Воспитательская рабочая программа для слабослышащих детей 5 класса.
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная программа разработана на основе:
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
• Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
Виды учебно-познавательной деятельности:
- самоподготовка;
- тематические прогулки, экскурсии;
- внеклассное чтение;
- беседа
- бытовой труд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_vospitatelskaya_programma_poluektova.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к занятиям по видам деятельности
Данная программа разработана на основе:
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
• Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.
Воспитание проходит в процессе взаимодействия людей в разнообразных сферах их деятельности в рамках социальных институтов, при этом одним из основных является школа.
На современном этапе развития общества воспитание приобрело новые грани. В центре системы воспитания как наивысшая ценность жизни находится человек; образование, обучение рассматриваются сегодня как средство воспитания; формирование личности протекает в контексте общечеловеческой культуры; свобода выбора при формировании личности является фундаментом методического решения проблемы воспитания.
Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ, возможно более полная его самореализация в социуме. Успешная социализация воспитанника с особыми образовательными потребностями возможна при соблюдении определенных условий воспитательного процесса. Прежде всего, это комплексный подход, который предполагает использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.
Формирование личности ребенка с ОВЗ, его воспитание в коллективе предполагают коррекционную, а главное коммуникативно-адаптационную направленность при использовании словесной речи как ведущего средства общения в условиях речевого режима, что особенно важно при работе с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
Наиболее эффективна воспитательная работа при учете возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Важным является стремление к достижению воспитательного эффекта, в основе которого лежит не внешнее (дисциплинарное) побуждение, а внутренние мотивы воспитанников, сформированные посредством овладения социальным нравственным опытом в единстве с развитием словесной речи.
Содержание работы педагогов в интернате определяется целью и задачами воспитания детей с недостатками слуха и реализуется в разнообразных видах деятельности детей — учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной, в условиях целесообразно организованного чередования различных видов деятельности.
Учебно-познавательная деятельность является продолжением учебно-воспитательного процесса I половины дня и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности воспитанниками, а также формирует новые знания и умения. Она имеет большую практическую направленность. По содержанию учебно-познавательная деятельность выходит за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение детьми широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию их познавательных интересов, обогащению житейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.
Виды учебно-познавательной деятельности:
- самоподготовка;
- тематические прогулки, экскурсии;
- внеклассное чтение;
- беседа
- бытовой труд
Основные направления воспитательной работы.
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное (охрана здоровья, физическое развитие);
- общекультурное;
- гражданско-патриотическое;
- трудовое (профессиональное).
В ходе деятельности у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.
- Самоподготовка
Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.
Цель самоподготовки:
привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приёмам самостоятельной работы, рационального использования времени, формировании у них навыков учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом,
Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки являются:
- преемственность в работе и единство действий учителя, учителя-дефектолога и воспитателя;
- тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, а также методики работы, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);
- единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и оказания им своевременной индивидуализированной помощи со стороны воспитателя;
- проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.
закрепление и повторение изученного на уроках материала; упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения и практического применения; развитие интереса к учению; формирование исполнительских навыков.
Гигиенические требования к организации самоподготовки.
- Наличие классных комнат, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом;
- Поддержание нормального температурного режима.
- Равномерная и достаточная освещенность всего помещения
- Регулярное проветривание классных комнат.
- Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
- Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
- Поддержание чистоты и порядка в классе.
- Соблюдение школьниками личной гигиены.
- Сохранение у детей правильной позы во время работы.
- Проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем
Дидактические требования к самоподготовке.
- Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
- Задания ученики выполняют самостоятельно.
- Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
- Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, оценка воспитателем).
- Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
- Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные требования к самоподготовке.
- Отказ от применения каких-либо мер наказания.
- Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
- Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
- Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
- Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:
- коллективная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- индивидуальная.
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой
Основные этапы самоподготовки:
- Организационный этап. Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.
- Выполнение домашнего задании по предметам. (Самостоятельное изучение материала).
- Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.
- Заключительный педагогический контроль
Организация выполнения домашних заданий.
Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.
На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.
В целях максимальной эффективности самоподготовки и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. Воспитатель также организует систематическую работу по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.
В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.
II. Тематическая прогулка, экскурсия
Тематическая прогулка, экскурсия проводится с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся знаний, или приобретения новых, а также для решения конкретных воспитательных и коррекционных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации воспитанников. Тематика прогулок и экскурсий может быть связана с учебными предметами, внеклассными занятиями, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
При проведении тематических прогулок и экскурсий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется специальная подготовка:
- постановка учебных, воспитательных и коррекционных задач;
- определение содержания, словаря;
- разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы воспитанников в целом;
- подготовка оборудования, при необходимости;
- предварительное ознакомление воспитателя с местом проведения прогулки, экскурсии.
В ходе мероприятия воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, даёт словесные пояснения наблюдаемому ( для отдельных учащихся опорные таблички), вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.
После проведённого мероприятия, полученные знания и представления закрепляются при изготовлении книжек-малышек, альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчётов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме прогулки, экскурсии.
III. Беседа
Беседа как метод воспитания предполагает совместное с воспитанниками обсуждение различных проблем общественной жизни. Беседа – это организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Беседа состоит из нескольких этапов. На первом этапе педагог обосновывает тему. На втором, основном этапе беседы дается материал для обсуждения. Затем педагог начинает ставить вопросы так, чтобы воспитанники свободно высказывали свои мнения, приходили к самостоятельным обобщениям и выводам. На последнем, заключительном этапе педагог обобщает все высказывания, на их основе формулирует наиболее разумное, по его мнению, решение обсуждаемой проблемы.
Основные этапы проведения бесед:
- сообщение конкретных факторов;
- объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
- обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
- обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;
- применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения своих товарищей, других людей, как устно, так и письменно.
Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить воспитанники; те практические выводы, которые будут сделаны.
Задачами беседы в интернате для детей с нарушением слуха является:
- формирование и обогащение словарного запаса; повышение речевой активности детей с нарушением слуха;
- работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур;
- обучение построению связных речевых высказывание с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
- создание условий для формулирования развернутых связных высказываний;
- выработка умения высказывать своё отношение к рассказу учителя или товарища;
- воспитание честность, трудолюбие, ответственность за совершаемые поступки;
Беседа может проводиться с различной педагогической целью. В зависимости от этого изменяется ее характер и методика проведения. Так, в воспитательской практике широко применяется вводная беседа, в процессе которой педагог выясняет имеющийся у учащихся уровень, объем и характер знаний, Это становится отправной точкой для дальнейшей работы и определения методов изучения материала.
Другой характер носит беседа, которая проводится в процессе изучения нового материала. Путем постановки вопросов воспитатель направляет учащихся на активное восприятие и осмысление того или иного материала и подводит к правильным выводам и обобщениям.
Своеобразно строится беседа, проводимая с целью проверки усвоения материала, Она помогает выяснить правильность, объем и глубину приобретенных слабослышащими школьниками знаний. На этапе закрепления знаний проводится беседа, обеспечивающая прочность их усвоения, систематизацию и обобщение
Типы предложений от класса к классу усложняются: в начальных классах это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в среднем звене – сложные предложения с различными видами придаточных.
Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями в беседах, речевых упражнениях, при подготовке отчётов, сообщений, сочинений.
Темы бесед должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др. ).
Для письменных работ целесообразно брать те темы, которые связаны с конкретными наблюдениями, впечатлениями и действиями детей. Следует избегать широких тем, например, рассчитанных на описание природы (осень, зима и т.д.). Необходимо чаще использовать темы, связанные с общественно полезным трудом, способствующие решению задач трудового и нравственного воспитания.
Проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы.
Проводя беседу, воспитатель задаёт вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не даёт закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Таким образом, беседа имеет огромное значение в формировании личностных качеств воспитанников. Она помогает выработать правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, нравственным и политическим обязанностям.
