Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, по традиционной программе, используется учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Это второй час по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_8_klass_odnorodnye_chleny.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами» (второй час).

Класс: 8

Учитель: Минушкина Татьяна Владимировна

Планируемые результаты

Предметные:

1. Углубление понятия об однородных членах, связанных сочинительными союзами.

2. Отработка умения находить однородные члены, выделять их на письме и расставлять знаки препинания.

3. Наблюдение над особенностями употребления сочинительных союзов при однородных членах и в сложном предложении.

Метапредметные:

1. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования,  целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, самооценки и коррекции.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

3. Формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Основные понятия урока: однородные члены, сочинительные союзы.

Ресурсы:

учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.;

раздаточные дидактические материалы (листы с заданием и рефлексией);

словарная карточка;

схемы предложений с однородными членами.

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся

1.

Организационный момент

1. Приветствие.

2. Оформление тетрадей.

Осознанное включение в учебную деятельность.

2.

Мотивация

- Посмотрите на доску. Прочитайте предложение

И в дождь и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку
Играл с душой.

- Что вы заметили? Что можно сказать об этом предложении?

- Чего не хватает? Выйдите к доске и поставьте знаки препинания. Почему вы поставили именно здесь?

- Сколько рядов однородных членов в этом предложении? Подчеркните их. Чем связаны однородные члены?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Молодцы. Это и будет темой нашего урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами». Запишите в тетради.

Наблюдение над языковым материалом. Создание устного высказывания на лингвистическую тему.

3.

Целеполагание

- Вам уже знакома эта тема?

- Как вы думаете, о чём предстоит узнать и чему научиться?

- Тогда попробуйте поставить цель сегодняшнего урока.(Корректирую ответы)

Прогнозирование и  формулирование цели своей учебной деятельности.

4.

Актуализация знаний

1. Работа с деформированными предложениями (3 учащихся у доски)

Откройте учебники на с.141, найдите упр. 253.

- Что необходимо сделать?

- Сможем мы сразу выполнить это задание?

- Что нужно знать для его правильного выполнения?(Правила постановки знаков препинания при однородных членах с сочинительными союзами)

- Давайте попробуем первое предложение все вместе.

- Известен ли вам художник Серов? Какие его картины вы знаете?

- Страна должна знать своих героев.

- Запишите получившееся предложение.

– Какую роль играет здесь повторяющийся союз И? (Служит для усиления утверждения)

- Два других предложения достройте самостоятельно, а 2 человека запишут их на доске.

- Какие орфограммы вам встретились? Почему пишем одну Н? Слитно или раздельно не?

2. Самопроверка.

- Посмотрите на доску, так ли у вас получилось? Проверьте себя.

- Как ставятся знаки при повторяющихся союзах?

– Какую роль играет повторяющийся союз И? (Служит для усиления утверждения)

3. Словарная работа.

- Все ли слова вам были известны?

- Что значит слово колорит?

- Консультант нашёл значение этого слова в толковом словаре. (Зачитывает словарную статью:

Колорит - сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины.)

- Запишите слово посередине строки, запомните, как оно пишется и что обозначает.

Актуализация необходимых знаний, развитие навыков смыслового чтения и анализа.

Грамматический анализ.

Орфографический анализ.

Самоконтроль и коррекция.

Самостоятельная работа со словарём, выделение орфограмм.

5.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Наблюдение над языковым материалом.

- Посмотрите на доску. Сравните эти предложения. (Первое мы уже разобрали в начале урока, а второе Художник долго подбирал нужные тона, и вот картина заиграла удивительными красками.)

- Что их объединяет? (сочинительный союз И)

- Что может соединять этот союз?

- Как мы поступаем с расстановкой знаков препинания?

2. Соотнесение собственных выводов с материалом учебника.

- Проверим, правильные ли выводы мы сделали.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 140.

- Почему союз И требует особого внимания при постановке знаков препинания?

3. Работа со схемами-моделями.

