и с облегчением рисовала

красивые синие пятерки.

3) Единственная дочь очень богатого отца, она была избаловаа, но

забавно насмешлива.

4) Как ни бессмыслео было его пребывание здесь, он оставался и с

готовностью бросался выполнять малейшие капризы этой

женщины.

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)рождены; уже (не)имевший

2) (не)угомонный; (не)смело

3) (не)жаль ничего; (не)высоко, а низко

4) (не)отрываясь; (не)нагретая солнцем земля

5) далеко (не)уютно; (не)нравится

АН. НИ пишется в предложении

1) Я почувствовал, что баронесса овладела моей душой так сильно,

как н_ одна женщина до сей поры.

2) Записка, что н_ говори, адресована тебе и никому другому.

3) Куда только н_ прятались они, завидев приближение

Бородавкина!

4) Кто н_ бывал в Бробдингнеге, пусть даже не пытается вообразить

себе эту картину.

18

А12. Пишется НЕ

1) Аграфена Петровна доказывала ему, что не было н_ какого резона

до зимы что-либо изменять в их жизни.

2) Н_ разу не довелось ей побывать в театре в последующие годы её

жизни, омраченные нуждой и заботой.

3) Раздался стук в дверь - это пожаловал н_ кто иной, как сам

полицейский пристав.

4) Мы ездили на морские и минеральные воды, но н_ когда не

оставались там надолго.

А13. Дефис ставится

1) кое(в)чем 2) подобру(поздорову)

3) (во)вторых 4) (пол)луковицы

5) (желто)ротый

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Самый быстрый и верный способ овладеть профессией _ работать

вместе с тем, кто уже хорошо освоил дело.

2) Мраморные столики на кривых ножках, золоченые часы,

статуэтки из двухцветного мрамора _ вся эта роскошь уже никого

не радовала.

3) Ни у кого не возникало сомнения в том, что он _ честный,

порядочный человек.

4) Попадешь ему в руки _ натерпишься муки.

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Когда начнутся переговоры_ и на каких условиях должен

развиваться мирный процесс?

2) На площадке для приема парашютистов находились рельсы_ и

сваленный в кучу булыжник, и лесной склад.

3) Оказывается, что двум партизанам удалось вырваться из той

хаты_ и после долгих блужданий они примкнули к одному

партизанскому отряду.

4) Она никогда не сидела без дела_ и все скатерти, салфеточки,

абажуры и занавески в доме были связаны её руками.

19

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не

упасть.

2) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь

парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.

3) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться

опрятно и по моде.

4) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не

только искусства, но и социальной психологии.

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) В селе Хромцово по первому снегу был свой праздник.

2) Невзирая на неувязки с кооперацией друзьям удалось набрать

четыре сетки продуктов.

3) Покрытая скучной жёлтой краской деревянная дверь была

приоткрыта.

4) От меня на поляну упала тень узкая и носатая.

5) Они ехали не спеша, чтобы посмотреть старый храм.

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Это удостоверение_ действительно_ еще два месяца.

2) Безусловно_ ему уже сообщили о таинственном исчезновении

проводника.

3) Соседняя гора была_ примерно_ такой же высоты и тоже поросла

лесом.

4) Действительно_ я был еще хил и немощен, когда спустя несколько

недель вошел опять в круговорот монастырской жизни.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Здесь каждый старый дом, будто портрет хозяйки.

2) Но скуку его в схватке с Щегловым как рукой снимет.

3) Процессор его компьютера обладает такой же

производительностью, как и моего.

4) Слышится как по всей улице по водосточным трубам

обрушивается талый снег.

20

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) До вчерашнего дня она не знала, что значит рок, и как писать

музыку в этом стиле.

2) Лесная находка воспринимается даже не как открытие, она как

особое к тебе доверие тайги, в которой есть душа и ещё что-то,

что слышит, зрит и понимает тебя.

3) Я тоже надеялся, что, как только он уедет, всё сейчас же станет на свои

места.

4) На вид ему бьшо больше шестидесяти, и мало, кто знал, что ему

всего сорок пять.

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Итак, мы с полной уверенностью можем сказать - «Роман

Пушкина - первая истинно нащюнально-русская поэма в стихах!»

2) Я вышел из кибитки и потребовал, чтобы меня отвели к

начальнику.

