"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"
статья (5, 6 класс)

Шилова Вера Александровна

Данная статья содержит информацию о различных подходах к формированию и развитию навыков развития речи у детей на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вера Александровна Шилова,

учитель русского языка и литературы, ГБНОУ « Школа здоровья и индивидуального развития »,  

г. Санкт-Петербург.

                        Развитие речи на уроках русского языка и литературы.

         Речь – один из основных показателей общего культурного развития человека. Её значение в жизни каждого человека  огромно. Исходя из практики, мы знаем, что есть учащиеся, которые  нуждаются в дополнительной помощи, т.к их интеллектуальное и речевое развитие имеет свои специфические особенности и требуют коррекции для их правильного становления и развития.

        При работе с учащимися на уроках русского языка и литературы  очень часто сталкиваешься с тем, что у них наблюдается низкий уровень коммуникативных навыков, ограниченный запас лексических средств, которые необходимо корректировать, пополнять и развивать, ведь несформированность  устной речи влечет за собой и нарушение письменной речи. Очень часто в своей работе я стакиваюсь  с тем, что при письме дети  пропускают буквы, заменяют одни буквы другими, искажают звуковую структуру слов.  

      При работе с текстом дети испытывают затруднения в выделении главной мысли, нахождении  нужного слова или термина при выполнении задания, испытывают сложности при пересказе, страдают недостаточностью словарного запаса. В связи с этим, необходимо выстроить работу и подобрать задания на уроках русского языка и литературы таким образом, чтобы возможно было корректировать пробелы в знаниях как на внутритекстовом уровне, так и на вне текстовом.

     Для обогащения словарного запаса в своей работе с детьми очень эффективно использовать прием  незаконченного предложения, где детям необходимо не только восстановить текст по смыслу, но и выстроить его правильно грамматически. Для развития коммуникативных навыков, помимо приема пересказа, можно использовать задания на объяснение значения фразеологизмов и фразеологических оборотов ( «как за каменной стеной»; « мышиная возня» и.т. д ). Эти приемы помогут не только выстроить  работу на уроке  продуктивно, но и позволят  развить за короткий промежуток времени сразу несколько навыков. Это позволит обогатить словарный запас учащихся, вовлечь в процесс абсолютно каждого ребенка, помочь им сплотиться и развить коммуникативный навык, а также исключить ситуацию «зажима», который также может повлиять на умение правильно сформулировать свою мысль.

         

      Для развития навыков пересказа, в своей работе очень удобно прибегнуть к работе с репродукциями картин известных художников. Этот прием способствует не только развитию речевых умений, но и позволяет детям сосредоточиться на мельчайших деталях, которые необходимо найти и охарактеризовать,  а также дать им свою оценку. Если же ребенок на каком-либо моменте описания картины испытывает затруднения,   можно  использовать прием «наводящих вопросов», которые служат учащемуся опорой и сформирует навык правильного логического построения собственной речи.

      В заключении, хотелось бы отметить, что  развитие речевых навыков должна проводиться именно в системе и задействовано восприятие должно быть на всех уровнях (зрительном, слуховом, вербальном)  это связано с тем, что коррекция у  детей должна вестись одновременно и быть разносторонней (охватывать различный спектр проблем),а для  этого нужно выбирать материал, который  будет одновременно разнообразным, но при этом не будет перегружать ребенка при работе на уроке. Ведь урок должен содержать не только разнообразный материал, но и  разгружать ребенка психологически и быть  для него интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА

Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА...