Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Цыбикова Дышен Цырендоржиевна

Рабоча программа по русскому языку 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rprya_6_nov.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего общего образования»

«Согласовано»

Председатель МО

Цыденова Л.Д._/_____      _/  

ФИО

Протокол № ____ от «____»

   _________________     2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

Бадеева Т.Г.       /       _    _____/  

ФИО

     «____»  _____________  2017 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «ССШИСОО»

Ниндакова З.У.     /__________/ 

ФИО

Приказ  № _______ от  «____»

___________________  2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку  в 6 классе

предмет, класс

Цыбикова Д.Ц.

ф.и.о.  учителя

Рассмотрено  на заседании

                                                                                                                                           педагогического       совета

протокол №     __________

    от  «___» ________ 2017 г.

Сорок

2017 г.

Пояснительная записка.

Данная программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки  Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 года.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование; список литературы, приложение.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, единение народов России.

Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Главными целями изучения предмета «Русский язык», согласно Государственному стандарту общего образования, являются:

  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности русского языка;
  • Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самореакцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • Развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Содержание курса русского обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения; проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Обучение русскому языку должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом.
  • С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Календарно-тематическое планирование.

№ П/П

Наименование  разделов и тем урока

Кол-во часов

Из них теорет.

Из них практ.

Формы  контроля.

УУД

Дата

По план.

факт.

№ урока

1

Введение

1

1

1.1

Русский язык – один из развитых языков мира

Цели: Дать представление о русском языке как одном из развитых языков мира.

1

1

Выразит. чтение

Уметь: аргументировано высказывать свою точку зрения.

Понимать: смысл словосочетания – «развитой язык».

2

Повторение изученного в V кл.

12

2

2.1

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

1

1

Тест.

Знать: основные понятия фонетики. Уметь: проводить фонетический разбор слова

3

2.2

Части слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Морфемы в слове.

1

1

Карточки.

Знать: изученные морфемы, уметь определять их в слове.

4

2.3

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

1

Морфол. разбор

Знать: отличие самостоятельных частей речи от служебных.

Уметь: определять в тексте части речи и характеризовать их по постоянным и непостоянным признакам.

 5

2.4

Орфограммы в окончаниях слов

1

1

Словарный диктант

Знать: изученные морфемы, уметь определять их в слове.

6

2.5

Словосочетание.

1

1

Самостоят. работа

Уметь: анализировать словосочетание; находить словосочетания в предложении.

Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения.

7

2.6

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого  предложения.

1

1

Самостоят. работа

Знать: различия простого и сложного предложений.

уметь ставить знаки препинания.

8

2.7

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

1

Графич. диктант

Знать: порядок синтаксического разбора  предложения. Уметь: анализировать предложения.

9

2.8

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

1

Синт. разбор

Знать: пунктуацию при прямой речи и диалоге.

Уметь: строить предложения с прямой речью.

10

2.9

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи.

Цели: Повторить   пунктуацию  при  ПР, диалоге.

1

1

Творческая работа.

Знать: пунктуацию при прямой речи и диалоге.

Уметь: строить предложения с прямой речью.

11

2.10

РР. Текст.

1

1

 Текст.

Знать: отличительные особенности типов речи.

Уметь: составлять тексты.

12-

13

2.11

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

Диктант.

Знать правописания частей речи

3

Лексика. Культура речи.

16

14

3.1

Повторение изученного по разделу «Лексикология» в 5 классе

1

1

Терминол. диктант

Уметь: определять лексическое значение слов и фразеологизмов,
используя различные типы толковых словарей (в том числе фразеологических);

Уметь: определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте.

15

3.2

Р.Р. Собирание материалов к сочинению

1

1

Редактирование текста

Уметь составлять план к сочинению

16

3.3

Общеупотребительные слова. НРК: Слова родного языка. Сравнительный анализ

1

1

Анализ текста

Знать общеупотребительные слова

17-18

3.4

Профессионализмы.

Диалектизмы. НРК: диалекты в бурятском языке. Жаргонизмы.

2

2

Осложненное списыв.

Уметь: пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова, определять уместность-неуместность использования слов в обиходной речи, в художественном произведении.

19-20

3.5

Р.Р.Сжатое изложение «Собиратель русских слов».

Анализ.

2

2

Сжатое изложение

Уметь сжимать текст

21

3.6

Закрепление материала.

Цели: Закрепление материала.

1

1

Редакт. текста

Знать: теоретический материал.

Уметь: применять на практике.

22

3.7

Эмоционально окрашенные слова.

Цели: Познакомить учащихся  с  эмоционально окрашенными  словами  и  их  функцией  в  речи.

1

1

Творческая работа.

Уметь: пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова, определять уместность-неуместность использования слов в обиходной речи, в художественном произведении.

23

3.8

Устаревшие слова

1

1

Выписать из словаря примеры

Знать: отличать устаревшие слова от современных слов

Уметь: строить текст в этом стиле.

24

3.9

Новые слова. Неологизмы.

1

1

Работа со словарём

Знать: о причинах появления новых слов в русском языке.

Уметь: пользоваться толковым словарём для определения значения новых и устаревших слов.

25

3.10

Исконно русские слова. Заимствованные слова.

1

1

Лексич. диктант

Знать: о заимствованных и исконно русских словах в русском языке.

Уметь: различать и определять заимствованные и исконно русские слова.

26- 27

3.11

Фразеология. Источники фразеологизмов.

фразеологизмов в толковом словаре;

формирование умений находить фразеологизмы в тексте.

2

Творческое задание.

Знать: о роли фразеологизмов в обогащении речи.

Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

28- 29

Повторение по теме «Лексика».

Тест

2

Словарный диктант.

Уметь: работать со словарем.

4

Словообразование и орфография.

18

30

4.1

Повторение изученного в 5 классе.

1

1

Карточки.

Знать: основные сведения по словообразованию, полученные в 5 классе.

Уметь: определять зависимость правописания слова от его строения.

31

4.2

РР. Описание помещения.

1

1

Творческое задание

Знать: основные способы описания.

Уметь: описывать изображения

32-33

4.3

Основные способы образования слов в русском языке.

2

2

Творческое задание.

Знать: основные способы образования слов в русском языке.

Уметь: определять способ образования слов.

34

4.4

Этимология слов.

Цели:  Дать понятие о этимологии.

1

1

Работа с этимологическим словарём.

Знать: понятие этимологии.

Уметь: работать со словарём.

35

4.5

РР. Систематизация материалов к сочинению.  Сложный план.

1

1

Составление сложного плана.

Уметь: составлять сложный план.

36

4.6

Буквы о и а в корне кос-кас.

1

1

Состав-ление алгоритма.

Знать: условия выбора написания -кос-кас-.

Уметь : владеть способом действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас-.

37

4.7

Буквы о и а в корне гор-гар.

1

1

Состав-ление алгоритма.

Знать: лексическое значение корня -гор-гар-

Уметь: определять условия выбора о-а в корне –гор-гар-.

38

4.8

Буквы ы и и после приставок.

1

Карточки.

Знать: условия выбора букв и и ы после приставок на согласные.

Уметь: правильно применять правило.

39-41

4.9

Гласные в приставках пре- и при-.

3

3

Индивид. задания.

Тест-е

Составление словаря трудных слов. Заполнение таблицы.

Знать: о зависимости написания гласных в приставках пре- и при-; о написании слов с приставкой при- со значением приближения, присоединения, добавления к чему-либо, неполного действия. 

Уметь: писать пре- и при- в словах с указанным значением.

42

4.10

Соединительные

о и е в сложных словах.

1

1

Выбирать соед. гл.

 о и е в сложных словах.

Знать: правило выбора о и е.

Уметь: правильно писать сложные слова.

43

4.11

Сложносокращённые слова.

1

1

Диктант.

Знать: о видах сложносокращённых слов по способу их образования.

Уметь: определять лексическое значение сложносокращённых слов, правильно употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени.

44

4.12

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

1

Разборы.

Знать: о различении словообразовательного разбора и разбора слова по составу.

Уметь: производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

45

4.11

Повторение.

1

Распр. диктант

Знать: пройденный материал по разделу.

46-47

4.13

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

Диктант.

5

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное.

18

48

5.1

Повторение изученного

в 5 классе.

1

1

Повто-рение

Уметь: определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль в предложении.

49

5.2

Разносклоняемые имена существительные.

1

1

Карточки.

Знать: разносклоняемые имена существительные; о суффиксе –ен-(ён)- в основе существительных на мя. Уметь: склонять существительные. на –мя, обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных.

50

5.3

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

1

1

Карточки.

Знать: о правописании безударного суффикса –ен- в существительных на –мя.

51

5.4

Несклоняемые имена существительные.

1

1

Карточки.

Знать: о несклоняемых именах существительных, употреблении их в косвенных падежах.

Уметь: правильно употреблять несклоняемые имена  сущ.

52

5.5

Род несклоняемых имён существительных.

1

1

 Карточки.

Знать: способы определения рода несклоняемых имён существительных.

Уметь: согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными

53

5.6

Имена существительные общего рода.

1

1

Словарный диктант

Знать: об именах существительных общего рода.

Уметь: определять их род, употреблять в речи

54

5.7

Морфологический разбор имени существительного.

1

1

Разбор существительных.

Знать: порядок разбора имени существительного.

Уметь: определять морфологические признаки имени существительного.

55-56

5.8

РР.  Сжатое изложение

2

2

Изложение

Уметь: писать  изложение

57

5.9

Не с существительными.

1

1

Распр. диктант

Знать: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными.

Уметь: различать не-приставку, частицу, часть корня.

58-59

5.10

Буквы ч и щ в суффиксе –чик /(-щик).

2

2

Самостоятельная работа.

Знать: способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик и –щик.

Уметь: применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –чик (-щик).

60

5.11

Гласные в суффиксах существительных -ек (-ик).

1

1

Творческое задание.

Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов –ек и ик,. Уметь: владеть способом действия при выборе  суффиксов ек (-ик).

61

5.12

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

1

Карточки.

Знать: об образовании существительных с помощью суффиксов –ок, –ек, –онок и др. и условия выбора в них гласных о-е после шипящих под ударением.

62-63

5.13

РР. Сочинение-описывание пейзажа в художественном стиле. Анализ.

2

2

Сочинение

Уметь: писать сочинение

64

5.14

Повторение изученного об имени существительном.  Тест.

1

1

Контрольные вопросы и задания стр. 108.

Знать сведения об имени существительных

6

Имя прилагательное.

20

65

6.2

Повторение изученного в 5 классе.

1

1

 Карточки.

Иметь: понятие о роли имени прилагательного в речи.

Уметь: использовать имена прилагательные в речи; обосновывать выбор падежных окончаний имён прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

66

6.3

РР. Описание природы.

1

1

Сочинение.

Уметь словесно описывать пейзаж, используя разные формы речи

67-68

6.4

Степени сравнения имён прилагательных.

2

1

1

Практическая работа.

Знать: о сравнительной и превосходной степени имён прилагательных, как они образуются.

Уметь: находить прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

69

6.5

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные.

1

1

РР. Упр. 291

Знать: о делении прилагательных на три разряда, о признаках качественных прилагательных.

70

6.6

Относительные имена прилагательные.

1

1

Карточки.

Знать: определение относительных прилагательных, их значения, грамматические признаки.

Уметь: различать качественные и относительные прилагательные.

71

6.7

Притяжательные прилагательные.

1

1

Изложение

Знать: что обозначают, на какие вопросы отвечают притяжательные имена прилагательные.

Уметь: правильно писать и употреблять притяжательные прилагательные в речи.

72

6.8

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

1

Самостоятельная работа.

Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного.

73-74

6.9

Не с именами прилагательными.

2

2

Карточки.

Знать: условия выбора написания не с именами прилагательными.

Уметь: правильно применять правило для написания не с именами прилаг.

75

6.11

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

1

Работа с текстом

Знать: об условиях выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц.

Уметь: сопоставлять правило правописания букв о и е в корне, суффиксе, окончании имён существительных и прилагательных.

76-77

6.12

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

2

2

Карточки.

Знать: условия выбора одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Уметь: обнаруживать орфограмму.

78

6.13

 Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. 

1

1

Упр.  329.

Знать: об образовании с помощью суффикса –к- качественных прилагательных (кроме исключений).

79-80

6.14

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

2

2

Работа с текстом

Знать: условия употребления дефиса в сложных именах прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов.

Уметь: правильно писать сложные прилагательные

81-82

6.15

Повторение.

2

1

1

Карточки.

Знать правописания сущ-х  и прилагательных.

83-84

6.17

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

Уметь правильно выбирать гласные в корнях слов

7

Имя числительное

17

85-86

7.1

Имя числительное как часть речи. Числительные простые и составные.

2

1

1

Знать: об обозначении числительного одним и несколькими словами.

Уметь: различать простые и составные числительные.

87-88

7.2

Буква ь в середине и на конце числительных.

2

2

Карточки.

Знать:  орфограмму.

Уметь: правильно применять её при написании числительных.

89-91

7.3

Разряды количественных числительных.

3

3

Тест

Знать: разряды количественных числительных.

Уметь: определять разряд количественного числительного.

92-93

7.4

Числительные, обозначающие целые числа.

2

2

Карточки.

Знать: об особенностях склонения количественных числительных.

Уметь: правильно писать и употреблять падежные формы.

94

7.5

Дробные числительные.

1

1

Карточки.

Знать: о функции, составе дробных числительных, особенностях их склонения

Уметь: правильно употреблять дробные числительные.

95-96

7.6

Собирательные числительные.

2

2

Карточки.

Знать: значение собирательных числительных, их образование. Особенности сочетания с существительными

Уметь: правильно употреблять в речи собирательные числительные.

97

7.7

Порядковые числительные.

1

1

Карточки.

Знать: об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными. Уметь: разграничивать количественные и порядковые числительные.

98

7.8

Морфологический разбор числительного.

1

1

Разбор числит., индивид. работа по карточкам

Знать: план разбора имени числительного.

Уметь: определять морфологические признаки имени числительного.

99

7.9

Повторение.

1

1

Карточки.

100-101

7.10

РР. Изложение. Анализ.

2

2

Способы сжатия

Уметь применять три способа сжатия при написания изложения

102-103

7.11

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

Диктант с грамм зад.

8

Местоимение

24

104

8.1

Местоимение как часть речи.

1

1

Работа с учебником

Знать: о местоимении как части речи, о роли местоимений в тексте, о синтаксической функции местоимений.

Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения

105-106

8.2

Разряды местоимений.

Личные местоимения.

2

2

Тест

Знать: личные местоимения. Особенности их склонения.

Уметь: правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогом.

107

8.3

Возвратное местоимение себя.

1

1

Составление рассказа по рисунку упр. 405.

Знать: о лексическом значении и особенностях местоимения себя.

Уметь: употреблять местоимение себя в нужной форме.

108-109

8.4

РР. Сочинение-описание по картине. Анализ.

2

2

План сочинения

Уметь составлять план

110

8.5.

Вопросительные местоимения.

1

1

Карточки

Знать: вопросительные местоимения, их назначение в речи.

Уметь: употреблять в речи вопросительные местоимения , интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.

111

8.6

Относительные местоимения.

1

1

Индивидуальная работа по карточкам

Знать: относительные местоимения, их употребление в речи.

Уметь: различать относительные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях.

112-113

8.7

Неопределённые местоимения.

2

2

Карточки.

Знать: об отличительных особенностях местоимений (неопределённости), образовании неопределённых местоимений.

Уметь: находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не.

114-116

8.8

Отрицательные местоимения.

3

3

Карточки.

Знать: как образуются отриц.местоим. Как изменяются.

Уметь: распознавать приставки не- и ни- в отриц. местоимениях; правильно писать отриц. мест-я с предлогами.

117-118

8.9

Притяжательные местоимения.

2

2

Карточки.

Знать: притяжательные местоимения, о склонении притяжательных местоимений.

Уметь: различать личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных.

119-120

8.10

РР.  Сочинение-рассуждение.

2

2

Сочинение-расс.

Уметь рассуждать

121-122

8.11

Указательные местоимения.

2

2

Знать: об указательных местоимениях, их значении, употреблении в речи.

Уметь: находить в тексте указательные местоимения; использовать их как средство связи предложений в тексте.

123

8.12

Определительные местоимения.

1

1

Карточки

Знать: об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи.

Уметь: находить в тексте определительные местоимения., использовать их в речи.

