Рабочая программа по русскому языку. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_7.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

МБОУ «Митюковская школа»  

 

Рассмотрено на методическом объединении   29 августа 2017 года.

Принято педсоветом.

Протокол №1 от 31 августа 2017 года.

Утверждено директором школы, Смирновой Н. С.

Приказ №37 от 31 августа 2017года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на 2017–2018 учебный год

7 класс

(4 часа в неделю)

136 ч.

                                                                                                   Составил:  Белова Е. П.,

                                                                                                                    учитель русского языка и

                                                                                                   литературы МБОУ

                                                                                                   «Митюковская школа»

                                                                                                                                   

                                                                                        2017 г.

                                                   Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 7  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном  в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  • Пояснительную записку.
  • Тематический план.
  • Основное содержание всех тем.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Данная рабочая программа по русскому языку для 7  класса рассчитана на 136 часов (4  часа в неделю) и создана на основе примерной программы по русскому языку  для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский), а также федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном  в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  • информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.

Обучение русскому языку в 7 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно – методический  комплект:  

- Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2015 г..

Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

-   Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

-   Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.

-   Русский язык 5-11 классы. Тексты для текущего и обобщающего контроля. Автор-составитель

    Н.Ф.Ромашина. –Волгоград.:Учитель, 2008.

Основное содержание программы 7 класса:

Русский язык как развивающееся явление(1ч)

Повторение пройденного в 5-7 классах. (13ч)

Синтаксис и пунктуация. Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие(29ч)

  1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие.  Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.  Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление)

НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий.  Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.  Одна буква Н в кратких причастиях.

  1. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена´, принесено´, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
  2. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие. (10ч)

  1. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.  Синтаксическая роль деепричастий в предложении.  Текстообразующая роль деепричастий.  Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

НЕ с деепричастиями.

  1. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
  2. Рассказ по картине.

Наречие (28ч)

  1. Наречие как часть речи.  Синтаксическая роль наречий в предложении.  Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях.  Одна и две буквы Н в наречиях н а-о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.  Суффиксы –о и  -а на конце наречий.  Дефис между частями слова в наречиях.  Слитное и раздельное написание наречий.  Буква ь после шипящих на конце наречий.

  1. Умение правильно ставить ударение в наречиях  Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
  2. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.  

Пересказ исходного текста с описанием действий

Категория состояния (5 ч)

  1. Категория состояния как часть речи.  Её отличие от наречий.  Синтаксическая роль слов категории состояния.
  2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи. Предлог (12 ч)

  1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.  Непроизводные и производные предлоги.  Простые и составные предлоги.  Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах

из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из.  Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного.  Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (14ч)

  1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.  Простые и составные союзы.  Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.  Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях;  употребление подчинительных союзов в сложном предложении.  Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов.  Отличие на письме союзов тоже, чтобы, зато  от местоимений с предлогами и частицами и союза также  от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3.  Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица . (18 ч)

  1. Частица как служебная часть речи.  Синтаксическая роль частиц в предложении.  Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.  Правописание НЕ и НИ в различными частями речи.

2.Умение выразительно читать предложения с модальные частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие.  Звукоподражательные слова (2ч)

  1. Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.  Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.  Дефис в междометиях.  Интонационное выделение междометий.  Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 7  классе. (4ч)

Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «служебные части речи», «Категория состояния».

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

                                                                                   

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Практи-ческие работы

Контрольные работы

Развитие речи

Другие

всего часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

10

1

2

+

13

3.

Морфология. Орфография. Культура речи

3.1.

Причастие

22

2

5

тест

29

3.2.

Деепричастие

8

1

1

тест

10

3.3.

Наречие

24

1

3

сл.диктант

28

3.4.

Категория состояния

4

1

5

3.5.

Служебные части речи. Предлог

10

1

1

Тест, зачет

12

3.6.

Союз

12

1

1

сл.диктант

14

3.7.

Частица

16

1

1

сл.диктант

18

3.8.

Междометие

2

2

4.

