Молодежный сленг как неотъемлемая часть речи подростков
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Давыдова Светлана Адильевна

Проект составлен в ходе изучения темы "Жаргонизмы"(раздел "Лексика").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

Молодёжный сленг как неотъемлемая часть речи подростков

Групповой проект выполнили:

учащиеся 7 «В» класса  МБОУ СОШ № 6.

Докладчик:  Андрюнина Анастасия,  

учащаяся 7 «В» класса МБОУ «СОШ № 6».

Руководитель: Давыдова Светлана Адильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 6»

Сасово – 2017

Содержание:

  1. Введение

  1. Основная часть:
  1. Что такое жаргон.

  1. История появления и развития жаргонной лексики.

  1. Для чего люди употребляют слова данной категории

в своей речи.

  1. Данные социологического опроса учащихся 6-х классов

МБОУ  «СОШ № 6»  и их анализ.

  1. Заключение

  1. Список литературы

  1. Приложение

Введение

Актуальность.

Язык постоянно меняется: уходят старые слова, появляются новые.

   Молодежный сленг – особая форма языка. Он не остается постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов.  

Так как же относится к данной категории слов? Однозначного ответа на данный вопрос нет, поэтому мы, учащиеся 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 6» решили исследовать данную проблему. 

Гипотеза.  Если изучить данную проблему и привлечь к ней внимание подростков, их родителей и учителей, показать необходимость решения данной проблемы на материале словаря жаргонизмов учащихся 6-х классов, показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение, то дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи жаргонизмы, будут знать, что употреблённое в присутствии взрослого грубое «нелитературное» слово расценивается как оскорбление, и будут стараться не делать этого.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить способы и причины возникновения подросткового сленга, его взаимодействие с литературным языком. Понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодежи, её ценностные и нравственные ориентиры.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

1)  исследовать литературу по данной теме;

2) познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков;

3)  выявить источники и причины возникновения подросткового сленга;

4) разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию;

5)  провести исследование для выявления уровня использования и восприятия сленговых выражений подростками.

Объект исследования - речь подростков, учащихся 6-х классов МБОУ «СОШ № 6».

 Методы исследования:

- экспериментальные ( постановка проблемы, составление плана ее решения);

- теоретические (ознакомление со справочной литературой, переход от абстрактного к конкретному);

- эмпирические (анкетирование, сравнение).

1.1.Что такое жаргон

        Жаргон - это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т.д. Это условный язык, понятный только в определённой среде, в нем немного искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих. В современном языке выделяют молодежный жаргон, или сленг.

1.2. История появления и развития жаргонной лексики 

       Интерес к исследованиям молодежного сленга возник так же рано, как и сам жаргон. Работы по анализу "просторечья" (а именно к этому стилю речи относили жаргон) проводили ещё в ХIХ веке.

      Впервые попытка описать и классифицировать жаргонную лексику была представлена в словаре Микуцкого.  Знаменитый словарь Даля даёт ещё больше данных на эту тему. Из него известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня. Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них очень часто нападали разбойники. Тогда офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположения, что они возникли из почти вымершей нации - офинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что постепенно стал применяться нищими и просто разбойниками с большой дороги,  против которых феня сначала и задумывалась,  но ею уже не только общались,  но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Так возникает жаргонная лексика, происхождения которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.

   С начала ХХ века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга.

Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.

Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».

Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

      С давних времён русский язык начал засоряться жаргонизмами. И уже сейчас некоторые из них вошли в его состав.

1.3. Для чего люди употребляют слова данной категории в своей речи.

  На сегодняшний день речевая культура испытывает сильнейший натиск иностранных слов и сленга, и особенно это видно в молодёжной среде. Нужны ли жаргонные слова в речи? Да, нужны, но использоваться они должны в пределах разумного.

  Во-первых, потому, что жаргонизмы очень удобно использовать на компьютерном языке. Например, слово компьютер, интернет, ноутбук - звучат как: комп, инет, ноут. Слова становятся короче,  при этом не теряется их смысл, но электронные сообщения пишутся и доставляются гораздо быстрее.

  Во-вторых, потому что с помощью жаргонных слов можно намного эмоциональнее выразить свои чувства.

Однако необходимо помнить, что  в жаргонизмах есть и отрицательные особенности. Они засоряют нашу речь, замещая литературные выражения; применимы не во всех жизненных ситуациях; неприемлемы в официальном языке; являются причиной скудного словарного запаса; некоторые люди, не зная значения жаргонизмов, используют их неправильным образом.

  1. Данные социологического опроса учащихся 6-х классов МБОУ  «СОШ № 6»  и их анализ.

