Сложноподчиненные предложения. Повторение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
урок русского языка в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp._povtorenie_9_klass_russkiy_yazyk.doc | 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя Перова Мария Викторовна
Класс 9
Категория детей с ОВЗ с нарушением речи
Автор УМК Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; наун. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.
Тип урока повторительно-обобщающий
Повторение. Сложноподчиненные предложения
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
· знают основные понятия темы; · различают смысловые отношения между частями СПП; · определяют типы придаточных; · знают правильную постановку пунктуационного знака; · преобразовывают информацию: предложение – схема; · формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время повторения материала, аргументируют ее. | познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний; личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
|
*Педагогические задачи:
- обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Сложноподчиненные предложения»;
- контролировать усвоение сформированности навыка постановки знаков препинания;
- уметь конструировать предложения;
- определять вид сложноподчиненного предложения;
- корригировать словесно-логическое мышление, память, внимание.
Базовая технология: индивидуально-дифференцированная
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Примечание (деятельность детей с ОВЗ) |
1 | Проверка домашнего задания | Различать смысловые отношения между частями СПП и определять виды придаточных частей | Домашнее задание (Приложение 1) (работа с карточкой: записать предложения и определить вид придаточной части СПП). Сверяются с ответами на доске. Анализируют ошибки. Комментируют выборочные предложения. Отвечают на вопросы учителя. | Организует работу по проверке домашнего задания. Анализирует ответы учащихся | Индивидуальное задание на карточке (списать, исправить орфографические ошибки, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части СПП) (Приложение 1.1) |
2 | Актуализация опорных знаний | Проверить усвоение основных понятий темы | Повторяют параграфы учебника. Отвечают на вопросы, сформулированные на карточке (Приложение 2) | Организует устный фронтальный опрос по теме «Сложноподчиненное предложение» | Работа с опорным конспектом (продолжить предложение/вставить подходящие по смыслу слова) (Приложение 2.1) |
3 | Работа по теме урока | ||||
Лингвистическая задача | Применять теоретический материал, определять виды придаточных предложений, составлять схемы предложений | Один ученик записывает предложения на доске (остальные работают в тетради), составляет схему, сравнивает придаточные части с одним и тем же союзом или союзным словом. Делают вывод: одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных (Приложение 3) | Диктует предложения. Проверяет расстановку знаков препинания и схемы. Подводит учащихся к выводу с помощью вопросов | Выполняет задание в тетради (Приложение 3) | |
Работа по вариантам | Составлять СПП предложения по схемам; составлять схемы к СПП с несколькими придаточными; грамотно излагать свои мысли в письменной форме | Два ученика работают у доски, остальные – в тетради. Работа выполняется по вариантам. Задание на доске: 1 вариант – составить предложения по схемам; 2 вариант – составить схемы к СПП с несколькими придаточными. Указать виды подчинительной связи. Проверка и анализ ошибок осуществляется учениками, которые работали в тетради (Приложение 4) | Контролирует работу у доски и в тетрадях. Проверяет правильность выполнения работы. Анализирует ошибки | Задание: составить предложения из данных слов, опираясь на схемы. Указать виды подчинительной связи. (Приложение 4.1) | |
Физкультминутка | |||||
Работа в парах | Составлять предложения по заданию, уметь делать синонимическую замену предложений; грамотно излагать свои мысли в письменной форме | Два человека работают за доской, остальные работают в парах. Задание на карточке: -составьте из двух простых предложений СПП; -замените простое предложение с деепричастным оборотом сложноподчиненным; -допишите СПП. Отвечают на вопросы учителя (Приложение 5) | Контролирует работу у доски и на карточках. Осуществляет проверку | Выполняет задание по карточке (Приложение 5), опираясь на образец (Приложение 5.1) | |
4 | Самостоятельная работа. Тест | Повторить и обобщить полученные знания; подготовить учащихся к тестовой форме заданий ОГЭ | Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках. Осуществляют проверку выполненных заданий: -сверка с ответом на доске; -чтение составленных предложений (задания повышенности сложности) (Приложение 6) | Проводит инструктаж по выполнению тестовых заданий. Организует проверку тестовой работы | Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках (Приложение 6) |
5 | Подведение итогов. Рефлексия | Формулируют ответы на поставленные вопросы; высказывают и аргументируют свою точку зрения | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, оценивают свою работу на уроке по шкале: • Мне было трудно – 3 балла • Есть над чем поработать – 4 балла • Могу себя похвалить! – 5 баллов | Формулирует вопросы, оценивает деятельность учащихся на уроке | Опорный конспект (Приложение 2.1), сигнальные карточки |
6 | Домашнее задание | Отрабатывают навыки применения полученных знаний | Выполняют задания № 12, 13, 14 ОГЭ часть 2. (Приложение 7) | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выполняют задания № 12, 13, 14 ОГЭ часть 2. (Приложение 7) |
Приложение 1
Приложение 1.1
- На абрыве что возвышался взади чирнела одинокая скамья.
