Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся
методическая разработка по теме

Антонова Ольга Викторовна

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся.


В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% т.е. зашибись, улет, отпад, супер, круто, классно, клево и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

План доклада

Что же такое сленг?
Сленг - это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенные для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной).
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
Сленг (англ. slang): - это вариант разговорной речи (в том числе экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг не имеет жесткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста.
Кто же произносит сленговые выражения и слова?????
Принято считать, что носителями сленговых выражений являются подростки и молодые люди до 25-30. Но все же имеюются исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 лет. Конечно в речи самых юный носителей количество сленгизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.
Почему же подростки употребляют слова молодежного сленга???
Если определять причины употребления сленга в зависимости от поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее
· Группирование = сленг как средство отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
· Эмансипация = сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
· Оппозиция = сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь
· Компенсации – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
· Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.
· Увлечение - сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.
Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг.
· просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
· стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
· Стремление к краткости = Кон И.С. отмечает, что одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
· Придает эмоциональность речи = употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.
Так что оказывает влияние на появление молодёжного сленга?
1. Развитие компьютерных технологий
2. Современная музыкальная культура
3. Иностранный язык
4. Уголовная лексика
5. Сленгизмы, связанные с наркотиками, алкоголем
6. Компьютерные игры, видео, мультфильмы
7. Хобби и увлечения молодых людей
Что делать
Как же реагировать на странные и грубоватые словечки, то и дело вырывающиеся из уст ребенка?
* Объясняйте происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.
* Контролируйте собственную речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не понимать этих мотивов и воспринимать высказывания взрослого как языковую норму.
* Поскольку молодежный сленг активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения любимых персонажей.
* Необходимо показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной.
* Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой речью.
* Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с вами, при младших детях, на уроке и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sleng.ppt572.5 КБ
Microsoft Office document icon sleng_vystuplenie.doc108.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся КЛЕВО КРУТО НИШТЯК КЛАСС ОТПАД

Слайд 2

Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ДА 55 чел. НЕТ 2 чел. Ты используешь эти слова в своей речи? ЧАСТО 29 чел. РЕДКО 24 чел. НИКОГДА 4 чел.

Слайд 3

Что такое сленг Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка Сленг - это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенные для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной). Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Слайд 4

Почему подростки используют сленг ? Сленг как средство укрепления групповой солидарности. Сленг как способ свободы выражения подростка Сленг как своего рода протест против взрослого Сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности Сленг как подражание определенному значимому лицу Сленг как одна из форм преодоления чувства соц. неполноценности Не хватает литературного словарного запаса Разнообразие. Всегда говорить правильно - скучно Стремление к краткости Передает эмоциональ-ность речи

Слайд 5

Почему подростки используют сленг ? Необъяснимая причина = Просто так, Не знаю, Что в голову лезет, то и говорю Недостаточное развитие речи = Не могу сказать другими словами, не подобрать слово, не сказать по другому нет других слов Деятельностная причина = Чтобы обидеть; Когда пристают; Чтобы матом не ругаться Развлекательная = Можно посмеяться, для смеха, это прикольно, прикалываемся Группирование = Так хорошо разговаривать с друзьями Модно = Время такое, современное Привык так говорить Сокращаю

Слайд 6

Иностранный язык Сленгизмы, связанные с наркотиками алкоголем . Хобби и увлечения подростков Компьютерные игры, видео мультфильмы . Уголовная лексика Современная музыкальная культура Развитие компьютерных технологий Что влияет на развитие сленга ?

Слайд 7

Словарь сленга учащихся школы Человек Чувак, чел, дружбан, братела, браток, хамло, перец, пупс, кореш, челиус, барыга, Части тела Клапши, клешня, лапа Таблетка Черешня, репа, чайник Копыта, подкова Ударю В гребень, в бубен, в шнопак, в глазюку, по щам, в черешню, в чайник, в носяру Оскорбления Лось, тормоз, дурында, швабра, овца, стукло, очкозавр, клуха, чучундра, удод, попондопола, Молочага, молоток Маленькие дети Мелкие, цыгане, шпана, малявки, мелочь, малек Старшие дети Старшаки Интересы Комп, музон, диска, компы, музон, музяка Попандос, бабло, быдло 1. Существительные 2. Наречия Хорошо Клево, супер, круто, прикольно, класс, зашибись, ништяк, классно, все тип-топ, Плохо Тухло, фуфлово, пипец, капец, отстой, облом, параша, невезуха, потеря-потерь 3. Глаголы Глаголы Очкуешь, хавать, не парься, понтуешься, гонишь, подставлять, достали, не парься, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, всеку, ушатаю, накурю. 4. Устойчивые словосочетания и предложения: Быстро Реще, крути педали, шевели копытами, шевели подковами, шевели батонами, шевели поршнями Замолчи Закрой палатку, уткнись в подушку, закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, заберись в кассу, закрой форточку Уходи Топай, иди в баню На кого батон крошишь, куда бочку катишь, 5. Междометия = блин, окей, ты че. Ш кольный сленг Школа Инкубатор, батор Места в школе Столовка, тубзик, кабинет задумчивости, толкан, общага, Учителя Училка, питка Уроки Физра, матика, русич, чтеха, георгий, русиш, литерка, физра, матра, русиш, читалка, естество Оценки Тройкан, лебединое озеро, тройбан Школ.дела Домашка, контроха, контрошка, домашка, Кружки Футбик, баскет

Слайд 8

Признаки речи она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам; дает возможность точно передать содержание высказываний; учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Слайд 9

Объясняйте происхождение тех или иных слов. Контролируйте собственную речь. Уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам особое внимание. Необходимо показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг Что делать???