       Мы провели анкетирование среди учащихся 6-х классов.  В опросе участвовали 66 человек, из них 22 мальчика и 44 девочки.

  1. На вопрос, используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками,

положительно ответили  60 человек  и  лишь 6 – отрицательно.

2. На вопрос,  с  какой целью вы употребляете жаргонные слова,

     

13 уч-ся ответили, что хотят  самоутвердиться;

6  уч-ся хотят поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

28 уч-ся, чтобы  обмениваться информацией и узнавать новое.

 

3. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи? 

 

 11 уч-ся признались, что употребляют в своей речи матерные слова;

  28 уч-ся  -  юмористические;

  27 уч-ся  употребляют и те, и другие слова в зависимости от ситуации или компании.

4. Поправляют ли учителя Вашу речь?

   

26 уч-ся ответили положительно;

    17  уч-ся ответили, что учителя не делают замечаний;

   23  уч-ся отметили, что не всегда, но учителя все же делают замечания.

5. На вопрос, как относятся родители к Вашей речи,  

     

7 уч-ся сказали, что  им не важно, как они говорят.

38 уч-ся сказали, что родители  постоянно говорят, чтобы они  следили за речью.

     28  уч-ся ответили, что  иногда родители делают замечания по поводу их речи.

6. Эталоном для уч-ся является речь родителей и учителей. Это отметили большинство из опрашиваемых.

7. На вопрос, какие телевизионные каналы Вы смотрите, большинство ответили, что смотрят все каналы.

     

  1. Учащимся было предложено объяснить несколько жаргонизмов: «напрягать»,  «прикол», «пипец», «хомячить», «кайф», «хата», «микрофонить», «разрулить», «без палева».

 Вот какие значения этих слов предложили учащиеся нашей школы:

  1. «Напрягать» - надоедать человеку, волноваться, делать кому-то сложно, трудно, трудиться, утруждаться, озадачивать, загружать работой, сердить, бесить, доставать.
  2.  «Прикол» - шутка, весёлое, смешное выражение, что-то смешное, юмор, смешно.
  3. «Пипец» - нечаянно что-то сделал; ужас; когда что-то сделал плохое; неправильно сделал; плохо; полный провал; всё плохо; очень плохо; ой; плохо; удивление; так говорят.когда сделал что-то плохое.
  4. «Хомячить» - кушать, есть, принимать пищу.
  5. «Кайф» - получать удовольствие; хорошо; когда человеку хорошо; удовольствие; наслаждаться; что-то приятное; отдыхать; очень хорошо.
  6. «Хата» - дом, квартира.
  7.  «Микрофонить» - говорить громко, разговаривать, петь в микрофон, говорить, орать.
  8. «Разрулить» - наладить ситуацию, решить проблему, выйти из положения, исправить сситуацию, найти решение.
  9.  «Без палева» - не выдавая себя, никто не заметит, незаметно, без замечания, неожиданно.

9. На вопрос, какие жаргонные слова Вы употребляете в своей речи, мы услышали:  

«пустобрёх»,  «дурак»,  «идиот», «училка»,  «зырить», «задолбал», «спалилась», «трындец»,  «игнорить», «фишка», «круто», «зашибись», «отвали», «улёт», «ёмоё», «хата», «чел», «без палева», «комп», «телек», «прикольно»,  «пипец», «кайф», «зависать», «копец», «офигеть», «пофиг», «апупеть», «блин», «ваще», «домашка», «отстань», «фиговина», «ноут», «халява», «стопэ», «родани», «хасл хард», «рофл», «панч», «урод», «мракобес», «шакал», «осёл», «баран», «олень».

Среди исследуемых слов можно выделить следующие  категории жаргонных слов:

      Существительные - дурак, училка, фишка, хата, комп.

      Глаголы - зырить, спалилась, игнорить, апупеть.

      Наречия - ёмоё, прикольно, круто.

 Особую категорию составляют слова нецензурные, употребление которых недопустимо в речи людей. Однако многие отметили, что не только слышат их ежедневно, но и сами употребляют в своей речи, что не может не вызывать тревогу.

 

3.Заключение

Проделанная работа помогла сделать следующие выводы:

  • Нужны ли жаргонные слова в речи? Да, нужны в некоторых случаях.     Например, на компьютерном языке такие слова пишутся короче и доставляются гораздо быстрее. Кроме того, в молодежной среде такие слова существовали всегда. Наши родители когда-то тоже употребляли их в своей речи.  Ясно одно: использование жаргонизмов бывает порой неоправданно, их употребление должно оставаться  в пределах разумного.
  • Однако необходимо отметить, что в большей степени жаргонная лексика приносит  вред языку:
  1. Сленговая лесика ограничена интересами людей.
  2. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации!
  3. Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь некультурных людей.
  4. К сожалению, подавляющее большинство опрошенных школьников считает, что сленг нужен в речи. По мнению учащихся, жаргонизмы помогают   самоутвердиться в молодежной среде, а также используются для обмена информацией ( 86%). И только 14% из опрошенных не употребляют эти слова в своей речи. Для них жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную и отрицательную.
  5. Ясно одно: бездумное отношение к языку, как и небрежное обращение с ним, безнравственно, так как говорящие невольно и неосознанно подчиняются далеко не лучшим образцам русской речи.

