"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла
по теме:
«Развитие речи учащихся
на уроках русского языка и литературы»
Учитель: Кидяева Валентина Николаевна
2013 г.
Развитие речи учащихся
на уроках русского языка и литературы
Одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Решающий фактор успешной реализации этой задачи - достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.
Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, А.Д. Алферова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.
Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что
- интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
- трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;
- интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
- малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса учащихся, развитию их речи на уроках актуальной.
Каждый учитель русского языка имеет свои наработки, в данном направлении, свой методический багаж.
По-моему, развитие речи – основная задача уроков русского языка и литературы, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.
Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:
1. Овладение нормами литературного языка;
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3. Обучение различным видам речевой деятельности.
1. Овладение нормами литературного языка
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
- письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства;
- свободный или творческий диктант;
- письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
- конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
- замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
- сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
- выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.
Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:
- заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
- «немые диктанты» (орфоэпические);
- проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
- объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Эффективность этих приемов увеличивается при использовании иллюстративного материала, игровых форм работы, при демонстрации презентации, выполненной самими учащимися и составлении лингвистических сказок, басен.
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
В своей работе я использую следующие приемы и методы:
Словарная работа
- работа со словами, фразеологизмами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;
- различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;
- сочинение-миниатюра по опорным словам;
- карточки с разнообразными заданиями;
- «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
- работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
- «Справочное бюро» - работа со словарями: поиск «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
- традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя речи учащихся
- Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.
- Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
3. Обучение различным видам речевой деятельности
Обучение слушанию:
- повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
- записать во время слушания опорные слова;
- конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).
Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).
От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе — научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко, система И.Т. Федоренко — И.Г. Пальченко, методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению - в темпе разговорной речи, обеспечивающем осмысление. Это темп 120— 150 слов в минуту. Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Необходимо иметь в виду следующие рекомендации:
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшие по объему упражнения.
2. Выбрать режим «жужжащего чтения». «Жужжащее» чтение было одним из основных элементов обучения в школе В.А. Сухомлинского. Все ученики читали одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас почти все специалисты удостоверились в эффективности такого чтения.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
4. Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.
5. Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты.
6. Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременным отдыхом), который необходим в том случае, если ребенок не любит читать.
Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение, подбираю тексты на актуальные проблемы современности. Использую следующие вопросы и задания:
- прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
- прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
- разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
- придумать альтернативное продолжение произведения;
- проанализировать происходящие в произведении события, охарактеризовать героев в ракурсе современности.
Стремясь оживить процесс работы, для отработки орфограмм и пунктограмм использую поэтические и прозаические тексты, по которым учащиеся предварительно готовятся к выразительному чтению и обсуждению в классе. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.
Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. Приведу примеры других форм, используемых в работе:
- сочинение-репортаж на актуальную тему современности;
- составление лингвистической сказки, басни (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);
- интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным политическим или общественным деятелем;
- составление фантастических рассказов, утопий: «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;
- отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;
- подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы», «Албанский язык» за и против»;
- доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;
- портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);
- составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».
Обычно я не ставлю детей в тесные рамки — предлагаю несколько (3—8) тем на выбор. Для анализа творческих работ и работ над ошибками стараюсь выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках.
Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения к слову, бережного с ним обращения, потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи – достижима лишь при систематической работе.
Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.
Приложение. Упражнения
- Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие ошибочными?
Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.
- Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.
А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.
Б). Он вполне ясно объяснил нам это.
В). В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
3. Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.
(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.
У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.
4. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.
Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облаказатемнили солнце, делая его медно-красным.
5. Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами. При этом следует несколько изменить порядок слов.
Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.
6. Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов:
с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.
7. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"
В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы
Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...
Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы
Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...
"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"
Данная статья содержит информацию о различных подходах к формированию и развитию навыков развития речи у детей на уроках русского языка и литературы...
Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА
Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА...