Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Иванова Лариса Николаевна

Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie_spp.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 9 «Б» классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока:

Обращение к эпиграфу: «Приобретать  знания – храбрость,  преумножать их – мудрость,

 а умело применять – высшее искусство» (восточная мудрость)

Слово учителя:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал последних уроков.

Повторение изученного: Теоретическое:  Блиц- опрос .  (слайд)

Предложение, в котором средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

  • Части сложноподчинённого предложения равноправны.
  •  Придаточное предложение всегда находится после главного.
  • Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
  • Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда? 
  • Отвечают на вопрос с какой целью? 
  • Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что(отвечают на вопросы почему?)

Задание  Заполните "слепую" схему.(слайд)

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Какое предложение сложноподчинённое? выписать предложение(слайд)

а) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.

б) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.

в) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.

г) И грибов: опят, маслят, груздей – нынче море было.

Укажите СПП с придаточным определительным(слайд)

а) Я знаю, где ты был.
б) Мы любим дом, где любят нас.
в) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

г) Где дуб вчера ещё рос, сегодня осталась лишь яма.

Найдите предложение с пунктуациооной ошибкой(слайд)

а) Пока собирались в обратный путь, резко похолодало.
б) Ветер утих, когда мы были уже в пути.
в) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер.

г) Увлечённость физикой благодаря, которой Дмитрий легко разбирался в электротехнике, исключала возможность заняться всерьёз биологией.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: (слайд)

 Физминутка «Отдыхаем». (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).

- А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее,расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе красивые виды природы,чистые воды реки, прохладный, свежий ветерок из которого, выбравшись, вы попадаете на  просторную лесную поляну. Вы вдыхаете  душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и покой. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза.

25 января исполнилось 80 лет  Владимиру Семеновичу Высоцкому. Актер, поэт, автор разных по тематике песен, ставших любимыми народом. Он прожил яркую жизнь и стал еще при жизни легендарной личностью. Известный поэт Р.Рождественский писал о нем:(слайд)

Задание (карточки).  Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

  1. Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)
  2. Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В. Высоцкий)
  3. Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)
  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели. (В.Высоцкий)
  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий)
  6. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.(В.Высоцкий)
  7. Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)

В творческом наследии Владимира Высоцкого есть произведения,в которых он затрагивает тему крепкой, преданной мужской дружбы.Сейчас прозвучит песня в исполнении В.Высоцкого.  

(Звучит «Песня о друге» в исполнении В.Высоцкого из х/ф «Вертикаль» Ученики отвечают на вопрос: Какова главная мысль « Песни о друге»?)

Составить схемы предложений. Определить вид придаточных (слайд)

Где дружба прочна, там хорошо идут дела

Друг неиспытанный, как орех нерасколотый

Не допускай, чтобы друг плакал, а враг смеялся.

Если враг на тебя нападёт, друг ненадёжный к нему перейдёт.

Какую дружбу заведёшь , такую и жизнь проведёшь.

Не мил и свет, коли друга нет.

Большей дружбы не бывает, когда друг за друга погибает.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

Игра Найди половинку (слайд)

Работа у доски уч-ся

  1. Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю свой дом. (СПП с придаточным времени)
  2. Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточным изъяснительным)
  3. 2018 год, который объявлен годом волонтерства, принесёт много добрых дел. (СПП с придаточным определительным)
  4. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)

Обобщение. Итоги урока.

Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)

Выставление оценок.

Домашнее задание: Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...