Предварительный просмотр:

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся.

В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% т.е. зашибись, улет, отпад, супер, круто, классно, клево и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

По данным проведенного анкетирования среди учащихся 5-9 классов нашей школы, 55 опрошенных знают слова молодежного сленга и только двое — не знают..

Часто употребляют жаргонизмы в своей речи 29 учеников, 24 ученика — редко и только четверо никогда не говорят таких слов.

Что же такое сленг?

Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова,

Сленг - это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенные для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной).

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

Сленг (англ. slang): - это вариант разговорной речи (в том числе экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг не имеет жесткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста.

Кто же произносит сленговые выражения и слова?????

Принято считать, что носителями сленговых выражений являются  подростки и молодые люди до 25-30. Но все же имеюются исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 лет.  Конечно в речи самых юный носителей количество сленгизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.

Сленговые единицы более или менее общеизвестны и широко употребительны (ср.: телега, тусовка, толкнуть, закосить, врубиться, доставать, вешать лапшу на уши и т. п.). За ними принято видеть молодежь как основного носителя сленга, однако можно сказать, что сленгизмы характеризуют речь не только молодежи, но и среднего поколения, не только людей с криминальным опытом, но и вполне благопристойных, не только малообразованных коммуникантов, но и нередко вполне интеллигентных людей. При этом сленговые единицы активно используются в свободном общении, в художественных текстах, и в средствах массовой коммуникации.

Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи беспризорности, самыми распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал, беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо). В 60-70-е гг. XX века появились такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности), «кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо). Наблюдая за речью современного школьника, можно отметить, что все они постепенно отходят в прошлое и заменяются другими. В настоящее время самыми распространенными стали — круто, не базарь.

Почему же подростки употребляют слова молодежного сленга???

Употребление подростками сленгизмов тесно связано с особенностями подросткового возраста.

Для подросткового возраста характерны несколько поведенческих реакций = группирование, эмансипация и оппозиции, имитации и подражания,  компенсации, увлечения.  

Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее

  1. Группирование = сленг как средство отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать  хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  2. Эмансипация  = сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
  3. Оппозиция  = сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь
  4. Компенсации – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
  5. Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.  
  6. Увлечение -  сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.

Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг.

  1. просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
  2. стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
  3. Стремление к краткости = Кон И.С. отмечает, что одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
  4. Придает эмоциональность речи = употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Результаты проведенного нами анкетирования показали – Почему вы произносите эти слова??????????

  1. Необъяснимая причина = Просто так – 4; Не знаю – 3; Что в голову лезет, то и говорю
  2. Недостаточное развитие речи = Не могу сказать другими словами, не подобрать слово, не сказать по другому нет других слов
  3. Деятельностная причина = Чтобы обидеть – 2; Когда пристают; Чтобы матом не ругаться
  4. Для веселья = Можно посмеяться, для смеха, это прикольно, прикалываемся
  5. Группирование = Так хорошо разговаривать с друзьями
  6. Привык так говорить
  7. Сокращаю
  8. Время такое, современное

Молодежный сленг отличается нестабильностью и постоянной изменяемостью. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова money - деньги) заменили баксы и бабки.

Так что оказывает влияние на молодёжный сленг?

1. Развитие компьютерных технологий

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.

Вирусняк, инэт, смайлы,  глючит, мыло, оперативка, мыха, геймер

2. Современная музыкальная культура

Одно из увлечений молодёжи - музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка - смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов.

Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей (попса, попсятина - поп-музыка, Дарк - тяжелая музыка, Дрим, хаус, драм, драмчик (Dram'n Base), транс) и композиций (свежак - свежая, новая музыка, релиз - вышедшая в продажу композиция, трэк - музыкальная композиция, плэйлист - список музыкальных композиций), названия действий музыкантов (сбацать - сыграть).

3. Иностранный язык

Многие молодёжные жаргонизмы - это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь.

  1. Отпанасонить - снять на камеру, сфотографировать (отксерить)
  2. Фифти-фифти (fifty-fifty) - 50 на 50
  3. Респект – уважение
  4. Лузер - неудачник
  5. Крэйзи (crazy) - сумасшедший,
  6. гоу хоум!
  7. made in подвал - некачественная
  8. Party - тусовка
  9. Плиз, о'кей, сори
  10. Фейс - лицо
  11. Пардон - извините

4. Уголовная лексика

Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе.

