Аналитический отчёт (2013-2018 гг)
методическая разработка по теме
Аналитический отчёт учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_lavkert_2018_itog.docx | 121.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шамарская средняя общеобразовательная школа № 26»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С 2013 ПО 2018 г.г.
Составитель:
Лавкерт Наталия Николаевна
учитель русского языка и литературы
1категория
п. Шамары
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-4
Аналитическая часть
1. Теоретические основы применения современных образовательных технологий
1.1 Механизмы реализации системно-деятельностного подхода 5-7
1.2 Технология проблемного обучения 7-8
1.3 Метод проектов 8-9
1.4 Технология развития критического мышления 9-10
1.5 Информационно-коммуникационные технологии 10-11
1.6 Здоровьесберегающая технология 11
2. Анализ продуктивности педагогической деятельности
2.1. Анализ успеваемости и качества знаний учащихся за межаттестационный период 11-13
2.2 Анализ результатов ГИА по русскому языку 9 класс 13-15
2.3 Мониторинг результатов при подготовке к ГИА по русскому языку 15-17
2.4. Результаты внеучебной деятельности учащихся 17-20
2.5 Внеурочная деятельность по предмету 20-21
2.6 Анализ деятельности классного руководителя 21
3. Совершенствование профессионального мастерства учителя
3.1 Участие в МО, семинарах, школьных и муниципальных конкурсах21-22
3.2 Экспертная деятельность 23-24
3.2 Сведения о наградах 24-25
3.3 Сведения о повышении квалификации 25
Проектная часть 25-26 Заключение 26 Список литературы 27
Приложение 28
Введение
Стратегическая цель государственной политики в области образования зафиксирована в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) и сформулирована следующим образом: «…повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Перед школой и учителями стоит новая приоритетная задача подготовки личности, умеющей ориентироваться в условиях быстро меняющейся среды. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). Конституция РФ в статье № 43 гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных учреждениях. Таким образом, моя педагогическая деятельность основывается на следующих нормативно – правовых документах:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон Свердловской области №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» от 09.07.2013 (Закон Свердловской области от 17.12.2014 №120-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010., утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897 (с изменениями);
• Основная образовательная программа МКОУ «Шамарская СОШ №26», утвержденная приказом от 31.08.2016 Г. № 266-О.
Какие бы не предусматривались нововведения в системе образования, будь то реформа образования или национальный проект, реализуемый в настоящее время, все они направлены на повышение качества образования. Ради этого разрабатываются программы, проекты и планы, именно этот критерий является основным при определении эффективности деятельности каждого образовательного учреждения, педагогического коллектива, отдельного руководителя и педагога.
Главной целью своей профессиональной деятельности в качестве учителя считаю создание условий для получения учащимися качественного образования по русскому языку и литературе.
Понятие «Качество образования» рассматривается как соответствие системы, процесса, результата образования потребностям личности, общества, государства.
Среди признаков, по которым мы можем судить качественно ли получаемое детьми на разных ступенях обучения образование или нет, можно указать следующие:
-наличие положительной динамики (или стабилизация) в части формальных показателей результата образования, свидетельствующих об уровне усвоения обучающимися и воспитанниками требований ГОС и ФГОС;
-активность и результативность участия обучающихся и воспитанников в фестивальном движении, иных конкурсных мероприятиях, направленных на развитие социального творчества;
-успешность социальной адаптации обучающихся и воспитанников, в том числе готовность к получению общего и профессионального образования.
На межаттестационный период в соответствии с должностными обязанностями, целевыми установками образовательной программы школы мною была определена цель: сохранение высокого качества образования учащихся и формирование всесторонне развитой личности школьников через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и активное включение обучающихся во внеурочную деятельность.
Были определены условия реализации цели, которые сформулированы в задачах, а именно:
-создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся, формирования навыков их саморазвития и самовоспитания и адекватной самооценки;
-формировать у обучающихся УУД, которые позволят добывать и расширять полученные знания самостоятельно;
-способствовать качественному сопровождению учащихся, выходящих на итоговую аттестацию;
-принимать участие в различных конкурсах для учителей и учащихся.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие направления работы:
Профессиональное
1. Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление особенностей построения учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода.
2. Изучение и внедрение новых технологий деятельностного типа, способствующих развитию познавательных и творческих способностей обучающихся.
3.Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей русского языка и литературы.
Методическое
1. Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
2. Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Аналитическая часть
1. Теоретические основы применения современных образовательных технологий
1.1 Механизмы реализации системно-деятельностного подхода
Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.
Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.
Для достижения в процессе обучения желаемых целей и результатов, в системно- деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
Особенность построения этих типов урока заключается в том, что каждый этап урока направлен на формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Рассмотрев структуру урока открытия нового знания, я сделала выводы, что данная модель организации учебной деятельности учащихся не только способствует формированию универсальных учебных действий, но и позволяет обучающимся приобрести необходимый опыт получения знаний и их дальнейшего практического использования в жизни. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Урок открытия нового знания, как эффективный метод формирования УУД»
Таблица 1
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные | Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3.Выявление места и причины затруднения. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные | Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5. Реализация построенного проекта. | Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные | Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные Личностные Познавательные | Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. И всё же данная таблица позволяет уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку и литературе, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования.
Обеспечить осуществление всех принципов системно-деятельностного подхода возможно только при организации учебной деятельности обучающихся с опорой на современные образовательные технологии деятельностного типа.
Для повышения эффективности образовательной деятельности при проведении уроков в средней школе, я использую элементы следующие современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, ИКТ, игровая, здоровьесберегающая технология, метод проектов. Остановлюсь на некоторых из них.
1.2 Технология проблемного обучения
Всё больше времени и места на моих уроках начинает занимать технология проблемного обучения, которая предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к образованию, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач
Таким образом, применение этой технологии на уроках позволяет мне не только обеспечивать более высокое качество усвоение знаний обучающимися, но и способствует овладению ими системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции обучающихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.
1.3 Метод проектов
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность, поэтому я продолжила изучение педагогической технологии – метод проектов.
Мною была организована работа над проектами « Сказка, написанная мною», «Басня», «Иллюстрирование сюжета произведения», «Иллюстрации к сказке А. Погорельского», «Инсценирование басни», « Словесные и живописные портреты литературных героев» и многие другие. Чем ценна проектная деятельность для школьника? У ребёнка появляется возможность проявить свои творческие способности, знания в определённой области, сделать что-то самостоятельно или в группе, презентовать результат своей работы. Таким образом, работа над проектом затрагивает не только познавательные стороны обучения, но и способствует формированию у детей УУД, таких как: регулятивные (умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать результаты, относительно поставленной цели, оценивать и т.д.); познавательные (осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием различных источников, записывать эту информацию, в том числе с помощью ИКТ и т.д.), коммуникативные (умение слушать, вступать в полилог, принимать иную точку зрения, предлагать и корректно отстаивать своё мнение, взаимодействовать с одноклассниками, учителем, родителями и т.д.). При достижении личностных результатов у школьника формируются: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, чувства сопричастности и гордости за свою школу, Родину, их историю, осознание ответственности за общее благополучие, нравственная оценка как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимание чувств людей и сопереживание им, развитие эстетического чувства на основе знакомства с культурой школы, города, края. Они осознают свою значимость в классе, передавая полученные знания коллективу. Тем самым повышается самооценка обучающихся, что немаловажно. Проектная деятельность даёт возможность ученику не только раскрыть свои творческие способности, но и учит ребёнка учиться.
В 2014 г. мой ученик 5 класса разработал исследовательский проект «Мы в зеркале пословиц» и принял участие в школьном этапе научной конференции.
- Технология развития критического мышления
Требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету.
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности
Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:
- ученики с интересом читают тексты, когда необходимо прогнозировать дальнейшие события (чтение с остановкой);
- умеют четко аргументировать свою позицию при написании сочинения – рассуждения на ОГЭ по русскому языку, литературе;
- умеют работать с текстом (с критической статьей) и т.д.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
- Информационно-коммуникационные технологии
XXI век – век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет мне повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа - и Интернет-ресурсов. Компьютер для меня – незаменимый помощник для подготовки уроков, на уроках и во внеурочной деятельности.
Основные направления использования компьютерных технологий на моих уроках следующие:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- Тренажёр (подготовка к ГИА и ЕГЭ)
- Контроль за умениями, навыками учащихся
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я показываю фрагменты видеофильмов, музыкальные произведения, презентации, схемы, таблицы. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Ресурсы сети Интернет использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
- Здоровьесберегающая технология
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы элементы здоровьесберегающих технологий. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультразминку.
2. Анализ продуктивности педагогической деятельности
- Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся за межаттестационный период.
