Рабочая программа по русскому языку. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Митюковская школа»
Рассмотрено на методическом объединении 29 августа 2017 года. | Принято педсоветом. Протокол №1 от 31 августа 2017 года. | Утверждено директором школы, Смирновой Н. С. Приказ №37 от 31 августа 2017года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на 2017–2018 учебный год
7 класс
(4 часа в неделю)
136 ч.
Составил: Белова Е. П.,
учитель русского языка и
литературы МБОУ
«Митюковская школа»
2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- Пояснительную записку.
- Тематический план.
- Основное содержание всех тем.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данная рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и создана на основе примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский), а также федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г.№ 23290
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
- культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
- социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
- информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.
Обучение русскому языку в 7 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно – методический комплект:
- Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2015 г..
Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.
- Русский язык 5-11 классы. Тексты для текущего и обобщающего контроля. Автор-составитель
Н.Ф.Ромашина. –Волгоград.:Учитель, 2008.
Основное содержание программы 7 класса:
Русский язык как развивающееся явление(1ч)
Повторение пройденного в 5-7 классах. (13ч)
Синтаксис и пунктуация. Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие(29ч)
- Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление)
НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
- Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена´, принесено´, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
- Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие. (10ч)
- Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
НЕ с деепричастиями.
- Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
- Рассказ по картине.
Наречие (28ч)
- Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях н а-о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
- Умение правильно ставить ударение в наречиях Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
- Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.
Пересказ исходного текста с описанием действий
Категория состояния (5 ч)
- Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
- Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи. Предлог (12 ч)
- Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах
из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (14ч)
- Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов тоже, чтобы, зато от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица . (18 ч)
- Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ в различными частями речи.
2.Умение выразительно читать предложения с модальные частицами.
3. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2ч)
- Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. (4ч)
Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «служебные части речи», «Категория состояния».
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Практи-ческие работы | Контрольные работы | Развитие речи | Другие | всего часов | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | |||
2. | Повторение пройденного в 5-6 классах | 10 | 1 | 2 | + | 13 |
3. | Морфология. Орфография. Культура речи | |||||
3.1. | Причастие | 22 | 2 | 5 | тест | 29 |
3.2. | Деепричастие | 8 | 1 | 1 | тест | 10 |
3.3. | Наречие | 24 | 1 | 3 | сл.диктант | 28 |
3.4. | Категория состояния | 4 | 1 | 5 | ||
3.5. | Служебные части речи. Предлог | 10 | 1 | 1 | Тест, зачет | 12 |
3.6. | Союз | 12 | 1 | 1 | сл.диктант | 14 |
3.7. | Частица | 16 | 1 | 1 | сл.диктант | 18 |
3.8. | Междометие | 2 | 2 | |||
4. | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 3 | 1 | 4 | ||
ИТОГО | 112 | 9 | 15 | 136 |
Требования к уровню образованности семиклассников
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- основные нормы русского литературного языка;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительно-
изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную,
дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному
и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями образовательный процесс осуществлять с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Календарно-тематическое планирование (7 «Б» общеобр. класс)
№ п/п | тема | Количе-ство часов | Элементы содержание | Вид контроля, формы работы на уроке | Элементы дополнительного содержания | д/з | Дата проведения по плану | Дата проведения факт |
1. | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви | Беседа, работа с учебником | Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа | Упр. 2 или 6 (по выбору) | ||
Повторение изученного в 5-6 классах | 11+2 р\р | |||||||
2-3. | Синтаксис и пунктуация | 2 | Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого | Беседа; практическая работа; запись под диктовку | Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений | Упр.9, упр.12 | ||