3) «Всякому мало-мальски смыслящему человеку, - сказал он,

многозначительно кривя и выпячивая губы, - ясно, что данное

дерево относится к живым, то есть произрастает».

4) А заместитель министра уже и коробку с часами достал было, а

потом вдруг и говорит: «А может, мол, до вечера подождем со

вручением?»

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Балет этот был поставлен для принцессы и принца, (1) и, (2)

наибольший успех, (3) имел инициатор этого дела господин Мольер,

который, (4) под громовой хохот присутствующих, (5) изображал в

дивертисменте торговку селедками.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) диспансе'р 2) жа'люзи

3) премиро'ванный 4) де'фисное (написание)

5) жда'ла

21

А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении

1) Власти города проявили самую деятельную активность при

решении вопроса о выводе вредных предприятий за черту города.

2) В приемной комиссии мы получили все необходимые сведения.

3) Чтобы вести борьбу с террористами, нужны не войска, а широкая

сеть агентур по всей стране.

4) Наследная принцесса, которая должна узурпировать власть после

своего отца, учится в университете, увлечена французской

литературой и совсем не жаждет получить бразды правления в

свои руки.

5) Московское правительство оправдало надежды, которые мы

возлагали на него.

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в

предложении

1) «Дом на песке» молодого российского режиссера, работающего в

Голливуде, - фильм мудрый, гуманный, глубокий.

2) Наташа, деловитая, хозяйственная, тут же обошла дом, в котором

им предстояло жить.

3) При пожаре мастерская сильно пострадала, но страховое общество

почему-то отказалось выплатить убытки.

4) При реформировании системы здравоохранения половинные

решения делу не помогут.

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) огромное цунами

2) реки встали еще в ноябре

3) без трехсот пятидесяти четырех дней

4) состоялся рекорд в беге

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Во всей полноте раскрьшось значение Герцена как замечательного

писателя и мыслителя.

2) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может

потерять смысл.

3) Брат и сестра, удачно выступавшие на соревнованиях по лыжам,

была награждена.

А28. Определите стиль приведенного ниже текста:

- Какие солдаты! Я не умею передать, - продолжал он. - Единственный

их недостаток ~ не сочтите за парадокс - это то, что они

слишком зарываются вперед, иногда вопреки диспозиции, увлекая

невольно за собою офицеров. Какое-то бешеное стремление! Других

надо подгонять - этих удержать нельзя. Все они без исключения,

добровольцы или старые боевые солдаты, влившиеся в армию, по

своей охоте. Возьмите Талабский полк. Он вчера первым вошел в

Гатчину. Основной кадр его - это рыбаки с Талабского озера. У них

до сих пор и говор свой собственный, все они цокают: поросеиоцек.

курецька, цицверг. А в боях - тигры. До Гатчины они трое суток дрались

без перерыва: когда спали - неизвестно. А теперь уже идут на

Царское село. Таковы и все полки.

1) публицистический

2) художественный, с элементами научного

3) художественный, с элементами разговорного

4) наз^ный

Тест

ВАРИАНТ № 1.

1.   Отметьте слово с ударением на первом слоге.

           А) ДО-ГО-ВОР                                           В) И-СКРА

           Б) ГНА-ЛА                                                  Г) ШО-ФЕР

2.   Отметьте  словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

           А) чёрный рояль                                         В) яблочное повидло

           Б) покрыть толью                                       Г) огромный мозоль

3.   Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных  

      мн. числа.

      А) килограмм помидоров                         В) несколько башкиров

      Б) табор цыган                                           Г) герои басней

4.   Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры                      В) принять решение

Б) предпринять меры                                Г) предпринять шаги

5.   Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных     

оборотов.      

            А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

            Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

            В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

                 жильцам полкой.

            Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

                 полтора года.

6.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Писатель подробно описывает о жизни.

            Б) Эта истина очевидна для всех.

            В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

            Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                Россия, Италия, Франция и др.

            Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Я согласился на это скрипя сердцем.

            Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

            В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

            Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

            Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

            В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

            Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

                 встретиться с исполнительницей главной роли.

            Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

            В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

                 свободу миру!..».

            Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

ВАРИАНТ № 2.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

            А) ЗВО-НИТ                                                  В) КА-ТА-ЛОГ

            Б) КУ-ХОН-НЫЙ                                          Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

            А) жареный картофель                                 В) чёрное кофе

            Б) густой вуаль                                              Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.        

      А) нашествие варваров                                В) оружие осетинов

      Б) пара резиновых сапогов                          Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

             А) надеть шляпу                                           В) одеть очки

             Б) надеть на палку                                        Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

             А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

             Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

             В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

                  событиях последних лет, очень понравился мне.

             Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

             Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

             В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

             Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

             Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

             Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

             В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

             Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.        

             Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

             В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

             Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

                  так как уходит в отпуск.

             Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

             В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

             Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

ВАРИАНТ № 3.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

               А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ                             В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

                Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я                                  Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

               А) моют шампунью                                  В) вкусный студень

               Б) полученная бандероль                         Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных          

мн. числа.

              А) десять гектар                                         В) пара ботинок

              Б) жилище якутов                                      Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

              А) проявить способности                          В) проявить интерес

              Б) проявить образцы труда                        Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

              А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

              Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

              В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

              Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и    

                   который притягивал его.    

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

              Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

              В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

                   истине.

              Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

              Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

              Б) Прошло всего лишь несколько часов.

              В) Всегда и во всём надо понимать меру.

              Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

              Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

              В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

                   менты.

               Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

               Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

               В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

               Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

                    ему помочь.                                                    

ВАРИАНТ № 4.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

               А) КВАР-ТАЛ                                  В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

               Б) САН-ТИ-МЕТР                            Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

               А) отметить в табели                        В) блестящее монисто

               Б) чёрный кофе                                  Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

         А) купил мандаринов                       В) не нашёл носок

         В) досидел до сумерек                     Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

                А) доктора                                         В) инженера

                Б) выговоры                                       Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                       А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

                       Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

                            посетить местный университет.

                       В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

                            жильцам полкой.

                        Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Артист был удостоен высокой наградой.

                 Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

                 В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

                 Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

                 Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

                 Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

                 В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

                 Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

                      ноге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

                 Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

                 В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

                 Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                       А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                       Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                       В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                       Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

                            на подготовку.

ВАРИАНТ № 5.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

                А) БА-ЛО-ВАТЬ                                             В) ДРЕ-МО-ТА

                Б) КОМ-БАЙ-НЕР                                          Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                А) серый кенгуру                                            В) полная гостей зала

                Б) чёрная вуаль                                                Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

         А) партия кадетов                                            В) падал с плечей

         Б) килограмм помидор                                    Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                А) офицера                                                       В) колокола

                Б) корректоры                                                  Г) штемпеля

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

         А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

              устанавливающий в соответствии с законодательством.

         Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

         В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

         Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

               Б) Лектор оперировал с точными фактами.

               В) Эта женщина – прекрасный повар.

               Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                    Россия, Италия, Франция и др.

               Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                      А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

                      Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

                      В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                      Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

               Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

               В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

               Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

               Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

                   выполнил её просьбу.

               В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

                    стремления.

               Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

ВАРИАНТ № 6.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                  А) ДИС-ПАН-СЕР                                        Б) ЗА-ВИД-НО

                  Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ                                          Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                  А) отметить в табели                                    В) на любимый мозоль

                  Б) свежий силугуни                                      Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

            А) музыка туркмен                                      В) пора свадеб

            Б) купить яблоков                                        Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                   А) кучеры                                                     В) мастера

                   В) ордера                                                      Г) цехи

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

                  ни одного свободного дня.

             Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

                  ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

             В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

                  лай собаки.

             Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий полон высокими думами.

                   Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                   Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

                   В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

                        разработка некоторых вопросов.

                   Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

                   Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

                   В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

                   Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

                        тем не менее не поняли его содержания.

                   Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                   В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                        Эстонии и Латвии.

                   Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

                        увидеть её сегодня.

ВАРИАНТ № 7.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                    А) ЧЕР-ПАТЬ                                                  В) ЩА-ВЕЛЬ

                    Б) СТА-ТУ-Я                                                    Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                    А) левый рельс                                                 В) молодая чинара

                    Б) красивая эполета                                         Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

             А) две пары носков                                          В) несколько равных доль

             Б) свыше ста гектаров                                      Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                    А) шофера                                                         В) якоря

                    Б) секторы                                                         Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

             Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

             В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

             Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

                  получать льготную пенсию.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

                        проведению работ.