124

8.13

Морфологический разбор местоимения.

1

1

Разборы.

Знать: морфологические признаки местоимения.

Уметь: правильно определять морфологические признаки местоимения.

125-126

8.14

РР.  Сочинение по картине.

Анализ.

2

2

Сочинение.

127

8.15

Повторение.

1

1

Работа по карточкам.

Знать правописания  местоимений

128-129

8.16

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

9

Глагол

35

130-132

9.1

Глагол.

Повторение изученного в 5 классе.

3

3

Тестирование, сам. работа

Знать: морфологические признаки глагола, уметь находить глагол в тексте.

133-134

9.2

РР.  Сочинение-рассказ.

2

2

Сочинение.

135

9.3

Разноспрягаемые глаголы.

1

1

Творческая работа

Знать: о разноспрягаемых глаголах.

Уметь: правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы.

136-

137

9.4

Глаголы переходные и непереходные.

2

1

Карточки.

Знать: о переходных и непереходных глаголах.  Уметь: различать переходные и непереходные глаголы.

138-139

9.5

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

2

Состав-ление предложений

Знать: о наклонениях глагола, изменении глаголов в изъявительном наклонении. Уметь: различать наклонения глагола, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

140-141

9.6

РР.  Изложение.

2

2

Изложение

142

9.7

Условное наклонение.

1

1

Знать: как образуются и изменяются формы условного наклонения глагола, что обозначают.

Уметь: находить глаголы в усл.накл, различать формы изъяв. и услов. накл.

143-146

9.8

Повелительное наклонение глагола.

4

1

3

Карточки.

Знать: как образуются и изменяются формы повелительного наклонения.

Уметь:  находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения.

147

9.9

РР. Рассказ.

1

1

Рассказ.

148-149

9.10

Употребление наклонений.

2

2

Работа с текстом

Знать: о различных способах выражения в языке просьбы

Уметь: пользоваться в речи этими способами.

150

9.11

Проверочная работа.

1

1

Проверочная работа.

151-152

9.12

Безличные глаголы.

2

2

Карточки.

Знать: о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления.

Уметь: отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы  в  речи.

153

9.13

Морфологический разбор глагола.

1

1

Разбор глаголов.

Знать: порядок морфологического разбора глагола.

Уметь: определять морфологические признаки глагола.

154-155

9.14

РР.  Рассказ на основе услышанного (по п.89).

2

2

Рассказ.

156-158

9.15

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

3

3

Карточки.

Знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

159-160

9.16

Повторение.

2

2

Контрольный словарный диктант.

Работа по технологической карте

161

162

9.17

Контрольный диктант и его анализ.

2

2

Диктант.

163-

164

9.18

РР.  Контрольное сочинение.

2

2

Сочинение.

10

Повторение. Разделы науки о языке

37

165-

167

10.1

Повторение. Разделы науки о языке

3

3

Опрос.

Знать: в каких разделах науки о языке изучается слово со стороны звучания, лексического значения.

168-169

10.2

Орфография. Орфогр. разбор.

2

2

Опрос.

Знать, что изучает орфография, с какими разделами науки о языке она связана, опознавательные признаки орфограмм-букв, дефисов

170-

171

10.3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

2

Опрос.

Знать: что изучается в пунктуации, с какими разделами науки о языке она связана. Знать, какие знаки препинания употребляются в простом предложении для выделения слов и для разделения слов друг от друга.

172-

173

10.4

РР.  Сочинение.

2

2

Сочинение.

174-

175

10.5

Лексика и фразеология.

3

3

Опрос.

Знать: что изучается в лексике и фразеологии. Какие слова называются профессиональными, диалектными, жаргонными? В связи с чем заимствуются слова из других языков?

176-

178

10.6

Словообразование Морфемный и словообразовательный разбор.

3

3

Опрос.

Знать: что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? Основные способы образования слов.

179-

181

10.7

Морфология. Морфологический разбор слова.

3

3

Опрос.

Знать: что изучается в морфологии. Какие части речи относятся к именам, что их объединяет, чем имена отличаются от глаголов.

182-

184

10.8

Синтаксис. Синтаксический разбор.

3

3

Опрос.

Знать: что изучается в синтаксисе, чем отличаются словосочетания от предложений, простые предложения от сложных. Чем отличаются второстепенные члены от главных?

185-188

10.9

Повторение.

4

1

3

тестирование

189-

190

10.10

РР. Сочинение на свободную тему

2

2

Сост.план сочинения

Уметь делить сочинение на микротемы

191-193

10.11

Провер. диктант.

Орфогр.  и  пункт. навыков.

2

2

Пров. диктант.

Знать: что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? Основные способы образования слов.

194-195

10.12

Повторение.

Цели: подготовка к итоговой контрольной работы.

2

1

1

Знать: что изучается в морфологии. Какие части речи относятся к именам, что их объединяет, чем имена отличаются от глаголов.

196-198

10.13

РР. Изложение

2

2

Знать: что изучается в синтаксисе, чем отличаются словосочетания от предложений, простые предложения от сложных.

199-200

10.14

Итоговое тестирование за курс 6 класса.

Цели: Закрепить и проконтролировать полученные знания за курс 6 класса.

2

2

Тестирование.

201

202

10.15

РР. Выборочное сочинение

2

2

Сост.план сочинения

Уметь: писать сочинение

203-204

10.16

Резерв.

2

2


Содержание тем учебного курса.

Наименование тем и разделов

Всего часов

Содержание урока

1

Введение.

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

Повторение пройденного в 5 классе.

12

Фонетика как раздел лингвистики. Классификация гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Морфемика как раздел лингвистики.  Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разборы. Прямая речь. Диалог. Стили речи.

