Технологическая карта урока "Буквы О и А на конце наречий".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Байбулатова Лариса Равильевна

Технологическая карта. Урок открытия нового знания "Буквы О и А на конце наречий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема 

Буквы О и А на конце наречий

Цель

Формирование умения написания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА , оканчивающихся суффиксами О, А

Задачи

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования умения написания букв А и О на конце наречий;
  2.  Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;
  3.  Содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.

Развивающие:

  1. Развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,
  2.  Развивать навыки исследовательской работы,
  3. Развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  2. Обеспечить воспитание умения слушать и говорить;
  3. Создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

                                                          

УУД

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и исследовательские формы работы)

 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в разные виды деятельности и формы сотрудничества

 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения.

Планируемые результаты

Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи.

 

Предметные:
- знать: правила правописания наречий с приставками ДО, С, ИЗ, НА, В, ЗА, оканчивающимися суффиксами А, О.
- уметь: применять правила правописания О и А на конце наречий.

 

Метапредметные: использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Основные понятия

Наречие, приставки ДО,С,ИЗ,НА,В, ЗА, суффиксы О,А, способы словообразования

Межпредметные связи

Русский язык, литература, предметы естественно-научного  цикла

Ресурсы

Русский язык. 7класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранова «Просвещение».

Форма урока

Урок открытия новых знаний.

Технология

Элементы технологии проблемного обучения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
 ученика

Формируемые
 умения

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Все готовы? Мы начинаем.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, организацию своего рабочего места, настраиваются на работу.

УУД
(Р)
- осуществление самоконтроля;
(К)
- слушать и понимать речь других.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

1.Часть речи, которая отвечает на вопросы обстоятельства.

2. Наречие обозначает…

3. Морфологические признаки.

4. Синтаксическая функция.

5. Группы наречий по значению.

6. Степени сравнения наречий

УУД
(П)
- определять границы собственного знания/незнания;
(Р)
- учиться прогнозировать;
(К)
- формировать навык работы в группе.

3. Актуализация знаний

Сегодня   мы продолжим знакомство с наречием, но  тему урока сформулируем  вместе, чуть позже.  Откроем тетради, запишем число, классная работа, для темы оставляем одну строчку.

 

 

УУД
(П)
- объяснять  сущность понятия «орфограмма» и «пунктограмма», пользоваться этими терминами, определять их в тексте;
- анализировать текст и пользоваться моделями при решении языковых и речевых задач.
(Р)
- осуществлять самоконтроль в ходе выполнения языковых заданий
(К)
- формулировать свою позицию;
- использовать языковые средства в соответствии с языковой задачей и условиями общения

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Читаем предложения и сразу выписываем наречия в столбик.

  1. Солнце изредка показывалось из-за туч.
  2. Слева возвышались горы.
  3. Я посмотрел налево.
  4. Стриж метнулся вправо.
  5. Пол был вытерт досуха.
  6. Он заново начал писать сочинение.

 (Изредка,  слева,   налево,   вправо, досуха,   заново).

Учитель: разберем по составу самостоятельно, затем проверим.

Учитель: от каких слов образованы данные наречия? Пишем рядом.

Учитель: с помощью чего? С помощью какого способа?

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): чем отличаются данные наречия между собой?

Учитель: Над какой темой будем работать?

Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы  А - О на конце наречий. Какие цели для себя поставим?

Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а –  о  в суффиксах наречий?

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (суффиксы а и буква о)

Учитель: Какую закономерность вы видите?

(Слова с приставками    в -, на-, за-  пишутся с - о на конце, а слова с приставками из-, до-, с-  пишутся с -а на конце слова).

(Решающая гипотеза).

Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками  в -, на -, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Давайте зарисуем графически.
                

   ИЗ   ДО   С   +  А

НА   ЗА  В    +   О

Сначала, издалека, справа, досыта

Наскоро, засветло, вправо

Какой вывод мы можем сделать? (Наречия с приставками ДО, С, ИЗ пишутся с конечным суффиксом А, а с приставками НА, В, ЗА с конечным О) 

Посмотрите на доску, перед вами 3 наречия, в которых есть уже знакомые нам приставки: ИЗНАЧАЛЬНО, СКРЫТНО, ДОВЕРЧИВО, но эти слова пишутся с суффиксом О. Почему? Используя открытые вами знания, попытайтесь предположить причину такого написания.
 (Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые в свою очередь уже имели приставки: ИЗНАЧАЛЬНО-ИЗНАЧАЛЬНЫЙ; СКРЫТНО- СКРЫТНЫЙ; ДОВЕРЧИВО- ДОВЕРЧИВЫЙ)
А как образованы наречия, записанные нами ранее в столбик?  
(приставочно-суффиксальным способом).
 Какой мы можем сделать ВЫВОД?

  1. При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования. 
  2. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О.  Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ), ИЗВОРОТЛИВО (ИЗВОРОТЛИВЫЙ), СВЯЗНО (СВЯЗНЫЙ). 

Физкультминутка.

Учащиеся предлагают гипотезу о различном правописании наречий, которую необходимо доказать; исследуют предложенные наречия. Определяют тему и цель урока, делают вывод.