- Давайте обратимся к схемам-моделям предложений.

 - Прокомментируйте первую.

Придумайте предложение к этой схеме. Помните, что предложение должно быть красивым, надо развивать свою речь.

- А как расставим знаки препинания в такой схеме?

- Составьте предложение.

- А если я уберу союз, изменятся ли знаки препинания? Исправьте на доске.

Составьте предложение к этой схеме.

- Запишите понравившееся предложение вместе со схемой.

- Кому трудно, можно обратиться к учебнику и составить по аналогии.

Что у вас получилось?

- Какой же вывод мы сделаем? От чего зависит постановка знаков препинания? (От того, что соединяет союз И и какой он, одиночный или повторяющийся.)

Анализ языкового материала.

Построение умозаключения на основе наблюдений.

Отработка навыка графического обозначения однородных членов

Формирование умения самостоятельно строить предложения с однородными членами и расставлять знаки препинания в них.

Речевое оформление вывода на основе анализа языкового материала.

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа по вариантам.

- Посмотрите на задания, которые я вам распечатала. 

Вариант 1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озёра, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

________________

Вариант 2.  Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. (И.Соколов-Микитов)

_________________

- Давайте посмотрим, что получилось у первого варианта. Какую цифру вы выписали? Почему? Докажите.

А второй вариант?

- Я не случайно дала вам такое задание. Оно встречается в экзамене 9 класса. Сложно? Сможете вы его выполнить- Вот видите, вы уже частично готовы к сдаче ОГЭ.

 

Работа по применению знаний на новом материале.

Формирование умения видеть однородные члены в предложении.

Пропедевтическое задание по типу ОГЭ.

7.

Подведение итогов (рефлексия)

- Вернёмся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока.

Достигли ли мы с вами этой цели?

- Заполните табличку рефлексии. Поставьте плюс, если вы можете это делать, если сомневаетесь, поставьте +-. Если не  справитесь, поставьте минус.

- Есть ли минусы?- Что вызывает затруднения?

2. Оценивание.

- Кто сегодня активно работал на уроке, сдайте тетради. Я посмотрю ваши работы и поставлю комплексную оценку.

3. Проверка творческого задания.

- Я попросила ребят из вашего класса обратиться к однородным членам с позиции отличника и двоечника. Давайте посмотрим, что у них получилось.

- Чья позиция вам ближе?

- Нужны ли однородные члены? Зачем?

- И всё же я призываю вас уважать однородные члены, употреблять их в своей речи, ведь они делают её красивее.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

Составление собственного связного текста и его анализ.

8.

Задание на дом.

Вы получаете разноуровневое задание.

Упр. 252, где надо расставить знаки препинания и объяснить это.

- А люди творческие могут обратиться сами к однородным членам и записать своё обращение (5-6 предложений.)

- Спасибо за работу на уроке.

Отработка умения видеть однородные члены и расставлять знаки препинания.

Составление собственного связного текста.

Рабочая карта

Фамилия, имя____________________________________________________________________________

Дата ____________________________________________________________________________________

Вариант 1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озёра, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

________________

Таблица рефлексии

+ или -

Я могу…

Я могу сформулировать тему урока.

Я могу сам поставить цель.

Я могу расставить знаки препинания в предложении с союзом И.

Я могу составить предложение с однородными членами.

Я могу найти среди нескольких предложений предложение с однородными членами.

Рабочая карта

Фамилия, имя____________________________________________________________________________

Дата ____________________________________________________________________________________

Вариант 2.  Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. (И.Соколов-Микитов)

_________________

Таблица рефлексии

+ или -

Я могу…

Я могу сформулировать тему урока.

Я могу сам поставить цель.

Я могу расставить знаки препинания в предложении с союзом И.

Я могу составить предложение с однородными членами.

Я могу найти среди нескольких предложений предложение с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".

Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.

Данный конспект урока поможет учителю организовать работу по  повторению и обобщению знаний учащихся 8 класса о пунктуации при однородных членах предложения....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...