Лексика и фразеология.

16

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Лексические омонимы. Синонимы. Антонимы. (Повторение).

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

Фразеология как раздел лексикологии: фразеологизмы, их признаки и значение.

Словообразование.

18

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования. Морфемный и словообразовательный разборы.

Морфология и орфография.

18

20

17

24

35

115

Имя существительное. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение. Род, число, падеж имени существительного. Типы склонений имён существительных. Склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик). Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Имя прилагательное. Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Грамматические особенности качественных имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких прилагательных с  основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний полных имен прилагательных. Имена прилагательные с суффиксом -ий, особенности их падежных окончаний, употребление их в роли определений. Степени сравнения прилагательных: значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;  употребление прилагательных в  роли определений и сказуемых. Словообразование прилагательных при помощи приставок, суффиксов и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Правописание суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Имя числительное.Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание ь в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Значение и изменение дробных числительных. Правописание падежных окончаний числительных.

Местоимение.Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения. Значение, изменение и роль в предложении личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Разряды местоимений, их значение, изменение и роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединенными относительными местоимениями. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Глагол. Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль глагола в речи. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Разноспрягаемые глаголы. Переходные глаголы. Условное наклонение глагола. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Повторение.

37

Повторение пройденного  материала за курс 6 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе.

Итого

204

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Учебники по русскому языку для общеобразовательных школ для 6 класса под ред. Н.М. Шанского.
  2. Таблицы по русскому языку по разделам русского языка.
  3. Раздаточный материал по русскому языку.
  4. Репродукции картин русских художников по развитию речи.
  5. Сборники заданий для текущего контроля.
  6. Уроки русского языка в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
  7. Компьютер.
  8. Мультимедиапроектор.
  9. Экран.
  10. Учебные словари:

- орфографический;

- орфоэпический;

- толковый;

- иностранных слов;

- синонимов;

- антонимов;

- фразеологический.

Список литературы.

1. Н.В. Безденежных. Новые олимпиады по русскому языку. 5-11 классы. Ростов на/Д, - 2011г.

2. Л. А. Жердева. Русский-язык. Карточки-задания. 6 класс. Новосибирск, 2010г.

3. М.М. Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. Москва, 2008г.

4. С.С. Колчанова. Русский язык. Поурочные планы. Волгоград, 2009г.

5. О.А. Кудинова, Б.С. Юнусова. Русский язык. Контрольные работы. 6-7 классы. Москва, 2009г.

6. Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Москва, 2005г.

7. В.В. Тихонова, Т.Е. Шаповалова. 50 основных правил русской пунктуации. 5-11 классы. Москва, 2007г.

8. Н.П. Шульгина. Диктанты по русскому языку для 6 класса. Москва, 2005г.

Приложение.

Изложения.

1. Сжатое изложение упр.75 с. 34 учебника

2. Изложение по анализируемому тексту (лингвистический анализ текста)

Охотничьи инстинкты обыкновенной домашней кошки не нуждаются в доказательствах. И всё же никому не приходит в голову охотиться с кошкой: уж очень своенравный и независимый характер у этого животного. Поэтому кошка для охоты с человеком решительно непригодна. Однако древние египтяне были на сей счёт куда более осведомлёнными.

     Именно там, в дельте могучего Нила, тысячелетия назад человек приручил маленького, но злого и своенравного хищника. Египетская буланая кошка считается родоначальницей всех нынешних разномастных кошек.

      Но древние египтяне не только одомашнили кошку. Они ухитрились даже (как именно – этого мы, к сожалению, не знаем) дрессировали её для охоты. И не на мышей, а на пернатую дичь! Об этом поведали рисунки, обнаруженные в одном из египетских захоронений. Я  показывают притаившегося в засаде охотника с кошкой на коленях, а рядом – хищницу в прыжке, хватающую сразу трёх птиц.

     Вот какова она, сонливая любительница лежанок и подоконников!

3.Выборочное изложение (словообразование) упр. 166, стр. 73 учебника

4. Выборочное изложение (имя прилагательное) упр.297. стр. 124 учебника

5. Изложение (глагол)  упр.485, стр.203 учебника

6. Изложение (причастие, деепричастие)

В степи

 Городок скоро скрылся за высокой стеной озимых посевов, и я шёл по узкой тропинке среди шелестящей ржи. Над головой стояло высокое синее небо. Я вдыхал аромат цветущих хлебов и произрастающих на межах трав. Голова была полна обрывочных мыслей, скачущих с одного предмета на другой, но возвращающихся к предстоящей охоте.

   Часа полтора пути прошли незаметно. Я уже подходил к заброшенным и давно не паханным обрывкам степей, пленившим меня ещё с первого раза. Вот впереди на горизонте открылась полоса далёкого безбрежного неба. Стена хлебов оборвалась и ушла в стороны. Передо мной открылась широкая пологая низина давно не тронутой плугом степи.

   Степь, освещённая косыми лучами закатного солнца, сверкала и переливалась разноцветными пятнами цветущих  трав. Здесь были синие, белые, пунцово-красные, ярко-жёлтые и смешанные, часто неопределённые краски. Слабый ветерок шевелил эти цветные пятна. Причудливо меняющийся узор загорался ярким искрящимся светом, когда цветы были обращены к лучам солнца. Бесчисленное количество бабочек трепетало над цветущей степью.