4. | Лексика и фразеология | 1 | Повторить основные понятия темы «Лексика» | Коллективная работа; практическая работа | Совершенствовать работу со словарями | Упр. 15 | ||
5-6. | Фонетика и графика | 2 | Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв | Синтаксическая минутка; работа со схемами; практическая работа | Повторить правописание разделительных ъ и ь | Упр. 19, упр.22 | ||
7-8. | Словообразование и орфография | 2 | Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова | Синтаксическая минутка; практическая работа; запись под диктовку | Правописание орфограмм в приставках | Упр. 25(у), упр. 27 | ||
9-11. | Морфология и орфография | 3 | Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор | Словарная диктовка; работа с таблицей; коллективная работа | Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов | Упр. 30, упр. 33, упр. 43 | ||
12 | Диагностическая контрольная работа (входной контроль) | 1 | Контроль знаний, полученных в 5, 6 классах | Тест | ||||
13. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» | 1 | Уметь применять полученные знания | Диктант с заданием | ||||
14 | Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль | 1 | Повторить сведения о тексте, видах связи в тексте, стилях речи. | Коллективная работа, беседа | Средства связи предложений в тексте, абзац, типы высказывания и их признаки | Упр. 48, упр.51 | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие | 24+5р/р | |||||||
15. | Причастие как часть речи | 1 | Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное | Коллективная работа, работа со схемами | Связь причастия с прилагательным и глаголом | Упр. 57 | ||
16. | Р/Р. Публицистический стиль речи | 1 | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Беседа, работа с таблицей, коллективная работа | Формировать умения определять текст публицистического стиля, его признаки | Упр. 63 | ||
17 | Склонение причастий | 1 | Знакомство со склонением причастий, условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, роль причастий в речи | Коллективная работа, групповая, практическая. | Сходство склонений причастий и прилагательных | Упр. 65 | ||
18-19 | Понятие о причастном обороте | 2 | Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову. | Работа по карточкам; проверочная работа | Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота | Упр. 70, 72 | ||
20. | Р/Р. Описание внешности человека | 1 | Познакомить с особенностями текста-описания внешности человека | Беседа, устное рисование, словарная работа | Учить составлять план, редактировать свои черновики | Составить миниатюры | ||
21. | Действительные и страдательные причастия | 1 | Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий | Работа по карточкам; фронтальный опрос; проверочная работа | Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия | Упр. 85 | ||
22. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении | Практическая работа, работа с учебником; работа с таблицей | Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами | Упр. 88 | ||
23-24. | Действительные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий | Индивидуальная работа; проверочный тест; словарный диктант | Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок | Упр. 91, упр. 93 | ||
25. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени | Работа по карточкам; словарная диктовка; практическая работа | Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий | Упр. 99 | ||
26. | Р/Р. Изложение | 1 | Использование в тексте причастий | изложение | Составление вопросного плана | |||
27-28. | Страдательные причастия настоящего времени | 2 | Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени | Выборочный диктант; практическая работа | Формировать навык написания суффиксов причастий | Упр. 105, упр. 107, упр. 110 | ||
29. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени | Работа с перфокартой; практическая коллективная работа | Формировать умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыком написания гласной в суффиксах причастий и глаголов | Упр. 109 | ||
30. | Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | Познакомить с условиями выбора гласных перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | Словарно-орфографическая минутка | Формирование навыка написания гласной в суффиксах | Упр. 112, упр. 113 | ||
31-32. | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Синтаксическая минутка; работа по карточкам; индивидуальная работа | Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные | Упр. 114, упр, 116, упр. 119, | ||
33-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных | 2 | Отработка навыка различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные | Синтаксическая минутка; практическая работа | Формировать умения в написании нн и н в суффиксах | упр. 125,упр. 128 | ||
35. | Р/Р. Выборочное изложение | 1 | Художественное описание портрета литературного героя | изложение | Формировать навыки письменной речи | |||
36. | Морфологический разбор причастия | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора причастия | Синтаксическая минутка; проверочный тест | Отработать умения разбирать причастия морфологически | Упр. 124 | ||
37 | Контрольная работа № 2. | 1 | Контроль за изученным материалом | Диктант или тест | Уметь применять полученные знания | Повторить пройденное | ||