- Тихое утро было полно такой свежисти будта воздух прамыли ледниковой водой.
- Кажеться что уже ни чего неслучится.
Приложение 2
Сложноподчиненное предложение
- СПП – это…
- Как называются части СПП?
- Чем соединяются части СПП?
- Сколько придаточных частей может быть в СПП?
- В какой из частей СПП располагаются союзные средства?
- Придаточная часть относится к одному слову (словосочетанию) главной части или ко всей главной части?
- СПП с несколькими придаточными бывают:…
- Назовите виды придаточных частей. По каким признакам можно определить вид придаточной части?
Приложение 2.1
- СПП – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений…
- СПП состоит из главной части и …
- Части СПП объединены на основе подчинительной связи с помощью …, союзных слов, …, … .
- Сколько придаточных частей может быть в СПП?
- В какой из частей СПП располагаются союзные средства?
- Придаточная часть относится к одному слову (словосочетанию) главной части и …
- В СПП с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: … и последовательное подчинение.
- Виды придаточный частей: изъяснительная, … и … .
Приложение 3
- В этой части заповедника, где иссякли от жары водоемы, увядали и диковинные растения. (придаточная определительная)
- Мы не знали, где остановимся на ночлег. (придаточная изъяснительная)
- Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям. (придаточная обстоятельственная)
Приложение 4
1 вариант Составьте предложения по схемам.
| 2 вариант Составьте схемы к предложениям.
|
Приложение 4.1
(Где…), (где…), [ …]: бы, помни, ты, где, ни, обо, бы, ты, мне, был, ни, где, находился.
(Где бы ты ни был, где бы ты ни находился, помни обо мне)
[ …],( как…), (который…): от, порыва, гаснет, сильного, его, как, ворвался, свеча, гас, ветра, восторг, в окно.
(Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра, который ворвался в окно)
Приложение 5
- Падали лучи солнца. На обочине искрился снег.
- Продумывая поведение героев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.
- Пока мы собирались, …
Приложение 5.1
- Невдалеке от домика рос огромный тополь. Там житель писатель. - Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
- Обняв корнями камень, смотрятся в небо сосны. – Сосны, которые обняли корнями камень, смотрятся в небо.
Приложение 6
Тест
1 вариант 1. Найдите сложноподчиненное предложение. А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России. Г. В ком добра нет, в том правды мало. 2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит… А. перед главным предложением Б. после главного предложения В. в середине главного предложения 3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением. На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы. 4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса. 5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным. На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений. 6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. А. придаточное времени Б. придаточное определительное В. придаточное условное 7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. А. Я рассказал, где прошло мое детство. Б. Я поехал туда, где прошло мое детство. В. Я побывал в городе, где прошло мое детство. 8. Соотнесите предложения и схемы: А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
9*. Придумайте начала и запишите полученные предложения. А. …, как будто хотел мне что-то сказать. Б. …, что слушали, не проронив ни слова. 10*. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Узнайте, пожалуйста,… Б. С тех пор как мы поселились у озера,… В. Девушка так мило улыбалась,… Г. Мне нравятся песни,… * - задания повышенной сложности | 2 вариант 1. Найдите сложноподчиненное предложение. А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение) Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк. В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит… А. перед главным предложением Б. после главного предложения В. в середине главного предложения 3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города. 4.Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени. Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе. 5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным. Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком. 6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут. А. придаточное сравнительное Б. придаточное условия В. придаточное времени 7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. А. Это и была школа, куда меня направили. Б. Я знал, куда меня направили. В. Я приехал туда, куда меня направили.
