Презентация "Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Гусева Татьяна Ивановна

Данная презентация содержит материал по повторению теоретического материала по теме "Сложноподчиненное преложение с придаточным изъяснительным, определительным и придаточными обстоятельственными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnopodchinennoe_predlozhenie.pptx865.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение по УМК Разумовской М.М. 9класс Автор: Гусева Т атьяна Ивановна учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ Кристалл г. Сызрань

Слайд 2

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая — придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

Слайд 3

[ Вновь я посетил тот уголок земли ] , ( где я провел изгнанником два года незаметных. ) (А.С. Пушкин)

Слайд 4

Классификация типов придаточных предложений определительные обстоятельственные изъяснительные

Слайд 5

СПП с придаточным определительным Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. (А. С. Пушкин)

Слайд 6

СПП с придаточным определительным Отвечают на вопрос какой ? Я люблю людей ( каких людей ? ), с которыми легко общаться.

Слайд 7

СПП с придаточным определительным Относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову, употребленному в значении существительного. Я люблю людей , с которыми легко общаться.

Слайд 8

СПП с придаточным определительным Присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда, когда.

Слайд 9

СПП с придаточным определительным Придаточная часть всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри главного. а) [ Мы повторяем правила ] , ( без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку ) .

Слайд 10

б ) [ Книга, ( которую вы сейчас держите в руках ) , поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями ]. в ) [ Это были просто крестьянские ребятишки ], ( которые стерегли табун ) . г ) [ Мельничный мост, ( с которого я не раз ловил пескарей ) , был уже виден ].

Слайд 11

Задание 1. Укажите предложение с определительным придаточным 1)Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий .( К.Паустовский ) 2) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением , которое не давало подойти к острову. ( И.Чесноков )

Слайд 12

Ответ. [ Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением ] , (которое не давало подойти к острову ) . ( И.Чесноков )

Слайд 13

СПП с придаточным изъяснительным Он очень сожалеет о том , что не знает русского языка. ( А.Майков )

Слайд 14

СПП с придаточным изъяснительным Отвечают на падежные вопросы. Он очень сожалеет о том (о чём), что не знает русского языка .

Слайд 15

СПП с придаточным изъяснительным относятся к членам предложения, имеющим значения речи, мысли, чувства ( сказал, подумал, рад, обрадовался, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение и др.) Недаром говорится , что дело мастера боится.

Слайд 16

СПП с придаточным изъяснительным Присоединяется к главной части: а) при помощи союзов ( что, как, будто, чтобы, как будто и др.)

Слайд 17

б) при помощи союзных слов ( что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда и др.) в ) при помощи частицы ли в значении союза.

Слайд 18

СПП с придаточным изъяснительным Всегда находится после главного предложения, т.к. раскрывает, поясняет его смысл. Я не хочу , чтоб свет узнал мою таинственную п овесть . (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 19

СПП с придаточным изъяснительным 1) Иван Ильич спросил , где находится штаб. 2)Теперь Леонтьеву стало ясно, о чем он будет писать. 3) Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.

Слайд 20

4) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. 5) Иван Петрович расспрашивал детей, не устали ли они в дороге.

Слайд 21

Задание 2. Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным. Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

Слайд 22

Ответ. Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.

Слайд 23

СПП с придаточным обстоятельственным Алексей пополз туда, куда улетел самолет. Когда уже почти стемнело, мы решили остановиться на привал. Если исчезнет воображение, человек перестанет быть человеком.

Слайд 24

СПП с придаточным обстоятельственным Имеют значения те же , что и обстоятельства в простом предложении, поэтому и отвечают на те же вопросы ( где, куда , когда, почему, зачем, как, при каком условии и др.)

Слайд 25

СПП с придаточным обстоятельственным Придаточная часть может находиться перед, после или внутри главного предложения а ) ( Куда ни взглянешь ) , [ всюду холмы ] . б) [ Я решил подняться на гору ] , ( чтобы оттуда осмотреть окрестности ). в) [ Утром, ( как только мы отошли от стоянки ) , сразу же увидели тропу ] .

Слайд 26

Алгоритм определения вида придаточного предложения 1. Н айти грамматические основы ; 2.Установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения; 3.Поставить вопрос от главного предложения к придаточному;

Слайд 27

4.Найти союз или союзное слово в придаточном предложении; 5. По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Слайд 28

Обратите внимание! Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида! а ) Над долиной ( какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. (опр.)

Слайд 29

б ) Теперь мне стало ясно ( что ?), где синичка спрятала гнездо. ( изъясн .) в) Алексей пополз туда ( куда ?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады .( обст .)

Слайд 30

Задание 3. Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые 1 ) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. 2 ) Леонтьев охотно соглашался со всем что говорил капитан .

Слайд 31

Ответы. 1) В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было . (опр.) 2) Леонтьев охотно соглашался со всем, что говорил капитан . ( изъясн .)

Слайд 32

Список использованной литературы 1. Русский язык : Учеб. Для 9 кл . общеобразоват . учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов ; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта . – М.: Дрофа,2011. 2. Уроки русского языка в 9 классе: Поурочные планы по программе М.М. Разумовской. / Авт.-сост. О.А. Финтисова . – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе "Односоставные предложения". Повторение и обобщение.

Цели урока:Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;Развивающая: развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)...

Презентация "Виды односоставных предложений. Повторение и обобщение"

Данный материал позволяет повторить и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложенийи, а также потренироваться на практике определять виды односоставных предложений....