38-39. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Познакомить с правилом написания НЕ с причастиями | Работа с таблицей; синтаксическая минутка; | Формировать навыки написания частицы не и приставки не | Упр. 134, 135 | ||
40. | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Словарная диктовка; коллективная работа; групповая работа | Формировать навык написания | Упр. 141, 145 | ||
41. | Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы» | 1 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | ||||
42. | Повторение темы «Причастие» | 1 | Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки | Работа по карточкам; объяснительный диктант; словарный диктант | Правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот | Подготовиться к диктанту | ||
43. | Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками | 1 | Систематизация, контроль за усвоением изученного | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
Деепричастие | 9ч +1 р\р | |||||||
44-45. | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. | 2 | Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота | Беседа; практическое задание; работа с учебником; проверочная работа; объяснительный диктант | Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки | Упр. 159(у), тетрадь Богдано-вой | ||
46. | Правописание не с деепричастием | 1 | Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи | Объяснительный диктант | Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания | 172 (п), | ||
47. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида | Синтаксическая минутка; работа с таблицей; объяснительный диктант | Формировать навык написания гласной перед суффиксами деепричастий | Упр. 176, 178 | ||
48. | Морфологический разбор деепричастий | 1 | Формировать умения производить морфологический разбор деепричастий, закрепить навык написания гласной перед суффиксами причастий и деепричастий | Запись под диктовку; объяснительный диктант; | Формировать навыки постановки запятой при причастном и деепричастном обороте | Упр. 185, выучить слова из словарика | ||
48-50. | Закрепление темы «Деепричастие» | 2 | Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте | Инд. карточки; выборочный диктант; | Отрабатывать практический навык находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем. | Упр. 186; подготови-ться к словарному диктанту | ||
51. | Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Навыки письменной речи; умение описывать картину | сочинение | ||||
52. | Обобщение и систематизация сведений о деепричастии | 1 | Обобщить и систематизировать полученные сведения | Словарный диктант; диктант «проверь себя» | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 190 (у), 194 (п) | ||
53. | Контрольный диктант № 4. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Повторить пройден-ный материал | ||
Наречие | 25+3 р\р | |||||||
54. | Наречие как часть речи | 1 | Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях | Синтаксическая минутка; работа с текстом | Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи | Упр. 197, 201 | ||
55-56. | Смысловые группы наречий | 2 | Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию | Работа с табли-цей; синтакси-ческая минутка; практическое коллективное задание | Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий | Упр. 205, составить связный рассказ | ||
57. | Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» | 1 | Познакомить с особенностями текста в форме дневниковых записей; формировать умения составлять текст по данному началу | сочинение | Формировать навыки письменной речи | |||
58. | Степени сравнения наречий | 1 | Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных | Словарно-орфографическая работа; коллективная работа | Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных | Упр.214 (п), 215 (у), выучитьслова в рамочке | ||
59. | Морфологический разбор наречий | 1 | Познакомить с планом разбора наречия как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическим разборе | Фронтальный опрос, работа с текстами; диктант «проверь себя» | Обобщить изученное о наречии | Упр. 216, упр. 217 (творческая работа) | ||
60-61. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-. | 2 | Формировать навыки написания НЕ с наречиями | Работа с текстом; словарная диктовка | Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи | Упр. 221, упр. 223, упр.222, 225(у) | ||
62-63. | Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы | Коллективная работа; работа с учебником; инд. Работа по карточкам | Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками | Упр. 229, упр.231 | ||
64-65. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-. | 2 | Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е. | Работа с перфокартой; работа по карточкам; | Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях | Упр. 234, упр.235, упр. 236, | ||
66. | Р/Р. Сочинение. Описание действий | 1 | Формирование умения описывать действия и процессы труда | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
67. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Познакомить с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий | Работа по карточкам; выборочный диктант; | Повторить орфограмму о – ё после шипящих | Упр. 242, упр. 243 | ||
