рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа (10 класс) по теме
рабочая программа по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_10_kl._vosstanovlen_-_kopiya.docx | 50.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида № 28
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО учителей решением ПС учреждения
гуманитарного цикла Протокол № ___ от______
Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______
Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа
по развитию речи
10 класс
Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования
Разработала: Голованова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СКОШИ V вида № 28
Москва, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по развитию речи создана на основе примерной программы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» и адаптирована для учащихся коррекционной школы V вида, с учетом их индивидуальных особенностей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, с опорой на знания коррекционной педагогики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Язык (по своей специфике и социальной значимости) – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Развитие речи» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в коррекционной школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей таких учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности для детей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Родной язык является средством приобщения таких детей к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками, так как от других детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения детей с тяжелыми нарушениями речи практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения таких детей в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В примерной программе реализован коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в качестве знаний, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что препятствует их обучению в общеобразовательной школе.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.
Наряду с задачами общеобразовательной школы в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:
- Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
- Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основным общим образованием с нормативным сроком усвоения – 6 лет.
Коррекция нарушений речи и письма проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках русского языка, развития речи и литературы. В связи с этим выделены специальные учебные предметы:
- русский язык;
- развитие речи;
- литература.
Учитывая особенности детей, программа основной школы по русскому языку распределена на шесть (5-10 классы) лет обучения. Каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами освоения выпускниками основной коррекционной школы программы по развитию речи являются:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
- Достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной коррекционной школы программы по русскому языку являются:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- Владение разными видами чтения;
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками общеобразовательной коррекционной школы программы по развитию речи являются:
- Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- Владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- Владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- Способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- Умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
- Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные содержательные линии.
Направленность курса развития речи на формирование языковой компетенции нашла отражении е в структуре данной программы. В ней выделяется сквозная содержательная линия, обеспечивающая формирование:
- Коммуникативной компетенции;
- Языковой и лингвистической компетенции.
Содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В примерной программе представлены две содержательные линии, изучение первой из них направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Лексикология и фразеология».
Все эти разделы выделены в данной программе в отдельный курс «Развитие речи» на основании вышеизложенных особенностей обучения детей с ТНР.
Вторая содержательная линия включает разделы, входящие в курс «Русский язык», отражает устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представленная в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа, неразрывно связана с содержанием курсов как русского языка, так и развития речи.
На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.
Преподавание развития речи направлено на достижение следующих целей:
- Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
- Обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации V вида предусматривает изучение предмета «Развитие речи» на этапе основного общего образования с растяжкой в один год в объеме 350 часов. В том числе: 5 класс – 70 часов, 6 класс – 70 часов, 7 класс – 70 часов, 8 класс – 70 часов, 9 класс – 35 часов, 10 класс – 35 часов.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы организации учебного процесса: работа с учебником, словарный диктант, практикум, тренировочные упражнения, опрос, работа с текстам, написание изложений и сочинений.
Виды и формы контроля:
- Комплексный анализ текста
- Сочинение по картине
- Изложение с элементами сочинения
- Устное высказывание на лингвистическую тему
- Подробное, сжатое и выборочное изложение
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.
Владеть монологом (описание) и диалогом.
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Характеристика основных видов учебной деятельности: Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.
Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Излагать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуации ей общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Писать неофициальные письма, расписки, доверенности, заявления.
Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Характеристика основных видов учебной деятельности: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).
Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка.
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад, публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Характеристика основных видов учебной деятельности: Отличать официально-деловой текст от текстов другого характера.
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания официально-делового стиля.
Соблюдать нормы построения официально-делового стиля.
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выступать перед аудиторией сверстников.
Общие сведения о языке
- Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимании е роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Орфоэпия
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
- Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Язык и культура
- Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества. В художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Характеристика основных видов учебной деятельности: Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.
Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.
Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.
Использовать орфоэпический словарь.
Учебники, реализующие рабочую программу:
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
Данное учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ТНР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Тематическое планирование по развитию речи.
10 класс
(34 часа- 1час в неделю)
№ | Раздел | Кол. часов |
1 | Речь и речевое общение. Умение общаться – важная часть культуры человека. Речевая ситуация. Монолог и диалог, их разновидности. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (описание). | 2 |
2 | Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная и дополнительная информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Аудирование (слушание). Правила эффективного слушания. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения. Письмо. Основные особенности письменного высказывания, подробное, выборочное, сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания тезисов, неофициальных писем, расписок, доверенностей, заявлений. | 10 |
3 | Текст Текст и его основные признаки. Понятие текста, основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Тема текста, его основная мысль. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротемы текста. Описание как функционально-смысловой тип речи. Функционально смысловой тип речи: описание. Его особенности. Структура текста. План текста, Абзац. Средства связи предложений и частей текста. | 14 |
4 | Функциональные разновидности языка Функциональный стиль языка: официально-деловой. Основные жанры разговорной речи: рассказ. Его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление. Их особенности. | 4 |
5 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения. Ударение, его смыслоразличительная роль. Особенности ударения в русском языке. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. Трудные случаи ударения в словах. Трудные случаи ударения в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь. | 4 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать и понимать:
- Смысл понятий: речь устная и речь письменная, монологи, диалоги, сфера и ситуация речевого общения.
- Особенности основных жанров
- Признаки текста и его функционально-смысловых типов
- Основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета
Уметь:
АУДИРОВАНИЕ
- Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа
- Составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ
- Формулировать вопросы по содержанию текста
- Замечать в собственной и чужой речи отступления от нормы литературного языка
ЧТЕНИЕ:
- Составлять конспект прочитанного текста
- Составлять тезисный план текста
- Оценивать степень понимания содержания прочитанного текста
ГОВОРЕНИЕ:
- Создавать устные монологические высказывания на актуальные темы
- Владеть нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения
- Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста
ПИСЬМО:
- Пересказывать прослушанный текст
- Создавать сочинения по картинам и заданным темам
- Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания)
- Писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства
- Вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование) писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста
- Совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки
ТЕКСТ:
- Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи
- Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, уместного и выразительного словоупотребления
- Пользоваться разными видами словарей
ЛИТЕРАТУРА
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М.: 2007.
- Воителева Т.М., Войлочкова К.А., Н.А. Герасимова Н.А. и др. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /- М.: Дрофа, 2010
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— -е изд., дораб.— М.: 1998.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. -М.: Вербум-М, 2010.
- Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / –М.: Дрофа, 2010
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 1991.
Материально-технические средства обучения
Наглядные пособия:
- печатные пособия (картинки, плакаты, портреты, графика, таблицы и т.д.);
- проекционные материалы (видеофильмы, слайды, диски).
К техническим средствам относятся: мультипроектор, видеомагнитофон, компьютер, телевизор.
Информационные ресурсы в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 7 вида
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 5 класс,учебник Виленкин,для обучающихся 7 вида.(3 часа в неделю)...
Рабочая программа по математике 5 класс для учащихся 8 вида
Рабочая программа (учебник Н. Я. Виленкин) содержит пояснительную записку, требованияк учащимся, календарно-тематическое планироание....
рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по развитию речи...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 5 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 5 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 6 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида. 6 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 7 класс.
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 7 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...
Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 8 класс.
Рабочая программа по развитию речидля коррекционной школы 5 вида, 8 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компон...