8. Соотнесите предложения и схемы: А. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знали. Б. Чтобы скрыть своё волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.
9*. Придумайте начала и запишите полученные предложения. А. …, что чуть не упал в воду. Б. …, будто долго жила в Англии. 10*.Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось… Б. Лишь только появилась первая трава,… В. Я так долго не получал писем от своего друга,… Г. Я расскажу о книге,… * - задания повышенной сложности |
Приложение 7
1. Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Лёвушкин,(1) а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий,(2) ни своих писем,(3) и то,(4) что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок,(5) заинтересовало всех.
2.Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанных сочинительной связью.
Ещё недавно наша улица была деревянной,(1) а теперь от неё осталось два домика,(2) окружённых девятиэтажными коробками. Я прошёлся по комнатам,(3) вышел во двор. От крыльца до сарая тянется дорожка,(4) по которой я сделал первые в жизни шаги.
3. Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Тут мама одну руку вскинула,(1) что-то тихонько замурлыкала,(2) какую-то мелодию,(3) и давай руками размахивать.
– Ладно,(4) ладно! – рассмеялся я. – Расскажи лучше,(5) как же они на пальцах танцуют.
4.Задание 12 В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я стоял,(1) как тогда,(2) до войны,(3) у самого порога,(4) и было на душе у меня пусто,(5) будто я ночью иду по пустой дороге.
5. Задание 13 Среди предложений 57−65 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(57) Миша слез с окна, поставил книгу на полку. (58)Пусть постоит, пока осенью в школе он её обменяет на что-нибудь поважнее, подобное тому, что уже стоит у него на полке. (59)Вот они — эти книжечки! (60)«Кожаный чулок», «Всадник без головы», «Восемьдесят тысяч вёрст под водой», «В дебрях Африки»... (61)Ковбои, прерии, индейцы, мустанги... (62)Так. (бЗ)Теперь учебники: Кисёлев, Рыбкин, Краевич, Шапошников и Вальцев, Глезер и Петцольд... (64)В прошлом году их редко приходилось открывать. (65)Когда в школе не было дров и в замёрзших пальцах не держался мел, ребята ходили туда из-за пустых, но горячих даровых щей
6. Задание 13 Среди предложений 39−45 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(39)— Все его любили, — сказала Зоя Алексеевна. (40)— Проказник был, но добрая душа. (41)За мной по пятам ходил, хотя я и страшно сердилась иногда на него, если он вытворял какую-нибудь проделку... (42)Получили они квартиру в другом районе, а он с классом расставаться ни в какую не захотел. (43)Так до конца учебного года бабушка и возила его через весь город, пока он не перешёл в четвёртый... (44)А в восьмом он украл из библиотеки магнитофон. (45)Потом, через два года, целой группой они напали на пенсионера, ограбили и избили…
7. Задание 13 Среди предложений 8−15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(8)Он знал, что Кирилл не виновен, хотя и считал, что тот мог проявить больше понимания.
(9)— А ты как считаешь? — спросил Кирилл, с любопытством глядя на отца. (10)Однако отец ничего не ответил, только быстрее заходил по комнате из угла в угол.
(11)Кирилл снисходительно вздохнул:
(12)— Трудное у тебя, папа, положение. (13)Согласиться с Евой Петровной тебе совесть не позволяет. (14)А сказать, что твой сын прав и что он ни в чём не виноват, непедагогично. (15)Да?
8. Задание 14 Среди предложений 27—32 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя? (32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».
Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Сложноподчиненное предложение (повторение изученного)
Презентация предназначена для повторения темы "Сложноподчиненное предложение"...
Презентация "Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение"
Данная презентация содержит материал по повторению теоретического материала по теме "Сложноподчиненное преложение с придаточным изъяснительным, определительным и придаточными обстоятельственными"...
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)...