Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_spp.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 «Б» классе по теме: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока:
Обращение к эпиграфу: «Приобретать знания – храбрость, преумножать их – мудрость,
а умело применять – высшее искусство» (восточная мудрость)
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал последних уроков.
Повторение изученного: Теоретическое: Блиц- опрос . (слайд)
Предложение, в котором средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
- Части сложноподчинённого предложения равноправны.
- Придаточное предложение всегда находится после главного.
- Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
- Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
- Отвечают на вопрос с какой целью?
- Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что… (отвечают на вопросы почему?)
Задание Заполните "слепую" схему.(слайд)
определительные | ? | обстоятельственные |
? | падежные вопросы | ? |
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".
Какое предложение сложноподчинённое? выписать предложение(слайд)
а) Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.
б) Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
в) Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
г) И грибов: опят, маслят, груздей – нынче море было.
Укажите СПП с придаточным определительным(слайд)
а) Я знаю, где ты был.
б) Мы любим дом, где любят нас.
в) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.
г) Где дуб вчера ещё рос, сегодня осталась лишь яма.
Найдите предложение с пунктуациооной ошибкой(слайд)
а) Пока собирались в обратный путь, резко похолодало.
б) Ветер утих, когда мы были уже в пути.
в) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер.
г) Увлечённость физикой благодаря, которой Дмитрий легко разбирался в электротехнике, исключала возможность заняться всерьёз биологией.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: (слайд)
Физминутка «Отдыхаем». (Музыкальное сопровождение «Звуки природы»).
- А сейчас, ребята, отложите всё в сторону, сядьте поудобнее,расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе красивые виды природы,чистые воды реки, прохладный, свежий ветерок из которого, выбравшись, вы попадаете на просторную лесную поляну. Вы вдыхаете душистый аромат цветов и зелени. Вдыхаете глубоко и спокойно. Вы ощущаете удовольствие и покой. И теперь вы, отдохнувшие и спокойные, возвращаетесь в своё привычное состояние. Можете открыть глаза.
25 января исполнилось 80 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому. Актер, поэт, автор разных по тематике песен, ставших любимыми народом. Он прожил яркую жизнь и стал еще при жизни легендарной личностью. Известный поэт Р.Рождественский писал о нем:(слайд)
Задание (карточки). Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
- Человек должен быть наделён фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)
- Я наблюдал свысока, как волны головы ломают. (В. Высоцкий)
- Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. (В.Высоцкий)
- Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели. (В.Высоцкий)
- Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял (В.Высоцкий)
- Мне теперь не понять, кто же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.(В.Высоцкий)
- Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя. (В.Высоцкий)
В творческом наследии Владимира Высоцкого есть произведения,в которых он затрагивает тему крепкой, преданной мужской дружбы.Сейчас прозвучит песня в исполнении В.Высоцкого.
(Звучит «Песня о друге» в исполнении В.Высоцкого из х/ф «Вертикаль» Ученики отвечают на вопрос: Какова главная мысль « Песни о друге»?)
Составить схемы предложений. Определить вид придаточных (слайд)
Где дружба прочна, там хорошо идут дела
Друг неиспытанный, как орех нерасколотый
Не допускай, чтобы друг плакал, а враг смеялся.
Если враг на тебя нападёт, друг ненадёжный к нему перейдёт.
Какую дружбу заведёшь , такую и жизнь проведёшь.
Не мил и свет, коли друга нет.
Большей дружбы не бывает, когда друг за друга погибает.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Игра Найди половинку (слайд)
Работа у доски уч-ся
- Когда я слышу слово “Родина”, вспоминаю свой дом. (СПП с придаточным времени)
- Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточным изъяснительным)
- 2018 год, который объявлен годом волонтерства, принесёт много добрых дел. (СПП с придаточным определительным)
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)
Обобщение. Итоги урока.
Для чего важно использовать СПП в речи? (умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна)
Выставление оценок.
Домашнее задание: Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"
quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...