Рекомендации:

  •  На уровне государства продумать программу, которая ограничит употребление жаргонных слов  в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.
  • На уровне учебных заведений города:

проводить системные мероприятия по формированию интереса и уважения учащихся к чистому языку.

  • Каждому человеку необходимо помнить, что родной язык необходимо любить и беречь.

        Уму и сердцу язык твой проводник,
       Без него попадёшь ты в тупик.
       Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
       Ты без него уже не ты.

       Язык твой как родная мать,
       Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
       Его ты должен, друг, благодарить
       За то, что правильно умеешь говорить.

       Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
       Люби его за то, что он могуч.
       Язык твой – щит, твоё общенье
       Не допусти к нему пренебреженья.

       Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
       Наследие твоё – твоя земля и твой язык
       И искажать его невеждам не давай,
       Об этом ты, дружок, не забывай.

(Галина Пурга)

Источники  инфрмации:

  •  Русский язык. 6 класс. Учебник  под редакцией Л.М.Рыбченковой. М. «Просвещение», 2014г.
  • "Ruizdat.RU"
  • Википедия

Приложение.

Анкета

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

а) Да. б) Нет.

2. Какой Ваш пол?

а) Мужской б) Женский

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) Самоутвердиться.

б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

в) Обмениваться информацией и узнавать новое.

г) Придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?

а) Матерные.

б) Юмористические.

в) Иногда и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

а) Да.

б) Учителя не обращают внимания на мою речь.

в) Не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) Им не важно, как я говорю.

б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) Моих друзей.

б) Моих родителей.

в) Моих учителей.

г) То, как говорят на телевидении и радио. 

8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?

а) Только музыкальные каналы.

б) Немузыкальные каналы.

в) Все каналы.

  1. Дайте толкование следующим жаргонизмам: напрягать, прикол, пипец, хомячить, кайф, хата, микрофонить, разрулить, без палева.

 

10. какие жаргонные слова Вы употребляете в своей речи?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молодёжный сленг как неотъемлемая часть речи подростков Групповой проект выполнили: учащиеся 7 «В» класса МБОУ СОШ № 6. Руководитель : Давыдова Светлана Адильевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6»

Слайд 2

Актуальность. Язык постоянно меняется: уходят старые слова, появляются новые. Молодежный сленг – особая форма языка. Он не остается постоянным. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, им на смену приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов. Так как же относится к данной категории слов? Однозначного ответа на данный вопрос нет, поэтому мы, учащиеся 6 « В » класса МБОУ « СОШ № 6 » решили исследовать данную проблему.

Слайд 3

Гипотеза : если изучить данную проблему и привлечь к ней внимание подростков, их родителей и учителей, показать необходимость решения данной проблемы на материале словаря жаргонизмов учащихся 6-х классов, показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение, то дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи жаргонизмы, будут знать, что употреблённое в присутствии взрослого грубое «нелитературное» слово расценивается как оскорбление, и будут стараться не делать этого.

Слайд 4

Цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить способы решения и причины возникновения подросткового сленга, его взаимодействие с литературным языком. Понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодёжи, её ценностные и нравственные ориентиры. Задачи: 1. Исследовать литературу по данной теме; 2.Познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков; 3.Выявить источники и причины возникновения подросткового сленга; 4.Разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию; 5.Провести исследование для выявления уровня использования и восприятия сленговых выражений подростками .

Слайд 5

Объект исследования - речь подростков, учащихся 6-х классов МБОУ «СОШ № 6» Методы исследования: экспериментальные; теоретические; эмпирические.

Слайд 6

Что такое жаргон? Жарго́н (фр. jargon ) — социолект ; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют « жаргонизмами». Носителями могут быть соц. группы разных типов: профессиональные, социально-классовые, возрастные, корпоративные и т. п .

Слайд 7

Молодые люди употребляют слова данной категории, с одной стороны, чтобы быть такими, как все, с другой,- чтобы выделяться из общей массы .

Слайд 8

Мы провели анкетирование среди учащихся 6-х классов. В опросе участвовали 66 человек.

