Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Подготовила учитель русского языка и литературы Сендажы Снежана Антоновна. МБОУ Гимназия № 9 г.Кызыл.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цели: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы, дать понятие об отвлеченных именах существительных, объяснять языковые явления.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности, логическое мышление
Формирование культуры поведения, чувства ответственности за окружающий нас мир, бережливого отношения к природе, умения делать полезное из подручных материалов, умения сотрудничать.
Планируемые результаты: ученики научатся определять морфологические признаки имен существительных, объяснять языковые явления, должны понять свою ответственность за окружающий их мир.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока.
Эпиграф к уроку (на доске)
«Без бумажек, бутылок, жестянок
Было б больше на свете полянок».
(Елена Ермолова)
Орг. момент. Представляюсь.
Актуализация знаний.
-У вас на столах необычные предметы. Что это? (бутылки)
- Что внутри этих бутылочек? (воздух)
- Кто принёс вам их? (Вы. Снежана Антоновна)
- А теперь вспомните, на какие вопросы вы только что отвечали? (кто, что)
- Каким словом я обозначила бутылку? (предмет)
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (имя существительное)
УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НАПЕЧАТАННУЮ ТЕМУ УРОКА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
3. Изучение нового материала
- По каким признакам вы решили, что это имя существительное?( отвеч. На вопросы кто, что и обозначает предмет). Вспомним определение.
- Имя существительное и другие части речи изучает «Морфология».
- Ребята, интересно, ЧТО вы почувствовали, увидев на столах пластиковые бутылки?
Запись на доске. Ученики в тетрадях. Задать вопрос к словам (что?)
Удивились – УДИВЛЕНИЕ (ср.р.)
Обрадовались – РАДОСТЬ (ж.р.)
Испугались – ИСПУГ (м.р.)
Два ученика выходят к доске, выделяют окончание и определяют род им. сущ.
ВЫВОД. 1.Слова, выражающие наши чувство, тоже обозначают предмет. Они имеют значение действия и являются именем существительным. (Приведем еще примеры)
Имена сущ.бывают жен., ср., муж. Рода. Изменяются по падежам и числам.
- Всё-таки вам интересно – почему пластиковая бутылка? Вы можете сами ответить на этот вопрос, объяснив смысл эпиграфа к уроку. Прочитайте эпиграф. В чем смысл эпиграфа? О чем мы будем говорить на уроке?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ. О чистоте улиц. О мусоре. О вреде пластиковых бутылок.
- О чистоте окружающей нас среды. СЛАЙД. – Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?
5 января 2016 года В.В. Путин подписал Указ о проведении В РФ Года экологии. СЛАЙД.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности….(председатель оргкомитета по проведению Года экологии Руководитель Администрации Президента РФ Иванов Сергей Борисович).
Эмблема - Почему круглая?
- Какие цвета на эмблеме? Как вы думаете почему?
- Запишем цвета в тетрадь (учитель на доске).
Голубой – ГОЛУБИЗНА
Зеленый – ЗЕЛЕНЬ
Синий – СИНЕВА, СИНЬ
ВЫВОД. Некоторые имена существ.имеют значение цвета. Приведем еще примеры.
Беседа о бережном отношении к окруж. среде( растения, животные, природа)
ИГРА. Поиграем в игру «На что похоже моё задуманное слово?» КНИГА. Ученики не зная слова, должны
Работа с учебником.
Упр. 476. На стр.45.
Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания.
- Есть ли незнакомые слова, значение которых вам неизвестно?
Один ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения.
ВЫВОД. Чем является им.сущ. в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)
-Чтобы выразить любовь к родине, начнем с малого. Будем держать в чистоте свой дом, улицу, школу, класс….
ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Пташечки летали,
Крыльями махали.
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели. (Дети садятся)
- Мы сказали, что не должны мусорить.
- Что же делать с этими бутылками? Ваши предложения.
- Им можно дать вторую жизнь, чтобы они принесли нам пользу, а не вред. СЛАЙД
4. Первичное закрепление и осмысление.
РАБОТЕ В ГРУППЕ.
- Мы с вами сделаем стул. Совсем несложно. Нам понадобятся бутылки, скотч, ножницы и ваши умелые руки.
Учитель показывает свой стул. Объясняет как его делать. Дети делают свой. Выбирают капитана. (красный кружок)
2 ученика придумывают 2 предложения, в которых им.сущ. было бы подлежащим и второстепенным членом предложения. Определить род, число и падеж сущ. «стул»
Капитаны выходят к доске и читают предложения. Другие демонстрируют свой стул.
ИТОГ УРОКА.
- Какую часть речи мы повторяли?
- Скажите определение?
- Что нового вы узнали об имени сущ.? (приведите примеры)
- Что было интересным на уроке, а что было трудным?
ДОМ.ЗАДАНИЕ. с. 45. Упр.473. Смастерите с родителями или друзьями что-нибудь полезное из пластиковых бутылок и покажите его на следующем уроке.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
РЕФЛЕКСИЯ.
