Рабочая программа по развитию речи 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_dlya_8_klassa.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе: авторской программы для общеобразовательных учреждений РФ, Русский язык 5-9 классы, / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2007 год.

   Русский язык. 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.-7-изд.-М.: «Просвещение», 2010 год

Кол-во часов: 34

Преподавание ведется в 2013-2014 учебном году в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);
  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»;
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования,   утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
  • Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);
  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года;
  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);
  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);
  • Приказ  Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
  • Примерные программы по русскому языку.

 Региональный уровень

  • Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
  • Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»; 
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп;
  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935  «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом   управления   образования  и  науки  Белгородской  области  от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного  учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  • Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных  планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.  

В соответствии с целью обучения увеличивается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознавать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

     Данная рабочая программа  практико-ориентированного курса составлена  в соответствии  с   требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования.

    Программа курса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

   Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность. Вот почему среднее и высшее образование в последнее время ориентировано на гуманитаризацию обучения, обеспечивающую формирование личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой. Становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Важно сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных условиях речевого общения.

    Программа «Развитие речи» предусматривает не только теоретическую, но и практическую направленность на формирование речевых умений учащихся: речеведческих понятий стиля, типа речи, текста, его строения и анализа. Необходимо научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Выявление стилистических возможностей и особенностей функционирования того или иного речевого средства в условиях образцового контекста поможет учащимся постепенно накопить многообразный материал о закономерностях употребления средств языка. Расширяя и уточняя свои познания в области стилистики, учащиеся на практике убеждаются  в необходимости продуманно  соотносить выбор речевых средств с идейно- художественными задачами высказывания.  В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку для данной программы подобраны  тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

    Навыки, которые предполагается продолжать развивать в процессе работы данной программы, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других видов письменных работ.

Цель :

познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;

пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;

помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;

развитие творческих способностей учащихся;

способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.

   

Задачи :

составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;

расширить знания по основным вопросам культуры речи;

помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;

выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;

дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;

подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате обучения на основе данной рабочей  программы по «Развитию  речи», обучающиеся должны овладеть умениями:

- адекватно понимать информацию устного сообщения;

- адекватно понимать информацию письменного сообщения;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять функционально-смысловой тип речи;

- определять речевые жанры;

- проводить речевой  анализ текста;

- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

- находить грамматическую основу предложения;

- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

Оценка знаний, уровня сформированности компетенций

Выбор методов обучения определяется назначением программы, её целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом.

Оценка знаний, уровня сформированности  компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, устная  оценка учителя.

                                                 Планирование программного материала

                                                          ( 34 часа – 1 час в неделю)

 

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

                              Примечания                        

По плану

Фактически

1

Основные цели и задачи курса.

Значение курса, основные темы

1

2

Русский язык в современном мире

1

3

Русские писатели и ученые о языке

1

4

Устная и письменная речь

1

5

Монолог и диалог.

1

6

Ораторская речь. Её особенности

1

7

Типы речи  в очерках, их особенности.

1

8

Стили речи, их особенности

1

9

Тема текста. Понятие микротемы  текста. Проблема текста. Оформление текста на письме

1

10

Анализ текста

1

11

Публичное выступление об истории своего края

1

12

Сбор материала к сочинению, его систематизация

1

13

Словотворчество

1

14-

15

Сочинение-рассуждение на свободную тему

2

16

Изложение. Подробное и сжатое изложение

1

17-

18

Написание сжатого изложения

2

19

Анализ написанного изложения

1

20

Публичное выступление на общественно значимую тему

1

21

Сочинение - рассуждение

публицистического характера

1

22

Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности

1

23-

24

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине

2

25-

26

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

2

27

Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж.

Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой.

Составление репортажа

1

28

Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью.

1

29

Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка

1

30

Очерк о трагическом герое .Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе

1

31-

32

Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе Устный рассказ с обрамлением на свободную тему

2

33

Юмористический рассказ. Юмор. Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни

1

34

Фельетон. Художественные особенности фельетона

1

Литература:

  1. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М,: Высшая школа, 2004
  2. Капинос В. И.,.Сергеева В.И., Соловейчик Н.Н., Новоселова Л.Л. Лингвистический анализ текста. - М.: Просвещение, 2003
  3. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.- М.:  Просвещение, 2000
  4. Никитина Е. И. Русская речь.  .  -  Москва.: Дрофа, 2012
  5. Греков В.Ф.,  Крючков С.Ю., Чешко Л.А.   Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2007

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  9.  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

     http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  1. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  3.  http://www.openclass.ru/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....