Слайд 9

Анкета 1.Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками? А) ДА -60 чел. Б)Нет -6 чел. 2. Какой ваш пол? А)Мужской - 22 чел. Б)Женский - 42 чел. 3.С какой целью вы употребляете жаргонные слова? А)Самоутвердиться -13 чел. Б)Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе - 6 чел. В)Обмениваться информацией и узнавать новое.-28 чел. 4.Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи? А)Матерные -11 чел. Б)Юмористические -28 чел. В)Иногда и те, и другие: всё зависит от ситуации или компании -27 чел. 5.Поправляют ли учителя вашу речь? А)Да - 26 чел. Б)Учителя не обращают внимания на мою речь -17 чел. В)Не всегда, но всё же делают замечание - 23 чел.

Слайд 10

6.Как относятся родители к вашей речи? А)Им не важно, как я говорю -7 чел. Б)Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю -38 чел. В)Иногда родители делают замечания по поводу моей речи -21 чел. 7.Чья речь для вас является эталоном? А)Моих друзей -24 чел. Б)Моих родителей -27 чел. В)Моих учителей -14 чел. Г)То, как говорят на телевидении и радио -1 чел. 8.Какие телевизионные каналы вы смотрите? Б) Немузыкальные каналы -6 чел. В)Все каналы -60 чел. 9.Дайте толкование следующим жаргонизмам: напрягать, прикол, пипец , хомячить , кайф, хата, микрофонить , разрулить, без палева . 10.Какие жаргонные слова вы употребляете в своей речи?

Слайд 11

Категории жаргонных слов: 1.Существительные: пустобрёх, дурак, идиот, училка , дундук , трындец , фишка, улёт, хата, кек , чел, комп, телек, пипец , кайф, капец, блин, домашка , халява, осёл, баран, олень, хасл , хард , рофл , панч , урод, мракобес, шакал. 2.Глаголы: зырить , задолбал , спалилась , игнорить , зашибись, отвали, зависать, афигеть , пофиг, апупеть , отстань, родани . 3.Наречия: круто, прикольно, ваще . 4.Междометия: стопэ , без палева , ёмоё , родани .

Слайд 12

Особую категорию составляют слова нецензурные, употребление которых недопустимо в речи людей. Многие отметили, что не только слышат их ежедневно, но и сами употребляют в речи.

Слайд 13

Заключение Жаргонные слова в некоторых случаях нужны, но в пределах разумного. В большей степени жаргонная лексика приносит вред языку. Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь некультурных людей. Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных школьников считает, что сленг нужен в речи для того чтобы придать своей речи живость и юмор (86%). И только 14% уверены в том, что могли бы обойтись без них.

Слайд 14

Исходя из опроса, можно отметить, что в жаргонной речи отмечается эмоциональность и экспрессивность лексики.

Слайд 15

Ясно одно: бездумное отношение к языку, как и небрежное отношение с ним, безнравственно, так как говорящие невольно и неосознанно подчиняются далеко не лучшим образцам русской речи.

Слайд 16

На уровне государства продумать программу, которая ограничит употребление жаргонизмов в литературе, на телевидении, в кино, в СМИ, в рекламе. На уровне учебных заведений города: проводить системные мероприятия по формированию интереса и уважения учащихся к чистому языку. Рекомендации

Слайд 17

О родном языке… Уму и сердцу язык твой проводник, Без него попадёшь ты в тупик. Язык твой – жизнь твоя, твои мечты, Ты без него уже не ты. Язык твой как родная мать, Которую не унижать нельзя, не оскорблять. Его ты должен, друг, благодарить За то, что правильно умеешь говорить. Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, Люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит, твоё общенье Не допусти к нему пренебреженья. Не дай повесить родному языку чужой ярлык. Наследие твоё – твоя земля и твой язык И искажать его невеждам не давай, Об этом ты, дружок, не забывай!

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся. В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общени...

Молодежный сленг

Презентация...

Молодежный сленг как пласт речи учащихся МКОУ «Южно-Подольская СОШ»

Данное исследование проводилось с целью изучения жаргонизации речи  учащихся старших классов МКОУ «Южно-Подольская СОШ». Было проведено анкетирование, результаты которого представлены в работе....

Театральная деятельность - неотъемлемая часть воспитательного компонента в работе с девиантными подростками

Учитывая, что внутренний мир подростка, злоупотребляющего ПАВ сложен и противоречив, основная задача данного рода деятельности помочь воспитаннику увидеть, услышать, почувствовать и осознать всё много...

Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"

Презентация на тему: Молодежный сленг как пласт речи студентов ГБПОУ СО "Саратовского лицея речного транспорта"...

«Сленг субкультур - это неотъемлемая часть современного языка»

Педагогическая статья о сленге различных молодёжных субкультур....