Целенаправленная деятельность по совершенствованию условий для получения учащимися качественного образования по русскому языку и литературе, совершенствованию мониторинга и условий, способствующих качественному сопровождению учащихся, выходящих на итоговую аттестацию, а также постоянная работа по повышению собственного профессионализма была эффективной, о чем свидетельствуют полученные результаты: прежде всего это показатели качества образования:
Успеваемость рис.1
Качество образования
Таблица 1
Русский язык
год | класс | всего учащихся | % качества |
2013-2014 | 6б, 7б, 8б | 48 | 53 |
2014-2015 | 7б, 8б, 9б | 51 | 49 |
2015-2016 | 5а, б ,8б, 9б | 51 | 67 |
2016-2017 | 6а, б, 9б | 51 | 67 |
Таблица 2
Литература
год | класс | всего учащихся | % качества |
2013-2014 | 6б,7б, 8б | 48 | 63 |
2014-2015 | 7б, 8б, 9 б | 51 | 63 |
2015-2016 | 5а, б, 8б, 9б | 51 | 75 |
2016-2017 | 6а, б, 9б | 51 | 75 |
Качество обученности.
Рис. 2
Данные таблицы и график наглядно демонстрируют, что качество обученности повышается: с 53% в 2013-2014учебном году до 67% в 2015-2016,2017 учебном году по русскому языку; с 63% в 2013-2014 учебном году до 75% в 2015-2016, 2017 учебном году по литературе. Соответственно наметилась положительная динамика.
2.2 Анализ результатов ГИА по русскому языку в 9 классе
Большое внимание в педагогической деятельности мною было уделено совершенствованию условий подготовки учащихся к итоговой аттестации. Качество создаваемых для учащихся, выходящих на итоговую аттестацию, условий способствовало получению достаточно высоких результатов итоговой аттестации:
Количество учащихся, сдававших ОГЭ
по русскому языку в 9 классе (2014-2017)
Таблица 3
Год | Количество учащихся по списку | % качества | % успеваемости |
сдачи | |||
2014-2015 | 16 | 69 | 100 |
2015-2016 | 15 | 75 | 100 |
2016-2017 | 16 | 78 | 100 |
Качество и успеваемость учащихся, сдававших ОГЭ
по русскому языку в 9 классе (2014-2017)
Рис.3
Количество учащихся, сдававших ОГЭ по русскому языку на «3», «4», «5». (2014-2015, 2015-2016,2016-2017 гг.)
Рис. 4
Средний балл за ОГЭ по русскому языку 9 класс(2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 гг.)
Таблица 4
Учебный год | русский язык |
2014-2015 | 3,6 |
2015-2016 | 4,2 |
2016-2017 | 4,1 |
Рис. 5
Таблицы и диаграммы наглядно демонстрируют высокий уровень усвоения минимума содержания образования по русскому языку: средний балл по русскому языку, полученный моими учащимися, достаточно высокий.
Среди экзаменуемых были учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ( 2014-2015 учебный год - два ученика, сдавших успешно ОГЭ на «4» и «3»; 2016-2017 учебный год - одна ученица, сдавшая ОГЭ на «4»). При подготовке к ОГЭ с этими детьми составляла индивидуальные образовательные маршруты. Подготовка была индивидуальной «учитель-ученик», выполняли поэтапно задания КИМов по русскому языку (работа с текстом, умение слушать, пересказывать, вычленять самое главное, умение строить ответ на поставленный вопрос, отвечать аргументировано).
2.3 Мониторинг результатов при подготовке к ГИА
Подготовка к ОГЭ - процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Достижение любого результата невозможно без мониторинга. Мониторинг позволил мне своевременно выявлять затруднения каждого ученика и организовать эффективное сопровождение.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
-достигается ли цель образовательного процесса,
-существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущей диагностики,
- существуют ли предпосылки для совершенствования собственной работы.
Мониторинг отдельных показателей, таких как успеваемость, качество обученности учащихся проводился в школе давно. Теперь же личностный подход к ребенку стал обязательным условием его успешности, возникла необходимость иметь полную информацию о ребенке.
Мониторинг уровня качества знаний и обученности учащихся проводится через КИМы по русскому языку в следующие сроки: в сентябре (с целью определения остаточных знаний учащихся), в декабре (с целью определения затруднений учащихся и определения дальнейших действий по ликвидации этих затруднений) и в апреле (с целью определения уровня качества знаний на конец учебного года). Их результаты обобщаются и анализируются мною.