7. Изложение (имя числительное)  упр.366, стр.154 учебника

Вводное контрольное тестирование

1 вариант

1. Укажите слово, в котором букв меньше, чем звуков:

А) дом

Б) дятел

В) ёж

Г) метёлка

2. Укажите слова, в котором есть звук [э]:

А) этаж

Б) ель

В) поэтому

Г) эстамп

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь:

А) гвоз…дик

Б) пред…юбилейный

В) сош…ю

Г) жен…щина

4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О:

А) ш…пот

Б) ж…лтый

В) крыж…вник

Г) уш…л

5. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ъ:

А) солов…и

Б) в…юга

В) с…узить

Г) об…явление

6. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) св…рлить, пер…лесок, в комнат…

Б) грус…ный, опас…ный, напрас…ный

В) ед…ница, в тетрад…, в л..сах

Г) р…внина, …бследовать, ш…пот

7. Укажите слово с ошибкой:

А) ночьной

Б) наешься

В) ночь

Г) компьютер

8. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) г..рбатый, ч…стокол, изд…вать

Б) сколь…кий, и…черпать, ра…горячиться

В) выгляд…шь, соб…раться, разд…ру

Г) пол…жить, в..спаление, ш…рох

9. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) ж…вотные, станц…я, ц…новка

Б) врач…м, сургуч…м, хорош…го человека

В) на…писать, окрес…ность, сель…ь

Г) могуч…, хищ…ник, мощ…

10. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) пр…зрачный, разг…вор, пор…зить

Б) м…рская, в…лна, в…звращаться

В) шатат…ся, много куч…, д…як

Г) ц…кнуть, ц…стерна, сестриц..н

11. Какие предложения являются простыми? (Знаки препинания не расставлены)

А) На этой вырубке можно было прочитать всю жизнь леса в её разнообразии.

Б) Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.

В) Стояла зима и яблони около дома утопали в снегу.

Г) Гости разъехались дом опустел.

А) Б,В

Б) А,Б,Г

В) В, Г

Г) А,Б

12. Укажите простое нераспространённое предложение:

А) Птицы закричали и сразу умолкли.

Б) Птицы закричали и умолкли.

В) Птицы на ветках закричали и умолкли.

Г) Стая перелётных птиц закричала и умолкла.

13. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:
Солнце снова выглянуло из-за туч (1) и осветило луг. Солнце выглянуло из-за туч (2) но на улице по-прежнему было холодно. Поют жаворонки (3) щебечут  клёсты (4) суетятся на пруду гуси.

А) 2,3,4

Б) 1,2

В) 3,4

Г) 1,2,3,4

14. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Речка (1) которая виднелась вдали (2) очень обрадовала путешественников. Наступил март (3) всё чаще по утрам пели птицы.

А) 1,2,3

Б) 1,2

В) 1,3

Г) 1

15. Какие предложения являются сложными? (Знаки препинания не расставлены)

А) Уже в одиннадцатом веке важной частью церкви на Руси являлись монастыри.

Б) Они имелись во всех крупных городах и их число достигало трёхсот.

В) Монастыри служили примером благочестия и их существование и праведная жизнь его обитателей служила защитой области или города от бедствий.

Г) Для средней полосы особо чтимым монастырём была Троице-Сергиевская лавра.

А) Б, Г

Б) А, Г

В) Б, В

Г) В, Г

16. Укажите верную характеристику предложения

В этом сыром и прохладном уголке среди густой бузины и белой акции высоко поднимался тополь.

А) простое, распространённое, осложнённое однородными членами

Б) простое, нераспространённое

В) простое, распространённое, неосложнённое

Г) сложное, состоит  из двух грамматических основ, соединённых союзом И

17. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены)

А) Сад был великолепен и особенно его украшали кусты разноцветной буйно цветущей сирени.

Б) Когда солнце село все собрались на террасе.

В) В лесу росли грибы и дети набрали целые корзины.

Г) Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.

18. Укажите сложное предложение, части которого соединены  союзом И. (знаки препинания не расставлены)

А) Надо и знать и любить и беречь свою землю.

Б) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В) Осень раздевает лес и студит воду.

Г) День выпал тёплый и кое-где в последний раз зардела рябина.

19.  Укажите верное объяснение постановки запятой (или её отсутствия) в предложении: Солнце уже выбралось  выше леса (  ) и ярко блестело на траве.

А) простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом И, поэтому перед союзом И запятая нужна.

Б) простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом И, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

В) сложное, перед союзом И нужна запятая.

Г) сложное, перед союзом И запятая не нужна.

2 вариант

1. Укажите слово, в котором звуков меньше, чем букв:

А) конь

Б) цветок

В) ягода

Г) ягель

2. Укажите слова, в котором есть звук [о]:

А) вода

Б) поют

В) ёлка

Г) коса

3. Укажите слово, в котором пропущена буква проверяемая ударением:

А) зар…сли

Б) за…блачный

В) в…лейбол

Г)  з…ря

4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква С:

А) …доровье

Б) ра…сказ

В) ра…дор

Г) бе…брежный

5. Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ъ:

А) пред…явить

Б) с…ехать

В) с…экономить

Г) от…явленный

6. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) комп…ютер, под…езд, с любов…ю

Б) придет…ся подумать, напит…ся воды, в…юга

В) рез…ба, кос…ба, ден..щик

Г) промел…кнут, осен…ю, заяч…и

7. Укажите слово с ошибкой:

А) объезд

Б) соловьи

В) наеъезд

Г) сузить (тропинку)

8. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) св…тлеть, в природ…, в обител…

Б) ска…ка, и…расходовать, и…сякнуть

В) пол…скать собаку, пол…скать бельё, пос…дить дерево

Г)  р…вновесие, ск…мейка, ….ппарат

9. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) он се..т, они клее…т, дети засыпа…т

Б) мечта…м о рыбалк…., пер…крёсток

В) поговорить о жизн…, в столиц…, в огород…

Г) волч..к, щ…тка, ш…мпол

10. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

А) плащ…м, свинц…м, шалаш…м

Б) опас….ность, окрес….ность, напрас…ный

В) р…сток, выр…сти, предпол…жение

Г) фу…бол, на…писать, о..дать

11. Какие предложения являются простыми? (Знаки препинания не расставлены)

А) Птицы отправились в тёплые края когда наступили холодные осенние дни.