IV. Внеклассное чтение
Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников. Оно направленно на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время.
Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, стойкую привычку к самостоятельному чтению, воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.
Задачи:
образовательные:
- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
- формирование умений школьников анализировать читаемые тексты;
- уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений; о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении;
- развитие навыков устной и письменной речи.
Воспитательные:
- разностороннее развитие личности школьников через воздействие художественной литературы;
- сопереживание, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словарного запаса слабослышащих школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
- создание условий для речевого общения учащихся, введения новых понятий в активный словарный запас учащихся путём расширения их речевой практики;
- овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи; расширение познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые, коллективные (фронтальные), индивидуальные.
В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных видах. Это может быть - сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. На занятиях по внеклассному чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Учитывая образовательно-воспитательные задачи и интересы и запросы учащихся класса воспитатель совместно с учителем подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения.
В программе по внеклассному чтению предусмотрено формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д.
Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.
Воспитатель не только организует внеклассное чтение, но и помогает детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведет учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).
Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению. Для этого организуются выставки книг с аннотациями к ним, рассказывается о писателях, демонстрируются диафильмы, организуется просмотр мультфильма или кинофильма по одному из произведений писателя.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
V. Игра
Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Специальными задачами являются:
- развитие и обогащение игровой деятельности детей;
- расширение круга знакомых им игр;
- Использование игры как коррекционного средства, в общем и речевом развитии ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Спортивные, подвижные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать игры проговариваниями, так как это снижает ценность так необходимой детям физической нагрузки.
Дидактической игре принадлежит важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.
Сюжетно-ролевая игра объединяет общение и предметную деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с ОВЗ воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.
- Организуя игры, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности слабослышащих детей и корректирует её:
- однообразие и бедность сюжетов;
- чрезмерную детализацию предметных действий;
- механическое подражание друг другу;
- трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию;
в игровом замещении предметов.
Вследствие этого воспитатель создаёт необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или её правилами.
Разные виды игр требуют разного объёма словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, слуха, навыков общения.
Важными условиями успешной организации и проведения игр являются следующие:
- тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;
- наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;
- обучение детей пользованию этими предметами, а также предметами-заменителями;
- обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;
- создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;
- поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.
VI. Бытовой труд
Бытовой труд занимает значительное место в общей системе воспитательной работы. Программа направлена на формирование в максимально доступном для каждого учащегося объеме навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
Цель: через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Задачи трудового воспитания детей, обусловлены общечеловеческими потребностями жизни человека в обществе и среде. К ним относятся:
- Воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду.
2. Через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
- уважение к представителям разных профессий;
- бережное отношение к своему и чужому имуществу;
- навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);
3. Создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни.
Специальными задачами трудового воспитания слабослышащих детей являются:
- целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры;
- формирование и активизация соответствующего словаря;
- развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности;
- формирование специальных двигательных умений и навыков;
- приучение к самостоятельному и осмыслению и выполнению любой работы;
- развитие мышления в разнообразных видах деятельности;
- совершенствование навыков планирования последовательности трудовых операций.
Через различные виды и формы труда по самообслуживанию: уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборка помещений и пришкольного участка, различные виды дежурства, овладение несложными навыки кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями - реализуется трудовая деятельность воспитанников в интернате.
Все этапы занятия должны быть максимально насыщены речевым общением. Воспитатель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий. Трудовые задания должны быть полезными, а поручение выполнить их – свидетельством доверия воспитателя, его уверенности в возможностях воспитанников. Недопустимо использовать труд как средство наказания воспитанников.
Занятия создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсий в магазины, на предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрирует образцы поведения человека в труде, учит навыкам общения.
В программе дается примерный перечень знаний и умений для уровней учебных возможностей учащихся. Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями.
Содержание общественно полезного, производительного труда весьма разнообразно и включает дела, приносящие пользу коллективу школы, окружающим людям.
Трудовое воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности, поэтому общие методы воспитания также должны быть эффективно использованы в системе трудового воспитания: убеждения, пример, требование, упражнения, одобрение.
Цели и задачи на 2012-2013 учебный год.
Мною были определены следующие воспитательные цели и задачи, направленные на формирование гармонично развитой личности каждого ребенка класса:
- работа по сплочению детского коллектива;
- развитие чувства аккуратности, опрятности;
- формирование чувства долга, ответственности;
- формирование навыков культурного поведения;
- работа по развитию познавательных интересов;
- систематическая работа по воспитанию у детей любви к Родине, ее традициям, обычаям;
- развитие детского творчества, фантазии, инициативы;
- воспитание детского коллектива и каждого ребенка.
Основные требования к знаниям и умениям по видам деятельности
Самоподготовка.
Основные требования к знаниям и умениямвоспитанников.
- Уметь организовать своё рабочее место, приготовить необходимые учебные принадлежности.
- Иметь записи домашних заданий в дневниках ежедневно.
- Самостоятельно повторять изученный на уроках материал перед приготовлением письменных заданий.
- Знать изученные орфограммы, применять правила при выполнении письменных упражнений.
- Владеть умением выполнять различные грамматические разборы, правильно ставить знаки препинания.
- Знать математические правила и формулы, уметь их применять при решении задач, примеров, уметь выполнять чертежи по заданным размерам.
- Уметь выполнять задания на контурных картах по географии и истории.
- Учить самостоятельно (при необходимости коллективно) устные предметы.
- Учиться выполнять задания на компьютере, используя услуги интернета(с помощью учителя по информатике).
- После выполнения заданий проводить самопроверку (по вопросам в конце параграфа) и взаимопроверку.
Беседа
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать
1. О событиях, происходящих в стране, об истории нашего отечества, города, о научных открытиях, знаменитых людях, о спортивных достижениях и спортсменах-земляках.
2. Государственные праздники, геральдику страны, города, основные законы Конституции.
3. О своих правах и обязанностях.
4. О здоровом образе жизни, об отрицательном влиянии на здоровье курения, употребления спиртных напитков.
5. О профессиональном самоопределении.
6. Правила поведения в различных ситуациях.
7. О вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, программами телевидения.
8. Правила культуры поведения, в отношениях со сверстниками, родственниками, педагогами, незнакомыми людьми.
Воспитанники должны уметь:
- внимательно слушать педагога, друг друга;
- задавать встречные вопросы, высказывать свои суждения;
- выступать с кратким сообщением о проведённой беседе;
- записывать тематику бесед, терминологию, связанную с ней;
- составлять текст поздравления, приглашения, письма;
- соблюдать правила поведения в классе, школе, на прогулке, в столовой, в библиотеке, общественном транспорте, в общественных местах.
- соблюдать правила пользования «голубым экраном».
Тематический план бесед
№ п/п | Содержание | Час. |
1. 2. 3. 4. 5. | I четверть Государственные праздники Правила дорожного движения. Здоровый образ жизни. Работа над собой Школа и правила поведения. | 2 1 2 1 2 |
Итого: | 8 | |
1. 2. 3. 4. 5. | II четверть Семья Правила этикета Правила безопасного движения Дружба и товарищество Праздник Новый год и Рождество | 2 2 1 1 1 |
Итого: | 7 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
| III четверть Праздники. Здоровый образ жизни В мире интересного Правила этикета Цена времени Работа над собой | 3 1 1 2 1 1 |
Итого: |
| 9 |
1. 2. 3. 4. | IV четверть Государственные праздники Правила этикета Здоровый образ жизни. Наш родной город. | 2 2 2 1 |
Итого: | 7 | |
Всего: | 31 |
Содержание программного материала.
Государственные праздники (7)
«20 лет Конституции России»; «Государственный праздник - День примирения и согласия»; «Праздник Новый год»; «Дню защитника Отечества посвящается»; «Женский праздник – 8 Марта»; «День Весны и Труда»; «Никто не забыт, ничто не забыто».
Знакомить с историей возникновения государственных праздников.