Веду собственный мониторинг «Мониторинг качества усвоения программного материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку (Приложение 1), в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года. Диагностика проводится после выполнения варианта учеником ( 2-3 раза в месяц). В сводных таблицах, которые я заполняю ( они являются общедоступными для учащихся), они могут отследить свои результаты и проанализировать ошибки, которые вызвали определённые трудности в теоретическом усвоении и практическом применении.
Также учащиеся ведут собственный мониторинг результатов выполнения проверочных работ в формате ОГЭ. Они могут проанализировать свои результаты, что успешно выполняют, а что вызывает затруднения при выполнении.
В систему контроля уровня ЗУН предлагаю включить зачётный лист ученика, составленный в соответствии с кодификатором ГИА. В нем перечисляются те разделы языка, по которым учитель планирует провести зачетную работу, чтобы определить уровень овладения обучающимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в мониторинговый лист выставляю отметку, что позволяет мне выстроить индивидуальную учебную траекторию для каждого обучающегося.
Индивидуальная траектория обучающегося предполагает:
- анализ зачётного листа обучающегося с целью выявления тех тем русского языка, которые вызывают у него определённые трудности в теоретическом усвоении и практическом применении;
- диагностику психолого-педагогических особенностей «проблемного» обучающегося, что необходимо для выбора наиболее приемлемых для данного ребёнка форм и методов педагогического воздействия;
- выработку системы работы по лучшему (продуктивному) усвоению выявленных тем с учётом психолого-педагогических особенностей обучающегося.
Для меня диагностической информацией являются результаты контрольных работ, тестирований, ДКР, РТ, вариантов ОГЭ по русскому языку и их динамика в продвижении. Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у меня как учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке к собственным знаниям.
Проводимый мною педагогический анализ результатов каждой четверти, диагностик, контрольных работ разного уровня, административных срезов, репетиционных тестирований позволял своевременно определять проблемы в собственной деятельности и работать над их устранением.
Сравнительный анализ результатов мониторинга за 2013-2017 учебные годы обучения показал положительную динамику, что свидетельствует о том, что организация образовательной деятельности способствует развитию качества образования.
2.3 Результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня учащихся
Уверенность в качестве своих знаний – стимул к предъявлению учащимися своих образовательных результатов на всех уровнях. Причем, они занимают призовые места, награждаются грамотами, дипломами, сертификатами, – это неформальные показатели качества обучения, а значит, качества создаваемых условий:
Таблица 5
Предъявление учащимися
образовательных результатов по русскому языку и литературе в мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней
учебный год | уровень | мероприятие | результат |
2013-2014 | Школьный | Олимпиада по русскому языку и литературе | 1,2,3 место |
Школьный Муниципальный Муниципальный | Научно- исследовательская конференция. Защита проекта «Мы в зеркале пословиц» Конкурс чтецов «Скажи-ка, дядя» Конкурс «Живая классика» | 2 место Грамота за артистизм Грамота за выразительное чтение | |
Региональный | Региональный конкурс сочинений эпистолярного жанра «Лучший урок письма-2013» | Диплом участника | |
2014- 2015 | Школьный | Олимпиада по литературе | 1,2 место |
Олимпиада по русскому языку | 3 место | ||
Всероссийский
| Всероссийский конкурс «Мультитест» | 18 место | |
Муниципальный | Фестиваль, посвящённый 200-летию М.Ю.Лермонтова | сертификат участника | |
Муниципальный Школьный | Конкурс чтецов, посвящённый 70-летию ВОВ «Бессмертный подвиг» | 2 место 1 место | |
Школьный | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» | 3 место | |
Церковь+ школа | Сочинение о трезвости | 1, 2 место | |
2015-2016 | Школьный
| Олимпиада по русскому языку | 1,2,3 место |
Муниципальный | Всероссийский конкурс сочинений | 1 место | |
Школьный | Лингвистический конкурс «Русский медвежонок» | 1,2,3место
| |
Школьный | «Читающая молодёжь-здоровье нации» (презентация) | 1 место | |
Муниципальный | Всероссийский конкурс «Живая классика» | победитель | |
Международный | Международный конкурс «Грамотей спринт» | сертификат участника за 100% грамотность | |
Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси» | сертификат | ||
Школьный | Конкурс чтецов «Стихотворения из заветной шкатулки» | 2,3 место | |
2016-2017 | Школьный | Олимпиада по русскому языку Олимпиада по литературе | 1,2,3 место 1 место |
Школьный Муниципальный | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» Всероссийский конкурс «Живая классика» | 1,2,3 место в школе, 7 в районе 3 место | |
Региональный | Всероссийский конкурс «Живая классика» г. Екатеринбург | Сертификат участника | |
Муниципальный Региональный | Всероссийский конкурс сочинений Всероссийский конкурс сочинений | 1 место Победитель регионального этапа | |
Школьный | Конкурс чтецов, посвящённый году экологии | 2 место | |
2017-2018 | Муниципальный | Всероссийский конкурс сочинений | 2 место |
Муниципальный | Олимпиада по литературе | призёр |
По таблице можно увидеть, что ежегодно мои учащиеся занимают призовые мета не только в разных видах деятельности, но и в мероприятиях разного уровня. Причем, это не одни и те же учащиеся, что ещё раз свидетельствует о качестве получаемых ими знаний.