Повторение и систематизация пройденного в 7  классе

3

1

4

ИТОГО

112

9

15

136

Требования к уровню образованности семиклассников

В результате изучения русского языка в 7  классе ученик должен

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения  в разных сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  •  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения  (ознакомительно-

   изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

   свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические

  нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского

   литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе

   при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,

   дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога    (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

   приобщения  к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

   развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных

   ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному

         и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7  класса

  1.  Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7  классе языковых явлений,

 речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  1. К концу 7  класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:  

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.  Правильно писать изученные в 7  классе слова с непроверяемыми орфограммами.

       По пунктуации.  Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.  Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда.  Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

   

   В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями образовательный процесс осуществлять с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.


Календарно-тематическое планирование  (7 «Б» общеобр. класс)

№ п/п

тема

Количе-ство часов

Элементы содержание

Вид контроля, формы работы на уроке

Элементы дополнительного содержания

д/з

Дата проведения

по плану

Дата проведения факт

1.

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1

Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви

Беседа, работа с учебником

Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа

Упр. 2 или 6 (по выбору)

Повторение изученного в 5-6 классах

11+2

р\р

2-3.

Синтаксис и пунктуация

2

Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого

Беседа; практическая работа; запись под диктовку

Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений

Упр.9, упр.12

4.

Лексика и фразеология

1

Повторить основные понятия темы «Лексика»

Коллективная работа; практическая работа

Совершенствовать работу со словарями

Упр. 15

5-6.

Фонетика и графика

2

Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв

Синтаксическая минутка; работа со схемами; практическая работа

Повторить правописание разделительных ъ и ь

Упр. 19, упр.22

7-8.

Словообразование и орфография

2

Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова

Синтаксическая минутка; практическая работа; запись под диктовку

Правописание орфограмм в приставках

Упр. 25(у), упр. 27

9-11.

Морфология и орфография

3

Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор

Словарная диктовка; работа с таблицей; коллективная работа

Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов

Упр. 30, упр. 33, упр. 43

12

Диагностическая контрольная работа (входной контроль)

1

Контроль знаний, полученных в  5, 6 классах

Тест

13.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

1

Уметь применять полученные знания

Диктант с заданием

14

Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль

1

Повторить сведения о тексте, видах связи в тексте, стилях речи.  

Коллективная работа, беседа

Средства связи предложений в тексте, абзац, типы высказывания и их признаки

Упр. 48, упр.51

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие

24+5р/р

15.

Причастие как часть речи

1

Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное

Коллективная работа, работа со схемами

Связь причастия с прилагательным и глаголом

Упр. 57

16.

Р/Р. Публицистический стиль речи

1

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Беседа, работа с таблицей, коллективная работа

Формировать умения определять текст публицистического стиля, его признаки

Упр. 63

17

Склонение причастий

1

Знакомство со склонением причастий, условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, роль причастий в речи

Коллективная работа, групповая, практическая.

Сходство склонений причастий и прилагательных

Упр. 65

18-19

Понятие о причастном обороте

2

Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову.

Работа по карточкам; проверочная работа

Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота

Упр. 70, 72

20.

Р/Р. Описание внешности человека

1

Познакомить с особенностями текста-описания внешности человека

Беседа, устное рисование, словарная работа

Учить составлять план, редактировать свои черновики

Составить миниатюры

21.

Действительные и страдательные причастия

1

Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий

Работа по карточкам; фронтальный опрос; проверочная работа

Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия

Упр. 85

22.

Краткие и полные страдательные причастия

1

Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении

Практическая работа, работа с учебником; работа с таблицей

Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами

Упр. 88

23-24.

Действительные причастия настоящего времени

2

Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий

Индивидуальная работа; проверочный тест; словарный диктант

Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок

Упр. 91, упр. 93

25.

Действительные причастия прошедшего времени

1

Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени

Работа по карточкам; словарная диктовка; практическая работа

Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий

Упр. 99

26.

Р/Р. Изложение

1

Использование в тексте причастий

изложение

Составление вопросного плана

27-28.

Страдательные причастия настоящего времени

2

Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени

Выборочный диктант; практическая работа

Формировать навык написания суффиксов причастий

Упр. 105, упр. 107, упр. 110

29.

