Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветствие. Вступительное слово. - Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. |
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
| - Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.) - Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.) - Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.) | Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.
| Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3. Выявление места и причины затруднения
| - Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика ) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Графика?( Обозначение звуков буквами.) - Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.) - А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать) - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд): Закричал охотник: «Ой!» Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. - Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд) В этой сказке Нет порядка: Что ни слово - То загадка! Вот что Сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ Из блюдца есть сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. КОТ На море бьет Баклуши! КИТ Царапался, кусался, Если ж был неравен спор - От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину... КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: - Кис, кис! - Он охотно Спрыгнет вниз. | Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
| Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом). Упражнение 262. На магнитной доске схема: Звуки речи ∕ \ Гласные Согласные / \ / \ ударные безударные твердые мягкие / \ глухие звонкие
- Послушайте стихотворение Б. Заходера ( слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, - Очень просим всех ребят С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети! Вот они - стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
|
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
|
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
ФИЗ.МИНУТКА
6. Самостоятельная работа с самопроверкой |
- Наша работа будет продолжена в группах. 1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123. 2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. 3. Заполните таблицы: № 1 . Раздел науки о языке | Что изучает | Фонетика | Звуки речи | Орфоэпия | Правила произношения | Графика | Обозначение звуков буквами |
№ 2.
| Звуки речи | Буквы | Гласные | [а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6 | а, о,у,и, ы,э, е, ё, ю,я-10 |
№ 3.
| Глухие -10 | Звонкие -11 | Согласные | [к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч] | [б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р,й] |
№4 Всегда мягкие | [ч,ш,й] | Всегда твердые | [ж,ш,ц] | Шипящие | [ж,ш,щ,ч] |
Провожу правильность приемов работы с книгой, подвожу к обобщению. (Слайд)
Практика под руководством учителя: - Устное выполнение упр. 263, 266.
- Упр. 265, 267.
| Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Заполняют таблицы, используя материал учебника. Обмениваются таблицами, проверяют их. Оценивают работу. От каждой группы выступает докладчик по теме. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Физ.минутка | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
7.Рефлексия деятельности.
| - Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их? -Что понравилось на уроке? - Кто был самым активным? - А самым грамотным? |
| УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
8. Домашнее задание.
| §50-51. - Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков
- Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
|
|
|