2.6 Внеурочная деятельность по предмету (ИГЗ по русскому языку)
Внеурочная деятельность по предмету, направленная на расширение и углубление знаний учащихся, развитие их познавательной активности, повышение качества образования, формирование УУД учащихся мною организуется через ведение курсов из части УП, формируемой участниками образовательных отношений, и реализуется в индивидуальных и групповых занятиях по русскому языку. Занятия курсов внеурочной деятельности дифференцированы и позволяют ученикам, заинтересованным в изучении русского языка на более высоком уровне, расширить рамки стандарта, развить свои умения при решении сложных вопросов. Для подготовки учащихся к итоговой аттестации мною были разработаны рабочие программы индивидуальных и групповых занятий по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку (9 класс)».
Таблица 8
Учебный год | Класс | Курс внеурочной деятельности |
2014-2015 | 8,9 | Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе» Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 8 класс |
2015-2016 | 8,9 | Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе» Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 8 класс |
2016-2017 | 9 | Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе» |
2017-2018 | 5,7 | Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку |
Эти курсы являются обязательными для изучения на основании 100% выбора обучающимися и их родителями.
2.7 Анализ деятельности классного руководителя.
Имею позитивные результаты работы в качестве классного руководителя (2016-2017, 2017-2018 учебный год): формируется система самоуправления в классе; динамично развиваются межличностные отношения; класс сплоченный, принимает активное участие в общественной жизни школы и посёлка; отлажена система взаимодействия с родителями; прививаются духовно-нравственные ценности, формируется активная гражданская позиция. Обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах разного уровня. В 2016-2017гг. становились победителями муниципальных творческих конкурсов: «Фестиваль иностранных языков», «Петрушка», «Вверх по радуге», чемпионат по пауэрлифтингу среди воспитанников ДЮШСА, Тинейджер - лидер, «Дорогами добра», «Мы против коррупции».
Происходит формирование личностных УУД, обеспечивающих решение задач ценностно-личностного развития учащихся реализуется в большей степени во внеурочной деятельности и дополнительном образовании: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов, возможностей каждого ученика, обсуждение тех или иных поступков и решений. Эта работа может быть успешной только в случае создания атмосферы сотрудничества: педагог- обучающийся- родители.
3. Совершенствование профессионального мастерства учителя
3.1 Участие в МО, семинарах, школьных и муниципальных конкурсах
В ходе реализации задачи по повышению собственного профессионализма принимала участие в муниципальном методическом объединении учителей русского языка и литературы, семинарах, сообществе учителей (школы и муниципалитета).
Таблица 6
Год | Мероприятие | Тема | Форма участия |
2014 | Муниципальный рейтинг учителей русского языка и литературы Шалинского ГО. | Диагностическая карта | 3 место |
МО учителей русского языка и литературы (школьный уровень) | Руководитель МО | ||
2016 | Семинар «Использование методов и приёмов, направленных на повышение качества образования обучающихся в урочной и внеурочной деятельности». | «Мониторинг результатов образовательных достижений обучающихся по русскому языку». | Выступление, обмен опытом |
2016-2017 | Составление календарно-тематического планирования по литературе для школ филиала МБОУ «Шамарская СОШ№26» | Календарно-тематическое планирование по литературе для 6, 7 класса (ФГОС) | Календарно-тематическое планирование |
Признана лучшим учителем МКОУ «Шамарская СОШ №26» по итогам общешкольного мониторинга в номинации «Лучший учитель года ». | Номинация «Лучший учитель года ». | Результаты работы | |
2017-2018 | Муниципальный рейтинг учителей русского языка и литературы Шалинского ГО. | Анкета участника | 2 место |
3.2 Экспертная деятельность
Принимала участие в мероприятиях, в которых требовалась моя предметная компетентность.