Выдвигают гипотезу о важности определения способа словообразования наречий с приставками, делают выводы.

(П)
- осуществлять исследовательскую деятельность; - анализировать языковой материал, выделять существенные признаки изучаемых понятий, пользоваться совокупностью признаков при формулировании правила;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь, содержание заданий и инструкций.

(Р)
- осуществлять самоконтроль в ходе выполнения языковых заданий;
- определять последовательность действий и операций  для выполнения языковых заданий.

(К)

- Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения;
- использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета.

  1. Первичное усвоение новых знаний

А) Комментированный диктант (работа по цепочке)

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

 Б) Выполняем в тетрадях.

Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

Учащиеся выполняют предложенное задание,  применяя новые знания.

УУД
(П)
- сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям;
- наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых понятий.
(Р)
- принимать цель деятельности, поставленную учителем;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять самоконтроль.

(К)

- Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность, допускать разные точки зрения;
- использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;

6. Первичная проверка понимания

 Задание на карточках: верно запишите наречия с приставками, распределив их в два столбика: с приставочно-суффиксальным и суффиксальным способом.
ДОСРОЧН…, ЗАНОВ…, ИЗВОРОТЛИВ…, НАПРАВ…., СЫЗНОВ…, ИСКЛЮЧИТЕЛЬН…, СГОРЯЧ…, НАЧИСТ…, СПУТАНН…, ДОХОДЧИВ…, ДОКРАСН…

Приставочно-суффиксальный

Суффиксальный

Заново - новый

Досрочно - досрочный

Направо - правый

Изворотливо - изворотливый

Добела - белый

Исключительно-исключительный

Начисто - чистый

Спутанно - спутанный

Доходчиво           доходчивый

Составьте 3 предложения, используя данные наречия.
Зачитываем предложения каждой группы.
Прошу вас оценить друг друга и поставить  оценки.

Б) Самостоятельная работа.

Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1)достойн…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4)слев…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…

Сильный ученик направляет слабого, следит за четким соблюдением инструкции к заданию, слушает его объяснение.
Далее совместная работа по составлению предложений.

УУД
(П)
- сравнивать, классифицировать языковые явления по заданным критериям;
- наблюдать выделять существенные признаки изучаемых понятий.
(Р)
- принимать цель деятельности, поставленную учителем;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- осуществлять коррекцию партнера в случае ошибочной деятельности.
- вносить изменения в свою деятельность в соответствии с коррекцией.
- осуществлять само и взаимооценку своей деятельности в малой группе (паре).
(К)
- Ориентироваться на позицию партнеров в общении, учитывать их осведомленность;
- строить диалог: правильно ставить вопросы и формулировать адекватные ответы на них;
- использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей и условиями общения;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;
- точно и полно выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей;
- управлять  поведением партнера:контроль, коррекция, оценка его действий.

7. Первичное закрепление

Сделаем вывод на основе уже приобретенных знаний и вновь изученных о правописании наречий с приставками:

  1. При написании наречий с приставками нужно учитывать способ словообразования. 
  2. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку ИЗ, ДО, С, то на конце пишем О.  Например, ДОСЛОВНО (ДОСЛОВНЫЙ), ИЗВОРОТЛИВО (ИЗВОРОТЛИВЫЙ), СВЯЗНО (СВЯЗНЫЙ). 
  3. Если наречие образовано суффиксальным способом от прилагательного, имеющего приставку НА, ЗА, В, то на конце пишем А.

Учащиеся формулируют вывод на основе полученных знаний, строят речевое высказывание.

УУД
(П)
-анализировать языковой материал, выделять существенные признаки изучаемых понятий, пользоваться совокупностью признаков при формулировании правила;

(Р)
- принимать цель деятельности, поставленную учителем;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять самоконтроль;
своей деятельности

(К)
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;

 

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Параграф § 43, УПР. 271 (ДОП. МАТЕРИАЛ –ХОРОШИСТЫ)

Учащиеся записывают домашнее задание, внимательно слушают инструкцию к его выполнению.

УУД
(П)
- воспринимать необходимую информацию;
- воспринимать содержание заданий, инструкций.

(Р)
- осуществлять самоконтроль при выполнении заданий и при принятии инструкции.

(К)
 - правильно формулировать вопросы;
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета;

9. Рефлексия

        Урок окончен. МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ.  Молодцы!

                                           

Учащиеся выбирают фразу и заканчивают ее, озвучивая целое предложение и осуществляя тем самым рефлексию.

УУД
(П)
- воспринимать содержание заданий, инструкций;

(Р)
- осуществлять самоконтроль своей деятельности.

(К)
- правильно строить свое речевое поведение в ситуациях общения, следовать правилам речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-" в 6 классе

Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме « Наречие как часть речи»

УМК В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Г.К. Лидман-Орлова, Е.И. НикитинаЦели урока: уметь определять наречие как самостоятельную часть речи, совершенствовать общеучебное умение работать с текстами, позна...

технологическая карта "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

правила правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие "

Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по обобщению теоретических знаний по теме “Наречие” в условиях комфортной образовательной среды...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Наречие как часть речи"

Первый урок в этой теме. Содержит занимательный материал, даны разноуровневые задания....

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...