урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
на уроке использовался материал о великом писателе А. С. Пушкине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 42 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ПРОВЕДЁННЫЙ В 8 «А» КЛАССЕ
МОУ «СОШ Р.П.ОЗИНКИ».
10 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА
Учитель: Власова Т.П.
Тема: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».
Цели:
1. уточнить и расширить представления о средствах и способах соединения однородных членов;
2. усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков;
3. закрепление знаний о группах союзов по значению;
4. развитие творческих способностей;
5. воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина.
1.Организационный момент.
2.Объявление темы урока.
3. Постановка целей урока.
4. Работа с эпиграфом к уроку:
В творчестве Пушкина заключилось
богатство, сила и гибкость
нашего языка.
Н. В. Гоголь.
5. Краткая историческая справка:
-А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве,
- 8 февраля 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом,
- 10 февраля 1837 года великий поэт скончался.
6. Введение в тему:
А) устная характеристика предложения:
- по цели высказывания (повествовательное)
по эмоциональной окраске (невосклицательное)
- по наличию грамматических основ (простое)
- по наличию главных членов (односоставное, безличное)
- по степени осложнения (осложнено однородными членами, которые соединены интонацией перечисления и сочинительным (соединительным) союзом.)
7. Актуализация опорных знаний:
А) Рассказать об однородных членах предложения:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие по строению предложения имеют однородные члены?
- Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
8. Работа над темой урока:
1) работа с текстом.
1. Мы читаем, любим и заучиваем наизусть стихи А. С. Пушкина.
2. Он близок и дорог нам.
3. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
4. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.
5. Ни время, ни расстояния не властны над ним.
6. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
7. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более восьмисот лирических стихотворений.
8. Стихи ли о душевном мире поэта, картины ли природы, рассказ ли о процессах поэтического творчества – всё волнует читателя, задевая трепетные струны сердца, подчиняя власти высоких чувств и помыслов.
9. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
- Определить тип и стиль речи;
- Определить тему текста;
- Выделить идею (основную мысль);
- Списать, к каждому предложению составить схему однородных членов,
- Определить разряды союзов по значению при однородных членах.
Ответы: 1 – интонация перечисления ;
2 – соединительный союз И;
3 – соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И;
4 – соединительный союз КАК, ТАК;
5 – повторяющийся соединительный союз НИ, НИ – усиливает отрицание;
6 – попарное перечисление однородных дополнений;
7 – однородные определения с противительным союзом /фиксирует внимание на итоге жизни поэта/
8 – 3 ряда однородных членов:
1 р. – однородные подлежащие с обобщающим словом с разделительным
значением,
2 р – однородные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,
3 р – однородные дополнения с разделительным значением;
9 – однородные сказуемые с противительным союзом.
ИТОГ: рассказать о разрядах сочинительных союзов по значению.
ВЫВОД: В тексте однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных / соединительных, разделительных, противительных / союзов; использованы ряды однородных членов.
Дополнительные задания по тексту, подготовка к экзаменам.
- Назвать предложение текста, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
- Назвать слова в тексте, которые определяются правилом правописания неизменяемых приставок.
- Найти производный предлог.
- Какими словами автор характеризует писателя?
9. Индивидуальная работа по карточкам. Закрепление изученного:
А) Синтаксический разбор предложения :
Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом.
/ из воспоминаний Тургенева /
Б) Морфологический разбор слов: стоял, на косяк,
В) Фонетический разбор слова: стоял.
10. Закрепление изученного:
- Что такое текст?
- Назвать признаки текста.
Составить текст,/даны разрозненные предложения / опираясь на схемы однородных членов предложения.
- О и О – однородные сказуемые
- 1 р. О и О – однородные подлежащие, 2 р. – однородные обстоятельства.
- О и О – однородные подлежащие.
- О и О, О и О, О и О – попарно соединяющиеся дополнения.
- 1 р. – О и О – однородные дополнения, 2 р. – и О, и О, и О – однородные дополнения.
- предложения без однородных членов.
- и О, и О – однородные дополнения.
1. Пытаюсь и не могу припомнить, когда впервые услышал имя – Пушкин.
2. В моём воображении Поэт и Солнце стали жить рядом, на равных.
3. То и другое воспринималось как явление природы.
4. Попробуйте разделить Некрасова и Волгу, Шевченко и Днепр, Шолохова и Дон…
5. Великих поэтов во времени и пространстве объединяет и в единую плеяду сынов человеческих, и в поэтическую силу, и в народность их творчества.
6. Поэты, как мосты, пролегают на нашем пути.
7. Это мосты мысли и духа.
11. Творческая работа.
1 группа:
Сочинение-миниатюра с использованием однородных членов предложения: «Моё первое знакомство с Пушкиным».
2 группа:
Продолжите поэтическую строку, выделив однородные члены предложения:
а) Вот север, тучи нагоняя, … .
/ Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов./
б) Оно
Соку спелого полно,
/ Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось./
3 группа: Из предложений № 250, 254 – выписать предложения Пушкина, найти однородные члены предложения.
12. Домашнее задание.
1 группа:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой Пушкин»
2 группа:
Упражнение № 265
13. Итог.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Назвать разряды союзов по значению, способствующие соединению однородных членов предложения.
- Рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ПРОВЕДЁННЫЙ В 8 «А» КЛАССЕ
МОУ «СОШ Р.П.ОЗИНКИ».
10 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА
Учитель: Власова Т.П.
Тема: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».
Цели:
1. уточнить и расширить представления о средствах и способах соединения однородных членов;
2. усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков;
3. закрепление знаний о группах союзов по значению;
4. развитие творческих способностей;
5. воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина.
1.Организационный момент.
2.Объявление темы урока.
3. Постановка целей урока.
4. Работа с эпиграфом к уроку:
В творчестве Пушкина заключилось
богатство, сила и гибкость
нашего языка.
Н. В. Гоголь.
5. Краткая историческая справка:
-А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве,
- 8 февраля 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом,
- 10 февраля 1837 года великий поэт скончался.
6. Введение в тему:
А) устная характеристика предложения:
- по цели высказывания (повествовательное)
по эмоциональной окраске (невосклицательное)
- по наличию грамматических основ (простое)
- по наличию главных членов (односоставное, безличное)
- по степени осложнения (осложнено однородными членами, которые соединены интонацией перечисления и сочинительным (соединительным) союзом.)
7. Актуализация опорных знаний:
А) Рассказать об однородных членах предложения:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие по строению предложения имеют однородные члены?
- Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
8. Работа над темой урока:
1) работа с текстом.
1. Мы читаем, любим и заучиваем наизусть стихи А. С. Пушкина.
2. Он близок и дорог нам.
3. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
4. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.
5. Ни время, ни расстояния не властны над ним.
6. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
7. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более восьмисот лирических стихотворений.
8. Стихи ли о душевном мире поэта, картины ли природы, рассказ ли о процессах поэтического творчества – всё волнует читателя, задевая трепетные струны сердца, подчиняя власти высоких чувств и помыслов.
9. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
- Определить тип и стиль речи;
- Определить тему текста;
- Выделить идею (основную мысль);
- Списать, к каждому предложению составить схему однородных членов,
- Определить разряды союзов по значению при однородных членах.
Ответы: 1 – интонация перечисления ;
2 – соединительный союз И;
3 – соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И;
4 – соединительный союз КАК, ТАК;
5 – повторяющийся соединительный союз НИ, НИ – усиливает отрицание;
6 – попарное перечисление однородных дополнений;
7 – однородные определения с противительным союзом /фиксирует внимание на итоге жизни поэта/
8 – 3 ряда однородных членов:
1 р. – однородные подлежащие с обобщающим словом с разделительным
значением,
2 р – однородные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,
3 р – однородные дополнения с разделительным значением;
9 – однородные сказуемые с противительным союзом.
ИТОГ: рассказать о разрядах сочинительных союзов по значению.
ВЫВОД: В тексте однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных / соединительных, разделительных, противительных / союзов; использованы ряды однородных членов.
Дополнительные задания по тексту, подготовка к экзаменам.
- Назвать предложение текста, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
- Назвать слова в тексте, которые определяются правилом правописания неизменяемых приставок.
- Найти производный предлог.
- Какими словами автор характеризует писателя?
9. Индивидуальная работа по карточкам. Закрепление изученного:
А) Синтаксический разбор предложения :
Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом.
/ из воспоминаний Тургенева /
Б) Морфологический разбор слов: стоял, на косяк,
В) Фонетический разбор слова: стоял.
10. Закрепление изученного:
- Что такое текст?
- Назвать признаки текста.
Составить текст,/даны разрозненные предложения / опираясь на схемы однородных членов предложения.
- О и О – однородные сказуемые
- 1 р. О и О – однородные подлежащие, 2 р. – однородные обстоятельства.
- О и О – однородные подлежащие.
- О и О, О и О, О и О – попарно соединяющиеся дополнения.
- 1 р. – О и О – однородные дополнения, 2 р. – и О, и О, и О – однородные дополнения.
- предложения без однородных членов.
- и О, и О – однородные дополнения.
1. Пытаюсь и не могу припомнить, когда впервые услышал имя – Пушкин.
2. В моём воображении Поэт и Солнце стали жить рядом, на равных.
3. То и другое воспринималось как явление природы.
4. Попробуйте разделить Некрасова и Волгу, Шевченко и Днепр, Шолохова и Дон…
5. Великих поэтов во времени и пространстве объединяет и в единую плеяду сынов человеческих, и в поэтическую силу, и в народность их творчества.
6. Поэты, как мосты, пролегают на нашем пути.
7. Это мосты мысли и духа.
11. Творческая работа.
1 группа:
Сочинение-миниатюра с использованием однородных членов предложения: «Моё первое знакомство с Пушкиным».
2 группа:
Продолжите поэтическую строку, выделив однородные члены предложения:
а) Вот север, тучи нагоняя, … .
/ Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов./
б) Оно
Соку спелого полно,
/ Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось./
3 группа: Из предложений № 250, 254 – выписать предложения Пушкина, найти однородные члены предложения.
12. Домашнее задание.
1 группа:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой Пушкин»
2 группа:
Упражнение № 265
13. Итог.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Назвать разряды союзов по значению, способствующие соединению однородных членов предложения.
- Рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"
Урок по традиционной системе...
Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...
Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами
Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".
Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...
"Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них".
Цели: формировать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, различать простые предложения с...
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, по традиционной программе, используется учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Это второй час по данной теме....
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...