68-69. | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | 2 | Формировать навык написания букв о и а на конце наречий | Словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Словообразовательный разбор наречий | Упр. 247, тетрадь Богдано-вой | ||
70. | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | Формировать навык пересказа текста с элементами сочинения | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
71-73. | Дефис между частями слова в наречиях | 3 | Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях | Словарная диктовка; коллективная работа | Повторит случаи употребления дефиса в разных частях речи | Упр. 251, упр. 254, упр. 255, 256, упр.249 (твор. работа) | резерв | |
74-76. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 3 | Формировать навыки слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Словарный диктант; работа по карточкам; работа с таблицей | Формировать умения различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения | Упр. 257, упр. 259, упр. 260 | ||
77. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | Словарная диктовка; орфоэпический диктант; выборочный диктант | Повторить правила написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи | Упр. 266, упр. 267 | ||
78-80. | Повторение темы «Наречие» | 3 | Систематизировать и обобщить знания о наречии, морфологические и синтаксические признаки наречий | Работа по карточкам; коллективная работа; | Развивать навыки анализа текста. Повторит основные орфограммы наречий | Упр. 269, тетрадь Богдано-вой | ||
81. | Контрольный диктант № 5. | 1 | Проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора | Диктант с заданием | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Повторить изученное по теме | ||
Категория состояния | 4+1 р\р | |||||||
82-83. | Категория состояния как часть речи | 2 | Формировать умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам они относятся | Сопоставление предложений; коллективная работа; | Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении | Упр. 275, упр. 277 | ||
84. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния | Конструирование предложений; практическая работа | Отличие категории состояния ор глаголов и наречий | Упр. 279 | ||
85. | Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | Умение использовать в письменной речи слова категории состояния | изложение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
86. | Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Повторить знания о словах категории состояния | сочинение | Работа с учебником, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика. | Повторить изученное, словарные слова | ||
Служебные части речи. Предлог | 11+1 р\р | |||||||
87. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных | Работа с таблицей, со схемой; работа с текстом; | Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи | Упр. 284 | ||
88. | Предлог как часть речи | 1 | Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок | Синтаксическая минутка; практическая работа | Знать роль предлога в словосочетании и предложении | Упр. 288 | ||
89. | Употребление предлогов | 1 | Указать на многозначность предлога, способность предлога выражать разные отношения, формировать умения правильно употреблять предлоги | Работа с перфокартой; работа со схемами; предупредительный диктант | Предупреждение речевых ошибок в употреблении предлогов | Упр. 291, 294 | ||
90. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов | Работа с перфокартой; коллективная работа | Учить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи | Упр. 297 | ||
91. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 | Познакомить с простыми и составными предлогами; планом морфологического разбора предлога как части речи | Орфографическая диктовка; практическая работа | Учить составлять предложения с составными предлогами | Упр. 304 | ||
92. | Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной. Рассказ-репортаж на основе увиденного | сочинение | Учить работать над репортажем; повторить признаки публицистического стиля | |||
93-95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 3 | Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; | Работа со схемами; коллективная работа; работа с таблицей | Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи | Упр. 309, упр310, тетрадь Богдановойподготови-ться к словарному диктанту | ||
96-97 | Повторение изученного о предлогах | 2 | Систематизировать знания о предлоге, формировать навыки написания предлогов | Словарный диктант; работа по карточкам | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр.311, 312, | ||
98. | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | тест | ||||
Союз | 13+1 р\р | |||||||
99. | Союз как часть речи | 1 | Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза | Работа по карточкам; работа с текстом | Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них | Упр. 315 | ||
100. | Союзы простые и составные | 1 | Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами | Практическая работа | Формировать умения определять роль союзов. | Упр. 318, 320 | ||
101-102. | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение | Работа по кар-точкам; работа со схемами | Формировать умения постановки запятой в сложном предложении | Упр. 325, выучить слова | ||