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени

Работа с перфокартой; практическая коллективная работа

Формировать умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыком написания гласной в суффиксах причастий и глаголов

Упр. 109

30.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

1

Познакомить с условиями выбора гласных перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Словарно-орфографическая минутка

Формирование навыка написания гласной в суффиксах

Упр. 112, упр. 113

31-32.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

2

Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Синтаксическая минутка; работа по карточкам; индивидуальная работа

Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные

Упр. 114, упр, 116, упр. 119,

33-34.

Одна и две буквы Н  в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных

2

Отработка навыка различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные

Синтаксическая минутка; практическая работа

Формировать умения в написании нн и н в суффиксах

упр. 125,упр. 128

35.

Р/Р. Выборочное изложение

1

Художественное описание портрета литературного героя

изложение

Формировать навыки письменной речи

36.

Морфологический разбор причастия

1

Познакомить с порядком морфологического разбора причастия

Синтаксическая минутка; проверочный тест

Отработать умения разбирать причастия морфологически

Упр. 124

37

Контрольная работа № 2. 

1

Контроль за изученным материалом

Диктант или тест

Уметь применять полученные знания

Повторить пройденное

38-39.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Познакомить с правилом написания НЕ с причастиями

Работа с таблицей; синтаксическая минутка;

Формировать навыки написания частицы не и приставки не

Упр. 134, 135

40.

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Словарная диктовка; коллективная работа; групповая работа

Формировать навык написания

Упр. 141, 145

41.

Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

1

Формировать навыки письменной речи

сочинение

42.

Повторение темы «Причастие»

1

Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки

Работа по карточкам; объяснительный диктант; словарный диктант

Правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот

Подготовиться к диктанту

43.

Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками

1

Систематизация, контроль за усвоением изученного

Диктант с заданием

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Деепричастие

9ч +1

р\р

44-45.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

2

Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота

Беседа; практическое задание; работа с учебником; проверочная работа; объяснительный диктант

Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты,  предотвращая речевые ошибки

Упр. 159(у), тетрадь Богдано-вой

46.

Правописание не с деепричастием

1

Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи

Объяснительный диктант

Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания

172 (п),

47.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида

Синтаксическая минутка; работа с таблицей; объяснительный диктант

Формировать навык написания гласной перед суффиксами деепричастий

Упр. 176, 178

48.

Морфологический разбор деепричастий

1

Формировать умения производить морфологический разбор деепричастий, закрепить навык написания гласной перед суффиксами причастий и деепричастий

Запись под диктовку; объяснительный диктант;

Формировать навыки постановки запятой при причастном и деепричастном обороте

Упр. 185, выучить слова из словарика

48-50.

Закрепление темы «Деепричастие»

2

Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте

Инд. карточки; выборочный диктант;

Отрабатывать практический навык находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем.

Упр. 186; подготови-ться к словарному диктанту

51.

Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь»

1

Навыки письменной речи; умение описывать картину

сочинение

52.

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

1

Обобщить и систематизировать полученные сведения

Словарный диктант; диктант «проверь себя»

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Упр. 190 (у), 194 (п)

53.

Контрольный диктант № 4. 

1

Контроль за усвоением полученных знаний

диктант

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Повторить пройден-ный материал

Наречие

25+3

р\р

54.

Наречие как часть речи

1

Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях

Синтаксическая минутка; работа с текстом

Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи

Упр. 197, 201

55-56.

Смысловые группы наречий

2

Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию

Работа с табли-цей; синтакси-ческая минутка; практическое коллективное задание

Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий

Упр. 205, составить связный рассказ

57.

Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег»

1

Познакомить с особенностями текста в форме дневниковых записей; формировать умения составлять текст по данному началу

сочинение

Формировать навыки письменной речи

58.

Степени сравнения наречий

1

Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных

Словарно-орфографическая работа; коллективная работа

Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных

Упр.214 (п), 215 (у), выучитьслова в рамочке

59.

Морфологический разбор наречий

1

Познакомить с планом разбора наречия как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическим разборе

Фронтальный опрос, работа с текстами; диктант «проверь себя»

Обобщить изученное о наречии

Упр. 216, упр. 217 (творческая работа)

60-61.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-.

2

Формировать навыки написания НЕ с наречиями

Работа с текстом; словарная диктовка

Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи

Упр. 221, упр. 223, упр.222, 225(у)

62-63.

Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

2

Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы

Коллективная работа; работа с учебником; инд. Работа по карточкам

Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками

Упр. 229, упр.231

64-65.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-.

2

Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е.

Работа с перфокартой; работа по карточкам;

Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях

Упр. 234, упр.235, упр. 236,

66.

Р/Р. Сочинение. Описание действий

1

Формирование умения описывать действия и процессы труда

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

67.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

Познакомить с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий

Работа по карточкам; выборочный диктант;

Повторить орфограмму о – ё после шипящих

Упр. 242, упр. 243

68-69.

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

2

Формировать навык написания букв о и а на конце наречий

Словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант

Словообразовательный разбор наречий

Упр. 247, тетрадь Богдано-вой

70.

Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения

1

Формировать навык пересказа текста с элементами сочинения

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

71-73.

Дефис между частями слова в наречиях

3

Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях

Словарная диктовка; коллективная работа

Повторит случаи употребления дефиса в разных частях речи

Упр. 251, упр. 254, упр. 255, 256, упр.249 (твор.

работа)

резерв

74-76.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

3

Формировать навыки слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Словарный диктант; работа по карточкам; работа с таблицей

Формировать умения различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения

Упр. 257, упр. 259, упр. 260

77.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Словарная диктовка; орфоэпический диктант; выборочный диктант

Повторить правила написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи

Упр. 266, упр. 267

78-80.

Повторение темы «Наречие»

3

Систематизировать и обобщить знания о наречии, морфологические и синтаксические признаки наречий

Работа по карточкам; коллективная работа;

Развивать навыки анализа текста. Повторит основные орфограммы наречий

Упр. 269, тетрадь Богдано-вой

81.

Контрольный диктант № 5. 

1

Проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора

Диктант с заданием

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Повторить изученное по теме

Категория состояния

4+1

р\р

82-83.

Категория состояния как часть речи

2

Формировать умения находить слова категории состояния; определять,  к каким группам они относятся

Сопоставление предложений; коллективная работа;

Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении

Упр. 275, упр. 277

84.

Морфологический разбор категории состояния

1

Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния

Конструирование предложений; практическая работа

Отличие категории состояния ор глаголов и наречий

Упр. 279

85.

Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

1

Умение использовать в письменной речи слова категории состояния

изложение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

86.

Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему

1

Повторить знания о словах категории состояния

сочинение

Работа с учебником, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика.

Повторить изученное, словарные слова

Служебные части речи. Предлог

11+1

р\р

87.

Самостоятельные и служебные части речи

1

Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных

Работа с таблицей, со схемой; работа с текстом;

Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи

Упр. 284

88.

Предлог как часть речи

1

Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок

Синтаксическая минутка; практическая работа

Знать  роль предлога в словосочетании и предложении

Упр. 288

89.

Употребление предлогов

1

Указать на многозначность предлога, способность предлога выражать разные отношения, формировать умения правильно употреблять предлоги

Работа с перфокартой; работа со схемами; предупредительный диктант

Предупреждение речевых ошибок в употреблении предлогов

Упр. 291, 294

90.

Производные и непроизводные предлоги

1

Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов

Работа с перфокартой; коллективная работа

Учить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи

Упр. 297

91.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

Познакомить с простыми и составными предлогами; планом морфологического разбора предлога как части речи

Орфографическая диктовка; практическая работа

Учить составлять предложения с составными предлогами

Упр. 304

92.

Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной. Рассказ-репортаж на основе увиденного

сочинение

Учить работать над репортажем; повторить признаки публицистического стиля

93-95

Слитное и раздельное написание производных предлогов

3

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

Работа со схемами; коллективная работа; работа с таблицей

Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи

Упр. 309, упр310, тетрадь Богдановойподготови-ться к словарному диктанту

96-97

Повторение изученного о предлогах

2

Систематизировать знания о предлоге, формировать навыки написания предлогов

Словарный диктант; работа по карточкам

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Упр.311, 312,

98.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

Контроль за усвоением полученных знаний

тест

Союз

13+1

р\р

99.

Союз как часть речи

1

Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза

Работа по карточкам; работа с текстом

Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них

Упр. 315

100.