4 ноября - День воинской славы России — День народного единства; 12 декабря -День Конституции Российской Федерации; Новый год, Рождество Христово - 7 января, День защитника Отечества и Международный женский день.
Праздник весны и труда, День Победы.
Продолжать знакомить детей с основным законом Российской Федерации, закрепить знание государственных символов (герб, флаг, гимн России). Воспитывать чувство национальной гордости, патриотизм. Знакомить с историей возникновения государственных праздников.
Правила дорожного движения. (2)
«Моя жизнь и правила дорожного движения»; «Правила безопасного движения, культуры поведения на улице, в транспорте».
Дорожно-транспортная безопасность. ПДД. Дорожные знаки. Понятие «безопасность», «трудная ситуация». Служба спасения. Номера телефонов различных служб.
Здоровый образ жизни. (5)
« Наше здоровье. (Эмоции, чувства и поступки, стресс)», «Хорошее здоровье превыше всего», «Здоровый образ жизни (Зарядка, закаливание)» , «Твой внешний вид», «Скоро летние каникулы».
Формировать здоровый образ жизни, стойкую жизненную позицию. Показать губительное действие курения и алкоголя на формирующийся мозг подростков и на весь организм в целом.
Школа и правила поведения. (2)
«Классный коллектив. Беседа-диалог», «Школьный дневник».
Воспитывать моральные качества личности и нормы поведения. Приучать детей соблюдать правила поведения осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.
Семья (2)
«Наша дружная семья», «Поведение дома, в семье».
Способствовать взаимопониманию детей и родителей, прививать уважение и любовь к своим родным людям.
Правила этикета (6)
«Этикет, или просто хорошие манеры», «Основы этикета», «Культура приветствия, обращения, знакомства. Как не прослыть неприятным человеком», «Поговорим о вежливости», «Нехорошие слова». Недобрые шутки.
Помочь школьникам в усвоении общих моральных норм, убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета: умению вести себя в общественных местах, прививать хорошие манеры, вежливость. Воспитывать чуткость, доброту, уважение к старшим, толерантность по отношению к окружающим.
Дружба и товарищество (1)
«Дружба и товарищество»
Развивать чувство взаимопонимания, поддержки; Воспитывать умение понять и поддержать другого человека не за похвалу, а бескорыстно.
Праздники. (1)
«Рождество», «День святого Валентина», «Религиозный праздник - день Казанской иконы Божией Матери».
Знакомить с историей возникновения праздников.
И мире интересного (1)
«Семь чудес света».
Расширить и закрепить знания детей по истории нашей страны. Приучать детей готовить сообщения по заданной теме. Воспитывать интерес к истории.
Цена времени (1)
«Береги своё время и время других. (Цена времени)»
Воспитать ответственное отношение к своему и чужому времени, вооружить воспитанников рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
Работа над собой (2)
«Как воспитать уверенность и бесстрашие?», «Я умею управлять собой. Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
Учить анализировать своё поведение и поступки, умение находить причину страхов и способы преодоления.
Наш родной город. (1)
«Город на белой горе».
Познакомить с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край.
Внеклассное чтение.
Основные требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанники должны знать/понимать
1. Содержание изученных литературных произведений;
2. Основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков; изученные теоретико-литературные понятия;
Воспитанники должны уметь:
- работать с книгой ;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения их или фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа (кратко, выборочно, с изменением лица рассказчика.);
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, принимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- давать устный или письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждения о героях произведения, о его нравственном содержании).
Тематический план внеклассного чтения.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. | I четверть. Мифы, легенды, сказания. Устное народное творчество. Народные сказки Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века. | 6 4 5 1 |
Итого: | 16 | |
2. 3. | II четверть. Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века. | 3 13 |
Итого: | 16 | |
1. 2. | III четверть. Из русской литературы XIX века. Из литературы XX века. | 14 6 |
Итого: | 20 | |
1. | IV четверть. Литература XX века. | 15 |
Итого: | 15 | |
Всего: | 67 |
Содержание программного материала.
I . Мифы, легенды, сказания. (6 ч.)
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие
мифов, связь мифов с верованиями древних людей. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
Античные мифы: «Вначале был Хаос…», «Зевс на Олимпе».
Австралийские легенды: «Откуда взялись звери, птицы и рыбы», «Созвездия Орион и Плеяды», «Откуда взялись звери, птицы и рыбы», «Созвездия Орион и Плеяды».
Сказания русского народа: «Масленица», «Голуби», «Серый волк».
II. Устное народное творчество. Народные сказки (4 ч.)
Малые жанры фольклора: загадки, частушки, песни, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые).
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
III. Сказки народов мира. (5 ч.)
Знакомство с культурой народов мира; отличием русских народных сказок от сказок других народов. Итальянская сказка «Волшебное кольцо», Шведская сказка «Замухрышка», Индийская сказка «Золотая рыба».
IV. Из русской литературы XVIII века. (4 ч.)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному
творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в
баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная
направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
А. Кантемир. «Верблюд и лисица», М. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк…», А. Сумароков. «Волк и Ягненок», М. Херасков. «Ворона и Лисица».
Из русской литературы XIX века. (27 ч)
И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.
«Волк и Ягненок», «Листы и Корни», «Лисица и виноград»
В. Жуковский. «Светлана», К. Рылеев. «Иван Сусанин», А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. Пушкин. «Кавказ»,
М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. «Ашик-кериб», «Пленный рыцарь».
В.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Поэзия природы. Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной»; «Утро в горах», А. Кольцов. «Осень», А. Кольцов. «Урожай», А. Фет. «Облаком волнистым…», «Печальная береза», И. Никитин. «Утро», «Пахарь», А. Майков. «Весна».
Л. Толстой. «Кавказский пленник».
Быль как литературный жанр. Нравственнаястойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) впротивопоставлении пассивности, слабодушию (Косты-лин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Сюжет и герои художественного произведения.
А.Чехов. «Пересолил».
Из литературы XX века. (21 ч.)
А. Куприн. «Чудесный доктор», И. Бунин. «Деревенский нищий», «Затишье», И. Бунин. «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…», К. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Блок. «Встану я в утро туманное…», «На весеннем пути в теремок…», С. Есенин. «Песнь о собаке», И. Соколов - Микитов. «Петька», И. Соколов - Микитов. «Зима», М. Пришвин. «Моя родина».
П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
«Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и художник.
«Идет война народная, священная война!..»
К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете», Л. А.Кассиль
«Рассказ об отсутствующем».
Рассказы о твоих сверстниках.
Е. Носов. «Варька».
Игра. Экскурсия.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать/понимать
1. Иметь знания об истории своего края, города, его достопримечательностях, знаменитых земляках.
2. Проявлять интерес к творчеству художников, скульпторов, деятелей искусства, науки и техники.
3. Знать и соблюдать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий.
4. Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте.
5. Принимать активное участие в жизни школы, в её конкурсах, выставках, соревнованиях, художественной самодеятельности.
6. Знать правила этикета при приёме гостей, уметь занять их.
7. Знать разученные игры, играть в них самостоятельно, выполнять правила игр, уметь разгадывать различные головоломки.
8. Пополнить знания об особенностях жизни растений и животных нашего края и других природных зон.
9. Знать о спортивных достижениях страны и нашей области, о знаменитых земляках-спортсменах.
10. Виды городского транспорта, оплатить проезд с помощью проездных документов;
Воспитанники должны уметь:
- оказывать себе и товарищам первую медицинскую помощь;
- вызвать врача «Скорой помощи», бригаду МЧС(03, 112); чётко сообщить нужную информацию по телефону;
- принимать гостей;
- накрывать стол.
- выполнять игровые движения, соответствующие тематике игры;
- вести диалог в ходе игровой ситуации;
- выполнять приём передачи мяча снизу и сверху;
- распределять роли, выбирать ведущего,
- правила поведения в знакомых и малознакомых компаниях;
- получать информацию в аптеке о наличии нужного лекарства;
- пользоваться банкоматом, обратиться к оператору банка с просьбой (открыть лицевой счёт, о наличии льгот).
Тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | I четверть Экскурсии. Тематическая прогулка. Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Спортивно – подвижная игра Посещение кинотеатра. | 3 1 1 1 1 1 |
Итого: | 8 | |
1. 2. 3. 4
| II четверть Экскурсии. Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Спортивно – подвижная игра | 3 2 1 2 |
Итого: | 8 | |
1. 2. 3. 4. | III четверть Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Спортивно – подвижная игра Экскурсия | 3 1 4 1 |
Итого: | 9 | |
1. 2. 3. 4. | IV четверть Экскурсия Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра Спортивно – подвижная игра | 3 2 1 2 |
Итого: | 8 | |
Всего: | 33 |
Содержание программного материала.
Экскурсии. (9)
Экскурсия в городской зоопарк. Экскурсия на почту. Экскурсия в магазин. Экскурсия в осенний парк. Экскурсия в медицинский кабинет. Экскурсия в парк поздней осенью. Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в весенний парк. Экскурсия в салон красоты.
Подвижные игры:
- «Третий-лишний», «Пять в ряд».
- игры с элементами общеразвивающих упражнений «Передача мячей»;
- игры с метанием «Попади в мяч», « Снежки»;
- на развитие внимания « Отгадай движение»;
- «Городки», «Лапта», «Бадминтон», «Теннис»;
- на развитие функции равновесия – «Экипажи»;
- игры с бегом « Забеги номеров»,
- эстафеты – с бегом, прыжками, преодоление препятствий.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- викторины, головоломки, ребусы, загадки, кроссворды, сканворды, шарады, чайнворд
- «Разговор по телефону»
- « Допиши предложения»
- « Поле чудес», « Пойми меня»
- « Где ошибся художник »
- « Похож - не похож »
- « Отгадай по описанию»
- « Четвёртый лишний»
- « Найди ошибку в тексте»
- « К нам пришли гости»
- Сюжетно-ролевые игры.
«Встречаем гостей»
- Знакомить с правилами этикета при приеме гостей, правилами сервировки стола, подачи блюд.
- Воспитывать гостеприимность, доброжелательность, умение занять гостей.
«Мы пришли в кафе»
- Продолжать знакомить с правилами поведения в местах общественного питания, напомнить о культуре еды.
- Учить пользоваться меню, делать заказы блюд официанту, благодарить за его услуги, расплачиваться за угощение.
«Оказание первой медицинской помощи при ДТП»
- Обучать учащихся простейшим приемам оказания себе и товарищам первой медицинской помощи:
- остановить кровь и обработать рану йодом, забинтовать;
- наложить жгут на поврежденный сосуд;
- при вывихах и переломах наложить шину;
- при обмороках уложить пострадавшего на спину, потереть виски нашатырным спиртом и дать понюхать нашатырь;
- при остановке дыхания сделать искусственное дыхание;
- вызвать врача «Скорой помощи»по телефону или бригаду МЧС(03, 112).
«Юные повара»
- Закрепить навыки приготовления пищи, полученные на часах домоводства.
- Повторить правила гигиены, которые нужно соблюдать на кухне и правила безопасности при работе с режущими предметами и горячей бытовой техникой.
- Дидактические игры.
- Развивать память, внимание, смекалку.
- Корректировать речь, развивать моторику рук.
- Расширять кругозор детей, углубить знания по истории, литературе, русскому языку, биологии, по правилам дорожного движения и транспортным средствам.
- Подвижные игры.
- Укреплять здоровье, совершенствовать физическое развитие детей.
- Развивать ловкость, силу, смелость, координацию движений.
- Формировать правильную осанку в статических положениях и в движениях.
- Совершенствовать навыки в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча.
- Воспитывать чувство поддержки и взаимовыручки.
Бытовой труд.
Основные требования к знаниям, умениям воспитанников.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- название и назначение трудового инвентаря;
- общие сведения, приёмы разметки(шаблоном, линейкой, угольником, циркулем);
- о профессиях (столяр, плотник, слесарь, шофёр, швея, парикмахер, повар);
- правила ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, подкормка, пересадка, борьба с вредителями комнатных растений.
Воспитанники должны уметь:
- организовать рабочее место, соблюдать порядок во время работы, уборка после работы;
- понимать технические рисунки, эскизы;
- самостоятельно изготовлять предметы, заданные воспитателем;
- выращивать растения;
- обрабатывать грядки, клумбы, сажать и ухаживать за деревьями в саду;
- овладеть несложными навыками кулинарии.
Тематический план.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Практические задания |
1. 2. 3. 4. 5. | I четверть Уход за жилищем Уход за одеждой Питание Уход за комнатными растениями. Уход за обувью | 2 3 1 1 1 | 2 1 1 1 1 |
Итого: | 8 | 6 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | II четверть Уход за жилищем Питание Изготовление украшений к празднику. Работа с бумагой. Уход за обувью Уход за книгами | 3 1 1 1 1 1 | 2 1 1 1 1 1 |
Итого: | 8 | 7 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | III четверть Уход за жилищем Уход за одеждой Питание Личная гигиена. Уход за книгами. Работа с бумагой. | 1 2 1 2 1 2 | 1 1 1 1 1 2 |
Итого: | 9 | 6 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | IV четверть Уход за жилищем Питание. Работа с бумагой. Лекарственные растения. Уборка территории. Уход за комнатными растениями | 1 2 2 1 1 1 | 1 2 2 1 1 1 |
Итого: | 8 | 6 | |
Всего: | 34 | 18 |
Содержание программного материала.
Уход за одеждой. 4 ч.
Стиль в одежде. Ремонт одежды и уход за ней. Мелкий ремонт одежды.
- Научить детей пришивать пуговицы. Ставить аккуратные заплатки. Стирать носки, колготы, нижнее бельё.
- Прививать стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, истоплотность, опрятность.
Уход за обувью. 2ч.
- Дать понятие о видах обуви : сезонная, по назначению, по видам материала.
- Учить правилам ухода за обувью: чистка, мытьё, сушка.
Питание. 5 ч.
Как накрыть Новогодний стол? Сервировка стола. Меню праздничного стола
Приготовление салата оливье. Приготовление оладьей.
- Научить готовить несложные блюда: салат оливье, оладьи.
- Учить соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности лри работе с электроприборами.
Уход за жилищем. 7ч.
Нужен нам во всём порядок. (Рабочее место, спальня). Генеральная уборка спальни, класса. Подготовка окон к зиме. Правила уборки санузла; ванна, унитаз, раковина. Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами. Правила уборки санузла; ванна, унитаз, раковина. Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.
- Дать понятие о видах жилища: индивидуальный дом, квартира; о назначении мебели; названии предметов мебели.
- Познакомить: с гигиеническими требованиями к жилым помещениям; со способами уборки, необходимым инвентарём и его способами хранения.
Уход за комнатными растениями. 2 ч.
Царство комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
- Познакомить с названиями комнатных растений в классе, с частями комнатных растений, со способами ухода, с необходимым инвентарём.
- Учить: пересаживать комнатные растения, рыхлить почву, поливать.
Личная гигиена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 8 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс
Рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью 9 класс по предметам:Альтернативное чтениеГрафика и письмоМатематические представления и конструированиеРучной трудСоциально - бытовая орие...
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)
Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....
рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью 6 класса
Данная рабочая программа составлена для детей с умеренной умственной отсталостью для 6 класса по образовательным областям - чтению, письму, математике, ИЗО. На основе программы специальных...
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...
"ФОП и ФАОП. Конструкторы рабочих программ для детей с ТНР и детей с ЗПР"
В материале доступно объяснены понятия ФОП И ФАОП. Представлена презентация по данной теме и конструкторы АОП для детей сТНР и ЗПР....