Б) Солнце выглянет и немного прогреет землю.

В) Розоватый отсвет становится сиреневатым потом возникают желтые оттенки.

Г) Вдали стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце.

А) Б ,В

Б) Б, Г

В) В, Г

Г) А, Б

12. Укажите простое нераспространённое предложение:

А) Цветы распустились и наполнили сад неповторимым ароматом.

Б) Цветы распустились и заблагоухали.

В) Цветы в саду распустились.

Г) В саду распустились любимые цветы.

13. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:
тучи набежали (1) и пошёл дождь. Пошёл дождь (2) и сильно смочил сухую землю. Сильный ливень умыл дома (3) деревья с чуть зелёными листочками (4) газоны (5) и скверы.

А) 2,3,4

Б) 1,2,3

В) 3,4

Г) 1,3,4

14. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Лес (1) который состоял из белоствольных берёз (2) казался очень светлым. Начались заморозки (3) и по утрам сад покрывался инеем.

А) 1,2,3

Б) 1,2

В) 1,3

Г) 1

15. Какие предложения являются сложными? (Знаки препинания не расставлены)

А) Ярко-белая вспышка молнии прорезала ночное небо и выхватила глинобитное строение у самой реки.

Б) За рекой были видны очертания гор и мы устремились туда.

В) В лесу на узкой лужайке возвышалось небольшое земляное укрепление  оно состояло из вала и рва.

Г) Большая часть коллекции была представлена в краеведческом музее а также в картиной галерее.

А) Б, Г

Б) Б, В

В) А, Г

Г) В, Г

16. Укажите верную характеристику предложения

Дубровский встал и пошёл искать дорогу домой.

А) простое, распространённое, неосложнённое

Б) сложное, состоит из двух грамматических основ

В) простое, распространённое, осложнёно однородными членами

Г) простое, нераспространённое

17. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены)

А) Выглянуло солнце и непродолжительное ненастье сменила хорошая погода.

Б) Погода была тихая и пруд застыл.

В) Горячий ветер пронесся по верхушкам деревьев и вскоре сад был завален ветками яблонь и вишен.

Г) Свет замирающего в печи пламени дрожал вокруг меня под низким потолком и озарял комнату светом.

18. Укажите сложное предложение, части которого соединены  союзом И. (знаки препинания не расставлены)

А) В доме пахло елкой и сладким запахом свежеиспечённой сдобы.

Б) Проснулись птицы и заполнили щебетом весь сад.

В) Льется песня и звуки её слышны за рекой.

Г) Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее.

19.  Укажите верное объяснение постановки запятой (или её отсутствия) в предложении: Сладкий запах жасмина заполнил террасу ( ) и стал проникать в комнаты.

А) простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом И, поэтому перед союзом И запятая нужна.

Б) простое, с однородными членами, соединёнными неповторяющимся союзом И, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

В) сложное, перед союзом И нужна запятая.

Г) сложное, перед союзом И запятая не нужна.

Итоговое контрольное тестирование.

Вариант 1.

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?
  1. Торты
  2. звонит
  3. Диспут
  4. Кокон
  1. Укажите лишнее слово среди однокоренных:
  1. Водитель
  2. водяной
  3. провод
  4. Подводный
  1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
  1. Пр..ехать
  2. Пр..красный
  3. Пр..вокзальный
  4. Пр..открыть
  5. Пр..одолеть
  6. Пр..блудиться

А) 2, 4                Б) 2, 5                В) 3, 5

  1. В каком примере пропущена буква И?                    
  1. Сыпл..т цветами весна.
  2. Се..тся едва заметный дождь.
  3. На горе чуть-чуть держ..тся скала.
  4. Мягко стел..шь, да жестко спать.
  1. Укажите предложения, в которых НЕ пишется раздельно.
  1. (Не) рой другому яму.
  2. Степа был (не)расторопен.
  3. (Не)настье захватило путников на перевале.
  4. Вести были далеко (не)радостные
  5. Впереди ждал (не)легкий путь.