В лексике, связанной с криминальной сферой

названия лиц (авторитет, мусор гопник)

названия действий (замочить, грохнуть - убить, стучать - докладывать, пробить по братве), -

Знанием уголовной лексики молодые люди часто пытаются подчеркнуть свою «взрослость» и «крутизну»

5. Сленгизмы, связанные с наркотиками, алкоголем

Они, в основном, подразделяются на слова, являющиеся наименованием наркомана, на наименования наркотиков и на слова, обозначающие действия, связанные с наркотиками.

Нарик, торчок - наркоман

Колеса - таблетки

наркота, кокс, герыч, трава - наркотики

Пыхать, кумарить - действия, связанные с наркотиками

Слова, связанные с алкоголем, тоже можно разделить на небольшие группы:

Алканавт, синяк - алкоголик

Самопал, водяра - спиртное

Квасить, бухать - пить

6. Компьютерные игры, видео, мультфильмы

Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны в использовании, ими пользуются, в основном, молодые люди, для которых игры - хобби.

Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.

Превед, медвед! - традиционное приветствие

Наиболее выразительные, смешные и запоминающиеся имена героев кино и мультфильмов переходят в молодёжной речи в имена нарицательные.

Клавка Шиффер, Гоблины, Тепепузик, Шрек

7. Хобби и увлечения молодых людей

У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.

Во все времена популярен среди молодёжи футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).

Группы молодежного сленга

        Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи наших школьников жаргонизмы:

1.        Существительные: 

Человек

 Чувак, чел, дружбан, братела, браток, хамло, чувак, перец, пупс, кореш, челиус, чел, барыга,

Части тела

Клапши, клешня, лапа

Таблетка

Черешня, репа, чайник

Копыта, подкова

Ударю

В гребень, бубен, в шнопак, в глазюку, по щам, в шнопак, в черешню, в чайник, в носяру

Оскорбления

Лось, тормоз, дурында, швабра, овца, стукло, очкозавр, клуха, чучундра, удод, попондопола,

Молочага, молоток

Маленькие дети

Мелкие, цыгане, шпана, малявки, мелочь, малек

Старшие дети

Старшаки

Интересы

Комп, музон, диска, компы, музон, музяка

Попандос, бабло, быдло

2. Наречия 

Хорошо

Клево, супер, круто, прикольно, класс, зашибись, ништяк, классно, все тип-топ,

Плохо

Тухло,  фуфлово, пипец, капец, отстой, облом, параша, невезуха, потеря-потерь

3.        Глаголы

Глаголы

Очкуешь, хавать, не парься, понтуешься, гонишь, подставлять, достали,  не парься, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, всеку, ушатаю, накурю.

4.        Устойчивые словосочетания и предложения: 

Быстро

Реще, крути педали, шевели копытами, шевели подковами, шевели батонами, шевели поршнями

Замолчи

Закрой палатку, уткнись в подушку, закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, заберись в кассу, закрой форточку

Уходи

Топай, иди в баню

Речевые обороты

На кого батон крошишь, куда бочку катишь,

            5. Междометия = блин, окей,  ты че.

''Ядром'' молодежного жаргона является школьный жаргон. Входящие в него единицы реализуются в речи большинства школьников

Школа

Инкубатор, батор

Места в школе

Столовка, тубзик, кабинет задумчивости, толкан, общага,

Учителя

Училка, питка

Уроки

Физра, матика, русич, чтеха, Георгий, русиш, литерка, физра, матра, русиш, читалка, естество

Оценки

Тройкан, лебединое озеро, тройбан

Школ.дела

Домашка, контроха, контрошка, домашка,

Кружки

Футбик, баскет

        Признаки речи

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

2) в нём точно передано содержание высказываний;

3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Что делать

Как же реагировать на странные и грубоватые словечки, то и дело вырывающиеся из уст ребенка? Большинство психологов склоняется к тому, что увлечение молодежи сленгом - дурная, но преходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках. Своим осуждением или запретами вы лишь делаете сленг еще более привлекательным.

Можно воспользоваться более эффективными методами.

* Объясняйте происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.

* Контролируйте собственную речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не понимать этих мотивов и воспринимать высказывания взрослого как языковую норму.

* Поскольку молодежный сленг активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения любимых персонажей.

* Необходимо показать подростку, что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной.

* Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой речью.

* Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с вами, при младших детях, на уроке и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.

    Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы.  Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоц...

Проектная деятельность в формировании речевой культуры учащихся

В данном выступлении дается обобщение  опыта  работы по теме "Проектная деятельность в развитии творческих способностей и формировании речевой культуры учащихся"...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...

Формирование речевой культуры учащихся

Нам хорошо известныпримеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказыванийшкольниками.Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владениякоммуникатив...


 

Комментарии

Брагина Ирина Владимировна

Презентация пригодилась для беседы с подростками в группе.Спасибо)