- У вас на столах кружочки зеленого и голубого цветов. Напишите на них то чувство, которое у вас осталось от урока. Скажите его вслух и прикрепите на белый круг на доске. (Учитель это делает первым). Можно спросить 2 учеников, почему именно это чувство( например, интерес)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_sushchestvitelnoe_na_konkurs_uchitel_goda.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Подготовила учитель русского языка и литературы Сендажы Снежана Антоновна. МБОУ Гимназия № 9 г.Кызыл.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цели: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы, дать понятие об отвлеченных именах существительных, объяснять языковые явления.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности, логическое мышление
Формирование культуры поведения, чувства ответственности за окружающий нас мир, бережливого отношения к природе, умения делать полезное из подручных материалов, умения сотрудничать.
Планируемые результаты: ученики научатся определять морфологические признаки имен существительных, объяснять языковые явления, должны понять свою ответственность за окружающий их мир.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока.
Эпиграф к уроку (на доске)
«Без бумажек, бутылок, жестянок
Было б больше на свете полянок».
(Елена Ермолова)
- Орг. момент. Представляюсь.
- Актуализация знаний.
-У вас на столах необычные предметы. Что это? (бутылки)
- Что внутри этих бутылочек? (воздух)
- Кто принёс вам их? (Вы. Снежана Антоновна)
- А теперь вспомните, на какие вопросы вы только что отвечали? (кто, что)
- Каким словом я обозначила бутылку? (предмет)
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (имя существительное)
УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НАПЕЧАТАННУЮ ТЕМУ УРОКА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
3. Изучение нового материала
- По каким признакам вы решили, что это имя существительное?( отвеч. На вопросы кто, что и обозначает предмет). Вспомним определение.
- Имя существительное и другие части речи изучает «Морфология».
- Ребята, интересно, ЧТО вы почувствовали, увидев на столах пластиковые бутылки?
Запись на доске. Ученики в тетрадях. Задать вопрос к словам (что?)
Удивились – УДИВЛЕНИЕ (ср.р.)
Обрадовались – РАДОСТЬ (ж.р.)
Испугались – ИСПУГ (м.р.)
Два ученика выходят к доске, выделяют окончание и определяют род им. сущ.
ВЫВОД. 1.Слова, выражающие наши чувство, тоже обозначают предмет. Они имеют значение действия и являются именем существительным. (Приведем еще примеры)
- Имена сущ.бывают жен., ср., муж. Рода. Изменяются по падежам и числам.
- Всё-таки вам интересно – почему пластиковая бутылка? Вы можете сами ответить на этот вопрос, объяснив смысл эпиграфа к уроку. Прочитайте эпиграф. В чем смысл эпиграфа? О чем мы будем говорить на уроке?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ. О чистоте улиц. О мусоре. О вреде пластиковых бутылок.
- О чистоте окружающей нас среды. СЛАЙД. – Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?
5 января 2016 года В.В. Путин подписал Указ о проведении В РФ Года экологии. СЛАЙД.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности….(председатель оргкомитета по проведению Года экологии Руководитель Администрации Президента РФ Иванов Сергей Борисович).
Эмблема - Почему круглая?
- Какие цвета на эмблеме? Как вы думаете почему?
- Запишем цвета в тетрадь (учитель на доске).
Голубой – ГОЛУБИЗНА
Зеленый – ЗЕЛЕНЬ
Синий – СИНЕВА, СИНЬ
ВЫВОД. Некоторые имена существ.имеют значение цвета. Приведем еще примеры.
Беседа о бережном отношении к окруж. среде( растения, животные, природа)
ИГРА. Поиграем в игру «На что похоже моё задуманное слово?» КНИГА. Ученики не зная слова, должны
Работа с учебником.
Упр. 476. На стр.45.
Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания.
- Есть ли незнакомые слова, значение которых вам неизвестно?
Один ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения.
ВЫВОД. Чем является им.сущ. в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)
-Чтобы выразить любовь к родине, начнем с малого. Будем держать в чистоте свой дом, улицу, школу, класс….
ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Пташечки летали,
Крыльями махали.
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели. (Дети садятся)
- Мы сказали, что не должны мусорить.
- Что же делать с этими бутылками? Ваши предложения.
- Им можно дать вторую жизнь, чтобы они принесли нам пользу, а не вред. СЛАЙД
4. Первичное закрепление и осмысление.
РАБОТЕ В ГРУППЕ.
- Мы с вами сделаем стул. Совсем несложно. Нам понадобятся бутылки, скотч, ножницы и ваши умелые руки.
Учитель показывает свой стул. Объясняет как его делать. Дети делают свой. Выбирают капитана. (красный кружок)
2 ученика придумывают 2 предложения, в которых им.сущ. было бы подлежащим и второстепенным членом предложения. Определить род, число и падеж сущ. «стул»
Капитаны выходят к доске и читают предложения. Другие демонстрируют свой стул.
ИТОГ УРОКА.
- Какую часть речи мы повторяли?
- Скажите определение?
- Что нового вы узнали об имени сущ.? (приведите примеры)
- Что было интересным на уроке, а что было трудным?
ДОМ.ЗАДАНИЕ. с. 45. Упр.473. Смастерите с родителями или друзьями что-нибудь полезное из пластиковых бутылок и покажите его на следующем уроке.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
РЕФЛЕКСИЯ.
- У вас на столах кружочки зеленого и голубого цветов. Напишите на них то чувство, которое у вас осталось от урока. Скажите его вслух и прикрепите на белый круг на доске. (Учитель это делает первым). Можно спросить 2 учеников, почему именно это чувство( например, интерес)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...