Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Костицина Елена Александровна

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рассмотрим несколько аспектов этого вопроса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_razvitiya_rechi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рассмотрим несколько аспектов этого вопроса.

На уроке того или иного предметного цикла учитель, проводя опрос, постоянно ставит школьника в речевую ситуацию. Если ученик отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания, мы говорим о точности речи. Если школьник при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателей нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную (обеспечить внимание), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), мы говорим о выразительности речи. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Эти три признака: богатство, точность и выразительность речи - в школьной практике обозначают простым термином «хорошая речь».

К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. Особенно этот факт очевиден для учителей русского языка и литературы. И отсюда часто встречающаяся ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь, ведь речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры.

Развитие речи учащихся протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. Безусловно, ошибочно было бы считать, что благоприятные условия для развития речи детей складываются только в семье, либо на уроках русского языка и литературы. Уже упоминалось о больших неиспользующихся резервах развития речи в преподавании всех школьных дисциплин. Однако в руках учителя-словесника находится такое сильное средство воздействия на внутренний мир школьника, как художественная литература. С её помощью происходит становление личности, её нравственности, эмоций, наконец, самой речи. Научить школьников читать и любить книгу – важнейшая задача учителя. И начинать такую работу нужно как можно раньше.

Во многих школах среди 5-ых классов проводится мониторинг начитанности и читательских умений, сформированных в начальных классах. Обычно это тест, состоящий  из  заданий, в которых проверяется знание прочитанных литературных произведений, их авторов, определение темы и идеи текста, различие жанров произведений, понимание терминов  - того, что входит перечень требований к уровню подготовки уч-ся, оканчивающих начальную школу. Анализ результатов мониторинга чаще всего выявляет некоторые пробелы, на которые следует обратить внимание как учителям начальных классов, так и учителям – словесникам, чтобы своевременно скорректировать работу по устранению обнаруженных недостатков учебно-познавательной деятельности школьников.

Затруднение вызывают вопросы, связанные с теорией литературы: определение жанра, знание терминологии, неумение уч-ся определять тему и идею текста. Как избежать этих ошибок? Как можно раньше, систематически, последовательно работать с текстами, развивать речь школьников.

В методической копилке творческого учителя есть свои методы и приёмы обучения связной речи. Широкое применение в этой работе находит такая традиционная форма, как беседа – об изображённом на картине, о прочитанной книге, о любых наблюдениях и впечатлениях; анализ текста, его частей; разнообразные коммуникативно-речевые задания. Но главной всё-таки является творческая работа уч-ся. Детей надо «расписывать», и как можно раньше. Полезно предлагать темы для творческих работ с таким расчётом, чтобы в них раскрывалось личное детское видение на какое-то событие, предмет, проявилась своя манера передавать впечатления. «Ливень», «Праздник», «Счастье», «Грусть», «Осенний лист». Такие темы можно предлагать для творческих миниатюр – в несколько предложений. Если подобные работы и их анализ проводить часто -  дети перестанут бояться сочинений. Система обучения должна быть построена так, чтобы работа над словом велась ежеурочно. Личный опыт показывает эффективность проведения практически на каждом занятии этимологической, словарной и орфоэпической работы.

Для успешной работы по развитию речи уч-ся необходим системный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы

Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит информацию о различных подходах к формированию и развитию навыков развития речи у детей на уроках русского языка и литературы...

Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА

Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА...