Рабочая программа "Графика и письмо" для детей ОВЗ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafika_i_pismo.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2 к АОП ОВЗ 9 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании МО МАОУ СОШ №1 Протокол № _____ от «____»________ 2017 г. Руководитель МО __________ Л.А. Веричева | Рассмотрено и согласовано на заседании ПМПК МАОУ СОШ №1 Протокол № _____ от «____»________ 2017 г. Председатель ПМПК __________ ______________ | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан ____________ С.А. Лебедев Приказ № _________ от «____» _________ 2017 г. |
Индивидуальное календарно-тематическое планирование
по предмету «Графика и письмо»
обучающегося на дому учащегося 9Б класса
Учитель Заколенкина Н.В
Количество часов: всего 51 час, в неделю 1,5 часа
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой
Межгорье,
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 9 классе 8 вида 2 варианта
В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.
Важнейшая задача в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности учащихся, их интереса к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как к объекту взаимодействия), формирования у них предметных и предметно-игровых действий, способностей к коллективной деятельности, обучения его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
- коммуникативный принцип;
- линейности и концентричности;
- коррекционной направленности;
- комплексного подхода;
- природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
- овладение навыком удерживания карандаша;
- умение концентрировать внимание на процессе действий с карандашом и листом бумаги;
- овладение графическими навыками;
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов на тему |
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 18.5 |
«Рисуночное письмо» | 10.5 |
Жестово-образные игры | 13 |
«Письменные упражнения» | 9 |
Итого | 51 |
Календарно-тематическое планирование
I четверть-12 часов
1.5 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 4.5 | |||
1 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции | 1 | 04.09-09.09 | |
2 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции | 0.5 | ||
3 | Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса | 1 | 11.09-16.09 | |
4 | Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д. | 0.5 | ||
5 | Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д. | 1 | 18.09-23.09 | |
6 | Составление узоров из крупной и мелкой мозаики | 0.5 | ||
«Рисуночное письмо» | 3 | |||
7 | Рисование с помощью учителя узора в круге | 1 | 25.09-30.09 | |
8 | Рисование с помощью учителя узора в полоске | 0.5 | ||
9 | Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку | 1 | 02.10-07.10 | |
10 | Рисование учащихся по трафаретам округлых предметов | 0.5 | ||
Жестово-образные игры | 2.5 | |||
11 | Жестовые игры: «Под дождиком», «Ветер, ветер» | 1 | 09.10-14.10 | |
12 | Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя» | 0.5 | ||
13 | Игры-пантомимы: «Падающие листья», «Пламя» | 1 | 16.10-21.10 | |
Письменные упражнения | 2 | |||
14 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | ||
15 | «Письмо» линий на листе бумаги | 0.5 | 23.10-28.10 | |
16 | «Письмо» линий на листе бумаги | 0.5 |
II четверть-12 часов
1.5 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 5 | |||
1 | Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук | 1 | 06.11-11.11 | |
2 | Самомассаж рук с использованием различных массажеров | 0.5 | ||
3 | Самомассаж рук с использованием различных массажеров | 0.5 | 13.11-18.11 | |
4 | Различные виды штриховки | 1 | ||
5 | Игры на узнавание предметов на ощупь | 1 | 20.11-25.11 | |
6 | Различные виды штриховки | 0.5 | ||
7 | Различные виды штриховки | 0.5 | 27.11-02.12 | |
«Рисуночное письмо» | 2 | |||
8 | Совместное рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи) | 1 | ||
9 | Рисование учащихся по трафаретам с помощью учителя | 0.5 | 04.12-09.12 | |
10 | Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации | 0.5 | ||
Жестово-образные игры | 3.5 | |||
11 | Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя | 0.5 | ||
12 | Игры с музыкальным сопровождением и без него на равновесие, сохранение движения и покоя | 0.5 | 11.12-16.12 | |
13 | Жестовые игры: Поездка в поезде" Подвижные игры- имитации | 1 | ||
14,15 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния | 1.5 | 18.12-23.12 | |
Письменные упражнения | 1.5 | |||
13 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | 25.12-30.12 | |
14 | Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам) | 0.5 |
III четверть – 15 час
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 4.5 | |||
1 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 0.5 | 15.01-20.01 | |
2 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 1 | ||
3 | Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 0.5 | 22.01-27.01 | |
4 | Развитие координации движений: руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | ||
5 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 0.5 | 29.01-03.02 | |
6 | Выработка динамической координации движений, выполняемых в ритме и темпе. Игры с пирамидками, вкладышами, блоками и т.д | 1 | ||
«Рисуночное письмо» | 3 | |||
7 | Формирование понятий «длинное» и «короткое» звучание с использованием музыкальных инструментов | 0.5 | 05.02-10.02 | |
8 | Обозначение различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками | 1 | ||
9 | Аппликация из геометрических фигур «Кот» | 0.5 | 12.02-17.02 | |
10 | Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя | 1 | ||
Жестово-образные игры | 4 | |||
11,12 | Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях | 1.5 | 19.02-24.02 | |
13,14 | Игровые этюды на формирование представлений об эмоциях | 1.5 | 26.02-03.03 | |
15 | Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе) | 0.5 | 05.03-10.03 | |
16 | Игры-пантомимы, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе) | 0.5 | ||
Письменные упражнения | 3.5 | |||
17 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | 12.03-17.03 | |
18 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги | 1 | ||
19 | "Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги | 0.5 | 19.03-24.03 | |
20 | Упражнения в написании знакомых букв по контурным линиям (точкам) | 0.5 | ||
21 | Запись своего имени по контурным ориентирам | 0.5 |
IV четверть – 12 часов
2 часа в неделю
№ урока | Тема раздела урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Упражнения для развития тонкой моторики рук | 4.5 | |||
1 | Упражнения на развитие произвольных движений руками, ногами, головой. | 1 | 02.04-07.04 | |
2 | Упражнения на развитие артикуляционной моторики. | 0.5 | ||
3 | Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся | 1 | 09.04-14.04 | |
4 | Сгибание бумаги по образцу. Подготовка бумаги к рваной аппликации | 0.5 | ||
5 | Обводка по трафарету, раскрашивание | 1 | 16.04-21.04 | |
6 | Обводка по трафарету, раскрашивание | 0.5 | ||
«Рисуночное письмо» | 2.5 | |||
7 | Рисование совместно с учителем красками на большом листе бумаги | 1 | 23.04-28.04 | |
8 | Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации | 0.5 | ||
9 | Составление аппликации путем составления целого из фрагментов | 1 | 30.04-05.05 | |
Жестово-образные игры | 3 | |||
10 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры | 0.5 | ||
11 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры | 1 | 07.05-12.05 | |
12 | Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов. | 0.5 | ||
13 | Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью "звучащих" жестов. | 1 | 14.05-19.05 | |
Письменные упражнения | 2 | |||
14 | "Письмо" горизонтальных линий маркерами на листе бумаги | 1 | 21.05-25.05 | |
15 | Упражнения в написании букв по контурным линиям (точкам) | 1 |
Планируемые результаты на конец года:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
- правильно пользоваться письменными принадлежностями
- выполнять выразительные движения
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
- копировать несложные изображения
Список литературы
Андрющенко Н. В.Монтессори- педагогика и Монтессори- терапия. — СПб.: Речь, 2010.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
Ковалец И. В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.
Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер цена, 2003.
Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
Пак ЧжэBy.Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. JI. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. JI. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2007.
Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2007.
Фребелъ Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисл. Л. М. Во-лобуева. — М.: Карапуз, 2001.
Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М.: Генезис, 2006.
Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.
Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...
Воспитательская рабочая программа для слабослышащих детей 5 класса.
Данная программа разработана на основе: • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение,...
Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"
Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...