Рабочая программа по развитию речи 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_dlya_8_klassa.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе: авторской программы для общеобразовательных учреждений РФ, Русский язык 5-9 классы, / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2007 год.
Русский язык. 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.-7-изд.-М.: «Просвещение», 2010 год
Кол-во часов: 34
Преподавание ведется в 2013-2014 учебном году в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
- Конституция Российской Федерации (ст. 43);
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 01.04.2012) «Об образовании»;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;
- Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
- Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
- Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
- Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);
- Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 09.03.2010 года;
- Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);
- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
- Примерные программы по русскому языку.
Региональный уровень
- Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
- Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп;
- Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 года № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения увеличивается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознавать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Данная рабочая программа практико-ориентированного курса составлена в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования.
Программа курса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного курса в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность. Вот почему среднее и высшее образование в последнее время ориентировано на гуманитаризацию обучения, обеспечивающую формирование личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой. Становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения. Важно сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение языком в разных условиях речевого общения.
Программа «Развитие речи» предусматривает не только теоретическую, но и практическую направленность на формирование речевых умений учащихся: речеведческих понятий стиля, типа речи, текста, его строения и анализа. Необходимо научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Выявление стилистических возможностей и особенностей функционирования того или иного речевого средства в условиях образцового контекста поможет учащимся постепенно накопить многообразный материал о закономерностях употребления средств языка. Расширяя и уточняя свои познания в области стилистики, учащиеся на практике убеждаются в необходимости продуманно соотносить выбор речевых средств с идейно- художественными задачами высказывания. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку для данной программы подобраны тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Навыки, которые предполагается продолжать развивать в процессе работы данной программы, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других видов письменных работ.
Цель :
познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
развитие творческих способностей учащихся;
способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.
Задачи :
составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
расширить знания по основным вопросам культуры речи;
помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате обучения на основе данной рабочей программы по «Развитию речи», обучающиеся должны овладеть умениями:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- адекватно понимать информацию письменного сообщения;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять функционально-смысловой тип речи;
- определять речевые жанры;
- проводить речевой анализ текста;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- находить грамматическую основу предложения;
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций
Выбор методов обучения определяется назначением программы, её целями. Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично-поисковым и исследовательским методом.
Оценка знаний, уровня сформированности компетенций носит комплексный характер: самооценка, взаимооценка, устная оценка учителя.
Планирование программного материала
( 34 часа – 1 час в неделю)
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Примечания | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Основные цели и задачи курса. Значение курса, основные темы | 1 | |||
2 | Русский язык в современном мире | 1 | |||
3 | Русские писатели и ученые о языке | 1 | |||
4 | Устная и письменная речь | 1 | |||
5 | Монолог и диалог. | 1 | |||
6 | Ораторская речь. Её особенности | 1 | |||
7 | Типы речи в очерках, их особенности. | 1 | |||
8 | Стили речи, их особенности | 1 | |||
9 | Тема текста. Понятие микротемы текста. Проблема текста. Оформление текста на письме | 1 | |||
10 | Анализ текста | 1 | |||
11 | Публичное выступление об истории своего края | 1 | |||
12 | Сбор материала к сочинению, его систематизация | 1 | |||
13 | Словотворчество | 1 | |||
14- 15 | Сочинение-рассуждение на свободную тему | 2 | |||
16 | Изложение. Подробное и сжатое изложение | 1 | |||
17- 18 | Написание сжатого изложения | 2 | |||
19 | Анализ написанного изложения | 1 | |||
20 | Публичное выступление на общественно значимую тему | 1 | |||
21 | Сочинение - рассуждение публицистического характера | 1 | |||
22 | Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности | 1 | |||
23- 24 | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине | 2 | |||
25- 26 | Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему | 2 | |||
27 | Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж. Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой. Составление репортажа | 1 | |||
28 | Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью. | 1 | |||
29 | Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка | 1 | |||
30 | Очерк о трагическом герое .Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе | 1 | |||
31- 32 | Рассказ с необычным построением. Завязка, кульминация, развязка; их место в рассказе Устный рассказ с обрамлением на свободную тему | 2 | |||
33 | Юмористический рассказ. Юмор. Юмористический рассказ о самом смешном случае в вашей жизни | 1 | |||
34 | Фельетон. Художественные особенности фельетона | 1 |
Литература:
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М,: Высшая школа, 2004
- Капинос В. И.,.Сергеева В.И., Соловейчик Н.Н., Новоселова Л.Л. Лингвистический анализ текста. - М.: Просвещение, 2003
- Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.- М.: Просвещение, 2000
- Никитина Е. И. Русская речь. . - Москва.: Дрофа, 2012
- Греков В.Ф., Крючков С.Ю., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2007
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 5 класс
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по развитию речи...
рабочая программа по развитию речи 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа по развитию речи...