Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы
элективный курс (10 класс) на тему
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbran_vopr_el_10-11.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета Протокол №1
от 30 августа 2014 года
Председатель педсовета:
____________/А. В. Баранов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку (элективный курс) «Избранные вопросы русского языка»
Ступень обучения (класс) среднее полное общее образование, 10- 11 класс
Количество часов 68/1 (34-10класс; 34- 11 класс) Уровень: базовый
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Рабочая программа по элективному курсу для 10-11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ .
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
На изучение предмета «Избранные вопросы русского языка» в 10-11 классах отводится по 34 часа.
3.Содержание курса
10 класс (35 часов)
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
11 класс (35 часов)
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.
Пунктуация
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Речь. Текст
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.
4. Литература
Для учащихся
1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2007.
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2002-2004;
3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2002-2004;
4)Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М., Дрофа, 2004; Бабайцева В. В., Еремеева А. П., Купалова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2004; Никитина Е. И. Русская речь. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2004;
5)Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2003;
6)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2004-2007;
7)Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;
8)Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык для старших классов.- М.: Вербум, 2001;
- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Для учителя
1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы.Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.
2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.
3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.
5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
- методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- 1.Интерактивная доска interwrite
- 2.Мультимедийный проектор
- 3. Документ-камера
- 4.Компьютер Lenovo
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания Заместитель директора
ШМО филологического цикла по УВР
от 28 августа 2014 г. ________Т.В. Малашенко
_______Н.В.Харченко от 29 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
________Т.В. Малашенко
29 августа 2014 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 ст. Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Календарно – тематическое
планирование
По русскому языку (элективный курс) «Избранные вопросы русского языка»
Учитель: Симоненко Наталья Николаевна
Количество часов34; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Симоненко Н.Н., утверждённой на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2014 г.
10 класс
№ | Тема урока | К-во часов | Оборудование | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | 1 | |||
2. | Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
3. | Языковая норма и ее основные особенности. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
4. | Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
5. | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. | 1 | |||
6. | Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных | 1 | |||
7. | Произношение некоторых грамматических форм. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
8. | Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. | 1 | |||
9. | Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
10. | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
11. | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | 1 | |||
12. | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
13. | Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. | 1 | |||
14. | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
15. | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления | 1 | |||
16. | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | |||
17. | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
18. | Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
19 | Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | 1 | |||
20. | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
21. | Правописание Н и НН в различных частях речи. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
22. | Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
23. | Правописание приставок. | 1 | |||
24 | Правописание чередующихся корней. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
25 | Правописание наречий. | 1 | |||
26 | Правописание местоимений. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
27. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | |||
28. | Правописание суффиксов причастий. | 1 | |||
29. | О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
30. | Ё-О после шипящих в корне слова | 1 | |||
31. | Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, причастий | 1 | Презентация, интерактивная доска interwrite | ||
32 | Практическая работа №2 «Разделы русской орфографии и основные принципы написания» | 1 | |||
33. | Повторение и обобщение изученного по теме «Разделы русской орфографии и основные принципы написания» | 1 | |||
34. | Итоговое занятие. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
2 | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |||
3. | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
4. | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | |||
5. | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
6. | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |||
7. | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
8. | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |||
9. | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | |||
10. | Знаки препинания при передаче чужой речи | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
11. | Знаки препинания в связном тексте | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
12. | Контрольная работа по темам «Простое и сложное предложение» | 1 | |||
13.. | Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
14. | Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
15. | Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. | 1 | |||
16. | Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
17. | Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
18. | Использование нормативных словарей русского языка. | 1 | |||
19. | Практическая работа. «Средства выразительности русской речи». | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
20. | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
21 | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
22 | Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
23. | Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
24. | Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая пред- меты и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
25. | Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
26. | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | 1 | Интерактивная доска interwrite, компьютер Lenovo | ||
27. | Контрольная работа по теме «Лингвистический анализ текста» | 1 | |||
28. | Повторение и обобщение изученного по теме « Фонетика. Морфология. Синтаксис» | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
29. | Тестирование формата ЕГЭ (часть А) | 1 | |||
30. | Тестирование формата ЕГЭ (часть В) | 1 | |||
31 | Повторение и обобщение изученного по теме «Текст» | 1 | Презентация, компьютер Lenovo | ||
32 | Тестирование формата ЕГЭ (часть С) | 1 | |||
33 | Повторение и обобщение изученного | 1 | |||
34. | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс
Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....
Элективный курс по русскому языку "Основные вопросы русского языка"
Элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»
Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...