                   Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

                   В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

                   Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

                   Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

                   Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

                   В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

                   Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

                   Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

                   В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

                   Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

                        семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале  в правительстве, но,

                        однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

                   В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

                   Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

                       абсолютно авангардные.

ВАРИАНТ № 8.

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

                  А) ХО-ЗЯ-Е-ВА                                        В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

                  Б) У-КРА-И-НЕЦ                                     Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.        

                  А) дорогой шампунь                                В) красная георгина

                  Б) зелёные Сочи                                        Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных  

мн. числа.    

                  А) жить среди узбек                                 В) лампа в сто ватт

                  Б) пламя свеч                                            Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

                         А) оставить впечатление                         В) произвести впечатление

                         Б) радоваться успехам                             Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

                        который притягивал его.

                   Б)  После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

                         годы.

                   В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

                   Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

                   Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

                   В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

                   Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

                   Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Берега реки быстро разрушаются водой.

                    Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

                    В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

                    Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

                    Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

                    В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

                    Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                    Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                    В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                    Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

                          подготовку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                         

 

ВАРИАНТ № 9.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                   А) РЖА-ВЕТЬ                                       В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

                   Б) НА-НЯ-ЛИ                                        Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) маринованная иваси                        В) левая рельса

                   Б) шёлковый кашне                              Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

            А) нашествие татар                                В) новых простынь

            Б) пять гектар леса                                 Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) показать в произведении                 В) изобразить героя

                   Б) отобразить героя                               Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

                   Б) Устав после занятий, мне не читалось.

                   В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

                        льготную пенсию.

                   Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

                        Л. Н. Толстого.

                   Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

                   В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

                   Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Я согласился на это скрипя сердцем.

                    Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

                    В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

                    Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                    Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

                    В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

                    Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                     А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

                          мы случайно».

                     Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                     В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

                           жение и ощутил тепло домашнего очага.

                      Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                           Эстонии и Латвии.

ВАРИАНТ № 10.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

                   А) А-НА-ТОМ                                    В) ФЕ-НО-МЕН

                   Б) КРА-СИ-ВЕ-Е                                Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) модный туфель                              В) больная мозоль

                   Б) клетчатое кашне                             Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

                  А) китель без погон                             В) отряд солдат

                   Б) обычаи монгол                                Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) заплатить за проезд                       В) согласно расписания

                   Б) приговаривать к казни                   Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных  

оборотов.

            А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

            Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

            В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

            Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий наполнен высокими думами.

                   Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

                   Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

                   В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

                   Г) Эти стихи я  выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

                   Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                   В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

                   Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

                        и  абсолютно авангардные.

                   Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

                       семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

                        работы над дипломом.

                   Г) Опоздавший признался, что он проспал.

                   

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ                

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1.

В

Б, Г

В, Г

Б

А, В, Г

А, В, Г

А, Б

А, В, Г

Б, В

Вариант 2.

А

Б, В

Б, В

В

Б, В

Б, Г, Д

Б, Г

А, Б, В

Б, В

Вариант 3.

Б

А, Г

А, Г

Б

Б, В, Г

А, Б, В

В, Г

А, В, Г

А, Б

Вариант 4.

А

А, Г

В, Г

В

А, Б, В

А, Г, Д

В, Г

А, В, Г

А, Г

Вариант 5.

А

В, Г

Б, В

А

А, В, Г

А, Б, Г

Б, Г

Б, В, Г

А, Б, Г

Вариант 6.

Б

А, В

Б, Г

А, Г

Б, Г

А, Б, Г

А, В

Б, В, Г

А, В, Г

Вариант 7.

В

Б, Г

В, Г

В, Г

А, В, Г

А, Г, Д

А, В

А, В, Г

Б, В, Г

Вариант 8.

Б

Б, В

А, Б

А

А, Б, В

Б, В, Д

Б, В

А, В, Г

А,Г

Вариант 9.

В

Б, В

Б, Г

Б

Б, В

Б, Г, Д

А, В

А, Б, В

А, Г

Вариант 10.

Г

А, Г

Б, Г

В, Г

А, В, Г

А, Б, Г

Б, В

А, Б, В

А, В

Список литературы

Для учащихся:

 1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.:   Русское слово, 2007.

 2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;

3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;

4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;

5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9  классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;

6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;

7)Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;

8)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;

- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;

  • пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Для учителя:

1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы.Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.

2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.

3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.

5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса

Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы

Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...