Рабочая программа письмо и развитие речи в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Самусенко Сергей Петрович

Рабочая программа  письмо и развитие речи в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_9_klass.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса письмо и развитие речи в 9 классе составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 9 классов специальных( коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида, авторы-составители Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская (М., «Просвещение», 2014).

Программа рассчитана на 136ч. в год, 4ч. - в неделю. В том числе: развитие речи -11 ч., контрольные работы – 11 ч.

Цель обучения: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Задачи:

- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.

Содержание курса.

 Повторение.

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово.

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200,300,400; 40, 90, 100.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь.

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

  • части речи;
  • правила правописания слов.

Список литературы.

  1. Учебник «Русский язык» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. - М.: «Просвещение», 2014г.
  2. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение/ Шабалкова Т.П. - Волгоград: Учитель, 2012г.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол.час.

Элементы содержания

Практические и лабораторные работы

Дата проведения

Повторение. Предложение (7 ч.).

Простое предложение.

1

Простое предложение.

Распространенные и нераспространенные предложения.  

1

Простые распространенные и нераспространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения, распространение предложений второстепенными членами.

Однородные члены предложения.

1

Простые предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Схемы однородных членов предложений. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обращение.

1

Схемы предложений с обращениями, правило, знаки препинания при обращении, тренировочные упражнения для учеников.

Простое предложение.

1

Повторяется понятие о простом и сложном предложениях , знаках препинания при написании, чертятся схемы сложных предложений, составляются сложные предложения из простых по образцу.

Сложное предложение.

1

Вводный контрольный диктант №1 по теме «Предложение».

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Звуки и буквы (10 ч.).

Работа над ошибками.

Звуки гласные и согласные.

1

Сведения о звуках и буквах, русском алфавите, количестве гласных и согласных в нем, характеристика букв и звуков .

Твердые и мягкие согласные.

1

Дается понятие о твердых и мягких согласных, разбираются случаи твердости и мягкости согласных перед гласными и мягким знаком.

Звонкие и глухие согласные.

1

Сведения о парных звонких и глухих согласных, способы проверки при написании сомнительных согласных в словах.

Разделительный ь и ъ.

1

Роль мягкого и твердого знаков в словах, их употребление после согласных и гласных. Правило правописания разделительного Ъ и Ь знаков, умение записывать слова с ними.

Ударные и безударные гласные.

1

Понятие об ударных и безударных гласных, правило о написании безударных гласных, тренировочные упражнения.

Р.р. Деловые бумаги, связанные с поступлением на работу: объявление.

1

Понятие о деловых бумагах их роли в жизни человека, понятие об объявлении, обучение составлению объявлений.

Развитие речи.

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Повторение и закрепление о звонких и глухих согласных, умение записывать слова сними, знание правила.

Непроизносимые согласные.

1

Объясняются правила подсчета количества букв и звуков в слове, повторяются правила помогающие это делать.

Вводный контрольный диктант №2 по теме «Звуки и буквы».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Состав слова (11 ч.).

Состав слова.  Разбор слова по составу.

1

Дается понятие о составе слова и его частях: корне, суффиксе , приставке, окончании; о сложных словах путем сложения корней.

Написание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1

Рассматривается правило о единообразном написании ударных и безударных гласных в корнях слов, об однокоренных словах.

Написание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

1

Рассматривается правило о единообразном написании ударных и безударных гласных в корнях слов, об однокоренных словах.

Правописание приставок.

1

Правописание приставок, меняющих конечную согласную ,в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис- ), раз-(рас-).

Правописание приставок раз-(рас-), воз-(вос-),из-(ис-), без-(бес-).

1

Правописание приставок, меняющих конечную согласную ,в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-),  из-(ис- ), раз-(рас-).

Р.р.  Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо.

1

Текст подобного для написания. сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо, раскрываются методы построения данного сочинения.

Развитие речи.

Сложные слова.

1

Дается понятие о сложных словах , образованных способом сложения корней при помощи соединительных

гласных О и Е и без них.

Сложносокращенные слова.  

1

Вводится понятие о сложносокращенных словах их применении и написании.

Обобщение по теме «Состав слова».

1

Расширяется и закрепляется понятие о составе слова.

Контрольный диктант №3  по теме «Состав слова».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

 Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Имя существительное (9 ч.).

Роль имени существительного в речи.

1

Дается понятие о роли и значении имени существительного.

Грамматические признаки имени существительного.

1

Выделяются основные грамматические признаки существительного.

Склонение  имен существительных.

1

Вводится понятие о склонении имен существительных, их окончаниях.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Несклоняемые имена существительные.

1

Существительные, которые не изменяются по падежам.

Обобщение по теме « Имя существительное».

1

Обобщение по теме « Имя существительное».

Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Р.р. Деловые бумаги. Заявление о поступлении на работу, об увольнении, о предоставлении очередного отпуска.

1

Деловые бумаги, связанные с поступлением на работу: заявление о поступлении на работу, об увольнении, о предоставлении очередного отпуска.

Развитие речи.

Имя прилагательное (10 ч.).

Роль прилагательного в речи.

1

Знакомство с ролью имени прилагательного в речи, вопросами его, согласование его с именем существительным, значением прилагательного.

Согласование прилагательных с существительными.

1

Согласование имени существительного и имени прилагательного, их взаимосвязь. Определение рода, числа и падежа прилагательного.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Написание разделительного Ь в окончаниях.

 Безударные окончания имен прилагательных.

1

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Безударные окончания прилагательных.

Правописание безударных окончания окончаний имен прилагательных.

1

Имена прилагательные на

-ий, -ья, -ье, -ьи.

1

Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Безударные окончания прилагательных.

Р.р. Деловое письмо: расписка.

1

Роль делового письма в жизни людей.  Расписка, когда, в каких ситуациях она дается. Обучение написанию расписки.

Развитие речи.

 Обобщение по теме « Имя прилагательное».

1

Обобщение по теме « Имя прилагательное».

Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Личные местоимения (8 ч.).

 Местоимение как часть речи.

1

Часть речи – местоимение, его роль в речи, личные местоимения, грамматические признаки местоимений.

 Лицо и число местоимений.

1

Личные  местоимения: лицо, число, склонение.

 Склонение личных местоимений.            

1

Правила написания личных местоимений, его лицо и число, склонение личных местоимений.

 Личные  местоимения с предлогами.            

1

Правила написания личных местоимений, его лицо и число, склонение личных местоимений.

Правописание личных местоимений 3 –го лица.

1

Правила написания личных местоимений, его лицо и число, склонение личных местоимений.

 Обобщение по теме «Личные местоимения».

1

Обобщение по теме «Местоимение как часть речи».

 Контрольный диктант №6 по теме «Личные местоимения».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Глагол (16 ч.).

 Роль и значение глаголов в речи.

1

Роль глагола в речи, грамматические признаки глагола. Значение глагола.

 Грамматические признаки глагола.

1

Грамматические признаки глагола.

 Неопределенная форма глаголов.

1

Форма глагола, ее изменение, неопределенная форма глагола.

Р.р.  Изложение «Мохнатая семейка».

1

Обучение написанию изложения. Знакомство с текстом, анализ прочитанного, составление плана, орфографический разбор текста.

Развитие речи.

Не с глаголами.

1

Значение отрицания придаваемое  

частицей НЕ при написании с глаголами. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

Изменение глаголов по лицам и числам. Рассмотрение таблицы и знакомство со спряжением. Объяснение и запоминание правила.

Спряжение глаголов.

1

Спряжение глаголов, написание окончаний глаголов 2-го лица, единственного числа.

I и II спряжение глаголов.

1

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

 Правописание личных окончаний глаголов I спряжения.

1

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы 2 спр. В неопределенной форме их окончания.

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения.

1

 Повелительная форма глаголов.

1

Глаголы в повелительной форме единственного и множественного числа.

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

1

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Мягкий знак в глаголах.

1

Мягкий знак в глаголах.

 Обобщение по теме «Глагол».

1

Обобщение по теме «Глагол».

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Наречие (11 ч.).

 Понятие о наречии.

1

Понятие о наречии. Вопросы, на которые отвечают наречия.

Наречие - неизменяемая часть речи.

1

Наречие - неизменяемая часть речи.

Категории наречий.

1

Вопросы, на которые  отвечает каждая категория наречия.

 Наречия, которые обозначают время, место действия.

1

Наречия, обозначающие время, место действия.

Наречия способа действия.

1

Наречия, обозначающие время, место и способ действия. Вопросы, на которые отвечает каждая категория наречия.

  1. .

 Правописание наречий с а и о на конце.

1

Знакомство с правописанием наречий с О и А на конце слова.

О и а на конце наречий.

1

Знакомство с правописанием наречий с О и А на конце слова. Знать правило правописания наречий с О и А на конце. Уметь объяснять их написание. Уметь составлять новые наречия от других частей речи.

