Сложноподчиненные предложения. Повторение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

урок русского языка в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp._povtorenie_9_klass_russkiy_yazyk.doc648.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя  Перова Мария Викторовна

Класс  9

Категория детей с ОВЗ  с нарушением речи

Автор УМК   Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; наун. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014.

Тип урока  повторительно-обобщающий

Повторение. Сложноподчиненные предложения

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

·  знают основные понятия темы;

·  различают смысловые отношения между частями СПП;

·  определяют типы придаточных;

·  знают правильную постановку пунктуационного знака;

·  преобразовывают информацию: предложение – схема;

·  формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время повторения материала, аргументируют ее.

познавательные УУД:  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

  • уважительное отношение к родному языку;
  • положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • проявление познавательной активности;
  • проявление самостоятельности в разных видах  деятельности;
  • самооценка на основе критерия успешности;
  • адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

*Педагогические задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Сложноподчиненные предложения»;
  2. контролировать усвоение сформированности навыка постановки знаков препинания;
  3. уметь  конструировать предложения;
  4. определять  вид сложноподчиненного предложения;
  5. корригировать словесно-логическое мышление, память, внимание.

Базовая технология: индивидуально-дифференцированная

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

(деятельность детей с ОВЗ)

1

Проверка домашнего задания

Различать смысловые отношения между частями СПП и определять виды придаточных частей

Домашнее задание (Приложение 1) (работа с карточкой: записать предложения и определить вид придаточной части СПП). Сверяются с ответами  на доске. Анализируют ошибки. Комментируют выборочные предложения. Отвечают на вопросы учителя.

Организует работу по проверке домашнего задания. Анализирует ответы учащихся

Индивидуальное задание на карточке (списать, исправить орфографические ошибки, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части СПП) 

(Приложение 1.1)

2

Актуализация опорных знаний

Проверить усвоение основных понятий темы

Повторяют параграфы учебника. Отвечают на вопросы, сформулированные на карточке

 (Приложение 2)

Организует устный фронтальный опрос по теме «Сложноподчиненное предложение»

Работа с опорным конспектом (продолжить предложение/вставить подходящие по смыслу слова) (Приложение 2.1)

3

Работа по теме урока

Лингвистическая задача

Применять теоретический материал, определять виды придаточных предложений, составлять схемы предложений

Один ученик записывает предложения на доске (остальные работают в тетради), составляет схему, сравнивает придаточные части с одним и тем же союзом или союзным словом. Делают вывод: одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных (Приложение 3)

Диктует предложения.

Проверяет расстановку знаков препинания и схемы. Подводит учащихся к выводу с помощью вопросов

Выполняет задание в тетради (Приложение 3) 

Работа по вариантам

Составлять СПП предложения по схемам; составлять схемы к СПП с несколькими придаточными; грамотно излагать свои мысли в письменной форме

Два ученика работают у доски, остальные – в тетради. Работа выполняется по вариантам. Задание на доске:

1 вариант – составить предложения по схемам; 2 вариант – составить схемы к СПП с несколькими придаточными. Указать виды подчинительной связи. Проверка и анализ ошибок осуществляется учениками, которые работали в тетради (Приложение 4)

Контролирует работу у доски и в тетрадях. Проверяет  правильность выполнения работы. Анализирует ошибки

Задание: составить предложения из данных слов, опираясь на схемы. Указать виды подчинительной связи.

(Приложение 4.1)

Физкультминутка

Работа в парах

Составлять предложения по заданию, уметь делать синонимическую замену предложений; грамотно излагать свои мысли в письменной форме

Два человека работают за доской, остальные работают в парах. Задание на карточке:

-составьте из двух простых предложений СПП;

-замените простое предложение с деепричастным оборотом сложноподчиненным;

-допишите СПП. Отвечают на вопросы учителя (Приложение 5)

Контролирует работу у доски и на карточках. Осуществляет проверку

Выполняет задание по карточке (Приложение 5), опираясь на образец (Приложение 5.1)