Союзы простые и составные

1

Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами

Практическая работа

Формировать умения определять роль союзов.

Упр. 318, 320

101-102.

Союзы сочинительные и подчинительные

2

Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение

Работа по кар-точкам; работа со схемами

Формировать умения постановки запятой в сложном предложении

Упр. 325, выучить слова

103.

Сочинительные союзы

1

Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению

Предупредительный диктант; анализ текста

Формировать навык различения союзов.

Упр. 327

104-105.

Роль сочинительного союза  И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении

2

Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях

Объяснительный диктант; работа со схемами

Учить составлять схемы простых и сложных предложений

Составить предложе-ния; упр. 331

106.

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

1

Познакомить с группами подчинительных союзов

Словарный дик-тант; практи-ческая работа

Формировать навык поста-новки запятой в сложно-подчиненном предложении

Упр. 342

107.

Р/Р. Сочинение-рассуждение

2

Повторить сведения о рассуждении

Сочинение-рассуждение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

108-109.

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2

Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и  местоимений с частицами то, же, бы.. 

Работа с таблицей

Формирование навыка написания союзов

Упр. 347, выучить слова из рамочек

110.

Закрепление изученного по теме «Союз»

1

Закрепить знания о союзах, их значении и правописании

Словарно-орфографическая работа;

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Упр. 352, 348

111.

Урок-зачет по теме «Союз»

1

Проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов

Графический диктант; словар-ная диктовка; ра-бота по карточкам

Подгото-виться к диктанту

112.

Контрольный диктант № 6. 

1

Контроль за усвоением полученных знаний

диктант

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Частица

17+1

р\р

113.

Понятие о частице

1

Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи

Коллективная работа; работа с текстом

Роль частиц в предложении

Упр. 359

114.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц

Запись под диктовку

Отрабатывать умения распознавать формообразующие частицы; повторить наклонения глагола

Подгото

виться к словарному диктанту

115-116.

Смысловые частицы

2

Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений

Словарный диктант; объяснительный диктант

Формировать умения распознавать смысловые значения модальных частиц

Тетрадь Богдановойвыучить частицы; упр. 374

117.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи

Словарная диктовка; составление плана

Повторить случаи дефисного написания слов

упр. 381

118.

Морфологический разбор частиц

1

Познакомить с порядком морфологического разбора частицы; отработка умения определят грамматические признаки частиц

Работа с текстом; комментирован-ное письмо

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

Упр. 384

119-120.

Отрицательные частицы

2

Познакомить с ролью отрицательных частиц в предложении

словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант

Формировать умения писать не с разными частями речи

упр.385

упр.390

121-122.

Различение не-ни

2

Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни

объяснительный диктант; диктант «проверь себя»

Отработать умения различать и употреблять в речи отрицательные частицы

упр.302, выучить слова

123-124.

Приставка не- и частица не с различными частями речи

2

Развивать навыки написания не с различными частями речи

синтаксическая минутка; практическая работа

Учить различать не и ни

упр.344, 399, подго-товиться к словарному диктанту

125.

Закрепление правописания частицы не с разными частями речи

1

Обобщить и систематизировать знания о значении и написании частицы не

словарный диктант; работа с таблицей

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

выучить таблицу

126.

Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету

1

Формировать навыки письменной речи

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

127-128.

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

2

Показать различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-, формировать умение различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку

объяснительный диктант; коллективная работа

Различать омонимичные лингвистические единицы

упр.404, контрольные вопросы

129.

Повторение изученного о частицах

1

Обобщение и систематизация знаний о частицах, закрепление навыков написания частиц

предупредитель-ный диктант;

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

подгото-виться к диктанту

130.

Контрольный диктант № 7. 

1

Проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки

диктант с заданием

Междометие

2 ч

131.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

1

Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий

словарная диктовка; объяснительный диктант

Формировать навыки постановки знаков препинания при междометии

упр.417, тетрадь Богдановой

132.

Производные междометия. Междометия и другие части речи

1

Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи

объяснительный диктант; диктант

«проверь себя»

Значение междометий в роли других частей речи;

упр. 419, тетрадь Богдановой

133-136.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

4 ч

Повторение и систематизация изученного в 7 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....