Рабочая программа "Графика и письмо" для детей ОВЗ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Заколенкина Надежда Викторовна

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafika_i_pismo.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2 к АОП ОВЗ 9 класс

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено  и  принято

на заседании МО

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Руководитель  МО

__________ Л.А. Веричева

Рассмотрено  и согласовано

на заседании ПМПК

МАОУ СОШ №1

Протокол № _____

от  «____»________ 2017 г.

Председатель ПМПК

__________  ______________

Утверждаю

Директор

МАОУ СОШ №1

ЗАТО  Межгорье

Республики Башкортостан

____________  С.А. Лебедев

Приказ № _________

от  «____» _________ 2017 г.

                                

Индивидуальное календарно-тематическое планирование

по предмету «Графика и письмо»

обучающегося на дому учащегося  9Б класса

 Учитель Заколенкина Н.В

Количество часов: всего 51 час, в неделю 1,5 часа

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Межгорье,

2017


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта

В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.

Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

  • коммуникативный принцип;
  • линейности и концентричности;
  • коррекционной направленности;
  • комплексного подхода;
  • природосообразности и культуросообразности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.

Предполагаемые результаты:

- овладение навыком удерживания карандаша;

- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;

- овладение графическими навыками;

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов на тему

Упражнения для развития тонкой моторики рук

18.5

«Рисуночное письмо»

10.5

Жестово-образные игры

13

«Письменные упражнения»

9

Итого

51

Календарно-тематическое планирование

I четверть-12 часов

1.5 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

1

04.09-09.09

2

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции

0.5

3

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса

1

11.09-16.09

4

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

0.5

5

Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д.

1

18.09-23.09

6

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики

0.5

«Рисуночное письмо»

3

7

Рисование с помощью учителя узора в круге

1

25.09-30.09

8

Рисование с помощью учителя узора в полоске

0.5

9

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку

1

02.10-07.10

10

Рисование учащихся по трафаретам округлых предметов

0.5

Жестово-образные игры

2.5

11

Жестовые игры: «Под дождиком», «Ветер, ветер»

1

09.10-14.10

12

Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя»

0.5

13

Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя»

1

16.10-21.10

Письменные упражнения

2

14

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

15

«Письмо» линий на листе бумаги

0.5

23.10-28.10

16

«Письмо» линий на листе бумаги

0.5

II четверть-12 часов

1.5 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

5

1

Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук

1

06.11-11.11

2

Самомассаж рук с использованием различных массажеров

0.5

3

Самомассаж рук с использованием различных массажеров

0.5

13.11-18.11

4

Различные виды штриховки

1

5

Игры на узнавание предметов на ощупь

1

20.11-25.11

6

Различные виды штриховки

0.5

7

Различные виды штриховки

0.5

27.11-02.12

«Рисуночное письмо»

2

8

Совместное рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи)

1

9

Рисование учащихся по трафаретам с помощью учителя

0.5

04.12-09.12

10

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

0.5

Жестово-образные игры

3.5

11

Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя

0.5

12

Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя

0.5

11.12-16.12

13

Жестовые игры: Поездка в поезде" Подвижные игры- имитации

1

14,15

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

1.5

18.12-23.12

Письменные упражнения

1.5

13

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

25.12-30.12

14

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

0.5

III четверть – 15 час

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

0.5

15.01-20.01

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

3

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

0.5

22.01-27.01

4

Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

0.5

29.01-03.02

6

Выработка динамической координации движений, выполняемых в ритме и темпе. Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д

1

«Рисуночное письмо»

3

7

Формирование понятий «длинное» и «короткое» звучание с использованием музыкальных инструментов

0.5

05.02-10.02

8

Обозначение различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками

1

9

Аппликация из геометрических фигур «Кот»

0.5

12.02-17.02

10

Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя

1

Жестово-образные игры

4

11,12

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

1.5

19.02-24.02

13,14

Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях

1.5

26.02-03.03

15

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

0.5

05.03-10.03

16

Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе)

0.5

Письменные упражнения

3.5

17

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

12.03-17.03

18

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги

1

19

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

0.5

19.03-24.03

20

Упражнения в написании знакомых букв по контурным линиям (точкам)

0.5

21

Запись своего имени по контурным ориентирам

0.5

IV четверть – 12 часов

2 часа в неделю

№ урока

Тема раздела урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Упражнения для развития тонкой моторики рук

4.5

1

Упражнения на развитие произвольных движений руками, ногами, головой.

1

02.04-07.04

2

Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

0.5

3

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся

1

09.04-14.04

4

Сгибание бумаги по образцу. Подготовка бумаги к рваной аппликации

0.5

5

Обводка по трафарету, раскрашивание

1

16.04-21.04

6

Обводка по трафарету, раскрашивание

0.5

«Рисуночное письмо»

2.5

7

Рисование совместно с учителем красками на большом листе бумаги

1

23.04-28.04

8

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации

0.5

9

Составление аппликации путем составления целого из фрагментов

1

30.04-05.05

Жестово-образные игры

3

10

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

0.5

11

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры

1

07.05-12.05

12

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов.

0.5

13

Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов.

1

14.05-19.05

Письменные упражнения

2

14

"Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги

1

21.05-25.05

15

Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам)

1

Планируемые результаты на конец года:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями
  • выполнять выразительные движения
  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
  • копировать несложные изображения

Список литературы

Андрющенко Н. В.Монтессори- педагогика и Монтессори- терапия. — СПб.: Речь, 2010.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.

Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.

Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

Пак ЧжэBy.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.

Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.

Фребелъ Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во-лобуева. — М.: Карапуз, 2001.

Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М.: Генезис, 2006.

Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.

Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Воспитательская рабочая программа для слабослышащих детей 5 класса.

Данная программа разработана на основе: • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение,...

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...