4

Самостоятельная работа. Тест

Повторить и обобщить полученные знания; подготовить учащихся к тестовой форме заданий ОГЭ

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках. Осуществляют проверку выполненных заданий:

-сверка с ответом на доске;

-чтение составленных предложений  (задания повышенности сложности) (Приложение 6)

Проводит инструктаж по выполнению тестовых заданий. Организует проверку тестовой работы

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовые задания на карточках (Приложение 6)

5

Подведение итогов. Рефлексия

Формулируют ответы на поставленные вопросы; высказывают и аргументируют свою точку зрения

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, оценивают свою работу на уроке по шкале:

•        Мне было трудно – 3 балла

•        Есть над чем поработать – 4 балла

•        Могу себя похвалить! – 5 баллов

Формулирует вопросы, оценивает деятельность учащихся на уроке

Опорный конспект (Приложение 2.1), сигнальные карточки

6

Домашнее задание

Отрабатывают навыки применения полученных знаний

Выполняют задания № 12, 13, 14 ОГЭ часть 2. (Приложение 7)

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выполняют задания № 12, 13, 14 ОГЭ часть 2. (Приложение 7)

Приложение 1

Приложение 1.1

  1. На абрыве что возвышался взади чирнела одинокая скамья.
  2. Тихое утро было полно такой свежисти будта воздух прамыли ледниковой водой.
  3. Кажеться что уже ни чего неслучится.

Приложение 2

Сложноподчиненное предложение

  1. СПП – это…
  2. Как называются части СПП?
  3. Чем соединяются части СПП?
  4. Сколько придаточных частей может быть в СПП?
  5. В какой из частей СПП располагаются союзные средства?
  6. Придаточная часть относится к одному слову (словосочетанию) главной части или ко всей главной части?
  7. СПП с несколькими придаточными бывают:…
  8. Назовите виды придаточных частей. По каким признакам можно определить вид придаточной части?

Приложение 2.1

  1. СПП – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений…
  2. СПП состоит из главной части и …
  3. Части СПП объединены на основе подчинительной связи с помощью …, союзных слов, …, … .
  4. Сколько придаточных частей может быть в СПП?
  5.  В какой из частей СПП располагаются союзные средства?
  6. Придаточная часть относится к одному слову (словосочетанию) главной части и …
  7. В СПП с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: … и последовательное подчинение.
  8. Виды придаточный частей: изъяснительная, … и … .

 

Приложение 3

  1. В этой части заповедника, где иссякли от жары водоемы, увядали и диковинные растения. (придаточная определительная)
  2. Мы не знали, где остановимся на ночлег. (придаточная изъяснительная)
  3. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям. (придаточная обстоятельственная)

Приложение 4

1 вариант

Составьте предложения по схемам.

  1. […..], (чтобы …..), (где…..).
  2. (Где…..), [ …..],( как…..).
  3. (Что …..), (что …..), […..].

2 вариант

Составьте схемы к предложениям.

  1. Когда наступала зима и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой.
  2. Слишком часто нам кажется, что мы должны «достать» или «добыть» себе что-то такое, чего у нас нет.
  3. Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел абажур, может, даже шёлковый, который вручную смастерила мама.

Приложение 4.1

(Где…), (где…), [ …]: бы, помни, ты, где, ни, обо, бы, ты, мне, был, ни, где, находился.

(Где бы ты ни был, где бы ты ни находился, помни обо мне)

[ …],( как…), (который…): от, порыва, гаснет, сильного, его, как, ворвался, свеча, гас, ветра, восторг, в окно.

(Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра, который ворвался в окно)

Приложение 5

  1. Падали лучи солнца. На обочине искрился снег.
  2. Продумывая поведение героев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.
  3. Пока мы собирались, …

Приложение 5.1

  1. Невдалеке от домика рос огромный тополь. Там житель писатель. -  Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
  2. Обняв корнями камень, смотрятся в небо сосны. – Сосны, которые обняли корнями камень, смотрятся в небо.