103. | Сочинительные союзы | 1 | Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению | Предупредительный диктант; анализ текста | Формировать навык различения союзов. | Упр. 327 | ||
104-105. | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении | 2 | Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях | Объяснительный диктант; работа со схемами | Учить составлять схемы простых и сложных предложений | Составить предложе-ния; упр. 331 | ||
106. | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | 1 | Познакомить с группами подчинительных союзов | Словарный дик-тант; практи-ческая работа | Формировать навык поста-новки запятой в сложно-подчиненном предложении | Упр. 342 | ||
107. | Р/Р. Сочинение-рассуждение | 2 | Повторить сведения о рассуждении | Сочинение-рассуждение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
108-109. | Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | 2 | Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы.. | Работа с таблицей | Формирование навыка написания союзов | Упр. 347, выучить слова из рамочек | ||
110. | Закрепление изученного по теме «Союз» | 1 | Закрепить знания о союзах, их значении и правописании | Словарно-орфографическая работа; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 352, 348 | ||
111. | Урок-зачет по теме «Союз» | 1 | Проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов | Графический диктант; словар-ная диктовка; ра-бота по карточкам | Подгото-виться к диктанту | |||
112. | Контрольный диктант № 6. | 1 | Контроль за усвоением полученных знаний | диктант | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
Частица | 17+1 р\р | |||||||
113. | Понятие о частице | 1 | Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи | Коллективная работа; работа с текстом | Роль частиц в предложении | Упр. 359 | ||
114. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц | Запись под диктовку | Отрабатывать умения распознавать формообразующие частицы; повторить наклонения глагола | Подгото виться к словарному диктанту | ||
115-116. | Смысловые частицы | 2 | Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений | Словарный диктант; объяснительный диктант | Формировать умения распознавать смысловые значения модальных частиц | Тетрадь Богдановойвыучить частицы; упр. 374 | ||
117. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи | Словарная диктовка; составление плана | Повторить случаи дефисного написания слов | упр. 381 | ||
118. | Морфологический разбор частиц | 1 | Познакомить с порядком морфологического разбора частицы; отработка умения определят грамматические признаки частиц | Работа с текстом; комментирован-ное письмо | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | Упр. 384 | ||
119-120. | Отрицательные частицы | 2 | Познакомить с ролью отрицательных частиц в предложении | словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант | Формировать умения писать не с разными частями речи | упр.385 упр.390 | ||
121-122. | Различение не-ни | 2 | Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Отработать умения различать и употреблять в речи отрицательные частицы | упр.302, выучить слова | ||
123-124. | Приставка не- и частица не с различными частями речи | 2 | Развивать навыки написания не с различными частями речи | синтаксическая минутка; практическая работа | Учить различать не и ни | упр.344, 399, подго-товиться к словарному диктанту | ||
125. | Закрепление правописания частицы не с разными частями речи | 1 | Обобщить и систематизировать знания о значении и написании частицы не | словарный диктант; работа с таблицей | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | выучить таблицу | ||
126. | Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету | 1 | Формировать навыки письменной речи | сочинение | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | |||
127-128. | Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни | 2 | Показать различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-, формировать умение различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку | объяснительный диктант; коллективная работа | Различать омонимичные лингвистические единицы | упр.404, контрольные вопросы | ||
129. | Повторение изученного о частицах | 1 | Обобщение и систематизация знаний о частицах, закрепление навыков написания частиц | предупредитель-ный диктант; | Развивать навыки самоанализа, самоконтроля | подгото-виться к диктанту | ||
130. | Контрольный диктант № 7. | 1 | Проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки | диктант с заданием | ||||
Междометие | 2 ч | |||||||
131. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 1 | Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий | словарная диктовка; объяснительный диктант | Формировать навыки постановки знаков препинания при междометии | упр.417, тетрадь Богдановой | ||
132. | Производные междометия. Междометия и другие части речи | 1 | Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи | объяснительный диктант; диктант «проверь себя» | Значение междометий в роли других частей речи; | упр. 419, тетрадь Богдановой | ||
133-136. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 4 ч | Повторение и систематизация изученного в 7 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....