А) 1, 2.                Б) 1, 5.                В) 1, 4

  1. Какое существительное пишется с суффиксом –щик-
  1. Извоз..ик
  2. Фонар..ик
  3. Раздат..ик
  1. Укажите слово с суффиксом -ек:
  1. Сыноч..к
  2. Мяч..к
  3. Кирпич..к
  1. Укажите слово с ошибкой
  1. На пристани                3) В тетраде
  2. К пристани                4) Около пристани
  1. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
  1. По лестниц.., на вечер.., в древност..
  2. В раздумь.., в Севастопол.., в Бахчисара..
  3. В неведении.., в землянк.., в сияни..
  4. В пшениц.., у пшениц.., в варень..
  1. В суффиксе какого прилагательного пишется одна буква Н?
  1. Тума..ый
  2. Оловя..ый
  3. Сви..ая туша
  1. В каком случае слово с НЕ написано неправильно?
  1. Отнюдь неединственное решение
  2. Некрасивое платье                                                                                                                                              
  1. В каких предложениях все выделенные глаголы совершенного вида7
  1. Лунный луч, пробившись сквозь шторку, кольнул в глаз.
  2. Лунная скатерть лежала на паркете, серебряный сад стоял за окном, август чиркал звездами во тьме, словно все снега со всех гор осыпались на сад, на тишину, на немые тропинки.
  3. Денисов скрипнул половицей, постоял у окна.
  4. Никого он не видел сегодня во сне.
  1. В каком ряду все глаголы относятся ко второму  спряжению?
  1. Заклеить, обидеть, брить, вертеть.
  2. Колоть, терпеть, заметить, замечать
  3. Слышать, дышать, ненавидеть, гнать
  4. Строить, писать, зависеть, платить
  1. Укажите порядковое числительное
  1. восемь
  2. две шестых
  3. второй
  1. Найдите ошибку в  сочетании числительных оба – обе:
  1. Обеими подругами
  2. Обеими окнами
  1. Укажите верное написание составного количественного числительного в Т. П.
  1. Одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя
  2. Одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя
  3. Одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.
  1. Какое местоимение является возвратным?
  1. меня
  2. Тебя
  3. Себя
  1. Укажите слово с приставкой при-:
  1. Пр..успеть
  2. Пр..украсить
  3. пр..вращать
  1. В каком ряду слова с чередующимися гласными в корне?
  1. Пригл..шать, уг..сать, пол..жить
  2. Отд..рать, отп..рать, бл..стеть
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. У оврага одиноко каркала и пугала всю окрестность мокрая ворона.
  2. Иногда утка пролетала над нами и тогда мы слышали тихий свист её крыльев.
  3.  Русский Север – край необъятных просторов, раздолья.
  4. В лесу мы находили разные грибы: лисички, белые, подберезовики.

Вариант 2.

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?
  1. Дефис
  2. Ремень
  3. Кухонный
  4. Жалюзи
  1. Укажите лишнее слово среди однокоренных
  1. Летчик
  2. Прилечу
  3. Вылечить
  4. Перелетный
  1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
  1. Пр..ехать
  2. Пр..красный
  3. Пр..вокзальный
  4. Пр..открыть
  5. Пр..одолеть
  6. Пр..блудиться

А) 2, 4                Б) 2, 5                В) 3, 5

  1. В каком примере пропущена буква И?
  1. Правда глаза кол...т
  2. Она ед..т искать покровительства
  3. Та..т в небе журавлиный крик
  4. Гость недолго гостит, да много вид..т
  1. Укажите предложения, в которых НЕ пишется раздельно:
  1. (Не) рой другому яму.
  2. Степа был (не)расторопен.
  3. (Не)настье захватило путников на перевале.
  4. Вести были далеко (не)радостные
  5. Впереди ждал (не)легкий путь.

А) 1, 2        Б) 1, 5                В) 1, 4

  1. Укажите слово, в котором перед суффиксом  -щик- пишется ь?
  1. Фонар..щик
  2. Угол..щик
  3. Обман..щик
  1. Укажите слово с суффиксом –ик:
  1. Карандаш..к
  2. Кусоч..к
  3. Замоч..к
  1. Укажите слово с ошибкой
  1. В стремени                3) во времяни
  2. В темени                        4) в поле
  1. В каком ряду во всех словах пишется буква И?
  1. В памят.., в стог.. сена, в тетрад..
  2. На тетрад… в нашем столети.., на сирен..
  3. На спектакл..,  к станци.. , в пальт..
  4. У деревн.., на деревн.., в Турци..
  1. В суффиксе какого прилагательного пишется одна буква Н?
  1. Деревян..ый
  2. Стран..ый
  3. Румян..ый
  1. Объясните раздельное написание НЕ с прилагательным:

Не отцовский костюм, не бабушкина шляпа, не лисье чутье

  1. Не с притяжательным прилагательным
  2. Противопоставление                                                                                                                                                                    
  1. Укажите номера предложений, где имеются глаголы в неопределенной форме
  1. Желтые листья роняет осень
  2. Любите книгу: она облегчит вам жизнь
  3. Охотиться начал я очень рано.
  4. Павел ушел, несмотря на уговоры остаться обедать
  1. В каком ряду все глаголы относятся к первому спряжению?
  1. Играть, гнать, оформлять, зависеть
  2. Перевязать, читать, таять, вертеть
  3. Учитывать, обидеть, вычищать, колоть
  4. Брить, стелить, каяться, заверять.
  1. Укажите порядковое числительное
  1. Шесть
  2. Пять восьмых
  3. Десятый
  1. Найдите ошибку в сочетании собирательного числительного
  1. Двое девочек
  2. Двое ребят
  3. Двое лисят
  1. В написании какого числительного допущена ошибка
  1. Двухтысячный год
  2. До две тысячного года
  3. К двухтысячному году
  4. Две тысячи седьмой год
  1. В каком ряду все слова являются местоимениями?
  1. Мне, кто, любой, второй
  2. Себя, моего, по-моему, прежний
  3. Ничего, что-либо, наш, по-нашему
  4. Её, всякий, самый, каждый.
  1. Укажите слово с приставкой пре-:
  1. Пр..возносить
  2. Пр..стегнуть
  3. пр..сесть
  1. В каком ряду слова с чередующимися гласными в корне?
  1. Насл..ждение, обог..щение, разоч..роваться
  2. Соб..рать, изл..жение, оз..ренный
  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой
  1. У оврага одиноко каркала и пугала всю окрестность мокрая ворона.
  2. Иногда утка пролетала над нами и тогда мы слышали тихий свист её крыльев.
  3.  Русский Север – край необъятных просторов, раздолья.
  4. В лесу мы находили разные грибы: лисички, белые, подберезовики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....