Приложение 6

Тест

1 вариант

1.  Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2.  Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3.  Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

  8.  Соотнесите предложения и схемы:

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

  1.  [ ],( ),( )
  2.  ( ),[ ],( )

9*. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А.           …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б.            …, что слушали, не проронив ни слова.

10*. Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

* - задания повышенной сложности

2 вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

 

2.  Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4.Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

 

8. Соотнесите предложения и схемы:

А. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знали.

Б. Чтобы скрыть своё волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

  1. ( ),[ ],( )
  2. [ ],( ),( )

9*. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А.           …, что чуть не упал в воду.

Б.            …, будто долго жила в Англии.

10*.Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

* - задания повышенной сложности

Приложение 7

1. Задание 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Лёвушкин,(1) а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий,(2) ни своих писем,(3) и то,(4) что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок,(5) заинтересовало всех.

2.Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанных сочинительной связью.  

Ещё недавно наша улица была деревянной,(1) а теперь от неё осталось два домика,(2) окружённых девятиэтажными коробками. Я прошёлся по комнатам,(3) вышел во двор. От крыльца до сарая тянется дорожка,(4) по которой я сделал первые в жизни шаги.

3. Задание 12 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тут мама одну руку вскинула,(1) что-то тихонько замурлыкала,(2) какую-то мелодию,(3) и давай руками размахивать.

– Ладно,(4) ладно! – рассмеялся я. – Расскажи лучше,(5) как же они на пальцах танцуют.

4.Задание 12 В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я стоял,(1) как тогда,(2) до войны,(3) у самого порога,(4) и было на душе у меня пусто,(5) будто я ночью иду по пустой дороге.

5. Задание 13 Среди предложений 57−65 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (57) Миша слез с окна, поставил книгу на полку. (58)Пусть постоит, пока осенью в школе он её обменяет на что-нибудь поважнее, подобное тому, что уже стоит у него на полке. (59)Вот они — эти книжечки! (60)«Кожаный чулок», «Всадник без головы», «Восемьдесят тысяч вёрст под водой», «В дебрях Африки»... (61)Ковбои, прерии, индейцы, мустанги... (62)Так. (бЗ)Теперь учебники: Кисёлев, Рыбкин, Краевич, Шапошников и Вальцев, Глезер и Петцольд... (64)В прошлом году их редко приходилось открывать. (65)Когда в школе не было дров и в замёрзших пальцах не держался мел, ребята ходили туда из-за пустых, но горячих даровых щей

6. Задание 13 Среди предложений 39−45 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (39)— Все его любили, — сказала Зоя Алексеевна. (40)— Проказник был, но добрая душа. (41)За мной по пятам ходил, хотя я и страшно сердилась иногда на него, если он вытворял какую-нибудь проделку... (42)Получили они квартиру в другом районе, а он с классом расставаться ни в какую не захотел. (43)Так до конца учебного года бабушка и возила его через весь город, пока он не перешёл в четвёртый... (44)А в восьмом он украл из библиотеки магнитофон. (45)Потом, через два года, целой группой они напали на пенсионера, ограбили и избили…

7. Задание 13 Среди предложений 8−15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(8)Он знал, что Кирилл не виновен, хотя и считал, что тот мог проявить больше понимания.

(9)— А ты как считаешь? — спросил Кирилл, с любопытством глядя на отца. (10)Однако отец ничего не ответил, только быстрее заходил по комнате из угла в угол.

(11)Кирилл снисходительно вздохнул:

(12)— Трудное у тебя, папа, положение. (13)Согласиться с Евой Петровной тебе совесть не позволяет. (14)А сказать, что твой сын прав и что он ни в чём не виноват, непедагогично. (15)Да?

8. Задание 14 Среди предложений 27—32 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя? (32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».

Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Сложноподчиненное предложение (повторение изученного)

Презентация предназначена для повторения темы "Сложноподчиненное предложение"...

Презентация "Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение"

Данная презентация содержит материал по повторению теоретического материала по теме "Сложноподчиненное преложение с придаточным изъяснительным, определительным и придаточными обстоятельственными"...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)...