Таблица 7
учебный год | Деятельность |
2013-2014 |
|
2014-2015 |
|
2015-2016 |
|
2016-2017 |
|
2017-2018 |
|
(муниципальный уровень п. Шаля) |
3.3 Сведения о наградах
За межаттестационный период отмечена:
- Дипломом в рамках регионального конкурса сочинений эпистолярного жанра «Лучший урок письма-2013» за активное участие и организацию работы с учащимися (2013);
-Дипломом Организационного комитета Конкурсов ИРШО г.Калининград за организацию сверхпрограммного конкурса «Мультитест», объявленного Институтом Развития Школьного Образования (2014);
- Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд»» (2014г.);
- Благодарственными письмами Управления образованием Шалинского городского округа «За подготовку победителей муниципального конкурса чтецов « Бессмертный подвиг» (2015г.), «За подготовку участника муниципального этапа Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» (2016г.);
- Сертификатом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» «За методическое сопровождение победителя 1 этапа Всероссийского конкурса сочинений» (2016).
3.4 Сведения о повышении квалификации:
Понимая, что от уровня сформированности моих компетентностей зависят образовательные достижения моих учеников, с целью повышения собственного профессионализма я прошла курсы повышения квалификации:
- 2014г. - Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «ИРО» « ФГОС общего образования: идеология, содержание, технологии введения (подготовка учителей основной школы к введению ФГОС)», 108ч.
-2014г, 2017г. - ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Подготовка экспертов территориальных подкомиссий по русскому языку», 24ч.
-2016г. - ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Современные модели обучения на основе информационных и коммуникационных технологий», 120 ч.
-2017г. – АНО ДПО «ЦПР ПРОФИ» « Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», 20 ч.
Использование системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий, повышение квалификации, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, стремление к самообразованию позволили достичь мне цели педагогической деятельности и обеспечить получение стабильных результатов в обучении учащихся.
Проектная часть
Цель моей деятельности на очередной межаттестационный период – повышение качества образования на основе внедрения современной системы оценки достижений учащихся.
Поэтому планирую осуществить разработку и внедрение современной системы оценки достижений учащихся.
Реализации цели поможет решение следующих задач:
1.Изучить научно – методическую литературу и педагогический опыт учителей русского языка по системе оценивания достижений учащихся.
2. Определить условия эффективности внедрения системы оценки образовательных результатов;
3.Проанализировать собственный опыт внедрения новой системы оценивания, отобрать эффективные приемы и методы оценивания и выявить условия, способствующие повышению эффективности системы оценивания учебных достижений обучающихся
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Заключение.
Полученные результаты за межаттестационный период дают возможность констатировать следующее: применение современных образовательных технологий, разнообразных методов и приемов, систематическое ведение мониторинга способствуют достижению положительного результата. Педагогическая деятельность направлена на формирование у обучающихся потребности к учению и саморазвитию. Наблюдается динамика роста качества знаний, повышение познавательной деятельности. Учащиеся успешно осваивают Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
3.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя - М., Просвещение, 2010.
4. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3-е издание, исправленное и дополненное – М., Педагогическое общество России, 2001.
6. Левитас В.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. -М., НИИ школьных технологий, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.minobraz.ru
2. http://www.obrnadzor.gov.ru
5. http://www.1september.ru
6. http://www.edu.ru
7. http://shkola.edu.ru
Приложение 1.
Мониторинг качества усвоения программного материала по русскому языку ученика (цы) 9- класса
Задания | Проверяемые элементы содержания | Дата проведения | |||||||
И1 | Изложение | ||||||||
2 | Информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос | ||||||||
3 | Средства речевой выразительности | ||||||||
4 | Правописание приставок | ||||||||
5 | Суффиксы | ||||||||
6 | Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы | ||||||||
7 | Словосочетание | ||||||||
8 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | ||||||||
9 | Однородные члены предложения | ||||||||
10 | Вводные слова | ||||||||
11 | Количество грамматических основ | ||||||||
12 | Сочинительная связь | ||||||||
13 | СПП с однородным, послед. подчинением | ||||||||
14 | Бессоюзное сложное предложение | ||||||||
15 | Сочинение 15.1, 15.2, 15.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения
Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
аналитическая справка по промежуточной аттестации
Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитическая справка (критерия №2)
Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТАМ «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА» И «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ» Аналитический сборник
В сборнике отражены материалы мониторингового исследования учебных достижений учащихся школ Казахстана по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история», проведенного Национальной академией обра...