Р.р. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

1

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

Развитие речи.

  Обобщение по теме «Наречие».

1

  Обобщение по теме «Наречие»

Контрольный диктант №8 по теме «Наречие».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Имя числительное (14 ч.).

 Понятие об имени числительном.

1

Понятие об имени числительном, его значении, вопросах.

Разряды имен числительных.

1

Разряды числительных: порядковые и количественные.

 Порядковые числительные.

1

Закрепляется понятие о количественных и порядковых числительных.

Количественные числительные.

1

Р.р. Деловое письмо: объяснительная записка.

1

Роль делового письма в жизни людей. Объяснительная записка: когда, в каких случаях она пишется, Умение оформлять ее.

Развитие речи.

 Правописание числительных

от 5 до 20 и 30; от 50 до 80.

1

Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900. Правила правописания этих числительных. Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Правописание числительных от 500 до 900.

1

 Правописание числительных

90, 200.

1

Правописание числительных 90, 200, 300, 400. Правила правописания этих числительных. Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Правописание числительных

300, 400.

1

Правописание числительных 40, 90.

1

Правописание числительных 40, 100. Правила правописания этих числительных. Умение находить их в тексте и правильно записывать.

Р.р.  Деловое письмо: доверенность.

1

Роль делового письма в жизни людей. Доверенность: когда, в каких случаях она пишется, Умение оформлять ее.

Развитие речи.

Обобщение по теме «Имя числительное».

1

Обобщение по теме «Имя числительное».

Контрольный диктант №9 по теме «Имя числительное».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Части речи (6 ч.).

 Части речи.

1

Понятие о частях речи, как объединенных группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

1

Понятие о частях речи, как объединенных группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Р.р. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

1

Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету.

Развитие речи.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

1

Понятие о частях речи, как объединенных группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.

1

Понятие о частях речи, как объединенных группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.

1

Понятие о частях речи, как объединенных группах слов, различающихся по грамматическим признакам.

Предложение (20 ч.).

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

Простое предложение. Схемы простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

Предложения распространенные и нераспространенные.

Предложения с однородными членами.

1

Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Р.р.  Сочинение с привлечением сведений из прочитанных книг.

1

Развитие речи. Сочинение с привлечением сведений из прочитанных книг. «Песня о Вещем Олеге» Повторение произведения, краткий анализ содержания.

Развитие речи.

 Обращение.

1

Обращение – слова, которые указывают к кому обращена речь.

Знаки препинания при обращении.

1

Знаки препинания при обращении.

 Сложное предложение.

1

Сложные предложения. Схемы сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

 Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

1

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

 Сложное предложение со словами который, когда, где, чтобы, что, потому что.

1

Сложные предложения с союзными словами.

Сложные предложения с союзными словами.

1

Сложные предложения с союзными словами.

 Составление сложных и простых предложений.

1

Составление простых и сложных предложений.

 Прямая речь.

1

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Прямая речь после слов автора.

1

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Постановка знаков препинания в предложениях.

1

Постановка знаков препинания в предложениях.

Р.р.  Деловое письмо: автобиография.

1

Развитие речи. Деловое письмо: автобиография. Понятие о резюме  при поступлении на работу и поисках работы.

Развитие речи.

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

1

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Большая буква в прямой речи.

1

Прямая речь после слов автора. Оформление прямой речи на письме.

Контрольный диктант №10 по теме «Предложение».

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.  

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Повторение (14 ч.).

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

Повторение изученного о звуках и буквах.

Повторение по теме «Части речи».

1

Повторение изученного о частях речи.

Повторение по теме «Состав слова».

1

Повторение изученного о составе слова за год.

Повторение по теме

«Имя существительное».

1

Повторение изученного об имени существительном.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

Повторение изученного о имени прилагательном.

Повторение по теме «Местоимение».

1

Повторение изученного о местоимении.

Повторение по теме «Глагол».

1

Повторение изученного о глаголе.

Повторение по теме «Наречие».

1

Повторение изученного о наречии.

Повторение по теме «Имя числительное».

1

Повторение изученного о имени числительном.

Итоговый контрольный диктант №11 за курс 9 класса.

1

Дается текст контрольной работы и грамматическое задание по изученному за год материалу.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

1

Поводится анализ допущенных ошибок в диктанте и в грамматическом задании, и работа над ними.

Простые и сложные предложения.                

1

Простые и сложные предложения. Схемы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

Подведение итогов за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...